Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение соц. Стр-ры. Виды соц. Мобильности, ее стр-ра и последствия. Соц. -проф. И должнастная моб-ть.
Глубокие и сложные процессы в соврем. россий-ом общ-ве – соц-ый кризис, трансформация соц-ой стр-ы, политические и духовные изменения, соц-ые конфликты и т.д. - происходят в общ-ве переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразия этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения стр-но - функциональных особенностей становления новой соц-ой системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных социальных процессов, происходящих в сов. российском общ-е. Соц моб-ть - изменение соц положения людей. Различают: демографич, географич и соц, индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальн и горизонтальн, восходящую и нисходящую. Изучение начато Сорокиным: "соц. моб. -любой переход индивида или соцо объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано чел деят-тью, из одной соц позиции в другую. Два осн типа соц моб-ти: 1) горизон. (перемещение)- переход индивида или соц объекта из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. 2) вертикальн соц моб-ть - те отношения, кот. возникают при перемещении индивида или соц объекта из одного соц пласта в другой. Два типа верт моб-ти: восходящая и нисходящая, т.е. соц подъем и соц спуск. Соц моб-сть может быть двух видов: моб-ть как добровольное перемещение индивидов в рамках соц иерархии; и моб-ть, диктуемая структурн изменениями. Процесс социальной мобильности можно определить как смену личностью и общностями людей своего социального статуса, как переход личности из одной общности в другую общность, из одной страты в другую. Люди, меняя свои места в обществе, делают его подвижным, мобильным. В результате общество становится не застывшей, статичной, а подвижной и динамичной социальной системой. Поэтому социальную мобильность можно определить и как подвижность общества. Социальная мобильность выражается как в готовности личности и социальных групп и слоев к изменению своего статуса (представляя как бы потенциальную энергию общества), так и в реализации данной готовности ("кинетическая энергия общества").
Виды социальной мобильности: классовая мобильность; профессиональная мобильность; территориальная мобильность (миграция); должностная мобильность; экономическая мобильность; семейно-бытовая мобильность; политическая мобильность; духовная мобильность; информационная мобильность. Как видим, виды мобильности связаны с переходами в различных видах стратификации. 23. Основные методы социологических исследований: опрос (анкетирование и интервьюирование, интернет-опрос, экспертный опрос), анализ документов. Опрос дает инф-ию о субъективн мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях - источник сведений и об объективн процессах. Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрич опрос, соц тестирование. Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения: опросы по месту работы, опросы по месту жит-ва, опрос целевых аудиторий. Фазы опроса: адаптация, сбор осн инф-ции, завершение опроса. Наиболее распростр два опросных метода: интервью и анкетирование. Анкетный опрос — важн. источник инф-ции о реально существующих соц. фактах, о соц. деят-ти. Должен отвечать след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать 30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать; 3. первый вопрос д/б нейтральным; 4. трудные вопросы нужно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими, понятными опрашиваемым. Вопросы. по содержанию- инф-ция о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом. Ответы на вопросы, дающие инф-цию о факте, содержат объектив. сведения об отвечающем на анкету (возраст, образ-е, профессия, доход и т.п.).: По структуре: открытые (предусмат-ет свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»); закрытые («Что Вам нравится в Вашей работе? Отметьте те из перечисл-х ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением:); полузакрытые (основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».); По форме прямые (это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные; личные и безличные. Композиция анкеты хар-ся след послед-тью: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка – объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т.д). После сбора первичной соц инф-ии проводится подготовка к обработке полученных анкет. Часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Для удобства обработки анкет применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки инф-ии на ЭВМ. Интервью – целенаправленная беседа, задача которой- получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исслед-ия. В процессе интервью учитывают требования: 1)создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов. Виды интервью: свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, которые сами опред-ют тему беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть, уточняют тему и т.д. Глубинное интервью преследует цель получить инф-цию, свидетельствующую о наличии того или иного соц. факта, явления и объясняющую причины появления дан. фактов, явлении. Цель фокусирован. (направлен.) интервью — изучение обществ. мнения относит-но конкретного факта, ситуации. Правила построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или стимулировать его (Изучение соц-ии расширяет кругозор человека? Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий соц-ию не может считаться культурным. А Ваше мнение?) 3.Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за искл вопросов- “ловушек”) 4.Кол-во вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах). Анализ документов как метод соц исследования. Д ок-т – это те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве. Анализ док-тов дает возм-ть увидеть в отраженном виде многие стороны соц. действит-сти. Документы обычно содержат богатую и емкую инф-цию об этой дейст-сти. От формы зависит то, для каких целей м/б использован этот вид док-та и каким методом он успешно м/б проанализирован. Особ-ти применения докум. инф-ции использ-ся когда у исслед-ля затруднен непосредствен контакт с исслед. реальностью. Выбор докум. инф. зависит от ее составителя. Исслед-ль не может изменить форму изучаемых док-ов. Виды док-ов: 1.По форме изложения (статистич и вербальн) 2.По общей значимости (официальн, неофиц) 3.По способу фиксации инф-ции (письмен, графич, фонетич, видео- и кинодокум-ты). При анализе док-ов нужно обращать внимание на вид док-та, форму автора, цель создания, фактическое содержание. Плюсы метода: 1)Стабильн состояние объекта исслед-ия 2) Получение инф-ции не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. 3) Инф-ция структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода: 1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной инф-ции, кот. может быть искаженной. 2.Язык док-та не совпадает с языком исслед-ля. Т радиционный, классич. анализ - все многообразие умствен. операций, направлен. на объединение сведений, содержащихся в док-те с определ. т.з., принятой исследователем в каждом конкретном случае, направлен на полное выявление их содержания, дает возм-сть проникнуть вглубь изучаемых исслед-ий, выявить логич связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с опред нравствен, политич, эстетич позиций. Слабость традиц. анализа док-тов - субъективизм: оценка инф-ции в док-те всегда будет интерпретацией социолога-исследователя.. Стремление преодолеть субъективность традиц. анализа породило разработку формализованного (количествен.) метода анализа док-тов, или контент-анализ (науч.) применяется всюду, где решаются задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудитории. Он применяется при изучении СМИ. Газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры -объекты анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов, передач можно судить о тенденциях, полит. и идеолог. установках, раскладе полит. сил, функционировании социнститутов, обществ орг-ций и партий, свзанных с объектом анализа. По его содержанию и структуре опред-ся хар-р взаимоотношений в тех системах, где родился текст, документ. Этот метод часто испол-ся разл. спецслужбами: добывается до 80% самой секретной инф-ции. Методологич. принципы опред-ют содержат. интерпретацию исследуемых явлений. Технич. приемы — это ср-ва сбора соц. инф-ции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.006 с.) |