Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бабушкина Р. Л. , кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / под ред. Г. А. Волковой↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой . -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
Оглавление Введение Структура и симптоматика ОНР Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Из истории возникновения логопедической ритмики Современная модель логопедической ритмики Содержание и структура занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи Модель логопедической ритмики для детей с общим недоразвитием речи Задачи воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике 1. Музицирование. 2. Речедвигательные игры и упражнения. 3. Танцевально-ритмические упражнения. 4. Эмоционально-волевой тренинг. 5. Креативный тренинг. Структура занятия по логопедической ритмике Описание игр и игровых упражнений 1. Музицирование 1.1. Вокальное музицирование 1.2. Инструментальное музицирование 2. Речедвигательные упражнения 2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг 2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика 2.3. Речевые игры и ролевые стихи 3. Танцевально-ритмические упражнения 3.1. Игрогимнастика 3.2. Игроритмика 4. Эмоционально-волевой тренинг 5. Креативный тренинг Тематическое планирование Примерные конспекты занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи Конспект занятия по логопедической ритмике в младшей группе Конспект занятия по логопедической ритмике в средней группе Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе Конспект занятия по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе
Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи. В книгу включено описание авторских игр и игровых упражнений, тематическое планирование, примерные конспекты занятий, нотный материал. Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике, логопедам, музыкальным руководителям и воспитателям специальных дошкольных учреждений. Она может быть полезна для студентов факультетов коррекционной педагогики, психологии, дошкольного воспитания, а также родителям. Введение Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей. Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В.А. Гиляровским в 30-х годах XX века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции заикания у людей различных возрастных групп. Благодаря ученому Г.А. Волковой методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе со взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия, спотыкание. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности). Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы. Предлагаемое читателю издание — результат обобщения многолетнего опыта работы авторов с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, а также анализ специальной литературы по вышеуказанной проблеме. Представленная в данном пособии программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике была разработана на базе ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и апробирована музыкальными руководителями и логопедами этого учреждения в период с 1996 по 2004 год. В книге охарактеризованы особенности развития детей с общим недоразвитием речи, многообразие клинических проявлений этого нарушения, определены задачи, средства, содержание, методы работы по логопедической ритмике, которая рассматривается как существенное звено в комплексе мер коррекционно-воспитательного воздействия. Приведенное в заключительной части издания тематическое планирование согласуется с задачами и этапами логопедической коррекционной работы и составлено с учетом программы воспитания и обучения в детском саду [Программа воспитания и обучения в детском саду, 1985]. Для наглядности в пособие включены примерные конспекты занятий по логопедической ритмике, описание игр и игровых упражнений. Преимуществом методики является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей. Авторы выражают благодарность за сотрудничество всем специалистам ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и его руководителю Павловой Элеоноре Артемовне. Выражают глубокую признательность президенту Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и области, профессору Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга Волковой Галине Анатольевне. Авторы выражают особую благодарность коллеге Грасюк Ирине Васильевне за помощь в создании практического материала. Содержание и структура занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи Музицирование. Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. 1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом. 1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов. Креативный тренинг. Способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления [Психогимнастика в тренинге, 2001], умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка. Музицирование Вокальное музицирование «ПОЮЩИЙ МЯЧ» (1) Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя. «ПОЮЩИЙ МЯЧ» (2) Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, способности к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт. Игровой материал: мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу. Методика проведения. Группа детей садится в круг, один участник с инструментами находится вне круга. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков. «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК» Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке. Игровой материал: мягкие шерстяные клубки. Методика проведения. Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» (1) Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания. Игровой материал: мыльные пузыри. Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается. «ПРИВЕТСТВИЕ» Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений. Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии. Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище. «А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов). Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают). «ПТИЧКА» Дидактические задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений. Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки). Музыкальный материал: пьеса «Птичка летает». Музыка А. Аренского (СНОСКА: Радынова О.П., Музыкальное развитие детей.: В 2 ч.— М.: Владос, 1997. Ч.1. С. 545). (См. Приложение.) Методика проведения. Звучит пьеса «Птичка летает». Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?» Дети: «Это птичка». Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого ребенка. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке: Птичка прилетела, на ладошку села, Нашему Никите песенку пропела: — Ля — ля — ля — ля, вот и песня вся. Педагог: «Давайте ее покормим» (рассыпает по полу зернышки). Дети подбирают их и вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «Клю — клю — клю». «МЫШЕЛОВКА» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, голосового диапазона, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: Ч. 1 — попевка на двух нотах, Ч. 2 — «Латвийская полька», музыка А. Жилинского (СНОСКА: Вырченко Т. С песенкой по жизни. М.: Советский композитор, 1984. С. 76.) (см. Приложение), или любая энергичная музыка. Методика проведения. Часть детей составляет круг — мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Дети, стоящие в кругу, поют, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра: Все спят... Та - та [I I] Детки спят... Ти-ти - та [II I] Волк спит... Та-та [I I] Мишка спит... Ти-ти - та [II I] Только мышки не спят, Ти-ти-та-ти-ти-та [II I II I] Они кушать хотят, Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I] В мышеловку глядят. Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I] После этих слов звучит музыка, и мышки начинают бегать, суетиться, пищать «с-с-с-с», — выбегать из круга. По окончании звучания музыки мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей остается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены. «БЕЛКА» Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона. Методика проведения. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают: По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та «ДЕНЬ И НОЧЬ» Дидактические задачи: различение контрастной музыки и развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: газовые платки. Музыкальный материал: «Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакого (СНОСКА: Радынова О.П. Музыкальное развитие детей., 1997. Ч. 1. С. 260). «Полька» С. Майкапара (СНОСКА: Там же. С. 301) (см. Приложение), или любая двухчастная форма. Методика проведения. Звучит первая часть музыкального произведения (день). Дети двигаются с газовыми платками врассыпную по залу. Музыка останавливается. Звучит вторая часть — таинственная неторопливая музыка (ночь). Движение прекращается. Педагог проводит с детьми перекличку: — Тук, тук, тук! — Кто стучится? — Ночь. — Что принесла? — Чай со звездами! Каждый ребенок поет «голосом» своей звездочки (любые гласные звуки или слоговые цепочки). Звезды могут медленно перемещаться, стараясь услышать звук «соседней звезды». «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, наглядно-образного мышления. Игровой материал: карточки с изображением различных погодных явлений. Музыкальный материал: фонограммы театральных шумов. Методика проведения. Упражнение проводится в несколько этапов: Первый этап. Детям предлагается прослушать фонограмму, на которой звучит «прогноз погоды» в форме театральных шумов. После прослушивания дети рассказывают о предстоящей погоде. Второй этап. На фланелеграфе при помощи карточек выкладывается прослушанный «прогноз погоды». Третий этап. Детям предлагается озвучить карточки. «РАЗГОНИ-КА ТУЧИ» Дидактические задачи: развитие интонационной устойчивости и эмоциональной выразительности пения, координированного с движениями. Музыкальный материал: мелодия с характерной звуковысотной линией (2—3 ноты). Методика проведения. Дети перед началом пения делятся на две группы. Одна группа «разгоняет тучи», а другая группа должна изображать тучи и петь за них. Дети, разгоняющие тучи, громко поют в мажоре и энергично машут руками. Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи! Солнце вы закрыли, Небо засорили, Землю промочили, Убирайтесь прочь! Ответ туч поется тихо, жалобно, в миноре: Что вы, ребята! Мы не виноваты. Нелегко на небе жить, Как же нам не плакать, горьких слез не лить? Нас ведь солнце обжигает, Ветер в клочья разрывает, Молния колет, Черный гром пугает. «ЛЕПЕШКИ» Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации пения и движений. Музыкальный материал: русская народная попевка «Лепешки». Певческий диапазон — секунда. Методика проведения. Игра проводится в два этапа. Педагог: «Давайте испечем лепешки». Первый этап. Дети поют, показывая высоту звука. Левая ладонь перед собой, большой палец смотрит вверх. Указательным пальцем правой руки на высокий звук дотрагиваются до кончика большого пальца левой руки, а на низкий звук — до кончика указательного пальца левой руки. Принесу мучицы, Подолью водицы, Испеку лепешек, Для ребяток-крошек. Второй этап. Попевка исполняется в парах. Педагог сопровождает пение игрой на металлофоне. Дети стоят напротив друг друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. При пении они поочередно меняют положение рук. Первый ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх. Затем второй ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх. Первый этап. Педагог просит детей запоминать, что им покажут по телевизору. На экране появляется определенный ритмический рисунок, дети его запоминают, в затем поочередно воспроизводят, используя музыкальные инструменты или их заместители. Второй этап. Педагог открывает несколько картинок, а дети выбирают ту, звукослоговой структуре слова-названия которой соответствует заданный ритмический рисунок. «МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ НОЖКИ» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной и слухоречедвигательной координации. Игровой материал: краски, бумага, электрический фонарик, ударные инструменты. Музыкальный материал: «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера (СНОСКА: Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1981. С. 30. В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Музыка и движение I.). (См. Приложение.) Методика проведения. После разучивания песни «Ножками затопали» педагог предлагает детям изобразить на бумаге различные длительности в виде следов. Проговаривая текст, дети пальчиками и кулачками создают отпечатки, стремясь добиться ритмического соответствия. Затем партитура озвучивается различными ударными инструментами. Аналогично проводится игра с электрическим фонариком. Под темп светового сигнала дети выполняют соответствующие ритмические движения (шаг и бег). «ЧУДО-ДОМИК» Дидактические задачи: активизация словарного запаса по теме «Животные», совершенствование музыкально-слуховых представлений. Игровой материал: сказочный домик, музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник и т.п.). Музыкальный материал: «Ежик», музыка Д. Кабалевского; «Лягушка», музыка В. Ребикова; «Слон», музыка К. Сен-Санса (СНОСКА: Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. С. 474—476). (См. Приложение.) Методика проведения. Педагог говорит: «К нам на занятие пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь...» Педагог показывает на сказочный домик. Звучат мелодии знакомых произведений о животных. Дети узнают мелодию и называют характерные признаки животных, используя прилагательные. Затем организуется музыкальный диалог животных. «ОРКЕСТР» Дидактические задачи: активизация слухового и зрительного внимания, развитие музыкального слуха, чувства темы, ритма. Игровой материал: музыкальные инструменты или их заместители, партитура. Музыкальный материал: «Регтайм», музыка С. Джеплина (СНОСКА: Играем и танцуем. М.: Советский композитор, 1992. С. 13) (см. Приложение), или любая ритмичная музыка. Методика проведения. Педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение или отрывок из него. Первый вариант. Педагог с детьми составляет партитуру из линий или берется готовая партитура с ритмоблоками. Дети по дирижерскому жесту педагога озвучивают партитуру с помощью музыкальных инструментов в заданном темпе. Второй вариант. Дети на музыкальных инструментах или их заменителях аккомпанируют музыкальному руководителю, играющему на фортепиано, при этом ориентируются на слуховое восприятие и дирижерский жест педагога. Речедвигательные упражнения Первый этап. Музыкальный руководитель вместе с детьми поет на одном звуке:
Второй этап. Педагог надевает маску Бабы Яги, говорит: «У! Вот сейчас догоню!». Дети убегают, прячутся за стульчики. Собравшись в группу, прогоняют Бабу Ягу, громко топая ногами, крича «у-у-у!». Третий этап. Педагог, сняв маску: «На небе после дождя появилось солнышко, светит в правый глаз, светит в левый глаз!» Достает фонарик и светит детям поочередно в глаза, дети жмурятся. Педагог: «Солнечные лучики дотянулись до нас, они теплые, ласковые». Дети показывают руками лучи солнца: поднимают наверх руки, растопыривают пальцы, затем плавно опускают руки. Игрогимнастика «ХОДЬБА» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: «Марш», музыка Н. Богословского (СНОСКА: Музыка и движение И. С. 22) (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе. Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе. «ВЕТЕР И ВЕТЕРОК» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, выразительности движений. Игровой материал: деревянные палочки (прутики). Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена. Методика проведения. Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер». Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок». Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой. «У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ…» Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как покажу вам я! После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: § руки перед собой округлые — в круг, § руки в стороны на уровне плеч — в шеренгу, § две вытянутые перед собой руки — в колонну. «ЗАМРИ» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации. Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в различных позах. Музыкальный материал. «Марш», музыка И. Кишко (СНОСКА:) (СНОСКА: Музыка и движение II. С. 25) (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе. Методика проведения. Педагог предварительно разъясняет детям схемы, изображающие позы человека. Задание выполняется в два этапа. Первый этап. Ребенок воспроизводит перед зеркалом статическую фигуру, изображенную на схеме, и сам оценивает правильность выполнения. Второй этап. Звучит марш. Дети двигаются по залу, по окончании музыки замирают в позе, соответствующей схеме, предъявленной педагогом. (Как вариант, дети могут двигаться не под музыку, а под стихотворную форму с четкой ритмической структурой.) «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах. Игровой материал: схемы движения. Методика проведения. Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы. «ПЕРЕХОДЫ» Дидактические задачи: воспитание наблюдательности, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве. Методика проведения. Педагог просит детей представить, что подул сильный ветер (дети и педагог голосом подражают звуку ветра: у-у-у) и сдувает тех, у кого надеты голубые колготки или у кого светлые волосы и т.д. Те дети, у которых светлые волосы или у кого надеты голубые колготки, меняются местами. «НЕ ЗЕВАЙ!» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики. Методика проведения. Дети перебрасывают друг другу мяч, стоя в кругу. Движения мяча подчиняются заданному темпу, который выстукивает педагог. Ребенок, кидающий мяч, называет любое слово по изучаемой теме (в именительном падеже). Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол: — Облако... плывет! — Костер... разгорается! «ЗМЕЙКА» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, воображения. Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4 или 4/4. Методика проведения. Дети идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По сигналу педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним ребенок становится новым ведущим. «ДИСНЕЙЛЕНД» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации. Игровой материал: небольшие игрушки. Методика проведения. Педагог предлагает детям различные игрушки, изображающие героев из любимых мультфильмов. Ребенок должен скопировать позу игрушки, то есть перевоплотиться в выбранный им персонаж. «ГОЛОВНОЙ УБОР» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, координации движений и музыки, аналитико-синтетических мыслительных операций. Игровой материал: головные уборы. Музыкальный материал: разнохарактерные музыкальные фрагменты (марш, полька, спокойная ходьба). Методика проведения. Дети выбирают себе головные уборы и надевают их. Педагог рассказывает детям историю: «В одном городе жил мастер — шляпник. Он делал шляпы и кепки, фуражки и панамы. Однажды ему это надоело: каждый день одно и то же! И он решил изготовить такие головные уборы, каких еще никогда не было. Сначала он придумал для них названия, а потом взялся за работу. А назывались новые головные уборы так: кепканама, фураляпа, цилилотка». Звучит музыка, дети двигаются по залу в соответствии с заданным темпом и ритмом. Как только педагог произносит название фантастического головного убора, дети, из чьих уборов можно составить это слово, встают в пару. Например, педагог говорит: «Фураляпа!» — за руки берутся ребенок в фуражке и ребенок в шляпе. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие. «РЕГУЛИРОВЩИК» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции. Игровой материал: свисток. Музыкальное сопровождение: «Автомобиль», музыка М. Раухвергера (СНОСКА: Музыка и движение I. С. 38). (См. Приложение.) Методика проведения. Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение. «КЕНГУРУ» Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, активизация словарного запаса. Музыкальный материал: Фонограмма «Кенгуру», музыка Сен-Санса. Методика проведения. Дети слушают музыку, называют персонаж музыкального произведения и средства музыкальной выразительности (мелодия быстрая, осторожная, с остановками и прыжками, средний регистр). Педагог: «Кенгуру внимательно и заботливо оберегает своего детеныша. Если нет рядом опасности, кенгуру прыгает легко и беззаботно». Эстафета проходит между двумя командами. Задача каждого участника — пропрыгать дистанцию на двух ногах, держа между коленями мяч, затем передать мяч следующему ребенку. Педагог подводит итоги игры, называет победившую команду. «ПОЛЕТАЕМ НА САМОЛЕТЕ» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия. Музыкальный материал: «Самолет», музыка Л. Банниковой (СНОСКА: Музыка и движение I. С. 61). (См. Приложение.) Методика проведения. Дети выполняют движения, слушая запись звучания полета: — Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. — Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. — Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено. Игроритмика «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити. Музыкальный материал: «Вальс». Ч. 1, музыка Д. Шостаковича (СНОСКА: Играем и танцуем. С. 34). «Дождик». Ч. 2, музыка А. Александрова (СНОСКА: Бырченко Т. С песенкой по лесенке. С. 28). (См. Приложение.) Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: § в движении; § в игре на музыкальных инструментах; § в вокальных импровизациях. Педагог: Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть! Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел! Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей. Другие варианты проведения игры: 1. Под музыку, имитирующую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлепают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, изображающие теплые «лучи солнца». 2. Импровизированный танец (вальс) «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. 3. Сочетание танцевальной импровизации «лучей солнца» с инструментальным вариантом «капелек». «ХОП!» Дидактические задачи: развитие произвольности внимания, чувства темпа и ритма. Методика проведения. Дети сидят в кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. — Хоп! По этой команде педагога хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Основная задача — не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда «Хоп!» должна застать ребенка за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться — кто из них должен сделать следующий хлопок. «АВТОБУСНАЯ ЭКСКУРСИЯ» Дидактические задачи: развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, познавательного интереса. Игровой материал: иллюстрации с видами Москвы (Кремль, царь-колокол, царь-пушка, храм Христа Спасителя) или Санкт-Петербурга (набережная Невы, Петропавловская крепость, памятник Петру I, Адмиралтейство, Дворцовая площадь). Музыкальный материал: «Москва», музыка О. Газманова (1-й куплет), или любая ритмичная музыка. Методика проведения. Педагог: «Давайте сядем в автобус и совершим экскурсию по Москве (Санкт-Петербургу)». Дети чередуют хлопки в ладоши и удары по коленкам — «озвучивают» ритм движения автобуса под музыку. Слева, справа, прямо перед детьми расположены иллюстрации с видами города. Педагог: «Посмотрите, пожалуйста, направо (дети должны повернуть голову вправо). Перед вами Кремль (Дворцовая площадь)». «ОЛЕНИ И ОЛЕНЯТА» Дидактические задачи: развитие ритмического и звуковысотного слуха. Игровой материал: большой и маленький бубны. Методика проведения. Дети сидят на стульчиках. Первый ряд — олени, второй — оленята. Педагог находится перед детьми. Педагог: «У меня в руках два бубна — большой и маленький. Послушайте, как они звучат. Когда я буду играть на большом бубне, олени будут топать ногами вот так (показывает исполнение четвертных длительностей). Когда я буду играть на маленьком бубне, оленята будут топать вот так (показывает исполнение восьмых длительностей). Затем педагог воспроизводит длительности на бубнах за ширмой, меняя звучание бубнов поочередно. «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛИСТВА» Дидактические задачи: развитие умения передавать с помощью движений характер музыки. Игровой материал: цветные ленточки. Музыкальный материал: «Вальс», музыка Д. Кабалевского (СНОСКА: Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. С. 361). (См. Приложение.) Методика проведения. Игра проводится в два этапа. Первый этап. Детям предлагается вспомнить, какие деревья растут в парке, в лесу. Каждому дереву соответствует определенное положение рук: § «дуб» — руки к плечам (могучее дерево), пальцы сжаты в кулаки; § «осина» — пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат; § «бере<
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.013 с.) |