Система показателей рентабельности и их анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей рентабельности и их анализ



Система показателей прибыли включает абсолютные и относительные показатели эффективности хозяйствования. К последним относятся показатели рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями. Так, определенные трудности представляет отсутствие общепринятых и идеальных стандартов или норм различных отраслевых показателей рентабельности. Такие трудности могут быть частично преодолены путем:

·сопоставления показателей организации с показателями других той же отрасли;

·определения показателей за ряд лет;

·сопоставления фактических и плановых показателей;

·внутрифирменного сопоставления показателей (например, в торговле по товарным группам);

·сопоставления альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

Состав системы показателей рентабельности в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Внешний финансовый анализ проводится независимыми аналитиками и базируется в основном на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа шире, поэтому расширяются и возможности самого анализа. Независимо от вида проводимого анализа система показателей должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

В системе каждый показатель несет вполне конкретную информационную нагрузку, что следует учитывать при проведении анализа. Одни из них служат для оценки текущего положения предприятия, другие – для проведения сравнительного анализа по видам деятельности, третьи – для получения определенного представления об аналогичных предприятиях и предприятиях конкурентах. В экономической литературе названия показателей рентабельности не стандартизированы.

В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность делится на три вида: основную; инвестиционную и финансовую.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить также в три группы:

1) показатели, характеризующие прибыльность продаж. Это отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж;

2) показатели рентабельности производства или инвестиционных проектов (окупаемость расходов). Они показывают, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект;

3) показатели, характеризующие доходность капитала (активов) и их составляющих. Формируются на основе расчета уровня рентабельности в зависимости от изменения размера капитала или имущества в целом и по видам.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление с ними своих показателей позволяет сделать вывод о состоянии рентабельности предприятия. В отечественной практике основной базой для сравнения является информация о величине показателей рентабельности предприятия в предыдущие годы.

В экономической литературе рекомендуется множество показателей, характеризующих прибыльность (рентабельность) деятельности предприятия. Некоторые из них и порядок их расчета можно представить в виде табл. 2.2

Таблица 2.2 Коэффициенты рентабельности

Показатели Формула расчета
1 КР. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала
2 КР. Рентабельность авансированного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость активов
3 КР. Рентабельность текущих активов Чистая прибыль /Средняя стоимость текущих активов
4 КР. Рентабельность внеоборотных активов Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов
5 КР. Рентабельность производства Прибыль от продаж (чистая) / Издержки
6 КР. Рентабельность продажи (по чистой прибыли) Чистая прибыль / Выручка от продаж
7 КР. Рентабельность продажи (по прибыли от продаж) Прибыль от продаж / Выручка от продаж
8 КР. Рентабельность перманентного капитала Чистая прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)
9 КР. Рентабельность инвестированного капитала Чистая прибыль / (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные займы и кредиты)
10 КР. Рентабельность активов Прибыль до налогообложения / Средняя стоимость активов

 

Комментарий по коэффициентам рентабельности.

1 КР – показывает эффективность использования собственного капитала, т. е. количество чистой прибыли, заработанной каждым рублем, вложенным собственником в предприятие.

2 КР – отражает эффективность использования всего имущества предприятия, или сколько денежных единиц вложено предприятием для получения рубля чистой прибыли независимо от источников привлечения средств.

3 КР – показывает эффективность использования оборотных (мобильных, текущих) активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу оборотных активов.

4 КР – отражает эффективность использования основных средств и внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости этих средств.

5 КР – отражает величину прибыли, приходящейся на единицу издержек обращения, или какова доля прибыли от продажи товаров как основного вида деятельности в сумме затрат на эту деятельность.

6 КР – показывает размер чистой прибыли, приходящейся на рубль проданных товаров.

7 КР – аналогичен предыдущему, т. е. показывает, сколько прибыли от продаж приходится на единицу проданных товаров.

8 КР – отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок (как собственного, так и заемного).

9 КР – отражает эффективность использования привлеченных кредитов и займов (как на длительный, так и на короткий срок).

10 КР – аналогичен второму показателю, но в расчет берется прибыль до налогообложения.

Рост в динамике всех без исключения показателей рентабельности оценивается положительно.

Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия по сравнению с прошлым годом целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемые в последующих расчетах.

По одним показателям отчетности может наблюдаться рост по сравнению с прошлым годом, по другим – снижение, что в той или иной мере сказывается на относительных показателях рентабельности. При этом рост в динамике абсолютных величин каждого показателя прибыли увеличивает значение показателей рентабельности, и наоборот. Рост ресурсов, затрат, выручки от продажи уменьшает показатели рентабельности, и наоборот.

Коэффициенты рентабельности необходимо также изучить в динамике за ряд лет, что позволяет выявить тенденции их изменения. Из десяти показателей рентабельности выберем четыре, наиболее информативные (1 КР, 6 КР, 7 КР, 10 КР).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.008 с.)