Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодраматическая техника «обмен ролями»
Обмен ролями соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, когда ребенок вживается в роль другого, чью роль он играет, и пытается взглянуть на себя со стороны. Тем самым любой обмен ролями означает также и отражение, только протагонист здесь не просто смотрит на себя со стороны, но, кроме того, играет и старается прочувствовать роль своего визави, антагониста. Тот, кто подобным образом перенимает роль другого, воспринимает его в качестве субъекта, самого себя — в качестве объекта, а обычное свое поведение — так, словно это поведение другого человека. Технику «обмен ролями» можно проиллюстрировать примером практического использования психодрамы в семейной жизни: маленький Ганс не желает ложиться спать. Уговоры матери пробуждают у него упрямство. В ответ на это мать начинает ругаться. Ребенок плачет. В этот момент отец, знакомый с психодраматическими техниками, предлагает поменяться ролями. Маленький мальчик тут же превращается в уговаривающую, ругающуюся мать, тогда как мать играет упрямого Ганса. Слез как не бывало. Через какое-то время после обмена ролями оба исполнителя возвращаются в свои естественные роли — мама в роль матери, а Ганс в роль ребенка, — и мать снова уговаривает своего сына лечь спать. Ганс, улыбаясь, отправляется в спальню. Техника «обмен ролями» соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, характеризующим, согласно Морено, «стадию познания "Ты"». Они тесно связаны с развитием речи ребенка. Речевая имитация матери, согласно Морено, представляет собой — в более конкретном, чем у Мида, значении — обмен ролями. Если мать со словами: «Посмотри, какой красивый цветок» — показывает цветок ребенку, то ребенок, подражая словам, интонации и жестам, попытается сказать: «Посмотри, какой красивый цветок». Г.Х. Мид подчеркивал, что речь, в отличие от остальных жестов говорящего, воспринимается им самим и тем, к кому обращаются, примерно одинаково. Ньюкомб пишет: «Человек, разговаривая с другим, одновременно разговаривает с собой, как бы слушая другого. Известная фраза Мида «принять роль другого» означает: поставить себя на место другого, чтобы предугадать его ответы» (99). В этом смысле речевая коммуникация всегда представляет собой нечто большее, чем просто реакцию. Она содержит — обычно, однако, только воображаемый — обмен ролями с визави.
В отличие от Мида Морено приступил к осуществлению физического обмена ролями в психодраме. Тем самым он устранил в психодраме разделение интеракционной сферы, характеризующее в человеческом развитии переход от первой вселенной ко второй и означающее разделение между вещно реальным переживанием и представлением. Мир вновь переживается как реальный, но уже не на первых трех этапах ролевого развития, а на четвертом и пятом. Это значит, что развитие, сопровождающееся речевой дифференциацией между «Я» и «Ты», не сходит на нет, а углубляется в переживании. Своим изобретением психодраматического обмена ролями Морено раскрыл ранее неизвестную глубинную сферу межчеловеческой коммуникации. Он дал возможность взрослому человеку, прошедшему стадии дифференциации между «Я» и «Ты» (то есть между «Я» и объектом) и речевого развития, так сказать, вернуться в область целостного и реального переживания, ни в малейшей степени не подвергая угрозе результат этого развития — осознанность. По своим переживаниям в психодраме человек является и взрослым и ребенком одновременно. Вполне возможно, что тем самым сбывается надежда, которую полвека назад философ Эдмунд Гуссерль выразил в записи, оставленной в кройцлингском альбоме психиатра Людвига Бинсвангера: «Нам не дано достичь небесного царства истинной психологии, к которому мы так страстно стремимся, разве что детьми...» (50). Ролевые категории Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным. Психодраматическая теория ролей, имеющая дело с психиатрической ориентацией, гораздо обширнее. Она распространяет концепцию ролей на все измерения жизни (96). Я.Л. Морено Первичные ролевые категории Соматические, или «психосоматические», роли Соматические роли являются первыми ролями человека. С их исполнением связана вся его жизнь вплоть до самой смерти. Понятие соматической роли уже обсуждалось с точки зрения его возникновения. Поскольку первые признаки психических компонентов этих ролей можно распознать уже на ранних этапах младенческого периода, а позднее они проявляются еще более отчетливо, соматические роли обычно называют «психосоматическими» или — правильнее — «соматопсихическими ролями». Однако исполнение соматических ролей, например принимающего пищу, является непременным условием не только сохранения жизнедеятельности организма, но и дальнейшего его развития и перехода к другим ролевым уровням. Другие соматические роли, например возникающие в результате полового развития, являются предпосылкой появления многочисленных ролей, относящихся к другим категориям. В качестве восходящих, достигающих своей кульминации и нисходящих, то есть угасающих, ролей они весьма отчетливо связаны с различными фазами жизни.
Как уже отмечалось при описании первой психической вселенной, трансценденция с соматического ролевого уровня на другой способствует развитию человека, выводя его за пределы анималистического уровня. Психические роли Психические роли начинают развиваться уже в социальной матрице. В качестве психических коррелятов соматических ролей они расширяют сферу переживаний ребенка. Например, в процессе кормления ребенок не только испытывает физическое удовлетворение, но и радость. К соматической роли принимающего пищу добавляется роль наслаждающегося. В роли наслаждающегося ребенок чувствует себя еще лучше, чем в роли просто физически удовлетворенного. Новая роль со своей стороны способствует дальнейшему духовному, умственному и физическому развитию ребенка. Психическая роль расстроенного, напротив, приводит к торможению потребностей, нарушению аппетита и трудностям в обучении. Психическими ролями человека определяется характер исполнения им социальных ролей. Психические роли практически всегда являются коррелятами других ролей. Они имеют особое значение в возникновении ролей-кластеров и кластерного эффекта, который еще будет обсуждаться в дальнейшем. Социальные роли Социальные роли — это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. Следовательно, роли стереотипны. Прекрасной иллюстрацией этому служит восклицание французов при кончине короля: «Le roi est mort. Vive le roi!» \Король умер. Да здравствует король! (фр.) — Прим. ред.\ В своих социальных ролях человек не только действует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и, принимая все более дифференцированные роли, развивает самого себя. Этот факт Шиллер выражает словами: «С возросшей целью человек взрастает» \Ф.Шиллер. Валленштейн. Пролог (перевод Л. Гинзбурга)— Полн. собр. соч. в 7 томах, т. 2. М, «Художественная литература», 1955, с. 276. - Прим. ред.\ (116). Морено, имея в виду самые ранние соматические роли, в которых человек действует еще до появления своего «Я», дает ему следующую, уже цитировавшуюся, формулировку: «Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей» (96). Сумма всех социальных ролей человека соответствует тому компоненту личности, который в психологии К.Г. Юнга называется «персона». Примечательно, что слово «персона» является обозначением театральной роли в античности. В «Введении в психологию К. Г. Юнга» Я. Якоби пишет: «Так сказать, хорошо усвоенная и правильно функционирующая персона является главным условием психического здоровья. Она необычайно важна, чтобы успешно справляться с требованиями внешнего мира» (51). Как правило, человек располагает достаточной внутренней свободой, чтобы не только усвоить свои социальные роли или профессионально их деформировать, но и пользоваться ими для преобразования жизни. Однако чем сильнее человек идентифицируется со своими социальными ролями, тем более слабой является или становится его личность, тем стереотипнее его поведение. В таком случае он по-прежнему представляет собой лишь homo sociologicus (21). Ослабленный в своем «Я», такой человек уже не способен спонтанно справляться с требованиями чрезвычайных ситуаций. При известных условиях в связи с появлением чувства страха гражданское мужество, самоутверждение и самоактуализация ему уже (или пока еще) не доступны. Его жесткая ролевая конформность служит скорее защите от страха, нежели исполнению ролей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.004 с.) |