Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационные факторы развития библиотечного делаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под организацией библиотечного дела следует понимать соединение всех компонентов для обеспечения успешного функционирования его как единого целого, т. е. рассматривать библиотечное дело как систему, в которой связь между элементами и подсистемами играет существенную (а в некоторых случаях решающую) роль. Каждая библиотека и библиотечная сеть, независимо от того, осознает она факт организационных связей с другими элементами или нет, объективно связана с ними определенной системой отношений. С ростом масштабов библиотечного дела быстрыми темпами расширяются и углубляются внутренние и внешние связи, возрастает число задач, решение которых требует комплексного подхода. В результате любое сколько-нибудь существенное изменение какого-либо элемента библиотечной системы вызывает необходимость соответствующей перестройки не только в том звене, где оно непосредственно наблюдается, но и в комплексе сопряженных библиотечных компонентов. Например, рост объема фондов, изменение характера информационных потребностей привели к необходимости использовать современные технические средства, что, в свою очередь, предъявляет определенные требования к структуре библиотечных фондов, кадров, Характеру справочно-библиографического аппарата и т. д. Каждое изменение объема и структуры библиотечных ресурсов (элементов библиотечного дела) становится возможным благодаря наличию других сдвигов, обеспечивающих эти изменения. Высокая степень интегрированности, тесная зависимость между отдельными частями библиотечного дела означает, что осуществление крупных мероприятий, будь то внедрение автоматизации, удовлетворение новых информационных потребностей, преобразование структуры библиотечных фондов, требуют изменений сложившихся внутрибиблиотечных и межбиблиотечных отношении и связей. Вследствие этого намного повышаются требования к организационно-управленческому механизму, призванному обеспечить повышение эффективности функционирования библиотечного дела (внедрение новых методов управления, совершенствование организационной структуры библиотек и библиотечного дела, планирования, взаимной согласованности интересов библиотек и библиотечных сетей и т. д.). В библиотечной практике существует определенная недооценка роли организационного фактора. Вполне рациональные меры по совершенствованию какой-либо одной сферы или ведомственно-отраслевой библиотечной сети не увязываются с тем влиянием, какое оказывают они на смежные библиотечные процессы или системы, на улучшение (ухудшение) организации библиотечной деятельности в целом. Различные организационные преобразования не всегда базируются на глубоко продуманных, взвешенных с учетом последствий решениях, а потому порой не являются обоснованными, к тому же осуществляются они некомплексно и несистемно. Иногда и альтернативы организационных решений выбираются исходя из конъюнктурных условий и идеологических соображений, без применения даже известных положений теории организации и управления, методических рекомендаций. Государственная библиотечная политика развивалась в рамках организационной перестройки библиотечного дела не на принципиально новой технологической основе, а ориентировалась на организационные преобразования, в основном за счет административных решений. Примерами могут служить такие крупные общегосударственные мероприятия, как: 1) Внедрение советской (идеологизированной) библиотечно-библиографической классификации (ББК) в универсальных публичных библиотеках, приведшее к несовместимости (разрыву) со справочно-библиографическим аппаратом специальных библиотек, нерациональным затратам средств на перевод библиотечных каталогов на новую классификационную схему. 2) Создание административным решением (постановлением ЦК КПСС) ЦБС государственных массовых библиотек без учета дополнительных затрат на преобразование материально-технической базы библиотек. 3) Разработка в масштабах страны проектов и программ автоматизации областных и массовых библиотек без необходимого обеспечения финансовыми и техническими средствами для их реализации. 4) Разработка десятков общегосударственных библиотечных стандартов без механизма их реализации, разработки организационных и других мер по их внедрению и совершенствованию. 5) Создание административно-командным методом государственной системы научной и технической информации (ГСНТИ) — сети институтов, центров и служб научно-технической информации. Им вменялось выполнение функций, которые в большей или меньшей степени осуществлялись библиотеками или базировались на библиотечно-библиографической деятельности. Система ГСНТИ, не имеющая своей источниковедческой базы, вынуждена обращаться к источникам информации, хранящимся в библиотеках. Искусственное противопоставление информационной работы библиотечной, как совершенно новой и отличной от последней, породило одновременное функционирование органов, деятельность которых во многом однородна и сводится в конечном итоге к предоставлению потребителям первичных и вторичных документов. Наличие двух органов — библиотек и служб НТИ — с практически идентичными функциями, большая часть которых может выполняться как одними, так и другими, имеющих слабое взаимодействие между собой, приводит к тому, что ряд функций либо никем не выполняется, либо возникает неоправданный параллелизм, излишнее ресурсное и технологическое дублирование в их работе. Практика подтвердила, что планомерное сотрудничество библиотек и служб НТИ на основе четкого определения общих и специфических функций и внедрение современной компьютерной технологии могут обеспечить максимальную эффективность удовлетворения информационных потребностей. Чрезмерная централизация управления и директивные методы фактически лишали библиотеки права самостоятельно выбирать приоритетные направления своего развития, а читателей — непосредственно воздействовать на содержание библиотечной работы. Развитие библиотечного дела определялось без достаточно изученных, дифференцированных данных о действительной потребности населения в библиотечном обслуживании и о степени удовлетворения этой потребности. Между совокупностью планов и программ не было взаимной согласованности и преемственности, увязки целей развития как библиотечного дела в целом, так и отдельных библиотечных сетей и направлений деятельности библиотек. Причиной неувязок и несогласованностей в организационных преобразованиях, отрицательно влияющих на эффективность библиотечного дела, выступает ведомственность, т. е. замкнутость ведомственных сетей от других библиотечных сетей, стремление решать вопросы организации библиотечного обслуживания в основном исходя из ведомственных интересов, не всегда совпадающих с общими. В итоге это приводит к Несбалансированному развитию библиотечного дела, к диспропорциям. Каждое ведомство устанавливает свои нормативы для открытия и функционирования библиотек. Величина книжных фондов определяется зачастую не реальными информационными потребностями, а материальными возможностями организации, финансирующей библиотеку. Ведомственность ограничивает межведомственный обмен библиотечным опытом, вызывает разнобой в практическом решении однотипных вопросов, неоправданные затраты сил и средств на параллельную работу. Все это приводит к разному качеству библиотечного обслуживания населения в разных районах и городах и в разных организациях и учреждениях района или города. В сложной иерархии факторов, отрицательно влияющих на эффективность работы библиотек, ведомственность играет особую роль. Она не только объединяет другие факторы в трудно преодолимую систему сложившихся отношений, но и усиливает их воздействие, создавая, таким образом, отрицательный эффект при решении общих для библиотечного дела вопросов, затрудняя распространение передовых методов работы, родившихся в какой-либо одной библиотечной сети. Ведомственность сдерживает реализацию резервов роста эффективности, заложенных на стыках библиотечных сетей, выступает одним из главных препятствий формирования целостной (единой) библиотечной системы страны. Решение задач эфффективности библиотечной работы непосредственно определяется тем, насколько быстро и успешно будет преодолеваться ведомственная разобщенность библиотек. Речь идет, не о полном устранении всех и всяких ведомственных различий, а о постоянном и неуклонном снижении степени разобщенности, усилении всех форм межведомственного взаимодействия и интеграции библиотек. Очевидно, что терять сегодня хотя бы один из имеющихся ведомственных источников ресурсного обеспечения библиотечного дела было бы неразумно. В равной мере неразумно лишать фактических владельцев библиотек ведомств права руководить ими и освобождать от ответственности за их состояние. Поэтому "многоукладность" и многоведомственность библиотечного дела не могут не сохраниться и в обозримом будущем. Более того, по мере возрастания роли ведомств в научно-техническом прогрессе отрасли повышается и ответственность их за качество, оперативность, действенность информационного обеспечения отрасли и, следовательно, эффективность работы библиотек. Названные причины недооценки объективных оснований для организационной деятельности не изолированы. Они действуют в комплексе, во взаимосвязи и во взаимовлияниях, причем наличие одного не ослабевает, а усиливает действие других. Особо отметим отставание развития общей теории организации библиотечного дела. А не решив общие вопросы теории, мы не сможем ответить и на конкретные вопросы библиотечной практики, не сможем избежать просчетов и ошибок. 5.5. Противоречия библиотечного дела и пути их разрешения Библиотечное дело сегодня проходит переломный этап. За последние годы здесь накопилось немало реальных противоречий, нерешенных проблем. Их основой является обострение противоречия между растущими библиотечными ресурсами и устоявшимися конкретными формами библиотечных отношений. Последние, морально устаревая, замедляют рост эффективности библиотечного дела в целом. Снижение темпов его развития, негативные моменты в организации библиотечной сети, формировании и использовании фондов, обслуживании читателей, внедрении современной информационной технологии в значительной мере обусловлены тем, что своевременно не были оценены изменения в объективных условиях, необходимость интенсификации библиотечного дела, коренного улучшения методов управления, особенно на межведомственном уровне. Абсолютизация стабильности библиотечных структур, утрата критического анализа состояния библиотечного дела, отсутствие инициативы и настойчивости библиотечных кадров в осуществлении назревших крупных мер усугубили несбалансированность библиотечных ресурсов и их использование, затормозили научно-технический прогресс в библиотечном деле. Отрицательно сказывались недостаточное изучение внутренне присущих библиотечному делу противоречий и ослабление сознательного воздействия на их разрешение. Познание специфики библиотечных противоречий, раскрытие рациональных методов их устранения дают в руки библиотечных работников ключ к проникновению в сущность библиотечных процессов, управлению ими, открывают реальные возможности их совершенствования. Противоречие в библиотечном деле является результатом взаимодействия двух сторон, единства противоположностей, которые одновременно и предполагают, и отрицают друг друга. Каждая сторона библиотечного противоречия существует не сама по себе, а только в единстве с другими. Обе стороны имеют тенденцию к взаимопроникновению и взаимодействию. Именно взаимодействие, или "борьба" двух начал, и дает импульс развитию любого библиотечного процесса, служит его источником. Нормальное развитие библиотечного дела и его составных частей осуществляется тогда, когда объективно заложенные в них противоречия объединяются преобладающим единством, соответствием двух противоречащих друг другу сторон. На определенном этапе развития библиотечного дела проявляются различие, несоответствие сторон противоречия. Объективно это обусловлено тем, что каждая из двух сторон противоречия развивается неравномерно. Важно разрешить противоречие на стадии различий, до того, как они перерастут в конфликт. В тех случаях, когда противоречие не находит соответствующей формы своего разрешения, происходит его деформация. При этом взаимодействие сторон противоречия нарушается, а само противоречие, являющееся системой, единством противоположностей, распадается на две части, каждая из которых существует как бы сама по себе, автономно. А раз нет взаимодействия, то нет и импульса, источника развития. Если на этой стадии противоречие неразрешимо, процесс может перейти в следующую стадию крайнего обострения противоречия — стадию кризисного состояния конфликтной ситуации. Понятно, что преодоление кризисного состояния, восстановление сторон деформированного противоречия в таком случае потребует уже значительно больших по объему, более глубоких и коренных по содержанию, более длительных по времени мероприятий. Поэтому изучение организационно-управленческих механизмов, призванных предупреждать деформацию противоречий, а в случае её возникновения — восстанавливать нарушенное единство сторон, представляется одной из злободневных проблем библиотековедения. Систему важнейших противоречий библиотечного дела можно представить следующим образом: 1. Противоречия целей (например, содействие всестороннему развитию читателей и удовлетворение их специальных запросов; развитие универсальных и специальных библиотек, библиотек и органов НТИ и др.); 2. Противоречия содержания библиотечного процесса (например, противоречие между информационными потребностями и библиотечными ресурсами, между формированием и использованием фондов); 3. Противоречия методов (например, между ростом объема фондов и относительным уменьшением их использования, между многоаспектным характером информации и информационных запросов и получением недостаточно полных сведений в СБА, на книжных выставках и другими методами раскрытия библиотечных фондов); 4. Противоречия организационных форм удовлетворения информационных потребностей (противоречия между новыми, подчас неожиданно возникающими и быстро возрастающими общественными и индивидуальными потребностями и не всегда совершенной организацией их удовлетворения; например, уровнем квалификации кадров, механизации и автоматизации библиотечных процессов, несовершенной организационно-производственной структурой библиотеки и др.); 5. Противоречия между растущей тенденцией интеграции и сохраняющейся ведомственной разобщенностью библиотек (к таким противоречиям можно отнести: углубление разделения библиотечного труда и одновременно увеличение общих, совпадающих и пересекающихся целей; превращение библиотечного дела в единый комплекс взаимосвязанных приоритетов, пропорций, ресурсов при повышении относительной самостоятельности каждого звена этого комплекса; возрастание количества кооперативных, технологических, научно-методических связей и явно наблюдающаяся высокая организационная дифференциация, стремление к автономизации управления). Нетрудно заметить, что все группы противоречий библиотечного дела тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, последняя группа противоречий производна от противоречий отдельных библиотек и испытывает на себе их влияние. Разрешение этих противоречий содействует укреплению единства (целостности) библиотечной системы и в то же время помогает разрешить внутренние противоречия в отдельных библиотеках. Например, противоречие между планомерностью и элементами стихийности в деятельности отдельных библиотек может отрицательно сказываться на согласованном развитии библиотечной системы. В то же время координированное развитие библиотечной системы помогает устранить противоречия внутри отдельных библиотек, связанные с нарушением отдельных пропорций, вызываемых элементами стихийности в работе. Разрешение противоречий, связанных с содержанием библиотечного процесса, не только способствует совершенствованию содержания фондов, СБА И т. д., но и оказывает непосредственное влияние на формы и методы библиотечной работы. Все противоречия методов и организационных форм непосредственно вытекают из противоречий цели и сущности библиотечной деятельности, которые определяют и основное противоречие библиотечного дела — между ростом новой информации и ростом новых информационных запросов, и, следовательно, между новыми, все более усложняющимися задачами, которые ставятся перед библиотеками, и достигнутым ими уровнем развития возможностей решения этих задач. Общей особенностью противоречий цели, сущности и содержания библиотечной деятельности является их существенный постоянный характер. Их разрешение всегда частично: разрешается конкретное противоречие, но возникают новые противоречия этого же типа. Поэтому их учет, развитие и разрешение всегда являются источником и движущей силой библиотечных процессов. Наглядно это можно видеть на примере противоречий между библиотечными фондами и информационными запросами, разрешение которых создает наиболееэффективные условия для обеспечения соответствия между ними и достижения основной цели — наиболее полного удовлетворения читательских потребностей и максимального использования фондов. Суть данного противоречия состоит в том, что сталкиваются два противоположных процесса: порождение прогрессом материального, и духовного производства новых информационных потребностей и организация их удовлетворения. Возникнув и развиваясь, информационные потребности опережают развитие библиотечных ресурсов и определяют направление их дальнейшего развития, как бы ставят библиотечному делу новые задачи. Между библиотечными ресурсами и ростом информационных потребностей никогда не может быть равновесия. Другие противоречия (противоречия методов и организационных форм) порождаются непропорциональностью отдельных элементов библиотечного дела или несоответствием используемых в библиотечной работе форм и методов запросам читателей. Имея определенную объективную основу, эти противоречия не являются внутренне необходимым компонентом библиотечного дела, они обусловлены сложностью и динамичностью его процессов и в той или иной степени неизбежны при современном уровне библиотечной теории и практики. Не секрет, что современные библиотечные методы порой применяют на "глазок", руководствуясь общими соображениями. Поэтому отклонения неизбежны, пока выбор методов и форм работы основан лишь на интуиции, "чутье" библиотекаря. Здесь особо проявляется тормозящая роль противоречий. Способ разрешения их заключается в том, чтобы как. можно раньше выявить их, не допустить обострения и тем более перерастания в конфликт. Основное содержание разрешения противоречий библиотечного дела составляет ликвидация отживших структур, форм и методов, сдерживающих конструктивный поиск и достижение новых перспективных целей и форм их выражения. Причем этот процесс приобретает подлинно комплексный характер. Если раньше изменения касались отдельных сторон библиотечного дела, то теперь они охватывают не только его структурные элементы, но и все уровни (общероссийский, межотраслевой и территориальный, ведомственный, внутрибиблиотечный). На повестку дня встала задача разработки комплексного развития библиотечного дела, призванной определить пути повышения эффективности функционирования библиотек, своевременно выявлять проблемные ситуации, характеризующиеся нарушением равновесия (соответствия) между отдельными элементами библиотечного дела или между библиотечным делом и внешней средой. Только обеспечив взаимосвязанное, всестороннее, комплексное развитие библиотечного дела страны, можно создать реальные предпосылки для его преобразования. Каковы основные особенности будущего библиотечного дела? Во-первых, это ориентация содержания библиотечной работы на гуманистические ценности, полное подчинение библиотечных ресурсов удовлетворению общественных и индивидуальных информационных потребностей, когда читатель выбирает то, что его интересует. Библиотечная система становится гибкой и подвижной, ориентирующейся на изменения читательских интересов. Во-вторых, развитие библиотечного дела интенсивного типа, восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса. Библиотечное дело будущего мыслится сегодня как подключение коллективных и индивидуальных абонентов, находящихся в любой точке страны, к разветвленным и взаимосвязанным автоматизированным библиотечно-информационным системам, создающим банки самой разнообразной информации и способным выдавать нужную информацию в удобном для человека виде. Совершенно очевидно, что библиотечное дело станет демократической системой, системой самоуправления. Будут сломлены традиционные представления о централизованной регламентации структуры и деятельности библиотечных учреждений. Рост многообразных информационных и культурных потребностей общества, отдельных социальных групп и читателя приведут к появлению библиотек, специализированных по различным критериям. Главный путь совершенствования библиотечного дела — дальнейшее развитие координации и кооперации. Об этом свидетельствуют и лучший мировой опыт, и передовые ЦБС нашей страны, и организуемые в ряде регионов территориальные библиотечные объединения. Наконец, будет создана новая экономическая база библиотечного дела, соответствующая условиям рынка. Жизнь диктует необходимость постижения библиотеками экономических методов деятельности — способов эффективного управления на основе постоянного приспособления к изменяющимся условиям, ориентации на предпринимательскую деятельность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева Т. М. и др. Библиотечная система крупного города // Библиотековедение. 1993. №З.С.8-24. 2. Библиотека и общество в России 90-х годов XX века. М., 1994. 95 с.
3. Библиотеки России на информационно-издательском рынке. Материалы Всероссийской конференции (Ростов-на-Дону, 27—31 марта 1995 г.) и коллегии МК РФ (12 июля 1995 г.) // Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск № 4. М., 1995. 121 с. 4. Гукова, В. Г. К вопросу о концепции организационной перестройки библиотечной системы //Проблемы формирования и развития библиотечной системы страны: Труды / ГБЛ. Т. 25. С. 5—22. 5. Карташов Н. С. Крупномасштабность библиотечного дела и пути его интенсификации // Библиотекарь. 1986. № 8. С. 6—9. 6. Карташов Н. С. Региональные проблемы библиотековедения // Советское библиотековедение. 1980. № 2. С. 50—67. 7. ОсиповаИ. П. Контуры преобразований // Библиотековедение. 1993. №3. С. 3—13. 8. Пашин А. И. От отрицания — к созиданию // Библиотекарь. 1993. №8. С. 10—15. 9. Темпы и пропорции развития библиотечных ресурсов в крупных регионах страны. М., 1986. 10. Федеральный закон о библиотечном деле // Библиотековедение. ГЛАВА 6 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Общее понятие о принципах Основные принципы — исходные, основополагающие идеи (положения), на базе которых следует строить организацию и планировать функционирование библиотечного дела. Они определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессу деятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне. Они вытекают из сущности, характера, уровня развития библиотечного дела. Принципы являются результатом обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом деятельности библиотек. Принципы отражают сущность реальных библиотечных процессов и явлений, подчиняющихся определенным законам и закономерностям. Принципы эти выступают в качестве руководящих начал, направленных на то, чтобы повседневная практическая деятельность библиотек соответствовала их требованиям. Принципы изменяются в процессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые цели и задачи. Основные (общие) принципы не могут исчезнуть, так как отражают требования ко всему библиотечному делу. Формы же и методы принципов на различных этапах развития библиотечного дела могут и должны быть различными. Может изменяться значимость некоторых принципов, возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы, вызываемые развитием библиотечного дела. Принципы представляют собой систему, они взаимосвязаны и взаимозависимы и оказывают эффективное воздействие на организацию и функционирование библиотечного дела лишь в результате комплексного их использования. Современное библиотековедение выработало следующие основные принципы: общедоступность библиотечного дела, приоритет читательских интересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности, государственно-общественный характер библиотечного дела.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.017 с.) |