Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системность библиотечного делаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Библиотечное дело представляет собой сложную, динамичную систему, которой присущи: а) наличие составных частей (элементов, подсистем); б) наличие тесных связей между ними; в) целостность, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием отдельных структурных элементов; г) сочетание относительной самостоятельности каждого отдельного элемента с выполнением им функций, необходимых для библиотечного дела в целом. Такое понимание библиотечного дела определяет необходимость системного подхода к его организации, функционированию и развитию. Это условие предъявляет два взаимосвязанных требования: пропорциональность (содержание, ядро системности, как бы ее "душа") и планирование (форма, средство установления и осуществления системности, формирования пропорций на всех уровнях библиотечного дела). Системное развитие библиотечного дела не может осуществляться без сознательного поддержания пропорциональности, выражающей определенное соотношение (качественное и количественное) между различными звеньями библиотечного дела и обеспечение соответствия объема и структуры библиотечных ресурсов объему и структуре общественных и индивидуальных потребностей. По мере расширения и усложнения библиотечного дела усложняются и библиотечные пропорции. В случае несоблюдения объективного требования пропорциональности возникают диспропорции, порождающие всевозможного рода трудности в развитии библиотечного дела, негативные тенденции, что побуждает библиотечных работников восстанавливать нарушенное соответствие. Пропорции в развитии библиотечного дела многообразны. Это прежде всего общебиблиотечные пропорции (для библиотечного дела в целом). Например, между структурой библиотечных ресурсов; накоплением и использованием библиотечных фондов, информационными потребностями и библиотечными ресурсами, экстенсивными и интенсивными факторами роста библиотечных ресурсов и др. Это также межотраслевые, межведомственные и межрегиональные пропорций. Наконец, внутрисетевые и внутрибиблиотечные пропорции. Обеспечение этих пропорций ставит задачи определения потребностей населения в библиотечных ресурсах, их рациональной структуры и необходимого объема, а также выбора наиболее эффективных организационных форм и методов библиотечного обслуживания. Во всех группах библиотечных пропорций в качестве исходного и основного пункта выступают информационные потребности. Пропорциональность, таким образом, предполагает оптимальное соответствие библиотечных ресурсов информационным потребностям, т. е. сознательное определе- ние и поддержание необходимых пропорций в распределении библиотечных ресурсов в соответствии с потребностями в них. Эти пропорции имеют динамичный характер, т. е. развиваются под воздействием постоянно меняющихся и растущих информационных потребностей. Пропорциональность тесно связана со сбалансированностью. Последняя представляет собой частный случай состояния пропорциональности, когда пропорциональность может быть выражена количественной мерой как соотношение (разница) между конкретной потребностью и степенью ее удовлетворения за счет имеющихся ресурсов. Пропорциональность значительно шире по содержанию, чем сбалансированность. Она отражает не только количественно определенные соотношения, но прежде всего качественное состояние структуры и внутренних связей библиотечного дела. Кроме того, пропорциональность (диспропорциональность) характеризует устойчивость библиотечного дела и отдельных его частей (сфер, звеньев) в течение достаточно продолжительного времени, тогда как сбалансированность — соотношение между отдельными элементами библиотечного дела, сложившееся в данный момент. Может представить интерес вопрос о пропорциональном и гармоничном развитии библиотечного дела. В самом общем смысле это близкие по содержанию понятия, отвечающие в равной мере сути системности библиотечного дела. Идеальным является положение, когда гармоничное развитие каждого элемента библиотечного дела характеризуется определенной пропорциональностью при анализе различных его сторон и отношений. Пропорциональность непосредственно связана с противоречиями развития библиотечного дела, т. е. достижение полной пропорциональности зачастую имеет лишь временный характер, поскольку библиотечное дело постоянно развивается (вместе с обществом). В процессе развития неизбежно возникают диспропорции, устранение которых становится необходимым для совершенствования библиотечного дела. Так, сложившиеся в прежние годы пропорции в библиотечных фондах оказались нарушенными, потому что развивающиеся экономика, наука, образование, социально-политические процессы порождают новые информационные потребности, которые формируются независимо от того, происходят ли в библиотечных фондах (и других видах библиотечных ресурсов) соответствующие структурные изменения или нет. Однако удовлетворение новых информационных потребностей возможно только 6 Зак. 202. 161 при таких изменениях, которые в необходимой степени должны затронуть все виды библиотечных ресурсов (и прежде всего фонды). Практически это не может произойти сразу, в данный момент. Фонды изменяются частично и постепенно. Сохранившиеся в каких-то звеньях библиотечного дела, они "выпадают" из новой структуры информационных потребностей, не отвечают им, ибо были приспособлены для удовлетворения ранее существовавшей структуры. Это противоречие структуры потребностей и фондов приводит к диспропорциям, проявляющимся в низком использовании фондов и неполном удовлетворении читательского спроса. (Подобная диспропорциональность наблюдалась в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с радикально изменившимися социально-политическими и экономическими условиями в стране). При этом необходимо учесть, что эта объективно существующая возможность несоответствия библиотечных фондов читательским потребностям усиливается, становится неизбежностью и ведет к диспропорциям, если формирование фондов осуществляется стихийно, без учета факторов и тенденций развития информационных потребностей. Постоянное поддержание пропорциональности (соответствия) между библиотечными ресурсами и информационными потребностями в практической деятельности оказывается делом весьма сложным. Во-первых, однажды достигнутое соответствие не может быть раз и навсегда данным, его приходится добиваться вновь и вновь, и каждый раз на новой качественной и количественной основе в связи с высокой динамикой изменений в обществе и библиотечном деле. Во-вторых, установление такого динамического соответствия выступает как задача со многими уровнями решений: необходимо обеспечить объемное и структурное соответствие между читательским спросом и библиотечными фондами как по стране в целом, так и по регионам; нужно обеспечить соответствие между спросом и фондом по названиям И авторам, что отражает качественный аспект проблемы. Без учета данных тенденций не может быть обеспечена структурная сбалансированность библиотечных ресурсов, т. е. такое соответствие между читателями, фондами, материально-технической базой, кадрами, когда достигаются их пропорциональность и эффективность взаиморазвития. Существенным условием реализации требований принципа системности является обеспечение взаимосвязи (пропорциональности) отраслевого и территориального подходов в организации библиотечного дела. Любая библиотека, будучи одним из многих "слагаемых" какой-то отрасли народного хозяйства, вместе с тем служит звеном того или иного территориального сочетания библиотек. Библиотеки отрасли, как правило, территориально разобщены, что значительно ограничивает возможности их согласованного развития. В то же время библиотеки разных отраслей народного хозяйства, расположенные на одной территории, взаимодействуя, образуют территориальное библиотечное объединение. Каждый подход имеет свои достоинства. Отраслевой подход позволяет развивать внутриотраслевые связи, эффективно использовать ресурсы каждой отраслевой библиотечной сети. Однако на отраслевом уровне территориальные особенности отдельных библиотечных сетей полностью учтены быть не могут. Вне поля зрения остаются многие вопросы, связанные с территориальной организацией библиотечного дела: структурой библиотечных ресурсов, их использованием, взаимодействием отраслевых библиотечных сетей. В нашей стране трудно найти одинаковые города, области, экономические районы, обладающие сходными социально-экономическими, народнохозяйственными и другими характеристиками. В любом регионе отрасли народного хозяйства, тем более отдельные их направления имеют свою специфику, свои производственные и научные особенности, различия в концентрации городского и сельского населения и его распределении по общественным группам и национальному составу, в уровне насыщения специалистами, в профессиональном составе, образовании и др. Эти региональные черты существенно влияют на рост или сокращение числа читателей, формирование системы информационных потребностей, определяя тем самым территориальные особенности в развитии библиотечного дела. Поэтому важное значение приобретает учет своеобразия, особенностей "библиотечного лица" района: в каждом районе надо находить особенный подход. Специфика территориального подхода, следовательно, состоит в том, чтобы учесть весь комплекс условий развития библиотечного дела на той или иной территории, выявить "узкие места", обосновать необходимые меры по преодолению разрыва между уровнями библиотечного дела в разных районах страны. Территориальный принцип обеспечивает координацию деятельности отраслевых библиотечных сетей внутри регионов, обоснование информационных потребностей и библиотечных ресурсов каждого региона, их эффективное использование, развитие целесообразного внутрирайонного взаимодействия библиотек, установление рациональных межрайонных библиотечных связей. Только при органическом единстве территориального и отраслевого подходов библиотеки получают возможность комплексно и планомерно формировать свои ресурсы, а специалисты любой отрасли народного хозяйства на всей территории страны — удовлетворять информационные потребности. Необходимы систематический анализ сложившихся и перспективных отраслевых и территориальных пропорций в библиотечном деле и постоянный контроль за ними, чтобы сознательно, планомерно поддерживать отраслевую и территориальную пропорциональность и своевременно предотвращать возникновение диспропорций. Реализация системности происходит не автоматически, а через сознательную деятельность библиотечных работников. Поэтому разрабатываются программы и планы, осуществляется процесс планирования библиотечного дела, т. е. выбор и установление библиотечных пропорций, соответствующих информационным потребностям, связи и согласованности всех сторон (частей, процессов, явлений) библиотечного дела как целостной системы. С планирования начинается и им направляется весь цикл организации и функционирования библиотеки и библиотечного дела. Опыт планового управления - одно из важнейших приобретений цивилизации в XX столетии. Если, конечно, не отождествлять его с бюрократическими формами, практиковавшимися в прошлом. Плановым управлением охватывается как библиотечное дело в целом, так и все его звенья. Без планирования невозможно: осуществление единой (структурной и территориальной) библиотечной политики; разработка и осуществление региональных и межрегиональных (межведомственных) программ; разрешение противоречий между информационными потребностями и библиотечными ресурсами; использование экономических регуляторов для управления библиотечными процессами и др. Успех библиотечной деятельности на всех ее уровнях определяется прежде всего качеством планирования. Если план (программа) плохой, если он неправильно ориентирован, то вся последующая деятельность будет обесценена, а в ряде случаев даже бесполезна. Основу любого плана составляют три логически необходимых элемента: 1) анализ объективной библиотечной действительности и тенденций ее развития; 2) система перспектив, реализация которых имеется в виду; 3), система мероприятий и средств воздействия на библиотечный процесс. Построение каждого элемента связано с проблемой анализа хода библиотечной практики. Для составления плана необходимо сначала подробно проанализировать внешнюю и внутреннюю библиотечную ситуацию, спрогнозировать ее развитие, а затем разработать систему библиотечных мероприятий в целях развития библиотечной системы в максимально желаемом русле. В конечном виде плац представляет собой предвидение библиотечных процессов с учетом воздействия на них различных факторов. Анализ деятельности библиотечной системы может осуществляться на различных стадиях планирования. На стадии разработки планов анализ призван решать задачи выявления закономерностей и тенденций для определения долговременно действующих факторов и поиска вариантов плановых заданий на перспективу. Главное — выяснение причинно-следственных связей, оценка их устойчивости, выявление резервов с целью повышения обоснованности планов. На стадии выполнения планов проводятся оперативный анализ деятельности библиотечной системы, выполнение мероприятий, предварительная оценка выполнения планов, предупреждение всевозможных сбоев и тем самым создание условий для своевременного выполнения плановых заданий. Процесс библиотечной деятельности динамичен, здесь возможны постоянные отклонения от установленного порядка. Чтобы быстро устранять помехи, необходим оперативный анализ данных по ходу работы. Текущий анализ констатирует, что, как и почему уже произошло. Он позволяет объективно оценить итоги определенного периода, рассмотреть факторы и причины отклонений (диспропорций), выявить просчеты и упущения, имеющиеся резервы. Зная ошибки прошлого, можно предсказать, предусмотреть, снизить негативные влияния и усилить положительное воздействие других факторов в будущем периоде. Библиотечный анализ, таким образом, является важнейшим средством организации выполнения выбранной цели и контроля за уровнем принятых и реализованных решений. Библиотечный анализ является важнейшим инструментом не только текущего контроля библиотечной деятельности, но и ее перспективного планирования. Перспективным анализом называется анализ результатов библиотечной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Важность этого вида анализа на данном этапе развития библиотечного дела определяется объективными условиями, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса и возрастание степени его влияния на библиотечные процессы (например, новые носители информации, автоматизация и др.), усиление роли перспективных планов; усложнение библиотечного дела и рост его объемов; увеличение числа связей между различными элементами и факторами библиотечной деятельности. Задачи перспективного анализа определяются его сущностью и местом в планировании, основными из них являются: прогнозирование библиотечной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения планов. Особенностью перспективного анализа является изучение будущих результатов библиотечной деятельности, хотя для их определения используются результаты библиотечной деятельности прошлых и текущего периодов. Будущие результаты не просто используют результаты библиотечной деятельности, а определяются как результат управления факторами, воздействующими на этот результат. Таким образом, перспективный анализ становится орудием непосредственного управления библиотечной системой. Путем познания диалектического единства прошлого и настоящего перспективный анализ вскрывает в каждом библиотечном процессе или явлении наиболее устойчивые элементы, способные играть решающую роль в будущем. Задачи анализа библиотечной деятельности тесно переплетаются с задачами прогноза, т. е. предвидения, предсказания. Анализ является исходным моментом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить варианты развития библиотечной системы. Под прогнозом понимаются научно обоснованные суждения о возможных состояниях библиотечной системы и ее элементов в будущем, об альтернативных путях и сроках их развития. Основными задачами библиотечного прогнозирования являются: выявление тенденций развития библиотечной системы на перспективу для определения того, что нужно делать в настоящее время, чтобы обеспечить надежное будущее; определение тех проблем, которые должны решаться в настоящее время в интересах будущего и для решения которых необходима разработка соответствующей программы (плана мероприятий); выявление последствий проводимых мероприятий с целью предупреждения диспропорций, использование положительных и ограничение отрицательных сторон тех или иных процессов. Чем сложнее прогнозируемая библиотечная система, тем шире круг влияющих на ее развитие факторов, и чем продолжительнее период прогноза, тем сильнее проявляется вероятностный характер прогноза. Научное предвидение неизбежно опирается на знание связей и закономерностей в библиотечных процессах, особенно знание динамических закономерностей. Возможны три основных типа прогноза библиотечных процессов и явлений: 1) предвидение таких событий, которые представляются, по крайней мере, при данном состоянии знания, событиями иррегулярными (например, конкретные объемы читательского спроса и использования фонда); 2) второй тип предвидения имеет место тогда, когда речь идет о предвидении наступления того или иного более или менее регулярно повторяющегося события (например, посещение библиотеки читателями по сезонам, содержание библиотечных мероприятий с учетом календаря, определение бюджета библиотеки и др.); 3) предвидение лишь более общего развития тех или иных библиотечных тенденций. Последний тип предвидения не локализует предсказываемых событий точно во времени и не характеризует их в точной количественной форме. Можно дать приблизительные количественные границы развития тенденций, и то не всегда (например, рост или снижение читательского спроса на те или иные разделы, виды библиотечного фонда). Обобщением прогнозной работы и исходной базой для планирования является разработка концепций) развития как отдельной библиотеки, так и библиотечной сети и библиотечного дела в целом. Библиотечная концепция — система взглядов о будущем состоянии и возможностях развития библиотечной системы, которая учитывает все факторы, положительно и отрицательно влияющие на движение библиотечной системы к намеченным целям, и определяет направления развития и средства достижения поставленных целей и задач., Концепция носит комплексный характер и впитывает в себя все бытующие к моменту ее разработки гипотезы, прогнозы и проблемы, трансформируя их применительно к целевой направленности развития и функционирования библиотечной системы. Необходимость разработки концепции возникает тогда, когда существующая библиотечная практика (организация, методы, технология и т. д.) не приводит к реальному (или эффективному) удовлетворению тех информационных потребностей, ради которых развивается соответствующая библиотечная деятельность. В 1990 г. научными коллективами РГБ и РНБ были предприняты попытки разработки концепции библиотечного дела, которые, к сожалению, так и не вышли из стадии проектов. Успешно действовать в непрерывно изменяющейся ситуации способна та библиотечная система, которая не просто следит за переменами, а использует новейшую информацию для оперативной корректировки своей деятельности. План в этом случае будет тем, чем ему и надлежит быть: документом, в котором определяются порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий, направленных на достижение намеченного конечного результата. Во что бы то ни стало держаться плановых заданий при внешних или внутренних изменениях — дело заведомо бесперспективное и нерентабельное. Библиотеки, как правило, не имеют в своих руках всех элементов внешней среды. Поэтому планы не должны быть жесткими, т. е. они не должны носить директивный характер. При ясном понимании логики стратегического (перспективного) подхода к планированию не следует слишком строго придерживаться планов, исходя лишь из того, что это планы. Они должны скорее служить рабочими гипотезами (программами, предвидениями), которые пересматриваются по мере поступления новой информации об изменениях предпосылок плана или условий их реализации. Следовательно, планы должны корректироваться и быть скользящими. 6.5. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации библиотечной деятельности Основным содержанием процессов организации и функционирования библиотечного дела является специализация библиотек, т. е. размежевание, разделение сфер деятельности по формированию и использованию соответствующих видов библиотечных ресурсов и удовлетворению соответствующих информационных потребностей. Выделяются три вида библиотечной специализации — специализация библиотечных сетей, специализация отдельных библиотек и внутрибиблиотечная. Два первых вида представляют собой процесс формирования и увеличения числа самостоятельных библиотек и библиотечных сетей, характер которых определяется направлениями деятельности обслуживаемых групп населения и организаций. Специализация внутрибиблиотечная выражается в специализации структурных подразделений и библиотечных работников. Она обусловлена специализацией библиотеки, ее типом (видом), исторически сложившимися условиями ее функционирования. Чем глубже специализация библиотек, тем в большей степени они взаимосвязаны и взаимозависимы, так как отдельные библиотеки не могут создать библиотечные ресурсы и полно удовлетворить информационные потребности, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена результатами свой деятельности. Наиболее рациональным, экономически и технологически выгодным механизмом соединения, интеграции библиотек, широко распространенным в мировой практике, является централизация. Она реализуется на различных уровнях библиотечного дела и в различных организационных формах: осуществление в масштабах страны, регионов, библиотечных сетей централизованного комплектования библиотечных фондов, централизованной обработки книг и других произведений печати; проведение стандартизации, т. е. установление и применение стандартов нормативно-технических документов, определяющих комплекс норм, правил, требований к библиотекам, библиотечным процессам; объединение библиотек в централизованные системы, возглавляемые соответствующей центральной библиотекой. Централизованное управление библиотеками и библиотечными процессами осуществляется вышестоящим органом управления (вышестоящей системой) и проявляется в доведении обязательных для выполнения заданий и выделении для этого необходимых ресурсов. Степень централизованного управления библиотекой показывает, в какой мере ее состояние (функционирование) определяется воздействиями, поступающими извне, со стороны вышестоящей библиотечной системы. Для российского библиотечного дела была характерна сверхцентрализация, т. е. сосредоточение руководства библиотечным делом или определенными библиотечными процессами в едином центре, распространение государственного руководства на всю библиотечную систему страны, единообразное решение в государственном масштабе организационных проблем, организация повсеместного методического руководства библиотеками. Принципиальная особенность такой сверхцентрализации состояла в директивности управления и недооценке (а правильнее, игнорировании, отрицании) самой идеи самостоятельности библиотек. Реально централизованное управление не может охватить все многообразие библиотечных процессов и связей. Эта неспособность все острее проявляется с увеличением масштаба библиотечного дела и углублением процесса разделения библиотечного труда. Жесткая централизация все больше вступает в противоречие с динамизмом информационных потребностей и современного научно-технического прогресса. Это, в свою очередь, усиливает бюрократический централизм, устраняет из управления принципы научности, демократического централизма, не оставляет места для экономических методов и ориентации управления на систему информационных потребностей. Децентрализация библиотечной деятельности — это развитие библиотечного самоуправления в границах самостоятельности библиотеки. Она не только не нарушает централизованно установленные между библиотекой и вышестоящей системой (надсистемой) связи, а, напротив, дополняет их. Поэтому развитие самоуправления в границах самостоятельности библиотеки повышает целостность, организованность и устойчивость той системы, в которую входит рассматриваемая библиотека. Игнорирование библиотекой границ самостоятельности, абсолютизация самостоятельного определения ею своего состояния (иначе говоря, установление самой себе заданий), как и сверхцентрализация, приводят к отрицательным последствиям. Развитие библиотечного дела требует оптимального определения степени централизации и децентрализации. Смысл централизации библиотек и библиотечных процессов состоит не в формальном административном подчинении, не в жесткой привязке библиотек к центру, а в определении того рационального соотношения централизации и децентрализации всех звеньев, которые обеспечивают максимум инициативы и самостоятельности отдельных библиотек и библиотечных сетей, единство их функционирования с целями и задачами библиотечной системы. Для определения оптимального сочетания централизации и децентрализации нужно знать их положительные и отрицательные стороны. Централизация дает возможность объединять основные библиотечные процессы и при дефиците библиотечных ресурсов находить более эффективные пути их формирования и использования. Централизация создает условия, необходимые для решения принципиальных вопросов. В централизованном порядке выполняются следующие функции: определение основных направлений и перспектив развития библиотечной системы; проведение.; единой политики формирования, размещения и использования библиотечных ресурсов; централизованное комплектование, обработка и перераспределение литературы; централизация сигнальной библиографической информации, сведений о новых поступлениях литературы (сводные каталоги), межбиблиотечного абонемента, хранения редкоиспользуемой литературы, использования машинной техники; единая политика в работе с кадрами, а также в области повышения квалификации и др. В условиях централизации любой библиотеке обеспечивается возможность получения из общего фонда тематических и других подборок литературы в длительное пользование, право систематически освобождать свой фонд от потерявшей актуальное значение, неиспользуемой или непрофильной литературы, передавая ее в фонд центральной библиотеки ЦБС. Бесперебойная циркуляция литературы, подвижность библиотечного фонда, оперативно используемого всей библиотечной системой, информация о фондах, не ограниченных рамками отдельных библиотек (выставки новой литературы, поступившей в ЦБС, информационные бюллетени, сводные каталоги, библиографические указатели) — все это позволяет отдельной библиотеке избежать ненужного дублирования, подчинить формирование Своего фонда профилю обслуживаемого района. Централизация освобождает библиотеки от целого ряда функций, которые они самостоятельно не могут выполнить, и позволяет им сосредоточить свое внимание на обслуживании читателей, наиболее полном удовлетворении их запросов. Отрицательным фактором централизации является опасность чрезмерной регламентации (зарегулированности), которая приводит к тому, что не учитываются конкретные условия и особенности низовых библиотек. Конечно, общность и единство целей и задач библиотек тесно связывают их между собой. Однако ввиду функциональной, ведомственно-отраслевой и территориальной дифференциации каждая из библиотек выполняет специфические задачи. Поэтому практически невозможно представить все комбинации, необходимые для согласования деятельности библиотек по множеству библиотечных процессов из одного центра. Правда, электронно-вычислительная техника открывает новые возможности. Создание единой и быстро действующей автоматизированной системы позволит в централизованном порядке связать между собой процессы, которые иначе охватить было бы нельзя. Но эти возможности также не беспредельны. Децентрализация позволяет принимать более оперативные решения, несравненно лучше учитывает конкретные условия, развивает инициативу библиотечных работников, повышает гибкость и адаптивность библиотечной системы. В соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле библиотеки имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности, осуществлять хозяйственную деятельность для расширения номенклатуры услуг и социально-творческого развития библиотеки, определять условия использования библиотечных фондов, источники приобретения и получения документов; участвовать в библиотечных объединениях и системах и осуществлять сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями других стран, в том числе вести международный книгообмен, вступать в международные организации и т. д. В то же время децентрализация имеет и ряд отрицательных сторон: реальная опасность несогласованных действий библиотек, объективно не направленных на достижение общей цели библиотечной системы, вполне возможная переоценка факторов, учитывающих лишь текущие нужды данной библиотеки, и недооценка факторов перспективного развития всей системы. Уровни централизации и децентрализации должны быть сбалансированы. Централизацию и децентрализацию обусловливают, как правило, одни и те же факторы. Так, например, возросшие масштабы библиотечных ресурсов делают необходимой централизацию и одновременно невозможным абсолютно централизованное решение всех вопросов формирования и использования библиотечных ресурсов. Научно-технический прогресс усиливает потребность в централизации библиотечных процессов, одновременно он же усиливает потребность в децентрализации. Значит, централизация и децентрализация внутренне взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. Централизация возрастает, но она концентрируется на все более крупных, долгосрочных проблемах. Одновременно централизация перестает охватывать текущие, оперативные процессы. Централизация решает вопросы, которые обеспечивают единство (целостность) библиотечной системы, сбалансированность библиотечных ресурсов, библиотечную стратегию, т. е. на центральный библиотечный орган ложится забота о первоочередном решении библиотечных проблем общесистемной значимости. Особое значение в деятельности библиотечного центра приобретают конечные результаты работы библиотек, конечные цели: удовлетворение читательских интересов, использование библиотечных фондов и др. Такого рода библиотечные цели можно выявить и контролировать именно с общебиблиотечньгх позиций и на достаточно длительном временном интервале и, естественно, наиболее полно с позиций централизованного руководства. Установление оптимального соотношения централизации и децентрализации зависит от многих факторов: масштабов и сложности библиотечной системы, числа, величины и территориальной концентрации входящих в ее состав библиотек, вида централизуемых работ, степени взаимосвязанности библиотек, способности низовых библиотек к самостоятельному функционированию и центральной библиотеки к выполнению функций централизации, уровня механизации и автоматизации библиотечных процессов. Созданию централизованной библиотечной системы должно предшествовать тщательное изучение особенностей объединяемых библиотек и библиотечных сетей. Поэтому было бы неправомерно ставить вопрос о создании централизованных систем по единому универсальному образцу с единообразной схемой распределения функций и прав. Более правильной является подтвержденная практикой мысль о том, что при их формировании едиными должны быть только общие принципы. Что же касается степени форм, объема централизации библиотечных процессов и функций управления, то они неодинаковы. В рамках библиотечных систем происходит как полная централизация, при которой меняется юридическое положение библиотек, становящихся филиалами центральной, так и частичная централизация отдельных процессов, не затрагивающая административной подчиненности библиотек соответствующим организациям. Могут создаваться централизованные системы смешанного типа, куда входят библиотеки, преобразованные в филиалы и объединяемые на основе частичной централизации. Наиболее важным критерием в определении уровня и степени централизации является обеспечение единства библиотечных процессов, управляемости библиотечной системы и повышение на этой основе эффективности библиотечного обслуживания читателей и использования библиотечных ресурсов. С точки зрения данного критерия библиотеки, независимо от того, функционируют они на правах самостоятельных или филиальных библиотек, являются составной частью библиотечной системы. И в том, и в другом случае они имеют широкую инициативу, обладают определенной самостоятельностью при решении задач в рамках установленных в централизованном порядке основных направлений, в первую очередь оперативных вопросов. 6.6. Координация и кооперирование библиотечной деятельности В тесной связи и взаимозависимости с централизацией в библиотечном деле выступает принцип координации и кооперирования. Известно, что библиотеки и библиотечные сети, входящие в библиотечные системы более высокого уровня, функционируют не только по общесистемным, но и по специфическим внутренним закономерностям. Исходя из наличия ведомственных, отраслевых, региональных и других интересов библиотек, которые необязательно должны совпадать с интересами всей библиотечной системы, появляется возможность (вероятность) рассогласования компонентов библиотечной системы. Отсюда вытекает необходимость координации, т. е. согласованности функционирования всех компонентов (библиотек, процессов и т. д.) библиотечной системы. Термин "координация" означает не просто согласование, а согласование, выработанное и установленное совместно несколькими, самостоятельно существующими библиотеками (библиотечными сетями). Такое согласование может осуществляться самими библиотеками в процессе их функционирования, а может быть результатом деятельности особого координационного органа или координатора. Координация — это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий для обеспечения согласованных действий организационно независимых библиотек (библиотечных систем). Проблема координации — это проблема объединения, интеграции деятельности библиотек, имеющих общую цель. Основная специфическая черта координации, в отличие от централизации, состоит в том, что, имея обязательный характер воздействия, она использует силу этого возде
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.017 с.) |