Первичный ролевой дефицит при задержках развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичный ролевой дефицит при задержках развития



В случае расстройств, возникших в раннем возрасте и, возможно, приведших к псевдоолигофрении, условия для ролевой терапии во многом являются сходными; од­нако прогноз при систематической ролевой терапии яв­ляется здесь более благоприятным.

Клиенты, которых коснулась та или иная форма ро­левого дефицита, образовавшегося вследствие задержки развития, соответственно своему возрасту и направлен­ным на них ожиданиям своего окружения (ролевым ожиданиям) обычно чувствуют, что от них требуют бо­лее дифференцированного ролевого поведения. Однако из-за блокирующих воздействий они лишь в редких слу­чаях отваживаются это поведение апробировать, а пото­му в еще более редких случаях оно им удается. Постоян­ные фрустрации усиливают их чувство неполноценности и в дополнение к уже имеющейся задержке развития за­частую вызывают еще и регрессию (которая в зависимо­сти от вида ролевой задержки может выражаться в де­прессивной, гебефренической или иной симптоматике).

Пример: Мальчик, воспитывавшийся в условиях гипер­опеки со стороны матери, был практически отстра­нен ею от занятий спортом. Примерно в возрасте тринадцати лет, когда совместное времяпрепровож­дение сверстников почти всегда так или иначе свя­зано со спортом, он становится аутсайдером. Внача­ле он пытается примкнуть к другим, однако его роль спортсмена крайне недоразвита, за что его или высмеивают, или просто игнорируют. К тому же у него возникает ролевой конфликт, поскольку — как вскоре ему приходится констатировать — роль изнеженного маменькиного сынка и роль спортив­ного озорника взаимно исключаются. Следуя по пу­ти наименьшего сопротивления, он останавливается на роли маменькиного сынка и, устранив этим кон­фликт, первое время испытывает некоторое облег­чение. В результате, однако, его роль аутсайдера становится еще более выраженной; у него пропада­ет радость к учебе, которая дается ему теперь лишь ценой огромного напряжения. Со временем он пре­вращается в депрессивного невротика, страдающего навязчивостями.

В данном случае в зависимости от стадии наруше­ния, в которой юноша приходит к врачу, психодрамотерапия может принимать разные формы. Если бы он обратился на первой стадии, когда еще пытался прим­кнуть к сверстникам и хотел обучиться разным спор­тивным ролям, то самым многообещающим средством была бы центрированная на группе психодрама с его товарищами — если бы таковая была возможна. В роли протагониста товарищи клиента могли бы осознать, на­сколько сильно блокирован он (в том числе и ими) в развитии данной роли и насколько сильно он от этого страдает. Возможно, в связи с этим новым пониманием его трудностей протагонист стал бы вызывать у них большую симпатию или по крайней мере он сделался бы для них более приемлемым, что позволило бы от­носиться к нему в будущем более терпимо. Они могли бы оказать ему содействие в спортивном развитии и ин­тегрировать в свою социоэмоциональную структуру от­ношений по критерию «спорт». Кроме того, их товарищество облегчило бы разрешение его ролевого конф­ликта в духе прогрессии, то есть освоения новых ролей, и воспрепятствовало бы его застреванию в роли мамень­киного сынка.

Если центрированный на группе подход невозможен, то в другой психодраматической группе могут изыски­ваться возможности, позволяющие клиенту устранить свой ролевой дефицит, например путем вступления в спортивную группу для начинающих. В разыгрывании будущего могут быть предупреждены и сглажены про­блемы, связанные со взаимоотношениями с более юными членами спортивной группы. В психодраме может быть также переработан и разрешен за счет усиления способ­ности клиента к самоутверждению и его конфликт с ма­терью.

Если обсессивный невроз уже проявился, то его пси­ходраматическая терапия начнется со сцен, относящих­ся к тому времени, когда он еще не начался, и про­должена с использованием психодраматических техник, которые должны помочь клиенту, так сказать, навер­стать упущенное и развить его умение утверждать себя в такой степени, чтобы успешно противостоять своей матери (128). Работа с нею в психодраматической груп­пе могла бы в решающей степени облегчить процесс се­менной терапии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.004 с.)