Изменение соц. Стр-ры. Виды соц. Мобильности, ее стр-ра и последствия. Соц. -проф. И должнастная моб-ть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение соц. Стр-ры. Виды соц. Мобильности, ее стр-ра и последствия. Соц. -проф. И должнастная моб-ть.



Глубокие и сложные процессы в соврем. россий-ом общ-ве – соц-ый кризис, трансформация соц-ой стр-ы, политические и духовные изменения, соц-ые конфликты и т.д. - происходят в общ-ве переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразия этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения стр-но - функциональных особенностей становления новой соц-ой системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных социальных процессов, происходящих в сов. российском общ-е. Соц моб-ть - изменение соц положения людей. Различают: демографич, географич и соц, индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальн и горизонтальн, восходящую и нисходящую. Изучение начато Сорокиным: "соц. моб. -любой переход индивида или соцо объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано чел деят-тью, из одной соц позиции в другую. Два осн типа соц моб-ти: 1) горизон. (перемещение)- переход индивида или соц объекта из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. 2) вертикальн соц моб-ть - те отношения, кот. возникают при перемещении индивида или соц объекта из одного соц пласта в другой. Два типа верт моб-ти: восходящая и нисходящая, т.е. соц подъем и соц спуск. Соц моб-сть может быть двух видов: моб-ть как добровольное перемещение индивидов в рамках соц иерархии; и моб-ть, диктуемая структурн изменениями. Процесс социальной мобильности можно определить как смену личностью и общностями людей своего социального статуса, как переход личности из одной общности в другую общность, из одной страты в другую.

Люди, меняя свои места в обществе, делают его подвижным, мобильным. В результате общество становится не застывшей, статичной, а подвижной и динамичной социальной системой. Поэтому социальную мобильность можно определить и как подвижность общества. Социальная мобильность выражается как в готовности личности и социальных групп и слоев к изменению своего статуса (представляя как бы потенциальную энергию общества), так и в реализации данной готовности ("кинетическая энергия общества").

Виды социальной мобильности:

классовая мобильность;

профессиональная мобильность;

территориальная мобильность (миграция);

должностная мобильность;

экономическая мобильность;

семейно-бытовая мобильность;

политическая мобильность;

духовная мобильность;

информационная мобильность.

Как видим, виды мобильности связаны с переходами в различных видах стратификации.

23. Основные методы социологических исследований: опрос (анкетирование и интервьюирование, интернет-опрос, экспертный опрос), анализ документов. Опрос дает инф-ию о субъективн мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях - источник сведений и об объективн процессах. Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрич опрос, соц тестирование. Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения: опросы по месту работы, опросы по месту жит-ва, опрос целевых аудиторий. Фазы опроса: адаптация, сбор осн инф-ции, завершение опроса. Наиболее распростр два опросных метода: интервью и анкетирование. Анкетный опрос — важн. источник инф-ции о ре­ально существующих соц. фактах, о соц. дея­т-ти. Должен отвечать след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать 30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать; 3. первый вопрос д/б нейтральным; 4. трудные вопросы нужно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими, понятными оп­рашиваемым. Вопросы. по содержанию- инф-ция о фактах и отно­шении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивно­сти мнения, о поведении в настоящем и прошлом. Ответы на вопросы, дающие инф-цию о факте, содержат объектив. сведения об отвечающем на ан­кету (возраст, образ-е, профессия, доход и т.п.).: По структуре: открытые (предусмат-ет свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать повышению Ваше­го интереса к работе?»); закрытые («Что Вам нравится в Вашей работе? Отметьте те из перечисл-х ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением:); полузакрытые (основан на добавлении к спи­ску ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».); По форме прямые (это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет ли Вам работа моральное удов­летворение или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные; личные и безличные. Композиция анкеты хар-ся след послед-тью: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка – объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т.д). После сбора первичной соц инф-ии проводится подготовка к обработке полученных анкет. Часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Для удобства обработки анкет применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки инф-ии на ЭВМ. Интервью – целенаправленная беседа, задача которой- получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исслед-ия. В процессе интервью учитывают требования: 1)создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов. Виды интервью: свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, кото­рые сами опред-ют тему беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть, уточняют тему и т.д. Глубинное интервью преследует цель получить инф-цию, свидетельствующую о наличии того или иного соц. факта, явления и объясняющую причины появления дан. фактов, явлении. Цель фокусирован. (направлен.) интервью — изучение обществ. мнения относит-но конкретного факта, си­туации. Правила построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или стимулировать его (Изучение соц-ии расширяет кругозор человека? Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий соц-ию не может считаться культурным. А Ваше мнение?) 3.Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за искл вопросов- “ловушек”) 4.Кол-во вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах). Анализ документов как метод соц исследования. Д ок-т это те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве. Анализ док-тов дает возм-ть уви­деть в отраженном виде многие стороны соц. действи­т-сти. Документы обычно содержат богатую и емкую ин­ф-цию об этой дейст-сти. От формы зависит то, для каких целей м/б использован этот вид док-та и ка­ким методом он успешно м/б проанализиро­ван. Особ-ти применения докум. инф-ции использ-ся когда у исслед-ля затруднен непосредствен контакт с исслед. реальностью. Выбор докум. инф. зависит от ее составителя. Исслед-ль не может изменить форму изучаемых док-ов. Виды док-ов: 1.По форме изложения (статистич и вербальн) 2.По общей значимости (официальн, неофиц) 3.По способу фиксации инф-ции (письмен, графич, фонетич, видео- и кинодокум-ты). При анализе док-ов нужно обращать внимание на вид док-та, форму автора, цель создания, фактическое содержание. Плюсы метода: 1)Стабильн состояние объекта исслед-ия 2) Получение инф-ции не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. 3) Инф-ция структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода: 1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной инф-ции, кот. может быть искаженной. 2.Язык док-та не совпадает с языком исслед-ля. Т радиционный, классич. анализ - все многообразие умствен. операций, направлен. на объединение сведений, содержащихся в док-те с определ. т.з., принятой исследователем в каждом конкретном случае, направлен на полное выявление их содержания, дает возм-сть проникнуть вглубь изучаемых исслед-ий, выявить логич связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с опред нравствен, политич, эстетич позиций. Слабость тра­диц. анализа док-тов - субъективизм: оценка инф-ции в док-те всегда будет интерпретацией социолога-исследователя.. Стремление преодолеть субъективность традиц. анализа породило разработ­ку формализованного (количествен.) метода анализа док-тов, или контент-анализ (науч.) применяется всюду, где решаются задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудитории. Он применяется при изучении СМИ. Газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры -объекты анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов, передач можно судить о тенденциях, полит. и идеолог. установках, раскладе полит. сил, функционировании социнститутов, обществ орг-ций и партий, свзанных с объектом анализа. По его содержанию и структуре опред-ся хар-р взаимоотношений в тех системах, где родился текст, документ. Этот метод часто испол-ся разл. спецслужбами: добывает­ся до 80% самой секретной инф-ции. Методологич. принципы опред-ют содержат. ин­терпретацию исследуемых явлений. Технич. приемы — это ср-ва сбора соц. ин­ф-ции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.006 с.)