Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: простое осложнённое предложениеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретическая часть Подготовить ответы на вопросы: 1. Синтаксические единицы, осложняющие предложения. Типология осложнённых предложений. 2. Простое предложение, осложнённое однородными членами. 3. Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами. 4. Предложения с вводными конструкциями. Виды вводных конструкций. 5. Предложения с вставными конструкциями. Отличие их от вводных конструкций. 6. Предложения с обращениями.
Рекомендуемая литература: 1.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Просвещение, 1978. 2.Грамматика русского языка. – М: Просвещение, 1954, 1960. - Т. 2.- Ч. 1 и 2. 3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке.- М.: Просвещение, 1974. 4.Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1970. 5.Русская грамматика. - М.: Просвещение, 1980.- Т. 2. 6.Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой.- М.:Просвещение, 1981. 7.Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов.- М.: Просвещение, 1987. 8.Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского.- М.: Просвещение, 1981. 9.Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Фёдоров. - М.: Просвещение, 1978. 10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. - Ч. 2.- Синтаксис. -М.: Просвещение, 1979. 11.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке.- М.: Просвещение, 1980.
Практическая часть 1. Прочитайте. Назовите предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются? Выпишите эти предложения и сделайте их синтаксический разбор. Часто смешивают понятия «образованность» и «интеллигентность». Человек, получивший образование, обладающий суммой сведений, даже большой, он не обязательно интеллигент. Интеллигентный человек – это не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Всё это просто правила поведения. Они обязательны. Интеллигентность же – прежде всего понятие нравственное. Быть интеллигентом – вот к чему должен стремиться человек. Потому что именно тогда крупные нравственные ценности – совесть, доброта, порядочность, ответственность за другого человека, жалость, снисхождение к более слабому – становятся для него непреложными истинами (Д.Лихаёев).
2. Определите, однородными или неоднородными являются определения. Поставьте, где необходимо, знаки препинания и объясните их. Александр выскочил из комнаты красный молчаливый надутый (А. Виноградов). Всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном (Л. Толстой). Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком, носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в весёлый час разорившимся помещиком (И.Тургенев). Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги (И.Тургенев). Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны капусты (И. Тургенев). Вошел низенький седенький человек в бархатном сюртучке (И. Тургенев). Сквозь темно-зелёные и светло-зелёные листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали одетые холодом огненные искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зелёные кудри деревьев (Н. Гоголь). Поля, и дороги, и вешки – всё это глубоко задумалось в своей обычной вечерней думе (А. Левитов). И речка, и луга, и горы – всё встало в воображении молодого человека и потянулось вдоль необозримой разнообразной перспективой (В.Короленко). Среди ранних посетителей островов есть немало интересных прославленных пиратством или географическими открытиями (В.Весенский). Рябину клюют многие птицы: тетерева, рябчики, глухари, разные певчие птицы (В.Песков). Под лампой казацкой неяркой на стол деревянный поник у полной нетронутой чарки, как раненый сокол, ямщик (Я.Смеляков). Это была не юрта с наклонными стенами и не сибирский «амбар» с прямым срубом и плоской земляной крышей, а настоящая малорусская хатка с соломенной стрехой и тщательно обмазанными стенами (В.Короленко). Феша раскрывала сундуки и доставала платье за платьем, показывая дочери обновы – шёлковые шерстяные кисейные платья с длинными шлейфами (О. Маркова). В длинные осенние и зимние ночи эта одинокая старуха, ворочаясь с боку на бок от мучившей её икоты, думала свои своеобразные думы (Т.Сухотина-Толстая). У деда лесная обнова – берестяной белый кошель, изба богомольна сурова, и хмура привратница-ель (Н. Клюев).
3.Найдите обособленные второстепенные члены предложения. Охарактеризуйте их. У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (И.Тургенев) Мы сидели неподвижно, подавленные жаром (И. Тургенев). Через полчаса явился лекарь, человек небольшого роста (И. Тургенев). Солнце стояло над самой чертой земли, окрашивая пыль в яркий пурпуровый цвет (А.Куприн). В этом взгляде, да и во всём поведении Лидии, явилось нечто новое (М.Горький). Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (С.Аксаков). Ровесницы стихов, спят сосны вековые (В.Саянов). Там, под густыми деревьями, было ещё темно (А.Куприн). Кругом, благодаря нашей черноземной почве и продолжительному дождю, грязь была страшная (И.Тургенев). Пыль и зной стояли везде, исключая наше любимое местечко в саду (Л.Толстой). Торопливо сев на лошадь, я пустился догонять отряд (Л.Толстой). Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери (Н. Гоголь). Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл погулять по липовой аллее бульвара (М.Лермонтов). Пансион был русский, и притом неприятный (В.Набоков). Через четверть часа внизу, в глубокой лощине, блеснула синяя широкая лента реки (А.Куприн). Наверху в больнице, у самого пруда в кустах, за посёлком и кругом в поле заливались соловьи (А.Чехов). Никто, включая командира дивизиона, не может ни лишить его этого права, ни освободить его от этой обязанности (К.Симонов). Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи (Л.Толстой). Молодой ивняк, с зелёными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби (В.Короленко). Пчёлы, волнуясь, гудели (С. Крутилин).
4. Определите значение вводных слов и словосочетаний. Укажите, чем они выражены. Меня же, собственно говоря, надолго огорчила и обидела неблагодарность этой девушки (И.Тургенев). Признаться, я не очень обрадовался его предложению (И.Тургенев). Стало быть, вы правы (И. Тургенев). К счастью, на дне оврага грудами лежал песок (И.Тургенев). Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво (И.Тургенев). Мите, видимо, не хотелось объясняться и оправдываться при мне (И.Тургенев). Может быть, не нужно ничего этого делать? (Л. Бородин). Рукописи всех известных мастеров, как известно, перечёркнуты вдоль и поперёк (А.Роскин). По рассказам старика, сверстника Хвощинского, он когда-то слыл в уезде за редкого умницу (И. Бунин). Впрочем, Василий Петрович недолго занимался такими возвышенными предметами (В.Гаршин). Свежий противный ветер, дувший, как говорят моряки, прямо в «лоб» и по временам доходивший до степени шторма, не позволял клиперу приблизиться к берегу (К.Станюкович). Конечно, почтмейстер и председатель, и даже сам полицмейстер, как водится, подшучивали над нашим героем (Н.Гоголь). Словом, всё было хорошо (Н.Гоголь). К сожалению, Михайло Иванович говорил совершенную правду (В. Короленко). Тишина эта нарушалась или, скорее, сливалась с глухим топотом копыт и шелестом высокой травы (Л.Толстой). Кое-где, правда, мы встречали клочки земли, старательно обнесённые высоким палисадом или тыном (В. Короленко). Пашни, хотя и нечастые, составляют, однако, обычное явление в этих недальних местах (В.Короленко). Поручик, например, любил, может быть, общество порядочных женщин и важных людей – генералов, полковников, адъютантов (Л.Толстой).
5.Составьте предложения с данными словами так, чтобы в одних предложениях они были вводными, а в других – членами предложения. Укажите, какие именно. Правда, кажется, к изумлению, словом, точнее, считаю, бывает, простите, кроме шуток.
6. В следующих примерах выделите вставные конструкции. Определите их значение, форму выражения, позицию в предложении, способ связи с основным предложением. Объясните постановку знаков препинания при вставных конструкциях. На перилах спит (доктор-то!), а по ночам встает для больного. Скоро глаза его остановились на маленькой Лидочке – его любимице, – дрожавшей в углу, как в припадке, и смотревшей на него своими удивлёнными, по-детски пристальными глазами. Ибо и хозяйка, Амалия Фёдоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде Дарье Францевне способствовала), да и господин Лебезятников. Ну, как ты думаешь: можно ли таким выражением от Лужина так же точно обидеться, как если бы вот он написал (он указал на Разумихина), али Зосимов, али из нас кто-нибудь? Раскольников не проронил ни одного слова и за раз всё узнал: Лизавета была младшая, сводная – от разных матерей – сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Стараясь развязать шнурок и оборотясь к окну, к свету – все окна у ней были заперты, несмотря на духоту, – она на несколько секунд совсем его оставила и стала к нему задом. Мало того, всем показывала и читала вслух собственноручное письмо Дунечкино к господину Свидригайлову и даже давала снимать с него копии (что, мне кажется, уже и лишнее). Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен.) Оставьте! Чего вам? Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Даже недавнюю пробу свою (то есть визит с намерением окончательно осмотреть место) он только пробовал было сделать, но далеко не взаправду, а так: «дай-ка, дескать, пойду и опробую, что мечтать-то!» Сумму же эту (теперь могу тебе все объяснить, бесценный Родя) взяла она более для того, чтобы выслать тебе шестьдесят рублей, в которых ты тогда так нуждался и которые ты и получил от нас в прошлом году (Ф. Достоевский).
7. Определите, чем осложнены следующие предложения. Небо, зелёные и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – всё опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую, прекрасную бездну (Н.Гоголь). Позвольте, любезный читатель, познакомить вас с этим господином (И. Тургенев). Здесь, в отдалении от беспокойных столиц, в пустынности маленького архипелага, жили знаменитые корабельные мастера (К.Паустовский). Рыбы в Истре бездна, особенно головлей (И. Тургенев). Она потеряла так называемый в деревнях аплик, то есть крючок (Т.Володина). Помещик, казалось, хлопотал много о прочности (Н. Гоголь). Здесь некогда жил граф Пётр Ильич, известный хлебосол (И. Тургенев). Всё было как обычно (вас это может удивить) (Т.Володина). Все, даже маленький Витя, с интересом смотрели на рассказчика (А. Селицкий). Серо-голубые кусты без листьев оказались деревом «пало санто» – по-испански «святая палка» (В.Весенский). Икар родился 24 мая – в день нашего старта (В. Севастьянов). Я подарю тебе пояс, унизанный жемчугом (Н.Гоголь). Всё перемешано здесь: времена, события, судьбы, вкусы (В. Солоухин).. По-русски, однако же, он не знал ни слова (С.Васильев). Овсянников всегда спал после обеда, ходил в баню по субботам, читал одни духовные книги (причём с важностью надевал на нос круглые серебряные очки), вставал и ложился рано (И.Тургенев). В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины (Н.Гоголь). На востоке звёзды становились реже и, казалось, расплывались в усиливавшемся свете (Л. Толстой). Скажи, Федот, [кто потравил мой хлеб?] (М. Шолохов). Иные ужасно обиделись, и не шутя (М. Лермонтов).
!!! Выполните синтаксический разбор трёх предложений (на выбор студента). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (4 часа) Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Теоретическая часть Подготовить ответы на вопросы: 1. Понятие о сложном предложении (СП) как единице языка. Признаки сложного предложения. 2. Сложносочинённое предложение (CСП), его типы. Пунктуация в ССП. 3. Сложноподчинённое предложение (СПП), его типы.
Рекомендуемая литература: 1.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Просвещение, 1978. 2.Грамматика русского языка. – М: Просвещение, 1954, 1960. - Т. 2.- Ч. 1 и 2. 3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке.- М.: Просвещение, 1974. 4.Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1970. 5.Русская грамматика. - М.: Просвещение, 1980.- Т. 2. 6.Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой.- М.:Просвещение, 1981. 7.Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов.- М.: Просвещение, 1987. 8.Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского.- М.: Просвещение, 1981. 9.Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Фёдоров. - М.: Просвещение, 1978. 10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. - Ч. 2.- Синтаксис. -М.: Просвещение, 1979. 11.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке.- М.: Просвещение, 1980.
Практическая часть 1. Составьте и запишите сложносочиненные предложения с союзом и, употребляя в качестве сказуемых данные ниже глаголы и опираясь на приведенные схемы. 1. Подсчитать – убедиться [ ], и [ ]. 2. Подняться – опуститься [ ], и [ ]. 3. Победить – наградить [ ], и [ ]. 4. Выступить – согласиться [ ], и [ ].
2. Допишите предложения таким образом, чтобы одно было простым с однородными членами, а второе (с этим же началом) – сложносочинённым. Расставьте, где надо, знаки препинания. 1. Внезапно пошел снег и... 2. В доме зажгли свет... 3. Рождественская звезда сияла и... 4. На душе было светло и... 5. Мы или отправляемся рождественским вечером в деревню к родственникам...
3. Вставьте в предложения необходимые по смыслу сочинительные союзы. Предложения запишите. Подчеркните в них грамматические основы. 1. Гроза прошла,... небо прояснилось. 2. Мы направились к взлетной полосе самолета,... полет отменили по непредвиденным обстоятельствам. 3. Я с удовольствием читаю художественную литературу,... мой товарищ предпочитает научную. 4. В дружбе важно сохранить мир,... мы так и делаем. 5. Раздался гром,... молния не сверкнула.
4. Ответьте письменно на вопросы, используя простые предложения с однородными членами или сложносочинённые предложения. 1. Какие основные виды художественной литературы вы знаете? 2. Книги каких литературных жанров вы предпочитаете читать? 3. Всегда ли заглавие книги подсказывает её содержание? 4. Какие из прочитанных книг вы назвали бы своими настольными книгами? 5. Есть ли у вас друзья, которые разделяют ваши читательские вкусы? Интересно ли вам беседовать с ними о прочитанных книгах? 6. Пользуются ли ваши друзья при выборе книг вашими рекомендациями?
5. Прочитайте текст. Найдите сложносочинённые предложения, определите, к какому типу они относятся. Поставьте знаки препинания. История Нарвы изобилует военными катастрофами и разного рода несчастьями. В 1659 году произошёл опустошительный пожар но на сей раз это случилось не от военных действий. В городе было много деревянных домов и он почти полностью сгорел. В Стокгольме Королевский совет решил отстроить Нарву как шведский пограничный пункт и превратить в роскошный и достойный королевского звания город. Восстанавливать город поручили любекскому архитектору Герту Тойфелю и он вскоре приступил к работе. В 1671 г. здание ратуши было готово. Оно стоит на высоком каменном цоколе а под ним находятся подвалы. Перила из кованого железа с гербом города ведут к порталу и это наиболее торжественная часть фасада. Над порталом три женские фигуры символизируют Справедливость, Мудрость, Умеренность и этими тремя добродетелями должен был руководствоваться магистрат Нарвы. (По Ю.Кускемаа).
6. Ниже дан текст, в котором использованы разные сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания и подчеркните ССП, охарактеризовав тип этого ССП. И Коза и её родственники и все остальные звери в лесу очень боялись волка. Они не только страшились оставлять детей дома одних но и сами старались не гулять по лесу в одиночестве. Но жизнь требовала если и не постоянно то хоть изредка ходить по лесным магазинам для закупок продуктов питания. В это утро не то козлята плохо ели капустные листья не то коза сама поняла необходимость разнообразить рацион детей но после завтрака она собралась и сообщила детям что они остаются одни тогда как она, их мать, идет в супермаркет на противоположной стороне леса. Козлята не расстроились. Все дети как в обычных семьях так и в звериных любят оставаться дома в одиночестве. Что за жизнь при родителях? Ни побегать ни в прятки поиграть ни киношку посмотреть. Они проводили мать и тотчас все вместе начали баловаться. Точнее баловались старшие братья в то время как младшая сестричка пыталась их угомонить. Шум в доме стоял невероятный и никто не обратил внимания на тихие шаги снаружи. То ли волка привлек необычный шум в соседнем доме то ли он видел уходящую по делам козу но волк стоял под дверью и стучался. Козлята сначала не услышали стука однако сестричка обратила их внимание на непонятные звуки. Козлята задали обычный в такой ситуации вопрос причем старались говорить очень строго. Волк представился мамой козой да дети не поверили. Они обнаружили подлог то есть голос говорящего был слишком толстый. Поэтому старший козленок велел непрошеному гостю уйти братья тоже присоединились к просьбе. При этом они все не только не испугались но даже и не сообразили, кто был гость. Волк пошел к лесному кузнецу и тот выковал ему новый голос. Если голосок стал похож на козий то сам хищник никак не походил на козу однако глупые козлята все же обознались и открыли волку дверь и были тут же съедены страшным зверем. Младшая козочка однако спряталась. Как наказывала ей мать так и поступила девчушка. Коза вернулась и увидела распахнутую настежь дверь и тут же все поняла. Ей стало плохо и она расплакалась. То ли по какой-то случайности то ли по воле сказочника по лесу шли охотники. Именно они помогли решить проблему и освободили козлят из волчьего брюха и тут сказка кончилась. 7. Расставьте знаки препинания, поясните их. Чем осложнены предложения? Определите типы СП. Посадил дед репку и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был деду почти по пояс и угрожающе высовываясь из земли одним своим видом приводил деда в ужас. "Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?" - думал просыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшую проблему. Но бабка переворачивалась на другой бок не понимая проблем мужа и уверенная что все как-нибудь обойдется засыпала. К концу лета репка заполнила почти весь огород и тем самым она погубила почти весь остальной урожай. Пока бабка пилила мужа и требовала выкопать овощ оказавшийся единственным продуктом питания семьи на будущую зиму наступили первые заморозки и репка намертво примёрзла к грядке. Тогда дед надел тёплые перчатки подаренные женой на прошлый Новый Год и пошёл извлекать гигантский продукт из земли. Только даже после часа работы репка не поддавалась и измученный дед был вынужден позвать жену. Бабка убеждённая как и все женщины что тянуть репку неженская работа долго ворчала и кряхтела и ругала деда за мужскую несостоятельность. Но потом она выглянула в окно и посмотрев на измученного мужа пожалела его и пошла помогать. Дед взялся за репку бабка за дедку и стало ясно что вдвоём они не справятся. К счастью летние каникулы еще не кончились и гостившая у стариков внучка еще не уехала в город. Надо было звать её на помощь и необходимо было убедить избалованную девицу что её помощь действительно нужна. Поворчав внучка все же пришла в огород и увидев гигантское растение пришла в восторг. "Какая красавица и как здорово будет она смотреться на фотографии!" - воскликнула внучка впервые за три месяца отдыха увидев репку и побежала в дом за фотоаппаратом. Видя активность хозяйки за ней побежала её собачка огромный сенбернар по кличке Жучка и грозно рыча попыталась помочь в вытаскивании репки из грядки. Это надо было видеть: запыхавшийся дед держится за репку и вспотевшая бабка пытается держаться за мужа и внучка в модных босоножках схватилась за бабку и даже Жучка тянет внучку за подол с риском оторвать кусок дорогущего шифона. Но все усилия тщетны и репка остаётся в грядке. Тогда внучка решается на крайнюю меру и приводит толстого и ленивого кота Ваську и требует помочь в уборке урожая. Но даже в такой компании: дед и бабка и внучка и Жучка и Васька – они не в силах окончательно вытащить репку из земли. Через полчаса напряжённой работы все устали и дед объявил перекур. Все присели прямо на грядки несмотря на грязь и стали обдумывать дальнейшие действия. И только Васька задремал прижавшись к теплой спине Жучки и впав в блаженное состояние даже заурчал. И тут мимо Васьки пробежала мышка и почувствовав еду котяра незамедлительно проснулся. Правда он забыл про находящуюся рядом спину сенбернара и вцепившись в неё острыми когтями вызвал отчаянный вопль Жучки. Несчастная заорала и вскочила с грядки и прыгнула на внучку, а та падая вцепилась в конец бабкиного платка и потянув его на себя еще туже завязала узел у бабки на шее. Свет померк у бабки перед глазами и проклиная тот день когда она вышла замуж за деда что привело и к рождению внучки и к её приезду на каникулы и к описываемым событиям с репкой бабка из последних сил ухватилась за руку сидящего рядом мужа. От неожиданности дед заорал и вскочив на ноги схватился за что-то оказавшееся рядом и со всей силой дернул на себя. Через минуту вырванная из земли репка лежала вверх хвостиком на грядке и вся компания танцевала вокруг неё не веря неожиданному счастью. Главную виновницу событий мышку так и не нашли и мы думаем что ею поужинал другой непосредственный виновник случившегося кот Васька.
8. Прочитайте. Объясните отсутствие запятых в сложносочинённых предложениях. Назовите грамматические основы. Утром погода изменилась и мне захотелось покататься на лыжах. Вчера состоялся разговор с Костей и мне пришлось признать его правоту. Дорогой обдумывал я и то и другое, и вчерашняя история показалась мне вполне объяснимой. От сильного мороза тротуары обледенели, и прохожие шли осторожно, боясь подскользнуться. В саду слышалась весёлая музыка и раздавались голоса гуляющих. В чаще толковали глухари и птички распевали свои последние вечерние песенки. !!! Переделайте предложения таким образом, чтобы между простыми предложениями, входящими в состав сложного, нужно было поставить запятую. Запишите полученные предложения, подчеркните грамматические основы.
9. Ниже дан текст, определить, какой тип придаточного перед вами. Также необходимо определить, где использован союз, а где – союзное слово. В тех придаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения. На краю деревни стоял домик где жили сестрица Алёнушка и её братец Иванушка. Они рано остались без родителей которые уехали на заработки на север и жили зная что могут полагаться лишь на самих себя. Правда мысли что иногда посещали старшую сестрицу были нерадостными: она всё чаще думала как ей справится с братцем чья шаловливость переходила все границы. История началась с того что Алёнушка и Иванушка пошли за водицей. Алёнушка просила чтобы братец шёл рядом и ни в коем случае не пил из придорожных луж. Мысль что он может заразиться гепатитом Б ей в голову не приходила но опасения что братец превратиться в какого-нибудь зверя у неё были. Рассказы как превращались дети в козликов и осликов активно ходили по деревне. Иванушка же считал что истории что придуманы тёмными бабками которые даже не умеют пользоваться компьютером не достойны внимания. Иванушка очень хотел пить и найдя корытце где вода казалась более чистой глотнул из лужицы. Корытце куда была налита водичка принадлежало козе. Каждый кто пил из него должен быть стать козлёнком. То что произошло с Иванушкой было закономерно…
10. Прочитайте предложения, найдите придаточные и определите их значение. Объясните правописание слов с пропущенными буквами и нераскрытыми скобками. Укажите, где следует расставить знаки препинания. 1. Берлиоз тоскливо огл…нулся не пон…мая что его напугало. 2. Жизнь Берлиоза складывалась так что к (не)обычным явлениям он не привык. 3. Тут ужас до того овл…дел Берлиозом что он закрыл глаза. 4. Дело в том что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую (анти)религиозную поэму. 5. Ваш рассказ чрезвычайно интересен хотя он и совершенно не совп…дает с евангельскими рассказами. 6. Тут у самого выхода на Бронную со скамейки (на)встречу редактору поднялся в точности тот самый гражданин что тогда при свете солнца вылепился из жирного зноя. 7. Он смерил Берлиоза взглядом как(будто) соб…рался сшить ему костюм. 8. Сделав над собой усилие Иван Николаевич поднялся со скамьи и бросился туда где разговаривал с профессором. 9. Но отправить его на Соловки (не)возможно по той причине что он уже с лишком сто лет пр…бывает в местах значительно более отдалённых чем Соловки... 10. Поэт для которого все сообщаемое редактором являлось новостью внимательно слушал Михаила Александровича уставив на него свои бойкие зелёные глаза (М.Булгаков).
11. Ниже дан текст, определить, какой тип придаточного перед вами. Также необходимо определить, где использован союз, а где – союзное слово. В тех придаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения. Едва Алёнушка услышала блеяние как она поняла что случилось. Нельзя описать как ругала себя бедная девушка. "Всегда когда я ослабляю контроль за братцем с ним что-то случается! В тот день когда я ходила к соседке на именины он разбил себе коленку. А в прошлом месяце когда я ездила в город на базар он упал с крыши. Теперь лишь только я отвернулась он стал козликом!" - все это говорила Алёнушка ругая себя. Козлик же прыгал вокруг неё и ждал когда сестричка поведет его домой. С тех пор как Иванушка стал козликом жизнь в домике ребят стала поспокойнее. Алёнушка перестала постоянно думать когда братец вернётся с прогулки и что он себе или соседям разобьёт. Козлик стеснялся того что бывшие друзья посмеиваются над его глупостью и гулял лишь по утрам когда солнышко уже светило, а ребят из соседних дворов на улице не было. Вечером когда все друзья бегали по деревне он сидел дома с сестрой. В один из вечеров когда дома стало уж очень тоскливо он всё же вышел к друзьям и обнаружил что за то время пока он не выходил гулять в его компании появился ослик, барашек и жеребёнок. Прежде чем засмеяться козлик вспомнил кто он теперь. Да, многие мальчишки когда заигрываются забывают об элементарной безопасности!
12. Ниже дан текст, определить, какой тип придаточного перед вами. В тех придаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения. Вокруг деревни где жили Алёнушка и Иванушка был дремучий лес где жила только Баба Яга. Именно она когда ей хотелось выставляла корытца с водой туда где обычно гуляли глупые жители деревни. Обычно когда мальчишки гуляли по лесу с родителями им удавалось избежать ловушек. А там куда родители ходить разрешали ловушек не было. Непонятно откуда появились корытца на детской площадке но именно это привело к эпидемии среди ребят. Теперь везде куда бегали дети жители расставили пугала которых побаивалась метла Яги. В избушке на курьих ножках куда каждый вечер после того как совершала злые дела возвращалась Яга сегодня было тихо. Яга улетела к другу Кощею что жил там откуда пути назад нет. Яга знала тайную тропку и надеялась что ей все же удастся вернуться. Яга советовалась как ей извести всех мальчишек в деревне. "Там откуда я к тебе, Кощеюшка, приехала живут очень противные дети!" - жаловалась Яга. "Не живи где плохо!" - отвечал мудрый Кощей. Вместе они придумали где взять управу на детей и Яга улетела к себе в избушку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (2 часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.012 с.) |