Способность социального атома к регенерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способность социального атома к регенерации



Способность социального атома к регенерации меня­ется с возрастом человека, вокруг которого он выстра­ивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один чело­век, реже — несколько. Бесчисленное множество соци­альных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к то­му, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тен­денцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (90).

Социальная смерть

С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен «social death» (социальная смерть) (90). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома инди­вида может уменьшиться по разным причинам: из-за ут­раты любви, вследствие смерти, замены утраченного че­ловека менее подходящим. Смерть человека, относяще­гося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается над­лежащим образом. С самого детства эта смерть оказы­вает ощутимое влияние на структуру нашего социаль­ного атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, ко­торые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо об­рести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социаль­ного атома, нежели с их физическими или психиче­скими недугами.

В этой связи Морено подчеркивает важность пони­мания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. «Смерть — это функция жизни; она же есть и социальная реальность» (90).

Психосоциальные сети

Благодаря соединению социальных атомов спонтан­ными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социоэмоциональной внутренней структуры группы. Их сцеп­ление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры обще­ства (94). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и, как мы знаем, прояв­ляется в социометрическом тесте в спонтанных выборах.

С позиции особой межчеловеческой антропологии, ле­жащей в основе социометрической системы — групповой психотерапии, социометрии и психодрамы Морено, — важно иметь в виду, что «спонтанность выборов в значе­нии любви» с точки зрения экзистенциального анализа — это «не просто выбор определенного "Ты"», а «выбор» бытия «как «Мы»-йности, как открытости сердца, как встречи» (9). А бытие как «Мы»-йность — это социаль­ное бытие, организация которого, как это показал Море­но в результате социометрического исследования социоэмоциональных структур и сетей, подчиняется собствен­ным законам. Человеческие индивиды обусловливают и осуществляют развитие этой универсальной социальной ор­ганизации, которая со своей стороны является предпосыл­кой развития самих индивидов и их самоактуализации.

Социодинамические законы

Основываясь на результатах многочисленных социо­метрических исследований, Морено сформулировал не­сколько законов, два из них, социодинамический и социогенетический законы, будут рассмотрены в рамках нашего издания.

Социодинамический закон

В ходе социометрических исследований многие годы наблюдался феномен, получивший название социодинамического эффекта (91). Социодинамический эффект состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это нерав­номерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повтор­ном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Если во вре­мя социометрического тестирования группы, состоящей из двадцати человек, на индивида А приходится семь вы­боров различной интенсивности, сделанных по критерию «сотрудничество», по одному выбору приходится на Б и В и ни одного выбора у Г, то разница между 35%, 5 и 0% полученных выборов является довольно значимой. Ис­следователи, занимающиеся социометрией, поначалу счи­тали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников за счет дополнительного включения в экспе­римент новых людей распределение выборов окажется более равномерным. Однако вопреки этому предположе­нию многочисленными социометрическими исследования­ми доказано противоположное. Дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-та­ки на так называемых звезд притяжения. Такие же отно­шения мы обнаруживаем в природе, где к самым прекрас­ным цветам слетается наибольшее число насекомых, а среди животных к самым красивым особям-самцам сбега­ется наибольшее число самок. На спиритуалистическом уровне эта же закономерность выражается словами Библии: "...ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится..." (73). \Евангелие от Матфея, 13: 12. — Прим. ред.\ При повторном тестировании с увеличением числа участников звезды выбираются еще чаще, как раз в силу их изначально высокого «дохода» (90)! Постоянст­во, с которым этот эффект проявляется по разным крите­риям в социометрических исследованиях и в разных по этическим установкам группах, позволило Морено сде­лать вывод об особых закономерностях в структурной ор­ганизации человечества и послужило поводом к форму­лировке социодинамического закона. Он гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita2 \На человека, на душу населения (лат.).Прим. ред.\ равномерно распределен среди членов совершенно раз­ных по величине и устройству групп, во-вторых, при по­вышении вероятности быть выбранным за счет увеличе­ния числа вариантов выбора новые выборы достаются ин­дивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зави­симости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выбора. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» (91).

Морено считает, что чрезмерная «прибыль» часто выбиравшихся членов группы объясняется цепным, или сетевым, эффектом, который обеспечивает к ним вни­мание не только среди знакомых, но и среди незнако­мых людей (90).

Сходство специфического способа распределения вы­боров, проявляющегося в социодинамическом эффекте независимо от типа общественной системы, со специфи­ческим способом распределения товара, выражающимся в форме «прибавочной стоимости», послужило поводом для Морено заменить в Марксовом определении приба­вочной стоимости слова «прибавочная стоимость» социодинамическим эффектом, или силой притяжения, «рабо­чих» — индивидами, а «капитал» — населением. В ре­зультате получилась следующая формулировка: «Социодинамический эффект, производимый населением, ра­вен силе притяжения между отдельными индивидами, умноженной на число индивидов» (в единовременной, относящейся к определенному критерию интеракции - дополнено мною) (90).

Мореновская критика Маркса относится к исключи­тельно экономическому лечению общих социальных про­блем и к недоучету марксизмом «социоэмоционального, или терапевтического», пролетариата во всех без исклю­чения экономических классах. Пренебрежение индивиду­альными различиями в продуктивности, которое Маркс позволял себе, веруя, что равенство наступит, как только в совместном труде будет занято минимальное число рабо­чих, Морено считает упущением, чреватым последствия­ми. Как показали социометрические исследования, без те­рапевтических мероприятий возникает не равенство, а только лишь социодинамический эффект.

Так как социодинамический эффект в отличие от «прибавочной стоимости» можно обнаружить не только в области экономики, но и во всех сферах жизни, Море­но усматривает в прибавочной стоимости частную форму проявления социодинамического эффекта как всеобъем­лющего феномена, а в экономическом пролетариате — соответствующий «социоэмоциональному пролетариату» класс в экономическом секторе.

Правильная оценка социодинамического эффекта важна, помимо прочего, для установления показаний к психодраме, ибо основная задача психодрамы состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим от последствий социодинамического эффекта, таких, как изоляция, безынициативность, комплексы неполноценности и т.п.

Социогенетический принцип

В результате ежегодных социометрических исследо­ваний групп детей и подростков всех возрастных ступе­ней были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным сту­пеням членов групп. Создается впечатление, что более развитые или более дифференцированные формы груп­повой организации проистекают из более простых. Рука об руку с этим социальным созреванием происходит раз­витие индивидуального теле, развитие способности к ре­алистичной социокреативной интеракции.

Основываясь на этих исследованиях, Морено выдви­нул предположение oft янатогичнлм биогенетическомуСоциогенетическом принципе, который он также назы­вает «социогенетическим законом» (25). В поддержку своей гипотезы, «что организация группы в ее онтоге­нетическом развитии во многом аналогична модифика­циям форм, которые претерпело общество людей в про­цессе своего развития» (91), он приводит следующие соображения:

«В процессе ежегодных исследований было обнаруже­но, что спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более слож­ные. Под «простыми» мы подразумеваем «социометри­ческую простоту» структуры, то есть большое число отвергнутых отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких, как треугольники, четырехугольники, цепи и т.д. Мы относим «социометрическую простоту» к спонтанным и не застывшим институциональным группам. Вполне возможно, что сложные, например структурные, фор­мы мы обнаружим в примитивных культурных обще­ствах, равно как и среди общественных животных. Однако вопрос состоит в том, какие структуры могли бы спонтанно образовать эти застывшие общества, будь они подвергнуты социометрическому исследова­нию.

Исследования разных групп показывают, что на следующей стадии развития всегда можно обнаружить остатки низших организаций, а зачатки более высокой организациина предшествующей ей низшей стадии. Удалось выявить соответствия в организации спон­танных групп детей-дошкольников и детей с задержка­ми умственного развития, сходства в тенденциях соци­альной организации детей и примитивных групп, анало­гичные структуры у общественных животных.

Сущность социальной организации состоит в произ­растании общества из интеракций его членов. Это оп­ределение можно перевернуть, и оно не утратит своей верности: сущность социальных организаций состоит в произрастании интеракций из почвы общества. Какой из способов рассмотрения будет уместен, целиком за­висит от позиции наблюдателя» (91).

Поскольку психодрама имеет дело с человеческими интеракциями, важно рассмотреть их также в рамках социогенеза и его закономерностей. Знание различных социометрических стадий развития социальной организа­ции имеет большое значение для оценки степени соци­альной ретардации или регрессии человека или группы, которые могут восходить к самой ранней стадии социо­метрического развития - стадии горизонтальной диф­ференциации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.013 с.)