Социально-культурные технологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурные технологии.



Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих… знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях (26).

Это весьма важный элемент внутренней среды. Именно на этом уровне практически реализуются те или иные функции организации и выполняются стоящие перед персоналом (отдельными людьми, их группами, коллективом в целом) задачи. Нам хорошо и давно знакомы словосочетания: технология выплавки стали, технология выпечки хлеба, технология возделывания почвы, технология пошива одежды и т.п. Нетрудно заметить, что в слове «технология» заключается совокупность способов и приемов выполнения какой-либо деятельности, последовательность выполнения необходимых операций. Существует немало рабочих определений этого понятия.

Так, например, в промышленности применяются такие технологии, как стандартизация, механизация, конвейерное производство, частичная или полная автоматизация, роботизация и т.п.

Элементы названных технологий успешно используются и организациями культуры: театрами, филармониями, библиотеками, музеями и т.п., не говоря уже о специализированных предприятиях, выпускающих театральное оборудование, музыкальные инструменты, средства аудиовизуальной пропаганды и др.

Элементы стандартизации приемов трудовой деятельности встречаются, к примеру, в библиотеках. Практически все библиотеки одинаковым образом комплектуют фонды, создают каталоги, обрабатывают новые поступления, ремонтируют пришедшие в ветхое состояние книги, занимаются ксерокопированием и переплетными работами.

Стандартные подходы легко просматриваются и в клубной работе. Демонстрация кинофильма, проведение лекций, афиширование концертов, изучение спроса населения на культурные услуги – эти и другие моменты практически повторяются в клубных учреждениях, мало чем отличаясь один от другого.

Со средствами механизации труда мы также встречаемся в сфере культуры на каждом шагу. Машины используются при транспортировке людей и оборудования, перемещении тех же книжных залежей, подстрижке газонов в парках культуры и отдыха (где мы, к слову, встречаем и немало механизированных аттракционов), перемещении сценического круга, замене одной арены (покрытой опилками) на другую (с искусственным ледяным покрытием) в стационарных, высокомеханизированных цирковых зданиях и сооружениях.

А разве не напоминает конвейерное производство процесс непрерывной демонстрации кинофильма в течение целого дня? Разве не по принципу конвейера проводятся крупными музеями, например, Эрмитажем или Русским музеем, экскурсии, плотной чередой следующие одна за другой? Прямо скажем, подобные «технологии» не поднимают престижа учреждений культуры в глазах потребителей культурных услуг. Что хорошего в том, что иные дворцы культуры регистрируют в день по нескольку десятков брачующихся пар? Между тем такого рода «конвейеры» – не столь уж редкое явление в сфере культурно-досуговой деятельности.

Куда лучше обстоят дела с использованием в культурно-творческой деятельности элементов автоматизации: современная киноаппаратура в крупных кинотеатрах, игротеки и залы компьютерных игр, ксерокопирование и фотопечать, световая реклама и автоматизированная продажа газет – в этих и других случаях мы имеем дело с автоматикой, значительно облегчающей (и обогащающей!) труд работников культуры.

В сфере культуры используются и единичные (индивидуальные), и мелкосерийные и крупносерийные способы производства. Скажем, баянная фабрика изготавливает выборные концертные баяны практически всегда по индивидуальным заказам. По индивидуальным заказам выполняется нередко и костюм сцены для театра, в особенности занавес. Юбилейный вечер или бенефис актера – всегда индивидуальны и неповторимы. Циклы музыкальных вечеров, организуемые филармониями, тематические кинопоказы в кинотеатрах, несколько следующих одна за другой выставок молодых художников – все это примеры мелкосерийного производства. А вот выпуск запчастей к театрально-концертному оборудованию и книг в издательстве, изготовление гримировальных принадлежностей или балетной обуви – это, скорее, крупносерийное производство.

Существуют и другие производства и технологии. Например, в театральном деле мы встречаемся фактически с многозвенным производством.Театральной премьере предшествует кропотливая и напряженная работа режиссера с исполнителями, художника-постановщика с рабочими постановочного цеха, композитора с артистами оркестра, бюро организации зрителей с культорганизагорами трудовых и студенческих коллективов и т.п. Культурно-досуговые учреждения идут путем посреднических технологий, когда помогают «встретиться» деятелям кино, создавшим художественный фильм, с кинозрителями, а прибывшим на гастроли артистам – с любителями эстрадного искусства.

С определенным допущением можно говорить и об использовании в сфере культуры непрерывных технологий. Скажем, работа по охране памятников истории и культуры, забота о сохранности фондов библиотек и музейных экспонатов не знают перерывов и не допускают таковых. В некотором смысле по методу непрерывного производства работают клубные учреждения. Посудите сами. Рождение человека торжественно отмечается регистрацией новорожденного; едва успев подрасти, ребенок приходит в клуб для просмотра мультфильмов, а позднее – на утренники; первый паспорт молодой гражданин нередко получает на клубной сцене; торжественные проводы в Вооруженные силы проводятся с участием клуба; вся трудовая жизнь человека многократно сопрягается с клубной деятельностью: посвящение в профессию, присвоение разряда, встречи с наставниками, чествование передовиков, наконец – проводы на заслуженный отдых… Фактически идет непрерывный процесс формирования и развития личности, своеобразное «производство» личности. В этом – высокая и почетная миссия клубного учреждения.

Оговоримся, что в сфере культуры производственная деятельность как бы отодвинута на второй план, она до поры до времени сокрыта от глаз руководителей разного уровня, не говоря уже об участниках, посетителях, активистах-общественниках. Зато хорошо видна «надводная часть айсберга» – собственно социально-культурная деятельность.

Значительная ее часть осуществляется не только в присутствии потребителей культурных услуг, но и при их непосредственном участии, благодаря сознательному намеренному участию людей в происходящих событиях и действиях. На этом уровне существует весьма своеобразная технология деятельности, именуемая чаще всего методикой.

Методик, как и технологий, существует в сфере культурной деятельности чрезвычайно много. Скажем, в той же клубной деятельности существуют общая (общие принципы, методы, формы, используемые средства и приемы работы с людьми), частная (способы и приемы работы с отдельными группами населения – дети, подростки, юношество, ветераны труда и т.п.) и отраслевая (работа по организации отдыха и развлечений, художественного и технического творчества и т.п.) методики. Свои методики разработаны и апробированы в деятельности библиотек. По определенным методикам работают библиографы, существует довольно обширная методика работы с различными читательскими группами, функционирует методика массовой работы с читателями (подготовка встреч, книжных выставок, читательских конференций, дискуссий по прочитанным книгам и т.п.). По своим методикам работают сотрудники музеев. Только им известны способы и приемы подготовки и экспонирования выставок, методы работы с различными категориями посетителей. По своим методикам ведутся поисково-исследовательская и реставрационная работы и т.п.

Одни методики научно обоснованы и зафиксированы в соответствующих нормативно-рекомендательных документах, другие передаются опытным, сугубо эмпирическим путем, третьи являются принадлежностью небольшого круга лиц, рассматриваются как своеобразные секреты творчества, проявления мастерства и таланта.

Характерной особенностью всех и всяких методик является их нестандартность и неординарность, чаще всего они базируются на инновационных подходах, не терпят трафаретности и шаблонности.

В ценной по своему замыслу и содержанию работе «Социально-культурная деятельность», подготовленной Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красиль­никовым, дается достаточно полная характеристика технологиям социально-культурной деятельности, используемым организациями культуры на современном этапе. Отдельно рассмотрены технологии:

– культуроохранные;

– культуротворческие;

– рекреативные;

– образовательные;

– управленческие;

– исследовательские;

– прокетные;

– коммуникационные;

– информационно-рекламные;

– этнонаправленные;

– инновационные (в том числе маркетинговые).

Цели организации, используемые для производства продукта материалы, а также технологии и ресурсы определенным образом между собой взаимосвязаны. Пример такой взаимосвязи и взаимообусловленности приводится в таблице 5.


Таблица 5.

Тип организации Цели организации Используемые материалы Применяемые технологии Людские ресурсы Информационные ресурсы
Фабрика музыкальных инструментов Производство пианино Металлы, дерево, лаки, краски и др. Конструирование. Сборка. Покраска. Настройка. Технологи, рабочие по сборке, маляры, настройщики Данные о спросе на пианино, производственные планы, отчеты.
Театр Коммерческие услуги Металлы, ткани, дерево, краски, инструменты, технические средства, костюмы, реквизит Чтение пьесы. Репетиции. Сценография. Генеральная репетиция. Выпуск. Режиссер, актеры. Художник, столяр. Композитор. Балетмейстер. Дирижер. Инженеры. Новые пьесы, отзывы зрителей. Рецензии на спектакли. Репертуарный план. Отчеты.
Институт культуры и искусств Подготовка кадров для отрасли Книги, мебель, инструменты, ТСО, спортинвентарь, компьютеры, наглядные пособия и др. Чтение лекций. Семинары, практика, курсовые работы, дипломные проекты. Профессорско-преподавательский состав. Учебно-вспомо­гательный и технический персонал. Учебная и научная литература, телефильмы, учебные планы и программы, отчет.
Районная библиотека Некоммерческие культурные услуги Книги, стеллажи, ксероксы, пишущие машины, краски, бумага, мебель Получение книг. Обработка фонда. Выдача книг. Ремонт книг. Работа с читателями. Библиотечные работники. Технический персонал. Тематические планы издательств, каталоги, обзоры, рефераты, планы, отчеты, заявки, отзывы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.007 с.)