Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомическая терминология. Плоскости и полости человека.Стр 1 из 15Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ БУДЕННОВСК Г Рецензенты:
Преподаватель высшей категории дисциплины хирургические болезни Гончаров С.А. Преподаватель высшей категории гуманитарных дисциплин и методист Рубанова О.П. Авторы: Преподаватель высшей категории дисциплины «Анатомия и физиология человека» Черкесова А.А. Преподаватель высшей категории дисциплины «Анатомия и физиология человека» Маликова В.В.
Практикум разработан согласно требованию стандартов ФГОС- 3 СПО учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», предъявляемым к подготовке специалиста среднего медицинского звена. Практикум предназначен для студентов при самостоятельном изучении дисциплины, включает: различные задания с описанием хода работ, множество рисунков, тестовые задания для контроля знаний, таблицы, схемы, глоссарий и список литературы. В процессе внеаудиторной подготовки обеспечит формирование умений и навыков самостоятельного изучения предмета.
Введение Уважаемый студент! Рабочая тетрадьзаполняется при самостоятельной подготовке к занятию по дисциплине анатомия и физиологиячеловека для лучшего понимания и усвоения материала. Рабочая тетрадь разбита по темам, которые содержат заданияразного уровня сложности, представлены в виде рисунков, таблиц, схем, тестов, проблемных ситуационных задач. К заданиям прилагаются инструкции, внимательно их изучи. Все таблицы, схемы, тесты заполняются авторучкой, рисунки - цветными карандашами. При выполнении заданий работают все органы чувств – ты будешь видеть, осязать и осмысливать то, что делаешь. Благодаря этому, ты сможешь увидеть взаимосвязь между отдельными частями человеческого организма и понять их работу. Каждая работа оценивается преподавателем. Выполнение всех заданий является составляющей итоговой оценки по предмету и допуском к экзамену.
Желаем тебе успешного усвоения дисциплины и компетенций в подготовке будущей профессиональной деятельности.
РАЗДЕЛ 1, 2. Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Отдельные вопросы цитологии и гистологии. Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл клетки. Основы гистологии. Эпителиальные, мышечные, соединительная и нервная ткани.
Студент должен: уметь: применять анатомическую и физиологическую терминологию, соотносить органы с системами органов, работать с микроскопом, распознавать на таблицах и в атласе структурные элементы клетки, отличать разновидности клеток при микроскопии, различать разновидности тканей на таблицах, в атласе, использовать гистологическую терминологию. знать: основные анатомические термины, части тела человека, системы органов, полости тела, морфологические типы конституции, многоуровневость организма человека, строение клетки, её функции, строение ткани, её функции, классификацию, место расположения в организме. Вопросы для самоконтроля: 1. Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и место в составе общепрофессиональных дисциплин. 2. Анатомическая номенклатура. 3. Многоуровневость организма человека. 4. Части тела человека. 5. Орган, системы органов. 6. Полости тела. 7. Морфологические типы конституции. 8. Клетка, виды, строение, функции. 9. Основы классификации клеток и тканей. 10. Понятие о структурно-функциональных единицах органов. 11. Определение понятия ткани. 12. Классификация тканей, особенности строения, их свойства, месторасположение в организме. 13. Функции тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной. Функции клеток пейсмекерной активности.
Домашняя работа. Прежде чем делать домашнюю работу, внимательно изучите материал учебника, лекции, атласа, дополнительной литературы. Затем приступайте к выполнению заданий, изучив к ним инструкцию. Задание № 1. Задание №2. Рассмотрите схему областей живота и сделайте их обозначения и распределите органы в соответствии с их проекцией: 1.Правая подреберная область. 2. Эпигастральная область.
3.Левая подреберная область. 4.Правая боковая область. 5.Мезогастральная область. 6.Левая боковая область. 7.Правая подвздошная область. 8.Гипогастральная область. 9.Левая подвздошная область.
Орган Область живота: 1. Двенадцатиперстная кишка А. Надчревная обл. 2.Желудок Б. Правая боковая обл. 3.Прямая кишка В. Левая подреберная об. 4.Тощий отдел кишечника Г. Левая боковая обл. 5.Сигмовидная кишка Д. Лобковая обл. 6.Матка Е. Левая паховая обл. 7.Нисходящая ободочная Ж. Пупочная обл. 8.Печень З. Правая подреберная обл. 9.Слепая кишка И. Правая паховая обл. 10.Селезёнка
Задание № 3. Строение клетки. Сделайте обозначения структурных элементов клетки, назовите функции структур, обозначенных номерами 1,2,5,6,10:
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _________________________ ____________________________________________ _________________________________ ____________________________________________ _______________________________ ______________________________________________ _______________________________ ______________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание № 4. РАЗДЕЛ 3. Домашняя работа Задание № 1. Части кости и её рост. Правильно обозначьте части кости и зоны роста, найдите соответствие между цифрами (на рисунке) и буквами. А.- метафиз – Б.- эпифиз – В.- надкостница – Г. – диафиз – Д. – апофиз – Задание №2. Строение суставов. 1. Заполните таблицу Суставы (диартрозы)
Нарисуйте схематично строение сустава исделайте обозначение, напишите, как образуется синовиальная жидкость.
Диартроз 1. Фиброзная суставная капсула 2. Синовиальная мембрана 3. Суставной хрящ 4. Синовиальная жидкость
Задание № 3. Определите, к каким видам соединений относятся ниже-перечисленные: (синдесмоз, синхондроз, синостоз, гемиартроз, диартроз)
1. Лобковый симфиз- 2. Соединение зубов с челюстью - синдесмоз (вколачивание) 3. Соединение крестцовых позвонков- 4. Соединение 8,9,10 ребер между собой- 5. Соединение бедренной кости с большой берцовой костью- 6. Мембрана между костями голени- синдесмоз 7. Связки позвоночника- 8. Межпозвоночные диски- 9. Соединение головки плеча с лопаткой- 10. Соединение крестца с тазовой костью-
Задание №4. Строение черепа. Изучите материал учебника и лекции о строении черепа. Сделайте обозначения. Раскрасьте кости черепа мозгового и лицевого отделов разными цветами.
Задание № 5. Заполните таблицу, внимательно изучив отдельные кости черепа.
Задание № 6. Заполните таблицу «Роднички черепа новорожденного». Зарисуйте череп новорожденного (вид сверху) и укажите роднички.
Задание № 7. Проверь себя. Выберите правильный ответ: Структурная единица кости А) остеон В) миофибрилл Б) нейрон Г) хондроцит Теменная кость относится к А) трубчатым костям В) воздухоносным костям Б) губчатым коротким Г) плоским костям Швы черепа это соединения А) диартрозы В) симфизы Б) синостозы Г) синдесмозы Клиновидная кость имеет А) турецкое седло В) глабелу Б) петушиный гребень Г) барабанную полость Сошник образует А) глазницу В) ротовую полость Б) носовую перегородку Г) свод черепа Задание № 8. Запишите и запомните латинские термины: Кость - Скелет - Наука о костях - Наука о соединениях - Красный костный мозг - Надкостница - Сустав - Голова – Череп – Лобная кость – Затылочная кость – Теменная кость – Решетчатая кость – Височная кость – Клиновидная кость – Верхняя челюсть – Нижняя челюсть – Носовая полость – Глазница – Височно-нижнечелюстной сустав -
Оценка и роспись преподавателя:
Домашняя работа Задание №1. «Строение позвоночного столба». Изучите по учебнику, лекции и атласу строение позвоночного столба и строение типичного позвонка, раскрасьте рисунок, сделайте обозначения.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Задание № 2. «Строение шейных позвонков». Изучите по учебнику строение шейных позвонков, обращая внимание на их отличительные особенности, раскрасьте рисунок (шейные позвонки), сделайте обозначения: Укажите особенности шейных позвонков: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 1. - передняя дуга атланта 2. - 3.
Задание № 3. «Строение грудных, поясничных и крестцовых позвонков». Из представленных позвонков найдите грудные, поясничные, крестцовые позвонки, подпишите их и отметьте отличительные особенности, раскрасьте рисунок, сделайте обозначения.
Задание № 4. Строение грудной клетки. Изучите по учебнику и атласу строение грудной клетки, раскрасьте рисунок, сделайте обозначения. 1.Рукоятка грудины 2. Яремная вырезка 3.Ключичная вырезка 4.Тело грудины 5.Угол грудины 6.Мечевидный отросток 7.Ребро 8.Истинные ребра 9.Ложные ребра 10.Колеблющиеся ребра 11.Реберные хрящи 12.Позвонки 13 Верхняя апертура 14 Нижняя апертура
Строение ребра. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Задание №5. Заполните таблицу «Суставы скелета туловища».
Задание № 6. Заполните таблицу «Особенности различных групп позвонков».
Задание № 7. Запишите и запомните латинские термины:
Позвонок – Позвоночный столб – Шейные позвонки – 1-й шейный позвонок – 2-й шейный позвонок - Грудные позвонки – Поясничные позвонки – Крестцовые позвонки (крестец) – Копчик – Ребро – Грудина – Грудная клетка -
Оценка и роспись преподавателя: Вопросы для самоконтроля. 1.Отделы скелета верхних и нижних конечностей. 2.Строение костей плечевого пояса. 3.Строение тазового пояса, половые отличия строения таза, размеры женского таза. Способы его измерения. 4. Особенности строения костей верхних и нижних конечностей в разные возрастные периоды жизни человека 5.Соединения костей верхних и нижних конечностей, движения в них. 6.Типичные места переломов конечностей. 7.Особенности переломов костей верхних и нижних конечностей в детском и старческом возрасте. Домашняя работа. Задание № 1. Задание № 2. Заполните таблицу «Суставы верхней конечности».
Задание № 3. «Общее строение нижней конечности и тазового пояса».
Выучите строение тазового пояса и отделы нижней конечности и их соединения, раскрасьте рисунок (выделяя отделы нижней конечности и кости таза разными цветами), сделайте обозначения.
1 2
1 10 Размеры таза. 1. Какие кости образуют большой таз _____________________________________________________________________ 2. Какие кости образуют малый таз _____________________________________________________________________ 3. Какие размеры большого таза Вы знаете? А) ___________________________________________________________________ Б) ____________________________________________________________________ В) ____________________________________________________________________ Г) ____________________________________________________________________ 4. Напишите размеры малого таза и через какие точки они проходят: А) анатомическая конъюгата ____________________________________________ ___________________________________________ Б) акушерская конъюгата ________________________________________________ ______________________________________________________________________ В) диагональная конъюгата ______________________________________________ ______________________________________________________________________ Г) поперечный размер ___________________________________________________ ______________________________________________________________________ Д) косой диаметр ______________________________________________________ ______________________________________________________________________ На рисунке обозначьте размеры таза: 1._________________________________ __________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
Задание № 4. Заполните таблицу «Суставы нижней конечности».
Задание № 5. «Строение стопы».
Изучите подробно строение костей стопы и их соединения, своды стопы, раскрасьте рисунок (выделяя отделы стопы разными цветами), сделайте обозначения.
1. 2. 3. 4. 5. 6.. 7. 8. 9. 10. Задание №6. Выпишите и выучите латинские термины: Ключица – Лопатка – Плечевая кость – Локтевая кость – Лучевая кость – Кисть – Тазовая кость – Таз – Подвздошная кость – Бедренная кость – Голень - Большеберцовая кость – Малоберцовая кость – Стопа – Пяточная кость –
Оценка и роспись преподавателя:
Тема: Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы. Мышцы головы и шеи. Студент должен: Уметь · распознавать симптомы утомления мышц, · показать в атласе и на муляжах основные жевательные и мимические мышцы. знать: мышца как орган, внешнее и внутреннее строение мышцы, расположение и значение скелетных мышц, мышечные группы, строение и работа мионеврального синапса, виды мышц по форме, функции, вспомогательный аппарат мышц, основные физиологические свойства мышц, изотонический и изометрический режимы сокращения, виды мышечного сокращения, утомление и отдых мышц, жевательные мышцы, мимические мышцы. Вопросы для самоконтроля. 1.Анатомо-физиологические особенности мышечной системы в разные возрастные периоды жизни человека. 2.Микроскопическое строение мышечного волокна. 3.Саркомер; механизм сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы. 4.Мышца как орган. Строение. Вспомогательный аппарат мышц. 4.Классификация мышц. 5.Жевательные мышцы, точки начала и прикрепления, функции. 6.Мимические мышцы, точки начала и прикрепления, функции. 7.Мышцы шеи, точки начала и прикрепления, функции. Домашнее задание. Задание № 1. Используя учебник, атлас, лекции по предмету, заполните схему: «Строение мышц».
Задание № 2. Повторите пройденный материал по теме: «Клетка. Ткани», а именно анатомию и физиологию мышечной ткани. Заполните таблицу:
Задание № 3. Приведите в соответствие рисунок и обозначения (слева от рис.), обоснуйте ответ на вопрос: «За счет какого диска сокращается мышечное волокно и почему?» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 4. Заполните таблицу: «Классификация мышц».
Задание № 5 Заполните таблицу: «Мышцы головы и шеи».
Задание № 6. Используя учебник и атлас по «Анатомии и физиологии человека» сделайте обозначения немого рисунка.
1.Лобно – затылочная м.2.Сухожильный шлем 3.Круговая м. рта4.Скуловая м. 5.М. поднимающая верхнюю губу 6.М. опускающая нижнюю губу 7. Щечная м. 8.Подбородочная м. 9. М. смеха 10.Круговая м. глаз 11.М. сморщивающая бровь 12.Височная м. 13.Задняя ушная м. 14.Жевательная м. 15.Грудино-ключично-сосцевидная м. 16.Средняя лестничная м. 17.Подкожная м. шеи 18.М. поднимающая лопатку 19.Ременная м. головы
Задание №7 Сделайте обозначения и раскрасьте красным цветом глубокие мышцы, оранжевым - среднюю группу мышц, розовым – поверхностные мышцы. 1.Двубрюшная м. 2.Фасциальная петля 3.Шилоподъязычная м. 4.Челюстно-подъязычная м. 5.Лопаточно-подъязычная м. 6.Грудино-подъязычная м. 7.Грудино-щитовидная м. 8.Щитоподъязычная м. 9.Перстне-щитовидная м.(м. гортани) 10.М. поднимающая лопатку 11.Жевательная м. 12.Лестничная м. 13.Грудино-ключично-сосцевидная м.
Замечание преподавателя: Оценка и роспись преподавателя: Тема: Мышцы туловища. Студент должен: Уметь: показать в атласе и на муляжах мышцы туловища. Знать: мышцы синергисты и антагонисты, мышцы спины, мышцы груди, диафрагма, мышцы живота. Вопросы для самоконтроля. 1.Топографические образования туловища: области спины, груди, живота, пупочное кольцо, паховый канал. 2.Мышцы спины (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления). 3.Мышцы груди (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления). 4.Мышцы живота (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления). 5.Диафрагма (части, отверстия, функции). Домашняя работа Задание № 1. Разделите мышцы спины на 2 группы и запишите их в таблицу:
Задание № 2. Заполните таблицу.
Задание № 3. Сделайте обозначение немого рисунка и раскрасьте: поверхностные мышцы: груди- красным цветом, живота – оранжевым, спины – розовым.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Напишите функции грудных мышц? _________________________________ _________________________________ __________________________________ Напишите функции мышц живота?__________________________ __________________________________ ____________________________________________________________________________ Напишите функции мышц спины?______________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________
1. П одвздошно-реберные м. 1а подвздошно-реберная поясницы 1б подвздошно-реберная груди 1в подвздошно-реберная шеи Длиннейшая м. 2а Длиннейшая м. шеи 2б Длиннейшая м. головы 2в Длиннейшая м. груди 3.Остистые м. 3а Остистые м. 3б Остистые м. 3в Остистые м. 4. Полуостистая м. головы 5. Полуостистая м.шеи 6. Полуостистая м. груди 7. Многораздельные м. 8. Ротаторы (распрямляют и поворачивают позв.) 9. Межпоперечные 10. Межостистые м.
Замечания преподавателя: Оценка, роспись: Вопросы для самоконтроля. 1.Топографические образования верхних конечностей. 2.Мышцы плечевого пояса (названия, функции, места начала и прикрепления). 3.Мышцы свободной верхней конечностей (группы, названия, функции, места начала и прикрепления). 4.Топографические образования нижних конечностей. 5.Мышцы тазового пояса (группы, названия, функции, места начала и прикрепления). 6.Мышцы свободной нижней конечностей (названия, функции, места начала и прикрепления). Домашняя работа. Задание № 1. Заполните таблицу, где укажите название сустава, группу мышц, обеспечивающую движение в этом суставе, и какое движение осуществляется в этом суставе.
Задание № 2. Заполните схему: «Группы мышц верхних конечностей».
Задание № 3. Заполните схему: «Группы мышц нижних конечностей».
Задание № 4 Рассмотрите рисунок, изучите расположение мышц, раскрасьте красным – сгибатели, оранжевым - разгибатели, розовым – пронаторы, желтым – супинаторы.
1лучевой сгибатель запястья 2плечелучевая м. 3круглый пронатор 4двуглавая м. плеча 5плечевая м. 6длинная ладонная м. 7локтевой сгибатель запястья 8 поверхностный сгибатель пальцев 9 длинный сгибатель большого пальца 10 длинная м. отводящая большой палец 11 квадратный пронатор 12 длинный лучевой разгибатель запястья 13 локтевая м. 14 локтевой разгибатель запястья 15 разгибатель пальцев 16 короткий лучевой разгибатель запястья 17 разгибатель мизинца 18 короткий разгибатель большого пальца 19 локтевой разгибатель запястья 20 разгибатель указательного пальца
Ответь на вопросы: 1. Какие м. относятся к поверхностному слою предплечья:________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. Какие м. относятся к глубокому слою предплечья:___________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3. Какую функцию выполняют: пронаторы –_____________________________________ Супинаторы –____________________________________ 4. Какие движения выполняются в запястье и перечислите мышцы, выполняющие эти движения_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 5. Назовите мышцы синергисты_____________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Задание № 5. Используя учебник, атлас по анатомии и физиологии человека и рисунок ответьте на вопросы:
1. Какие мышцы входят в группу четырехглавой м.:__________________________ _______________________________________________________________________ 2. Какую функцию выполняют м. медиальной группы, перечислите их (на рисунке отметьте красным цветом) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3. Какой нерв проходит через заднюю группу мышц бедра? ________________________ 4. Назовите мышцы антагонисты: ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________
Похожие статьи вашей тематики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.82.140.17 (0.009 с.) |