Соц-ые институты. Соц-ые статусы и их виды (главный, личный, социальный, предписанный, достигнутый, смешанный, эпизодический). Статусная роль. Элементы статуса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц-ые институты. Соц-ые статусы и их виды (главный, личный, социальный, предписанный, достигнутый, смешанный, эпизодический). Статусная роль. Элементы статуса.



Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение.

предписанный статус — тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример — женщина, американка, европеоид, брат.

достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар

Главный статус – статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой.

Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Элементы статуса. Статус как культурный феномен обладает соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, приписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, идентификации, т.е. отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

1) Статусная роль - модель поведения, ориентированная на конкретный статус. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Каждый статус обычно включает ряд ролей ролевой набор - совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

2) Статусные права (например, вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии).

3) Статусные обязанности. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается и тем сильнее наказание за их невыполнение. (Статус чернорабочего мало к чему обязывает, в отличие от статуса президента).

4) Статусный диапазон. Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. никаких жестких формальных требований ему не приписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.

5) Статусные символы. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу. Статусные символы гражданского населения не так определены, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы знаем из опыта, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. Так мужчинам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука. Он выступает как знак, определяющий принадлежность его владельца к определенной группе населения.

6) Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает понятие имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом.

7) Статусная идентификация указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом.

8) Статусное видение мира. Давно замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом - с тем, который он считает главным. Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобр-ый(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека(бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями м/у субъектами общественных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.162 (0.005 с.)