Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи финансового менеджмента↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание и принципы финансового менеджмента В системе управления деятельностью предприятия в современных условиях сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент». За период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем. Ряд проблем в последние годы получили углубленное развитие в новых и относительно самостоятельных областях знаний – финансовом анализе, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном управлении предприятием и т.д. В РФ практика эффективного менеджмента находится в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов. Финансовый менеджмент – это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия. Предметом финансового менеджмента является денежные потоки, отражающие движение капитала. Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются: 1) Интегрированность с общей системой управления предприятием; 2) Комплексный характер формирования управленческих решений; 3) Высокий динамизм управления; 4) Многовариантность подходов и разработка отдельных управленческих решений; 5) Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. 6) Финансовые инструменты Под финансовым инструментом понимается любой контракт по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия. Можно выделить две характеристики, позволяющие квалифицировать ту или иную операцию как финансовый инструмент: · в основе операции должны лежать финансовые активы и обязательства; · операция должна иметь форму договора (контракта). Все многообразие финансовых инструментов можно классифицировать по следующим основным признакам. 1. По видам финансовых рынков 1. Инструменты кредитного рынка: а) денежные активы, составляющие основной объект кредитных отношений между кредитором и заемщиком; б) чеки (именной, на предъявителя и ордерный); в) аккредитивы (отзывные и безотзывные, простые и переводные); г) векселя (коммерческие и банковские, процентные и дисконтные, простой и переводной); д) залоговые документы (оформленное долговое обязательство, обеспечивающее полученный финансовый и коммерческий кредит в форме залога или заклада); е) прочие (коносамент, девизы и т.п.). 1.2. Инструменты фондового рынка: а) акции; б) облигации; в) сберегательные (депозитные) сертификаты; г) деривативны (контракты: опционные, фьючерсные, форвардные, "своп" и др.); д) прочие (инвестиционные сертификаты, приватизационные цепные бумаги, казначейские обязательства и др.). · Инструменты валютного рынка: а) валютные активы; б) документарный валютный аккредитив; в) валютный банковский чек; г) валютный банковский вексель; д) переводной валютный коммерческий вексель; е) валютный фьючерсный контракт; ж) валютный опционный контракт; з) валютный своп. · Инструменты страхового рынка: а) контракты па конкретные виды страховых услуг; б) договоры перестрахования; в) аварийная подписка (аварийный бонд). · Рынок золота: а) золото как финансовый авуар; б) система деривативов, используемых при осуществлении сделок на бирже драгоценных металлов (опционы, фьючерсы и др.) 2. По виду обращения Краткосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения до одного года). Долгосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения более одного года). 3. По характеру финансовых обязательств 3.1. Долевые финансовые инструменты (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.) 3.2. Долговые финансовые инструменты (облигации, векселя, чеки и т.п.) 4. По приоритетной значимости 4.1. Первичные финансовые инструменты (финансовые инструменты первого порядка); акции, облигации, чеки, векселя и т.п. 4.2. Вторичные финансовые инструменты (дериватнвны) - финансовые инструменты второго порядка: опционы, свопы, фьючерсные и форвардные контракты). 5. По гарантированности уровня доходности 5.1. Финансовые инструменты с фиксированным доходом 5.2. Финансовые инструменты с неопределенным доходом 6. По уровню риска 6. 1. Безрисковые финансовые инструменты (в основном государственные ценные бумаги) 6.2. Финансовые инструменты с низким уровнем риска 6.3. Финансовые инструменты с умеренным уровнем риска V 6.4. Финансовые инструменты с высоким уровнем риска 6. 5. Финансовые инструменты с очень высоки уровнем риска ("спекулятивные") Приведенная система основных инструментов находится в постоянной динамике, вызываемой различными факторами. Финансовый леверидж Изменение структуры капитала в сторону заемного может привести к увеличению прибыли, приходящейся на рубль собственных средств. Данное явление получило название финансового левериджа (финансового рычага). В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли характеризуется с помощью показателя «леверидж». В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. Эффект финансового рычага - это приращение к чистой рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. С помощью эффекта финансового рычага можно определить на сколько процентов изменится чистая рентабельность собственного капитала при привлечении заемных средств. ЧРск = (1 - Н) * ЭРа + ЭФР, где ЧРск - чистая рентабельность собственного капитала, %; Н - ставка налога на прибыль; ЭРа - экономическая рентабельность активов, %; ЭФР - эффект финансового рычага, %. Эффект финансового рычага можно рассчитать по формуле ЭФР = (1 - Н) * (ЭРа - СРСП) * ЗК/СК, где СРСП - средняя расчетная ставка процентов по заемным средствам (рассчитывается путем деления фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период на общую сумму заемных средств, используемых в анализируемом периоде), %; ЗК- величина заемного капитала, привлеченного на условиях платности, р.; СК - величина собственного капитала, р. Следует отметить, что при расчете эффекта финансового рычага в составе капитала предприятия не учитывается кредиторская задолженность, так как она привлекается, как правило, на бесплатной основе. Плечо финансового рычага характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется путем деления заемного капитала на собственный. Разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процентов называется дифференциалом. При реализации заемной политики предприятия необходимо следить за тем, чтобы дифференциал был положительным. Превышение средней расчетной ставки процентов над экономической рентабельностью активов приводит к отрицательному значению эффекта финансового рычага и снижению чистой рентабельности собственного капитала.
Оценка ликвидности Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса проводят в 3 этапа: •группировка статей актива баланса по степени ликвидности •группировка статей пассива баланса по степени срочности их оплаты; •расчет и анализ коэффициентов ликвидности. Группировка статей актива баланса по степени ликвидности
Необходимо отметить, что не существует единого мнения по поводу группировки статей баланса по степени ликвидности и срочности обязательств. Группировка статей пассива баланса по степени срочности обязательств
При анализе ликвидности баланса рассчитываются следующие коэффициенты. 1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал): Кал= А1/(П1+П2) >=0.2, Показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить в настоящее время. Нормальное ограничение показателя К дл^ 0,2 2. Коэффициент критической ликвидности (Ккл): Ккл= (А1+А2)/(П1+П2) >=1 Характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя -1, а в методике Сбербанка РФ - К кл >= 0,8. 3. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) (Ктл): Ктл= (А1+А2+А3)/(П1+П2) >=2 Показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализацией готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.
Анализ рентабельности Основные показатели рентабельности
Виды дивидендной политики
Реально корпорация выбирает конкретный вид дивидендной политики с учетом низкого или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию. 1. Остаточная дивидендная политика. Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. 2. Политика Фиксированного дивидендного выхода. Корпорации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. 3. Политика неснижаюшихся дивидендов на акцию и остаточного подхода кнераспределенной прибыли. Суть политики — никогда не снижать ежегодный размер дивиденда на акцию. Политика может выражаться 1) в постоянном или слабо увеличивающемся размере дивиденда на акцию; 2) в стабильных выплатах невысоких дивидендов и процентных надбавок в удачные годы. Политика стабильных дивидендов означает низкий риск инвестирования и невысокую требуемую доходность. Акции корпораций, придерживающихся такой политики, высоколиквидны, так как имеют постоянный спрос на них со стороны финансовых компаний (страховых компаний, пенсионных фондов). 4. Политика выплаты дивидендов акциями. Эта политика может проводиться как при неблагополучном финансовом состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств для реализации инвестиционных программ при общей финансовой устойчивости. 5. Политика выкупа собственных акций. Выкуп собственных акций означает использование чистой прибыли на выплаты владельцам капитала и, следовательно, может рассматриваться как дивидендная политика, альтернативная денежным выплатам дивиденда. 6. Политика автоматического реинвестирования дивидендов. М ногие корпорации предлагают своим акционерам программу автоматического реинвестирования дивидендов 7. Политика низкой дивидендной доходности и косвенных выплат отдельным акционерам. Политика строится на констатации факта покупки акций в России только двумя группами лиц: институциональными инвесторами; инвесторами, желающими иметь контроль и управление. Стоимость капитала фирмы Стоимость капитала (cost of capital) - точная или предполагаемая прибыль, необходимая для различных типов финансирования. Общая стоимость капитала есть средняя взвешенная индивидуальных стоимостей. Средневзвешенная стоимость капитала (ССК) представляет собой средневзвешенную посленалоговую “цену” в которую предприятию обходятся собственные и заемные источники финансирования. ССК используют в инвестиционном анализе для дисконтирования денежных потоков при расчете чистой текущей стоимости проектов, для сопоставления с внутренней ставкой рентабельности проектов. В использовании ССК необходимо учитывать ограничения. Порядок расчета ССК · рассчитать величины индивидуальных компонент структуры капитала, · вычислить стоимость капитала по каждой компоненте, · определить средневзвешенную стоимость ССК. В расчете стоимости капитала принимают стоимость долгосрочного долга по ставке дисконтирования, которая выражается соотношением чистой выручки от привлечения заемных средств с современным процентом плюс выплаченная сумма долга; причем полученная сумма должна быть скорректирована на величину налоговых платежей. Средняя взвешенная стоимость капитала может использоваться как ориентир при определении нормы дисконтирования, или стоимость капитала для новых проектов. Если риск вложений превышает уровень риска фирмы, то и норма дисконтирования выполняющая роль стоимости капитала для создания новых активов, должна быть выше, чем ССК для фирмы. Теоретически можно использовать для определения стоимости капитала для j-ro проекта уравнения СARM (Модель -ценообразования основного капитала): Rj = Rf + β j (Rm - Rf), где Kj - стоимость капитала для j-го проекта; Rf - безрисковая норма прибыли; pj (Rm - Rp) - премия за риск; (Rm - Rf) - премия за рыночный риск; pj - коэффициент риска программы.
Основные понятия инвестиционной деятельности предприятия Инвестиции как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которой формируется (прибыль) доход или достигается социальный эффект. Такими ценностями являются: движимое и недвижимое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью (здания, сооружения, машины, оборудования, другие материальные ценности); денежные средства и их эквиваленты (целевые банковские вклады, кредиты, акции, другие ценные бумаги); имущественные права, вытекающие из авторского права, лицензии, “ноу - хау” и оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом; права пользования землей и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права. Инвестиционная деятельность (ИД) - совокупность практических действий по реализации инвестиций. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной, банковские, страховые и посреднические организации и другие участники инвестиционного процесса. Объекты инвестиционной деятельности это вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Соответственно объекту приложения инвестиции делят на вложения в материальные, финансовые и нематериальные активы. Под физическими активами имеют ввиду производственные здания, сооружения, любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными, финансовыми, активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например, депозиты в банке, акции, облигации и т. п. Под нематериальными активами понимают ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. п. Источниками инвестиций являются: собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб и т. п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно - финансовыми группами на безвозмездной основе)); ассигнования из федерального, региональных и сметных бюджетов, фонды поддержки предпринимательства, представляемые на безвозмездной основе; иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий; различные заемные средства, в том числе облигационные займы, кредиты банков и других институционных инвесторов, векселя и другие средства.
Содержание и принципы финансового менеджмента В системе управления деятельностью предприятия в современных условиях сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент». За период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем. Ряд проблем в последние годы получили углубленное развитие в новых и относительно самостоятельных областях знаний – финансовом анализе, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном управлении предприятием и т.д. В РФ практика эффективного менеджмента находится в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов. Финансовый менеджмент – это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия. Предметом финансового менеджмента является денежные потоки, отражающие движение капитала. Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются: 1) Интегрированность с общей системой управления предприятием; 2) Комплексный характер формирования управленческих решений; 3) Высокий динамизм управления; 4) Многовариантность подходов и разработка отдельных управленческих решений; 5) Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. 6) Цель, задачи финансового менеджмента Стратегической целью финансового менеджмента является максимальное увеличение благосостояния владельцев предприятия, которое выражается в максимизации рыночной стоимости предприятия (для акционеров – максимизация рыночного курса акций). Этот подход на следующей основополагающей идее развития общества – достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции инвесторов в основе такого подхода лежит предпосылка, что повышения достатка владельцев предприятия заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акции, должно приниматься. Вышеизложенная цель финансового менеджмента выпускает в противоречие с распространенным мнением о том, что главной целью финансового менеджмента является максимизация прибыли. Однако максимизация рыночной стоимости предприятия не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Например, полученная высокая прибыль может быть полностью израсходована на текущие цели, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития. Кроме того, высокий уровень прибыли может достигаться при высоком уровне финансового риска, что может обусловить снижение рыночной стоимости предприятия. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель. К другим целям финансового менеджмента можно отнести: 1)выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; 2)избежание банкротства и крупных финансовых неудач; 3)лидерство в борьбе с конкурентами; 4)устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; 5)рост объема производства и реализации; 6)минимизация расходов; 7)обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.014 с.) |