Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие автоматизированного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление — целенаправленный перевод системы из одного состояния в другое желаемое. Система управления — совокупность взаимодействующих компонентов: объекта управления и управляющих частей. Структура — совокупность элементов и их связей.
Рис. 1.1. Простейшая структура системы управления
Простейшая структура приведена на рис. 1.1. Структура системы управления может быть многоуровневой (структурой подчинения). Объект управления (ОУ) — динамическая система любой природы, преобразующая ресурсы в продукты и находящаяся под действием управляющих и возмущающих воздействий. Возмущающее воздействие — воздействие, выводящее систему в нежелательное состояние. Решение (управляющее воздействие, управление) — воздействие, выбранное из множества возможных на основе поставленной цели и принятого критерия. Критерий — оценка вариантов решений. Цель — состояние, к которому стремится система. Управляющая часть (УЧ) — часть системы, вырабатывающая решения и передающая их на объект управления. Среда — метасистема, в которую рассматриваемая система управления входит составной частью. Функционирование системы — работа системы в рамках заданной структуры. Развитие системы — работа системы в условии острых противоречий, которые могут вызвать изменение структуры.
Рис. 1.2. Укрупненная схема объекта управления
Рассмотрим подробнее объект управления (рис. 1.2) как систему преобразования ресурсов в продукты. Объект управления использует следующие виды общих ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, оборудование. При более подробном рассмотрении процессов в управляющей части возможно получить совокупность этапов (рис. 1.3). Эта схема пригодна для ручного, автоматического и автоматизированного управления.
Рис. 1.3. Цикл управления
Хорошо известны системы автоматического управления, работающие без участия человека. В основе автоматического управления лежит управление отдельными объектами на базе заданных алгоритмов, реализуемое техническими средствами. Используется три принципа управления: разомкнутое, замкнутое (обратная связь), компенсация возмущений. По мере развития автоматического управления определились его основные направления: автоматическое регулирование (стабилизация), программное управление, следящие системы, экстремальное регулирование, поисковые системы, оптимальное управление, самонастраивающиеся системы. Однако внедрение автоматических систем управления не позволило исключить человека из контура управления, а тенденции развития общественного производства, наоборот, усложнили функции, выполняемые им. Эти причины, а также появление ЭВМ способствовали бурному развитию автоматизированного управления, отличительными чертами которого являются автоматизация комплексов процессов или объектов, включение человека в контур управления, информационный и вероятностный подход к процессу управления, использование ЭВМ как основного технического средства, реализующего функции управления. Схема, приведенная на рис. 1.3, позволяет точнее определить понятие «автоматизированная система» как систему, в которой хотя бы на одном этапе цикла управления используются компьютеры и технические средства. Очевидно, что могут быть выделены разные уровни автоматизации (режимы работы). Наиболее известны информационно-поисковый (рис. 1.4) и информационно-советующий режимы (рис. 1.5).
Рис. 1.4. Информационно-поисковая система
Рис. 1.5. Информационно-советующая система
Автоматизированное управление базируется на теории информации, теории сложных систем, теории автоматического управления, теории принятия решений. Современные проблемы управления характеризуются следующими особенностями. 1. Рост объемов и масштабов производства, усложнение материальных и, следовательно, информационных связей. 2. Существенный рост потоков информации, скорость поступления которой превышает возможности ее обработки человеком-руководителем, или лицом, принимающим решения (ЛПР). 3. Дефицит времени при принятии решений приводит к отсечению части информации, возможно и полезной. Это может вызвать резкое снижение качества принимаемых решений, принятие ошибочных решений. Ошибки оказываются тем масштабнее, чем выше уровень иерархии принятия решений. 4. Для исправления последствий ошибочных решений могут понадобиться дополнительные ресурсы и время. Рыночные отношения связаны следующими особенностями: • серийностью выпуска (производства) продукции при ее индивидуализации в зависимости от запросов потребителей; • ростом требований к качеству продукции; • потребностью в создании конкурентоспособной продукции за счет сокращения производственного цикла. Перечисленные особенности повышают требования к качеству управления. Улучшить качество управления возможно двумя путями: • экстенсивным (увеличением численности работающих) — возможности этого пути ограничены как возможностями человека, так и конечным количеством трудовых ресурсов; • интенсивным — широким использованием в управлении вычислительной техники и созданием автоматизированных, человеко-машинных систем управления. Место человека в таких системах определим позднее. Последние исследования (компании Garter и Standish Group) показывают, что автоматизация позволяет сократить потребность в материалах и денежных средствах на 30 %, увеличить прибыль на 5...10 %, сократить время обслуживания клиентов на 20 %. В то же время успехами во внедрении АСУ могут похвастаться лишь 16 % компаний, причем 53 % из них потратили денег и времени в 1,9 раза больше, чем первоначально планировали, а 31 % проектов провалился. Основная причина неудач — недостаточно умелое проведение автоматизации. Таким образом, интенсивный путь имеет большие перспективы. Однако для его использования требуется более детально изучить процесс управления.-
КЛАССИФИКАЦИЯ АСУ ГОСТ 34.003—90 дает такое понятие автоматизированной системы управления (АСУ): «АСУ — система «человек — машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и обработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляются с применением средств автоматизации и вычислительной техники». Выделяют следующие виды автоматизированных систем: АСУТП — АСУ технологическими процессами; АСОУ — автоматизированные системы организационного управления; ИАСУ — интегрированные АСУ; ОАСУ — отраслевые АСУ; АСУП — АСУ предприятия; АСУО — АСУ объединения; ИПС — информационно-поисковые системы; ИСС — информационно-советующие системы; ИУС — информационно-управляющие системы. В силу значительного разнообразия АСУ их целесообразно классифицировать. АСУ — понятие многогранное и потому имеет большое число признаков классификации. Из них рассмотрим три основные (рис. 1.8). 1. Анализируя первый признак классификации, следует отметить, что объектом управления в АСУТП являются машины или системы машин, а в АСОУ (АСУ на уровне цеха, предприятия и выше) — люди. В АСУТП информация передается сигналами, а в АСОУ — с помощью документов. В последнее время появился новый класс систем — ИАСУ, объединяющий в одну систему АСУТП и АСОУ. Среди них выделяют ИАСУ гибкими автоматизированными заводами, для которых известны три основные рассмотренные далее концепции: ГАЗ (СССР), ESPRIT (ЕЭС) и ICAM (США). ИАСУ гибкими автоматизированными заводами за рубежом называют компьютерными интегрированными производствами (Computer Integrated Manufacturing CIM). 2. Иерархия управления отражена во втором классификационном признаке (см. рис. 1.8). В дальнейшем будем рассматривать АСУП, т. е. АСУ, предназначенную для управления предприятием. 3. АСУ существенно отличаются по уровню автоматизации. ИПС предназначены для записи и длительного хранения информации, которая считывается по запросу. Такая система может быть самостоятельной (библиотеки) или входить составной частью в АСУП. База данных является основой таких систем. В ней может быть отражена как структурированная (в виде таблиц), так и неструктурированная (текстовая) информация. В последнем случае это системы компьютеров офисов, учреждений, получившие широкие возможности благодаря электронной почте. ИСС вырабатывают для ЛПР соответствующие решения-советы в логической, числовой или символьной форме, при этом окончательное решение остается за человеком. В ИСС широко используют диалоговый режим.-
Рис. 1.8. Классификация АСУ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.011 с.) |