Функциональная характеристика библиотеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная характеристика библиотеки



Функциональная характеристика библиотеки

Универсальные массовые библиотеки (УМБ). 3.3.2.1. Основные типологические черты

УМБ составляют основную массу библиотечных учрежде­ний страны. Они общедоступны, равномерно распределены по территории и составляют более трети общего числа библиотек страны. На их долю приходится около 40 % книжного фонда страны. В массовой библиотеке (в отличие от УНБ) мы имеем дело преимущественно с читателями, у которых только пробу­дилось стремление к самостоятельному приобретению научных знаний, для которых книга — их источник. Задача состоит в том, чтобы укрепить и углубить это стремление на популярном уровне. Поэтому требование универсальности фондов массо­вых библиотек должно сочетаться с требованием понятности, доступности книг для читателя. Сложных, адресованных уз­кому кругу специалистов изданий в массовых библиотекарях практически нет, и при необходимости их можно получить по межбиблиотечному абонементу.

Массовые библиотеки РФ прошли сложный и своеобразный по сравнению с западноевропейскими и североамериканскими публичными библиотеками путь развития. Они вобрали в себя черты народных библиотек, существовавших в России до 1917 г., и современных публичных библиотек. Долгие годы массовые би­блиотеки развивались как учреждения политического (коммунистического) просвещения, до середины 50-х гг. они так и назывались: "политпросветские библиотеки". Большин­ство массовых библиотек было ориентировано не на личность с его индивидуальными потребностями, а на так называемых средних читателей с однотипными потребностями. Долгие годы массовые библиотеки развивались в условиях однообра­зия, унификации форм и методов работы, жесткой зафиксированности функций, не имея возможностей оперативно и гибко отзываться на изменения читательских потребностей и запро­сов, без учета самостоятельности и инициативы трудовых кол­лективов библиотек. В централизованной системе массовых библиотек не было видимых читателю различий ни по составу фондов, ни по формам работы. Неудовлетворенность одной конкретной библиотекой переносилась на; остальные. В со­временных условиях, когда потребности людей все более диф­ференцируются и в то же время расширяются возможности пользования альтернативными средствами культуры (телевидение, видео), ориентация библиотек только на массо­вого читателя лишает их опоры среди пользователей и уваже­ния со стороны общества.


Нельзя согласиться с утверждением некоторых специалис­тов, что массовая библиотека изжила себя организационно, функционально и идейно. В отечественном библиотековедении наблюдаются смешение и противопоставление понятий "массовая" и "публичная" библиотека. Бытует мнение, что, несмотря на определенную близость этих терминов, они все же различаются. Утверждается, что публичная библиотека — не разновидность массовой, а совершенно новый, особый тип государственной библиотеки, имеющей свой юридический статус и обозначение в правовых документах.

Массовая библиотека по-прежнему ориентируется на ши­рокую массу читателей, пропаганду массовых идей, а публич­ная — это элитная, общественная библиотека. Противопо­ставление массовой и публичной библиотек является принципиально неверным. Нельзя недостатки деятельности массовых библиотек в прежние годы, обусловленные старой идеологической системой, переносить на современные библио­теки и закреплять их как типологически сущностные. Между библиотеками публичными и массовыми существуют лишь терминологические, а не сущностные различия. Массовая би­блиотека не только может стать публичной, она ею является по сути своей.

Сейчас массовые библиотеки переживают сложный пере­ходный этап устранения недостатков предшествующего перио­да и создания условий для превращения ее в действительно публичную библиотеку. Надо освободить массовую библиоте­ку от заидеологизированности и формализма прежних лет, расширить сферу ее деятельности, изменить методы работы, сделать ее открытой для всех и каждого. Массовая библиотека, будучи универсальной по своим функциям, выполняет широ­кий спектр задач, связанных с содействием общему образова­нию, повышению культурного уровня населения и организа­ции разумного досуга, пополнению профессиональных знаний и повышению квалификации трудящихся, распространению и популяризации научных знаний.

Ориентированные не на массу читателей, а на личность, на целевые группы читателей (любительские, семейно-бытовые, развлекательные, общественно-политические и др.) массовые библиотеки приобщают к книжной культуре все более широ­кие слои населения. Массовая библиотека — культурно-просветительный центр и центр отдыха. Наряду с задачами просвещения и информации она решает и задачу стимулирова­ния разных аспектов культурной деятельности населения. Че-


рез выставки, кружки, лекции, кинофильмы, конкурсы, экскур­сии и т. п. массовая библиотека стимулирует чтение, превра­щает нечитающую публику в читающую. Важно в этой работе не допустить опасности превращения библиотеки в учреждение досуга, растворения ее в разного рода культурных "комплексах" и "центрах". Массовая библиотека должна со­хранить свою самостоятельность и универсальную связь со всеми учреждениями культуры.

Массовая библиотека — это местная, муниципальная би­блиотека, максимально приближенная к месту жительства, труда и отдыха населения. В целях укрепления связей с населе­нием обслуживаемого библиотекой района перспективным в современных условиях становится развитие такой функции массовой библиотеки, как организация справочно-фактографической информации по вопросам повседневной жизни людей (о приватизации, жилищном и трудовом законо­дательстве, пенсионном обеспечении, акционерных обществах, деятельности органов законодательной и исполнительной власти и т. д.). Массовая библиотека становится центром со­циальной жизни района, своеобразным общедоступным бан­ком данных, из которого граждане черпают необходимые им сведения. Это так называемое "местное обслуживание" на­правлено на удовлетворение индивидуальных многообразных интересов каждого человека в области здравоохранения, жилья, трудоустройства, транспорта, культуры, досуга и т. д. Выдача информации содействует увеличению спроса на лите­ратуру.

Расширяется круг читателей, привлекаются к чтению люди с ограниченными возможностями (малограмотные, представи­тели национальных меньшинств, инвалиды, люди престарело­го возраста, безработные и др.). Таким образом, реализуется принцип, выдвинутый еще Н. А. Рубакиным: "От жизни — к книге, и от книги — к жизни". В 70—80-е гг. в деятельность массовых библиотек продвигалась идея о возможности реали­зации ими задач удовлетворения профессиональных запросов специалистов. Практика показала несостоятельность этой идеи. Массовые библиотеки не могут на одном уровне со спе­циальными библиотеками выполнять эту задачу без ущерба для их традиционных функций: обеспечения досуга, полезного использования свободного времени, развития культуры, орга­низации межличностного общения. Вместе с тем недостаточное развитие сети специальных библиотек в небольших городах и сельской местности, случайность и неполнота комплектования


их фондов научной и специальной литературой, особенно об­щенаучной, межотраслевой и комплексной тематики, стимули­руют использование массовых библиотек специалистами в профессиональных целях. Во многих случаях массовые библио­теки являются единственными учреждениями, удовлетворяю­щими информационные потребности специалистов (в области культуры, народного образования, сельского хозяйства, меди­цины, строительной, местной промышленности, коммунально­го хозяйства и т. д.).

За последнее десятилетие многие крупные массовые библиоте­ки (районного и городского значения) стали выполнять во все возрастающей степени задачи обслуживания, свойственные спе­циальным библиотекам. К задачам такого рода относятся, с од­ной стороны, комплектование и научно-библиографическая обра­ботка фондов книгохранения, а также предоставление в пределах возможностей данной библиотеки наиболее актуальных источни­ков информации, необходимых специалистам, а с другой — информационная деятельность таких библиотек в местных рам­ках, обращенная к промышленным предприятиям, организациям и учреждениям культуры и другим, расположенным в зоне их об­служивания и не располагающим собственными информацион­ными службами и достаточно развитыми фондами информацион­ных источников. Поэтому необходимо повышение удельного веса специальной литературы в фондах массовых библиотек, открытие специализированных филиалов. Должны также укрепляться по всем направлениям координационные связи массовых библиотек со специальными.

3.3.2.2. Дифференциация и централизация массовых би­блиотек

Типологически массовые библиотеки не являются сетью оди­наковых, организованных по одному типу библиотек. Харак­тер обслуживаемого района (крупный город, небольшой город, село), его экономический, культурный и иной профиль, состав населения и т. д. определяют категорию читателей, неодно­родных по своему уровню знаний, специальности, интересам и запросам. И это, в свою очередь, определяет характер работы массовой библиотеки. Принципу дифференциации библиотеч­ной работы большое внимание уделяла Н. К. Крупская. "Только прекрасно зная свой район и его население, может массовая библиотека как следует обслуживать его, подбирать целесообразную литературу...", — писала она (Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сб. трудов. М., 1985, т. 4, с. 326).


На селе, например, где, как правило, одна библиотека, чет­ко определены профессиональные запросы читателей. В круп­ном же городе существует сеть библиотек различных типов, развитая книжная торговля, большое число промышленных предприятий, научных и проектных организаций (что лишает библиотекарей возможности четко определить профессиональные потребности в книге). Библиотека малого города занимает про­межуточное положение. Неодинаковы массовые библиотеки, функционирующие в разных районах одного города. Если, например, одна массовая библиотека находится в районе, где много учебных заведений, другая почти не видит студентов среди своих читателей, третья расположена в районе промыш­ленных предприятий, а четвертая обслуживает район, где про­живает население нескольких • национальностей, то состав книжных фондов и содержание работы этих библиотек должны определяться перечисленными конкретными условиями. По­этому нет ничего более неправильного, как представлять мас­совые библиотеки однородной массой с однородным составом читателей и одинаковым книжным фондом. Каждая библиоте­ка решает общие задачи с учетом конкретных условий своего района, состава читателей и характера Их потребностей и ин­тересов.

Углубляющаяся социокультурная дифференциация общест­ва ориентирует массовые библиотеки на удовлетворение раз­нообразных читательских интересов, на обслуживание отдель­ных групп читателей. Результатом этого процесса стало появление специализированных отделов, кабинетов, читаль­ных залов, филиалов, дифференцированных по различным признакам: библиотека — читальня, библиотека — клуб, би­блиотека — центр общения, библиотека семейного чтения и др. Повышению эффективности массовых библиотек способствует дальнейшее совершенствование их деятельности в рамках централизованных систем (ЦБС), которые представляют собой структурно целостные учреждения, функционирующие на основе общего (единого) книжного фонда; и штата, организа­ционного и технологического единства, с централизованным комплектованием и обработкой литературы. Объединение массовых библиотек в ЦБС значительно расширяет и увеличи­вает их потенциальные возможности по оперативному и более полному удовлетворению читательских запросов без крупных капитальных затрат за счет рационального использования ресурсов библиотечной системы.


3 Зак. 202 65


ЦБС обеспечивают библиотечное обслуживание населения на основе разностороннего подбора литературы в едином (системном) фонде, широкой информации о нем. Каждый чи­татель ЦБС, в том числе обслуживаемый внестационарно би­блиотечным пунктом или библиобусом, имеет право пользо­ваться всеми изданиями, постигающими в единый фонд ЦБС. Он может обратиться с запросом в любое подразделение ЦБС. Использование единого фонда осуществляется путем выдачи изданий по конкретным и тематическим запросам читателей, докомплектования необходимой литературой библиотек-филиалов из фондов центральной библиотеки (ЦБ ЦБС), пере­дачи книг во временное пользование из одного подразделения в другое. Информацию о имеющихся в фонде изданиях органи­зует отдел использования фонда (ОИФ), который на основе справочно-библиографического аппарата (СБА) совместно с отделами обслуживания и библиографии ЦБ ЦБС устанавли­вает местонахождение требуемой читателями литературы, удо­влетворяет запросы или перенаправляет их, формирует универ­сальные и тематические подборы литературы для докомплектования фондов библиотек-филиалов.

В структуру ЦБС входят ЦБ и библиотеки-филиалы. ЦБ организует комплектование и использование единого фонда, учет и обработку литературы, создает центральный СБА, и пользуемый всеми читателями ЦБС. Она руководит работой всех объединенных библиотек; осуществляет подбор, расста­новку, повышение квалификации кадров; организует изучение и внедрение передового опыта, хозяйственное обеспечение деятельности всех библиотек-филиалов. Библиотека-филиал составная часть ЦБС. В своем районе деятельности она несет полную ответственность за привлечение населения в библиоте­ку, удовлетворение запросов читателей, использование и со­хранность своего фонда. Она участвует в комплектовании, систематически подбирает и передает в ЦБ не используемую читателями литературу, выдает из своего фонда издания, за­прашиваемые другими библиотеками ЦБС и библиотеками других ведомств и организаций, получает из ЦБ и других би­блиотек-филиалов, а также по МБА необходимые читателям издания и обеспечивает их сохранность. Библиотека-филиал участвует в коллегиальном решении вопросов, связанных с деятельностью ЦБС, поддерживает технологические связи с отделами ЦБ, координирует работу с библиотеками других ведомств в своем районе деятельности.


ЦБС нельзя рассматривать только как укрупненную библиотеку, а библиотеку-филиал как отдел (отделение) ЦБ. Территориальная разобщенность библиотек-филиалов обусловливает их большую самостоятельность в решении целого ряда производственных и административно-хозяйственных вопросов. Библиотеки-филиалы, подчиненные местной (муниципальной) администрации, которая осуществляет контроль за их работой, заслушивает отчеты руководителей библиотек-филиалов, координирует их работу с другими учреждениями культуры.

ЦБС массовых библиотек ведет свою работу вместе с би­блиотеками других ведомств района (города). Координация предусматривает согласование профиля комплектования фон­дов, совместные организацию справочно-библиографической, методической работы, использование технических средств и др. Центральная библиотека ЦБС выступает в качестве коорди­национного центра в масштабах района (города).

3.3.2.3. Детские июношеские библиотеки

Самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Совершенствование обслуживания этих читателей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации. На детские би­блиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворе­ние запросов учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Они также оказывают методическую помощь школьным би­блиотекам региона. Содержание фонда детской библиотек направлено на обеспечение комплексного воспитания читате­лей — детей и подростков.

Сеть детских библиотек организуется на основе централи­зации при наличии в городе развернутой сети детских библио­тек (не менее 8—10), они объединяются в самостоятельную ЦБС. В остальных случаях детские библиотеки входят в состав ЦБС государственных массовых библиотек, В структуру само­стоятельной ЦБС детских библиотек входят: центральная го­родская детская библиотека, детские библиотеки-филиалы, внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты).

Организационно-методическим и координационным цен­тром библиотек всех ведомств, ведущих работу с детьми, яв­ляется центральная городская (районная) детская библиотека


(ЦДБ). Она определяет постановку и содержание библиотеч­ной работы с детьми, организует привлечение детей и подрост­ков к систематическому чтению. ЦДБ координирует деятель­ность детских и школьных библиотек.

Сеть школьных библиотек создана для обслуживания кни­гой учащихся по месту учебы. Школьная библиотека — структурное подразделение школы и развивается как ее орга­ническая часть. Если детская библиотека, создаваемая по ад­министративно-территориальному признаку органами культу­ры местной администрации, является универсальной массовой (публичной) библиотекой, то школьная библиотека — специальная, учебная библиотека. Она выполняет несколько взаимосвязанных функций: образовательно-воспитательную и информационную по отношению к учащимся и информацион­но-методическую по отношению к учителям. Она комплектует фонд учебников, программную литературу для внеклассного чтения, а также учебно-методическую литературу для учителей. Детские и школьные библиотеки объединяет общность основ­ных задач и принципов деятельности. Взаимодействие детских и школьных библиотек необходимо в целях повышения роли книги и чтения в воспитании подрастающего поколения, пол­ного охвата детей и подростков библиотечным обслуживани­ем, наиболее эффективного использования местных библио­течных фондов, ликвидации разобщенности и обособленности в работе.

Организационной основой взаимодействия детских и школьных библиотек является координационный план. В об­ластных (краевых) центрах функционируют областные (краевые) детские библиотеки. Кроме непосредственного об­служивания читателей-детей они выполняют функции научно-методических и координационных центров для всех библиотек, обслуживающих детей.

Ведущей детской библиотекой страны является Российская; государственная детская библиотека. Созданная в 1969 г., она за относительно короткий срок стала центральным хранили­щем литературы для детей и руководителей детского чтения, научно-методическим учреждением в области библиотечной работы с детьми и библиографии детской литературы, центром научно-методической помощи всем библиотекам, обслужи­вающим детей, информации и пропаганды детской литературы, организатором совместной деятельности библиотек всех ве­домств.


В качестве центров, организующих и осуществляющих би­блиотечное обслуживание юношества, выступают массовые библиотеки для взрослых. В зависимости от количества юных читателей, величины фонда и другого в них организуются юношеские группы, кафедры выдачи, отделения, отделы, або­нементы. Как правило, при ЦБ ЦБС создаются юношеские отделы или абонемент, при филиалах — юношеские группы, кафедры. В условиях ЦБС устанавливаются связи между юно­шескими структурными подразделениями и другими звеньями библиотечного обслуживания юношества, а также преемствен­ность в работе детских и юношеских структурных подразделе­ний. С конца 60-х гг. в Российской Федерации начали форми­роваться областные юношеские библиотеки. Отличие их от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной груп­пы (15—21 год). В условиях областной юношеской библиотеки появляется возможность наблюдать юношество как читательс­кую категорию, углубленно работать с ней с учетом особенно­стей социально-психологического развития, современных за­дач воспитания и образования молодого поколения страны, на основе дифференцированных читательских интересов форми­ровать фонд, вырабатывать эффективные формы и методы работы с юными читателями, оказывать квалифицированную методическую помощь библиотекам других ведомств, обслу­живающих юношество.

Состав фонда юношеской библиотеки характеризуется уни­версальностью и общеобразовательной направленностью с приоритетным комплектованием гуманитарного и научно-популярного характера. Областные юношеские библиотеки выполняют роль научно-методического и координационного центра формирования единого регионального фонда литера­туры для юношества, организации его рационального исполь­зования на основе взаимодействия библиотек разных ведомств. Они разрабатывают и издают методические рекомендации, информационные и библиографические пособия и др. Важное место в их работе занимают выявление, изучение и обобщение передового опыта, наиболее эффективных форм библиотечной работы с юношеством, внедрение их в практику. Работая, как и областные детские библиотеки, в координации с областными универсальными научными библиотеками, областные юноше­ские библиотеки участвуют в разработке и реализации сводных координационных планов методической, библиографической и


научно-исследовательской работы, единых межведомственных планов библиотечного обслуживания юношества области.

Широкую популярность получила деятельность Российской государственной юношеской библиотеки. Она ведет разнооб­разную и комплексную работу по обслуживанию читателей, организации системы библиотечно-библиографического об­служивания юношества в РФ., изучению и анализу ее функцио­нирования. Библиотека осуществляет информационную рабо­ту по проблемам молодежи, подготовку и издание библиографических пособий для юношества, проводит науч­ные исследования по социологии и психологии чтения юно­шества, разрабатывает методические рекомендации для сети юношеских библиотек, абонементов, филиалов, кафедр выдачи при библиотеках для взрослых.

3.3.2.4. Массовые библиотеки общественных организаций

Эта разновидность массовых библиотек — весьма диффе­ренцированная система библиотек, создаваемых на различной организационной основе. Они выражают и отражают чита­тельские интересы различных социальных, национальных и других групп. Структура комплектования фондов обществен­ных библиотек определяется профилем интересов членов груп­пы. Они не обязательно являются универсальными, создаются, чтобы удовлетворить' один или несколько читательских инте­ресов по избранному профилю, обладают высокой степенью полноты подбора книг.

Наибольшее развитие получили профсоюзные массовые би­блиотеки. Находясь в структуре предприятий (организаций, учреждений), они выполняют функции обслуживания книгой конкретного трудового коллектива. Как и государственные массовые библиотеки, профсоюзные библиотеки располагают универсальным составом фондов, формируемых, однако, с уче­том производственного профиля обслуживаемых предприятий, состава работающих, а также специфики деятельности проф­союзных организаций (фонд содержит, в частности, литерату­ру по экономике труда, трудовому праву, социальному обеспе­чению, управлению производством, профсоюзному и рабочему движению и др.). Сеть профсоюзных библиотек включает ста­ционарные библиотеки, размещаемые в профсоюзных клубах, домах и дворцах культуры и на территории предприятий. Кроме этого, организуются межзаводские, межсоюзные (двух и более профсоюзов) библиотеки. Организацию библиотечного обслуживания предприятии профсоюзные библиотеки


осуществляют на основе тесного взаимодействия с технически­ми библиотеками. Совместно с ними они организуют на про­изводственных участках сети библиотек-филиалов и библио­течных пунктов, проводят совместные массовые мероприятия (выставки-просмотры литературы, дни информации и др.), координируют комплектование социально-экономической и технической литературы.

К данной группе массовых библиотек относятся также би­блиотеки в больницах для пациентов, в санаториях, домах отдыха для отдыхающих, в тюрьмах для осужденных, в воин­ских частях и домах офицеров и др. Развивается сеть библио­тек религиозных организаций. Так, православная церковь ор­ганизует приходские библиотеки, создаются библиотеки при молитвенных домах евангельских христиан-баптистов, идет также формирование иудаистских, мусульманских и других религиозных библиотек.

С усилением национального движения, ростом националь­ного самосознания появляются библиотеки (главным образом в крупных городах), создаваемые национально-культурными обществами, товариществами, землячествами. Общественные библиотеки, создаваемые по инициативе различных групп, ими же и субсидируются. Рост общественной активности населения будет вызывать к жизни новые виды общественных библиотек. В ходе экономической реформы, формирования новых произ­водственных отношений создаются разнообразные коммерче­ские организации, действующие на принципах самофинансирова­ния. Они будут заинтересованы в расширении ассортимента библиотечно-информационных услуг на платной основе.

3.4. Специальные библиотеки

3.4.1. Общая типологическая характеристика специаль­ных библиотек иих видовая дифференциация

Термин "специальная библиотека" происходит от латинского слова specialis — особенный, относящийся к какому-либо одному предмету или явлению, к какой-либо специальности. Специальные библиотеки окончательно оформились в специфическую группу в начале XX в., т. е., в период завершения этапа дифференциации науки и начала процесса интеграции наук, ведущего к возникно­вению новых научных дисциплин. Социальное назначение специ­альных библиотек — организация профессионального чтения.


Оно определяет профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм и методов работы.

Специальные библиотеки — это библиотеки, удовлетво­ряющие особенные информационные потребности читателей, определенные профессиональной сферой их деятельности (производственной, научной, учебной, управленческой), на основе отраслевого или многоотраслевого фонда. Круг поль­зователей здесь, как правило, ограничен специалистами, заня­тыми в определенной отрасли народного хозяйства, сотрудни­ками учреждений и предприятий, в составе которых находится библиотека. Специальные библиотеки создаются в соот­ветствии с принятой в стране организацией и структурой про­изводства, науки, образования и культуры. Поэтому они обыч­но не являются самостоятельными организациями, а принадлежат государственным, акционерным, кооперативным, общественным учреждениям, предприятиям, научно-исследовательским органи­зациям и обслуживают работающих в них специалистов.

Основное преимущество специальных библиотек состоит в том, что они максимально приближены к профессиональной деятельности специалистов разного профиля, поскольку функ­ционально и структурно взаимосвязаны с соответствующими организациями. Они имеют все возможности, во-первых, мак­симально конкретизировать библиотечно-библиографическую информацию и, во-вторых, планомерно охватывать специаль­ной литературой всех работающих в данной организации (ведомстве).

Специальные библиотеки комплектуют свои фонды в соот­ветствии с профилем обслуживаемых предприятий (учреждений, организаций). Объектами комплектования являются книги, пе­риодические и продолжающиеся издания, стандарты, описания изобретений, официально-ведомственные издания, отчеты, чертежно-конструкторская и проектная документация. Специ­альные библиотеки могут иметь в фондах и коллекции специ­альных видов изданий (например, картографических, нотно-музыкальных, аудиовизуальных материалов).

Специальные библиотеки — не только хранилища докумен­тальных фондов, но и центры документально-информационной коммуникации (в последнее время электронных коммуника­ций). Они удовлетворяют коммуникационные потребности в данных, в информации, в специальных знаниях. Поэтому дея­тельность этих библиотек не ограничивается поиском библио­графических сведений и выдачей первичных документов, не менее важное место занимает здесь предоставление фактогра-


фической информации, например, связанной с нуждами мест­ной промышленности и коммерции и требующей от работника библиотеки специальных знаний. Эта информация может быть почерпнута из опубликованных и неопубликованных материа­лов. Специальные библиотеки собирают, оценивают, органи­зуют и распространяют информацию по специальным отрас­лям знания, чтобы помочь специалистам, которых они обслуживают, быстро принять необходимые для их работы решения. Они ведут большую справочно-информационную работу, выполняют наряду с традиционными видами библио­течной работы, аналитико-синтетическую обработку информа­ции, рассчитанной на удовлетворение конкретных индивиду­альных запросов ученых и специалистов.

Отличительная особенность специальных библиотек — их тесная связь с органами научно-технической информации. С исторической и логической точек зрения возникновение и деятельность последних является ни чем иным, как дальнейшим развитием информационной функции специальных библиотек. В результате скачкообразного увеличения объема научных знаний и интенсивного роста числа научных публикаций в специальных изданиях и других источниках информации уче­ным и специалистам становилось все сложнее следить за пото­ком публикаций. В то же время библиотеки уже не могли полнос­тью удовлетворить возрастающие потребности Современной науки и техники в оперативной информации и литературе. Они не располагали необходимым кадровым составом высококва­лифицированных специалистов, способных обеспечить такие потребности, поскольку традиционные методы работы би­блиотекарей не были ориентированы на глубокое профессио­нальное освоение существа содержания источников информа­ции. Этот пробел был восполнен службами информации и документации, "одним из основных признаков которых являет­ся способность быстро отражать новые сведения, объединять разрозненные материалы, обобщать информацию, содержа­щуюся в опубликованных и неопубликованных документах, отвечать на узкоспецифические и многоаспектные запросы".1

Однако в большинстве предприятий, организаций и учебных заведений органы (службы) научно-технической информации (НТИ) создавались административно-командными методами без учета функционирования библиотек. Им вменялось в обязанность

1 Михайлов А. И., Черный А. И.. Гиляревский Р. С. Основы информатики. М., 1968. С. 4.

 


выполнение функций, которые в большей или меньшей степени осуществлялись специальными библиотеками или базирова­лись на их деятельности (изучение информационных потребно­стей, создание и ведение различного рода картотек, оформле­ние заявок на подписку информационных изданий, составление библиографических указателей литературы по тематике научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной деятельности, подготовка и проведение дней информации, выставок литературы и т. д.).

В основе такого явного умаления роли специальных би­блиотек лежат взгляды, противопоставляющие справочно-информационный фонд библиотеке. До сих пор можно встре­титься с утверждением, что фонды библиотек- ориентированы главным образом на 'градационные печатные источники, в комплектовании же справочно-информационных фондов орга­низаций и предприятий основную роль играет не форма доку­мента, а его информационная ценность.' Вследствие этого в составе справочно-информационных фондов преобладающее место должны занимать отчеты по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе, обзоры, переводы, копии депонированных рукописей, материалы на микроносителях и др.

В этом утверждении заложены, по меньшей мере, два прин­ципиально неверных положения. Во-первых, любая специаль­ная библиотека за основу формирования фонда также берет не форму документа, а его информационную ценность, т. е. соот­ветствие информационных материалов профилю библиотеки и информационным потребностям отдельных категорий ученых к специалистов. Во-вторых, фонды специальных библиотек являются динамичными. По мере изменения информационных запросов и появления новых форм документов, информацион­ных материалов на новых носителях специальные библиотеки пополняют ими свои фонды. Конечно, делается это дифферен­цированно с учетом типа, вида и профиля библиотеки. Следо­вательно, формирование и использование справочно-информационного фонда не может быть оторвано от библио­теки, это ее основная: функция. Деятельность специальных би­блиотек, их функции и место в структуре НТИ могут правиль­но определяться лишь на основе решения принципиального вопроса о самостоятельности и взаимодействия специальной библиотеки и информационного органа.

На практике сложились различные варианты функцио­нального и структурного разграничения сфер деятельности между библиотекой и службой НТИ: 1) в организации функ-


ционирует только библиотека, выполняющая многие функции, присущие службам НТИ; 2) в организации функционируют и библиотека, и служба НТИ, находящиеся в различном админи­стративном подчинении (проявляются дублирование и парал­лелизм в работе); 3) библиотека подчинена службе НТИ (входит в ее структуру), многие функции выполняются со­вместно, однако и в данном случае подавляющее большинство одних и тех же функций в одних организациях выполняют службы НТИ, в других — библиотеки; 4) библиотеки и службы НТИ — самостоятельные структурные подразделения, подчи­ненные одному руководителю — организации (здесь более четкое разграничение функций); 5) слияние библиотеки и службы НТИ в один орган (отдел НТИ).

Практика подтверждает, что в любом случае библиотека способна выполнять многие функции, свойственные обычно службе НТИ. Оптимальной является такая система информа­ционного обслуживания ученых и специалистов, которая обес­печивает предоставление широкого круга услуг и максимально возможное удовлетворение всего комплекса информационных потребностей. Организационно это может быть реализовано в виде библиотечно-информационного центра (комплекса). Служба анализа и обобщения НТИ будет создавать информа­ционную документацию путем аналитико-синтетической об­работки содержания первоисточников, чтобы обеспечить спе­циалистов идеями и фактами. Эти идеи и факты могут содержаться в документах (опубликованных и неопубликован­ных) или их следует получить из обработанных документов логическим путем.

Специфическими функциями службы НТИ являются также участие в рекламной деятельности организации, представление ее разработок в отечественных и международных выставках, организация и подготовка регистрационных и информацион­ных карт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организация издательской деятель­ности.

Активная роль библиотеки проявляется в накоплении, хране­нии, переработке, поиске и предоставлении документов. Поток опубликованных и неопубликованных документов реальным для читателя (потребителя) становится лишь оседая в фонде библио­теки. При этом, комплектуя и организуя фонд, библиотека обеспе­чивает: 1) концентрацию информации, рассредоточенной в потоке документов; 2) предоставление читателям наиболее значимой литературы благодаря первоочередному комплектованию


литературы ведущих стран, организаций, авторов, приобрете­ние "ядерных" периодических изданий; 3) расширение про­фессионального кругозора обслуживаемых специалистов за счет комплектования и библиографирования документов по перспективным направлениям научно-технического прогре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.038 с.)