Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные факторы развития библиотечного дела

Поиск

Под организацией библиотечного дела следует понимать соединение всех компонентов для обеспечения успешного функционирования его как единого целого, т. е. рассматривать библиотечное дело как систему, в которой связь между элемен­тами и подсистемами играет существенную (а в некоторых случаях решающую) роль. Каждая библиотека и библиотечная сеть, независимо от того, осознает она факт организационных связей с другими элементами или нет, объективно связана с ними определенной системой отношений.

С ростом масштабов библиотечного дела быстрыми темпами расширяются и углубляются внутренние и внешние связи, воз­растает число задач, решение которых требует комплексного под­хода. В результате любое сколько-нибудь существенное изменение какого-либо элемента библиотечной системы вызывает необходи­мость соответствующей перестройки не только в том звене, где оно непосредственно наблюдается, но и в комплексе сопряженных библиотечных компонентов. Например, рост объема фондов, из­менение характера информационных потребностей привели к необходимости использовать современные технические средства, что, в свою очередь, предъявляет определенные требования к структуре библиотечных фондов, кадров, Характеру справочно-библиографического аппарата и т. д. Каждое изменение объема и структуры библиотечных ресурсов (элементов библиотечного дела) становится возможным благодаря наличию других сдвигов, обеспечивающих эти изменения.

Высокая степень интегрированности, тесная зависимость меж­ду отдельными частями библиотечного дела означает, что осу­ществление крупных мероприятий, будь то внедрение автомати­зации, удовлетворение новых информационных потребностей, преобразование структуры библиотечных фондов, требуют изме­нений сложившихся внутрибиблиотечных и межбиблиотечных


отношении и связей. Вследствие этого намного повышаются тре­бования к организационно-управленческому механизму, призван­ному обеспечить повышение эффективности функционирования библиотечного дела (внедрение новых методов управления, совершенствование организационной структуры библиотек и библиотечного дела, планирования, взаимной согласованности интересов библиотек и библиотечных сетей и т. д.).

В библиотечной практике существует определенная недо­оценка роли организационного фактора. Вполне рациональ­ные меры по совершенствованию какой-либо одной сферы или ведомственно-отраслевой библиотечной сети не увязываются с тем влиянием, какое оказывают они на смежные библиотечные процессы или системы, на улучшение (ухудшение) организации библиотечной деятельности в целом.

Различные организационные преобразования не всегда ба­зируются на глубоко продуманных, взвешенных с учетом послед­ствий решениях, а потому порой не являются обоснованными, к тому же осуществляются они некомплексно и несистемно. Ино­гда и альтернативы организационных решений выбираются исходя из конъюнктурных условий и идеологических сообра­жений, без применения даже известных положений теории ор­ганизации и управления, методических рекомендаций. Госу­дарственная библиотечная политика развивалась в рамках организационной перестройки библиотечного дела не на принципиально новой технологической основе, а ориентиро­валась на организационные преобразования, в основном за счет административных решений. Примерами могут служить такие крупные общегосударственные мероприятия, как:

1) Внедрение советской (идеологизированной) библиотечно-библиографической классификации (ББК) в универсальных пу­бличных библиотеках, приведшее к несовместимости (разрыву) со справочно-библиографическим аппаратом специальных библио­тек, нерациональным затратам средств на перевод библиотечных каталогов на новую классификационную схему.

2) Создание административным решением (постановлением ЦК КПСС) ЦБС государственных массовых библиотек без учета дополнительных затрат на преобразование материаль­но-технической базы библиотек.

3) Разработка в масштабах страны проектов и программ автоматизации областных и массовых библиотек без необхо­димого обеспечения финансовыми и техническими средствами для их реализации.


4) Разработка десятков общегосударственных библиотечных стандартов без механизма их реализации, разработки организа­ционных и других мер по их внедрению и совершенствованию.

5) Создание административно-командным методом госу­дарственной системы научной и технической информации (ГСНТИ) — сети институтов, центров и служб научно-технической информации. Им вменялось выполнение функций, которые в большей или меньшей степени осуществлялись библио­теками или базировались на библиотечно-библиографической деятельности.

Система ГСНТИ, не имеющая своей источниковедческой базы, вынуждена обращаться к источникам информации, хранящимся в библиотеках. Искусственное противопоставление информацион­ной работы библиотечной, как совершенно новой и отличной от последней, породило одновременное функционирование органов, деятельность которых во многом однородна и сводится в конеч­ном итоге к предоставлению потребителям первичных и вторич­ных документов. Наличие двух органов — библиотек и служб НТИ — с практически идентичными функциями, большая часть которых может выполняться как одними, так и другими, имеющих слабое взаимодействие между собой, приводит к тому, что ряд функций либо никем не выполняется, либо возникает неоправдан­ный параллелизм, излишнее ресурсное и технологическое дубли­рование в их работе. Практика подтвердила, что планомерное сотрудничество библиотек и служб НТИ на основе четкого опре­деления общих и специфических функций и внедрение современ­ной компьютерной технологии могут обеспечить максимальную эффективность удовлетворения информационных потребностей.

Чрезмерная централизация управления и директивные ме­тоды фактически лишали библиотеки права самостоятельно выбирать приоритетные направления своего развития, а чита­телей — непосредственно воздействовать на содержание би­блиотечной работы. Развитие библиотечного дела определя­лось без достаточно изученных, дифференцированных данных о действительной потребности населения в библиотечном об­служивании и о степени удовлетворения этой потребности. Между совокупностью планов и программ не было взаимной согласованности и преемственности, увязки целей развития как библиотечного дела в целом, так и отдельных библиотечных сетей и направлений деятельности библиотек.

Причиной неувязок и несогласованностей в организацион­ных преобразованиях, отрицательно влияющих на эффектив­ность библиотечного дела, выступает ведомственность, т. е.


замкнутость ведомственных сетей от других библиотечных сетей, стремление решать вопросы организации библиотечного обслу­живания в основном исходя из ведомственных интересов, не всегда совпадающих с общими. В итоге это приводит к Несбалансиро­ванному развитию библиотечного дела, к диспропорциям. Каждое ведомство устанавливает свои нормативы для открытия и функ­ционирования библиотек. Величина книжных фондов определяет­ся зачастую не реальными информационными потребностями, а материальными возможностями организации, финансирующей библиотеку. Ведомственность ограничивает межведомственный обмен библиотечным опытом, вызывает разнобой в практическом решении однотипных вопросов, неоправданные затраты сил и средств на параллельную работу. Все это приводит к разному качеству библиотечного обслуживания населения в разных райо­нах и городах и в разных организациях и учреждениях района или города. В сложной иерархии факторов, отрицательно влияющих на эффективность работы библиотек, ведомственность играет особую роль. Она не только объединяет другие факторы в трудно преодолимую систему сложившихся отношений, но и усиливает их воздействие, создавая, таким образом, отрицательный эффект при решении общих для библиотечного дела вопросов, затрудняя рас­пространение передовых методов работы, родившихся в какой-либо одной библиотечной сети. Ведомственность сдерживает реа­лизацию резервов роста эффективности, заложенных на стыках библиотечных сетей, выступает одним из главных препятствий формирования целостной (единой) библиотечной системы страны.

Решение задач эфффективности библиотечной работы непосред­ственно определяется тем, насколько быстро и успешно будет пре­одолеваться ведомственная разобщенность библиотек. Речь идет, не о полном устранении всех и всяких ведомственных различий, а о постоянном и неуклонном снижении степени разобщенности, усилении всех форм межведомственного взаимодействия и инте­грации библиотек. Очевидно, что терять сегодня хотя бы один из имеющихся ведомственных источников ресурсного обеспечения библиотечного дела было бы неразумно. В равной мере неразумно лишать фактических владельцев библиотек ведомств права руко­водить ими и освобождать от ответственности за их состояние. Поэтому "многоукладность" и многоведомственность библиотеч­ного дела не могут не сохраниться и в обозримом будущем. Более того, по мере возрастания роли ведомств в научно-техническом прогрессе отрасли повышается и ответственность их за качество, оперативность, действенность информационного обеспечения отрасли и, следовательно, эффективность работы библиотек.


Названные причины недооценки объективных оснований для организационной деятельности не изолированы. Они дей­ствуют в комплексе, во взаимосвязи и во взаимовлияниях, причем наличие одного не ослабевает, а усиливает действие других. Особо отметим отставание развития общей теории организации библио­течного дела. А не решив общие вопросы теории, мы не сможем ответить и на конкретные вопросы библиотечной практики, не сможем избежать просчетов и ошибок.

5.5. Противоречия библиотечного дела и пути их разре­шения

Библиотечное дело сегодня проходит переломный этап. За по­следние годы здесь накопилось немало реальных противоречий, нерешенных проблем. Их основой является обострение противо­речия между растущими библиотечными ресурсами и устояв­шимися конкретными формами библиотечных отношений. Последние, морально устаревая, замедляют рост эффектив­ности библиотечного дела в целом. Снижение темпов его раз­вития, негативные моменты в организации библиотечной сети, формировании и использовании фондов, обслуживании чита­телей, внедрении современной информационной технологии в значительной мере обусловлены тем, что своевременно не были оценены изменения в объективных условиях, необходимость интенсификации библиотечного дела, коренного улучшения методов управления, особенно на межведомственном уровне. Абсолютизация стабильности библиотечных структур, утрата критического анализа состояния библиотечного дела, отсут­ствие инициативы и настойчивости библиотечных кадров в осуществлении назревших крупных мер усугубили несбаланси­рованность библиотечных ресурсов и их использование, за­тормозили научно-технический прогресс в библиотечном деле. Отрицательно сказывались недостаточное изучение внутренне присущих библиотечному делу противоречий и ослабление сознательного воздействия на их разрешение.

Познание специфики библиотечных противоречий, раскрытие рациональных методов их устранения дают в руки библиотечных работников ключ к проникновению в сущность библиотечных процессов, управлению ими, открывают реальные возможности их совершенствования. Противоречие в библиотечном деле яв­ляется результатом взаимодействия двух сторон, единства проти­воположностей, которые одновременно и предполагают, и отри­цают друг друга. Каждая сторона библиотечного противоречия


существует не сама по себе, а только в единстве с другими. Обе стороны имеют тенденцию к взаимопроникновению и взаимо­действию. Именно взаимодействие, или "борьба" двух начал, и дает импульс развитию любого библиотечного процесса, слу­жит его источником. Нормальное развитие библиотечного дела и его составных частей осуществляется тогда, когда объ­ективно заложенные в них противоречия объединяются преоб­ладающим единством, соответствием двух противоречащих друг другу сторон.

На определенном этапе развития библиотечного дела про­являются различие, несоответствие сторон противоречия. Объ­ективно это обусловлено тем, что каждая из двух сторон про­тиворечия развивается неравномерно. Важно разрешить противоречие на стадии различий, до того, как они перерастут в конфликт. В тех случаях, когда противоречие не находит соответствующей формы своего разрешения, происходит его деформация. При этом взаимодействие сторон противоречия нарушается, а само противоречие, являющееся системой, един­ством противоположностей, распадается на две части, каждая из которых существует как бы сама по себе, автономно. А раз нет взаимодействия, то нет и импульса, источника развития.

Если на этой стадии противоречие неразрешимо, процесс может перейти в следующую стадию крайнего обострения про­тиворечия — стадию кризисного состояния конфликтной си­туации. Понятно, что преодоление кризисного состояния, вос­становление сторон деформированного противоречия в таком случае потребует уже значительно больших по объему, более глубоких и коренных по содержанию, более длительных по времени мероприятий. Поэтому изучение организационно-управленческих механизмов, призванных предупреждать де­формацию противоречий, а в случае её возникновения — восстанавливать нарушенное единство сторон, представляется одной из злободневных проблем библиотековедения.

Систему важнейших противоречий библиотечного дела можно представить следующим образом:

1. Противоречия целей (например, содействие всесторонне­му развитию читателей и удовлетворение их специальных за­просов; развитие универсальных и специальных библиотек, библиотек и органов НТИ и др.);

2. Противоречия содержания библиотечного процесса (например, противоречие между информационными потребно­стями и библиотечными ресурсами, между формированием и использованием фондов);


3. Противоречия методов (например, между ростом объема фондов и относительным уменьшением их использования, между многоаспектным характером информации и информа­ционных запросов и получением недостаточно полных сведе­ний в СБА, на книжных выставках и другими методами рас­крытия библиотечных фондов);

4. Противоречия организационных форм удовлетворения информационных потребностей (противоречия между новыми, подчас неожиданно возникающими и быстро возрастающими общественными и индивидуальными потребностями и не всег­да совершенной организацией их удовлетворения; например, уровнем квалификации кадров, механизации и автоматизации библиотечных процессов, несовершенной организационно-производственной структурой библиотеки и др.);

5. Противоречия между растущей тенденцией интеграции и сохраняющейся ведомственной разобщенностью библиотек (к таким противоречиям можно отнести: углубление разделения библиотечного труда и одновременно увеличение общих, сов­падающих и пересекающихся целей; превращение библиотеч­ного дела в единый комплекс взаимосвязанных приоритетов, пропорций, ресурсов при повышении относительной самостоя­тельности каждого звена этого комплекса; возрастание коли­чества кооперативных, технологических, научно-методических связей и явно наблюдающаяся высокая организационная диф­ференциация, стремление к автономизации управления).

Нетрудно заметить, что все группы противоречий библио­течного дела тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, по­следняя группа противоречий производна от противоречий от­дельных библиотек и испытывает на себе их влияние. Разрешение этих противоречий содействует укреплению единства (целостности) библиотечной системы и в то же время помогает разрешить внутренние противоречия в отдельных библиотеках. Например, противоречие между планомерностью и элементами стихийности в деятельности отдельных библиотек может отрица­тельно сказываться на согласованном развитии библиотечной системы. В то же время координированное развитие библиотечной системы помогает устранить противоречия внутри отдельных библиотек, связанные с нарушением отдельных пропорций, вызываемых элементами стихийности в работе.

Разрешение противоречий, связанных с содержанием би­блиотечного процесса, не только способствует совершенство­ванию содержания фондов, СБА И т. д., но и оказывает непо­средственное влияние на формы и методы библиотечной


работы. Все противоречия методов и организационных форм непосредственно вытекают из противоречий цели и сущности библиотечной деятельности, которые определяют и основное противоречие библиотечного дела — между ростом новой ин­формации и ростом новых информационных запросов, и, сле­довательно, между новыми, все более усложняющимися зада­чами, которые ставятся перед библиотеками, и достигнутым ими уровнем развития возможностей решения этих задач.

Общей особенностью противоречий цели, сущности и со­держания библиотечной деятельности является их существен­ный постоянный характер. Их разрешение всегда частично: разрешается конкретное противоречие, но возникают новые противоречия этого же типа. Поэтому их учет, развитие и раз­решение всегда являются источником и движущей силой би­блиотечных процессов.

Наглядно это можно видеть на примере противоречий меж­ду библиотечными фондами и информационными запросами, разрешение которых создает наиболееэффективные условия для обеспечения соответствия между ними и достижения основной цели — наиболее полного удовлетворения читатель­ских потребностей и максимального использования фондов. Суть данного противоречия состоит в том, что сталкиваются два противоположных процесса: порождение прогрессом матери­ального, и духовного производства новых информационных по­требностей и организация их удовлетворения. Возникнув и разви­ваясь, информационные потребности опережают развитие библиотечных ресурсов и определяют направление их дальней­шего развития, как бы ставят библиотечному делу новые задачи. Между библиотечными ресурсами и ростом информационных потребностей никогда не может быть равновесия.

Другие противоречия (противоречия методов и организа­ционных форм) порождаются непропорциональностью от­дельных элементов библиотечного дела или несоответствием используемых в библиотечной работе форм и методов запро­сам читателей. Имея определенную объективную основу, эти противоречия не являются внутренне необходимым компонен­том библиотечного дела, они обусловлены сложностью и ди­намичностью его процессов и в той или иной степени неизбеж­ны при современном уровне библиотечной теории и практики.

Не секрет, что современные библиотечные методы порой применяют на "глазок", руководствуясь общими соображения­ми. Поэтому отклонения неизбежны, пока выбор методов и форм работы основан лишь на интуиции, "чутье" библиотекаря.


Здесь особо проявляется тормозящая роль противоречий. Способ разрешения их заключается в том, чтобы как. можно раньше выявить их, не допустить обострения и тем более пере­растания в конфликт. Основное содержание разрешения про­тиворечий библиотечного дела составляет ликвидация от­живших структур, форм и методов, сдерживающих конструктивный поиск и достижение новых перспективных целей и форм их выражения. Причем этот процесс приобретает подлинно комплексный характер. Если раньше изменения ка­сались отдельных сторон библиотечного дела, то теперь они охватывают не только его структурные элементы, но и все уровни (общероссийский, межотраслевой и территориальный, ведомственный, внутрибиблиотечный).

На повестку дня встала задача разработки комплексного раз­вития библиотечного дела, призванной определить пути повыше­ния эффективности функционирования библиотек, своевременно выявлять проблемные ситуации, характеризующиеся нарушением равновесия (соответствия) между отдельными элементами би­блиотечного дела или между библиотечным делом и внешней средой. Только обеспечив взаимосвязанное, всестороннее, ком­плексное развитие библиотечного дела страны, можно создать реальные предпосылки для его преобразования.

Каковы основные особенности будущего библиотечного дела?

Во-первых, это ориентация содержания библиотечной ра­боты на гуманистические ценности, полное подчинение би­блиотечных ресурсов удовлетворению общественных и инди­видуальных информационных потребностей, когда читатель выбирает то, что его интересует. Библиотечная система стано­вится гибкой и подвижной, ориентирующейся на изменения читательских интересов. Во-вторых, развитие библиотечного дела интенсивного типа, восприимчивого к достижениям науч­но-технического прогресса. Библиотечное дело будущего мыс­лится сегодня как подключение коллективных и индивидуаль­ных абонентов, находящихся в любой точке страны, к разветвленным и взаимосвязанным автоматизированным би­блиотечно-информационным системам, создающим банки са­мой разнообразной информации и способным выдавать нуж­ную информацию в удобном для человека виде.

Совершенно очевидно, что библиотечное дело станет демокра­тической системой, системой самоуправления. Будут сломлены традиционные представления о централизованной регламентации структуры и деятельности библиотечных учреждений. Рост мно­гообразных информационных и культурных потребностей


общества, отдельных социальных групп и читателя приведут к появлению библиотек, специализированных по различным крите­риям.

Главный путь совершенствования библиотечного дела — дальнейшее развитие координации и кооперации. Об этом свидетельствуют и лучший мировой опыт, и передовые ЦБС нашей страны, и организуемые в ряде регионов территориаль­ные библиотечные объединения. Наконец, будет создана новая экономическая база библиотечного дела, соответствующая условиям рынка. Жизнь диктует необходимость постижения библиотеками экономических методов деятельности — способов эффективного управления на основе постоянного приспособления к изменяющимся условиям, ориентации на предпринимательскую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т. М. и др. Библиотечная система крупного города // Библиотековедение. 1993. №З.С.8-24.

2. Библиотека и общество в России 90-х годов XX века. М., 1994. 95 с.

 

3. Библиотеки России на информационно-издательском рынке. Материалы Всероссийской конференции (Ростов-на-Дону, 27—31 марта 1995 г.) и коллегии МК РФ (12 июля 1995 г.) // Ориентиры куль­турной политики. Информационный выпуск № 4. М., 1995. 121 с.

4. Гукова, В. Г. К вопросу о концепции организационной пере­стройки библиотечной системы //Проблемы формирования и разви­тия библиотечной системы страны: Труды / ГБЛ. Т. 25. С. 5—22.

5. Карташов Н. С. Крупномасштабность библиотечного дела и пу­ти его интенсификации // Библиотекарь. 1986. № 8. С. 6—9.

6. Карташов Н. С. Региональные проблемы библиотековедения // Советское библиотековедение. 1980. № 2. С. 50—67.

7. ОсиповаИ. П. Контуры преобразований // Библиотековедение. 1993. №3. С. 3—13.

8. Пашин А. И. От отрицания — к созиданию // Библиотекарь. 1993. №8. С. 10—15.

9. Темпы и пропорции развития библиотечных ресурсов в крупных регионах страны. М., 1986.

10. Федеральный закон о библиотечном деле // Библиотековедение.
1995. № 1.C. 3—17.


ГЛАВА 6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИО­НИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

 

Общее понятие о принципах

Основные принципы — исходные, основополагающие идеи (положения), на базе которых следует строить организацию и планировать функционирование библиотечного дела. Они определяют требования к библиотечному делу: целям, содер­жанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессу деятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне. Они вытекают из сущности, характе­ра, уровня развития библиотечного дела.

Принципы являются результатом обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом деятельности библиотек. Принципы отражают сущность реальных библиотечных процессов и явлений, под­чиняющихся определенным законам и закономерностям. Принципы эти выступают в качестве руководящих начал, на­правленных на то, чтобы повседневная практическая деятель­ность библиотек соответствовала их требованиям. Принципы изменяются в процессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые цели и задачи.

Основные (общие) принципы не могут исчезнуть, так как отражают требования ко всему библиотечному делу. Формы же и методы принципов на различных этапах развития би­блиотечного дела могут и должны быть различными. Может изменяться значимость некоторых принципов, возможно воз­никновение новых принципов, отражающих новые проблемы, вызываемые развитием библиотечного дела. Принципы пред­ставляют собой систему, они взаимосвязаны и взаимозависимы и оказывают эффективное воздействие на организацию и функционирование библиотечного дела лишь в результате комплексного их использования.

Современное библиотековедение выработало следующие основные принципы: общедоступность библиотечного дела, при­оритет читательских интересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности, го­сударственно-общественный характер библиотечного дела.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.017 с.)