Философия как феномен культуры. Предмет философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как феномен культуры. Предмет философии.



Философия возникает в 8-6 вв. до н.э. в древней Индии, Китае, Древней Греции. Немецкий философ сер. 20 века Карл Ясперс называет это время осевым временем. Что он имеет в виду? Он пишет, что в это время человек пробудился к ясному, т.е рациональному мышлению, вырвался из плена мифологии, задался вопросами о смысле бытия. Пробуждение философского духа – это начало общей истории человечества. Религии, - говорит К.Ясперс, - разъединяют людей. Философия позволяет объединить человечество на общих духовных основах. Если, конечно, философы будут открыты разным точкам зрения, будут критичны к другим и к себе, а не догматичны. В сути своей разум един у всех народов.

Гегель отмечал, что развитию философии способствовало все, что способствовало развитию абстрактного мышления, которое отражает мир не при помощи аллегорий, а в понятиях.

Философия возникает тогда, когда человек начинает осознавать факт, что кроме мира «очевидных вещей», есть еще мир вещей неочевидных, есть скрытые связи. За тем, что видит глаз, есть еще то, что видит разум и фиксирует в понятиях. Философствовать человек начинает тогда, когда сталкивается с проблемами, которые не может решить на обыденном уровне сознания. Тогда требуется теоретический подход. На этой основе возникают и науки.

Философия решает проблему смыслов жизни, но при этом стремится к универсальным, всеобщим ответам. Противоречивость оценок философии связана с противоречивостью бытия.

Итак, объект философии – мир в целом, бытие.

Предмет философии – всеобщие формы взаимодействия человека и мира, наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, глубинные, скрытые, существенные связи, причины существующего.

В переводе с греческого, филео – люблю, София – мудрость. Т.е. – философия – это любовь к мудрости.

Философия играет особую роль в культуре. Она синтезирует не только научные знания, но и весь человеческий опыт, выраженный в религии, искусстве, политике, морали.

Она учит рассматривать все личные и общественные явления в контексте всей культуры, всего бытия. Т.е. философия пытается выявить предельно общие и существенные причины происходящего. Фалес назвал их субстанцией. Тем самым, философия учит выходить за рамки обыденного, как бы тянет человека вперед, способствуя широте его кругозора, самостоятельности мышления.

Философия становится возможной лишь там, где место человека определяется не традицией, а собственной активностью, когда человек отличает себя от мира в качестве деятеля, сознательно строящего свою деятельность. Она связана с развитием личностного самосознания – рефлексии.

Частные науки дают знания отдельных сторон мира, философия же пытается осмыслить частные явления как часть целостного мира, найти те наиболее общие принципы, которые обеспечивают единство мира (бытия).

- Основные разделы философии:

1. онтология – учение о бытии;

2. гносеология – учение о познании;

3. философская антропология – учение о человеке;

4. социальная философия – учение об обществе (включает такие разделы как философия истории, философия культуры, философия техники, философия политики и др.).

К философским относятся и такие дисциплины как этика, эстетика, аксиология (учение о ценностях) и др.

Основные направления в современной философии:

-экзистенциализм (предметом является проблема существования человека);

- феноменология (предметом является сознание, его структура);

-герменевтика (предметом являются особенности социального и гуманитарного познания, точнее, проблемы понимания);

-неопозитивизм (философия науки);

-неотомизм (философия католической церкви);

-философия экологии;

- философия постмодернизма и др.

Развитие предмета философии:

1. Античность (Древняя Греция): философия – натурфилософия (т.е. философия природы-«натуры» - природы в широком смысле слова, космоса; включала в себя все имевшиеся знания, как наука всех наук).

2. Средние века: философия – служанка богословия (но предмет тот же – говорить всеобо всем, правда, со ссылкой на священное писание).

3. Новое время, капитализм (17-н.19 вв.): философия не нужна, «наука сама себе философия» (О.Конт). Но физики ничего не говорят о живом, а историки о химии… Как связать знания в целостную картину?

4. Марксизм: философия – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Т.е. философия говорит обо всем, но не все, а выявляет в научных знаниях общее, что связывает их воедино.

Сегодня: есть разные направления, но представление о том, что философия – это предельно обобщенный взгляд на мир, поиск предельных причин бытия сохраняется. Подчеркивается мировоззренческая функция философии, ее ориентация на поиск места человека в изменяющемся мире, природе, космосе, истории, обоснование поведения человека в мире.

Что есть у человека, что позволяет ему противопоставить себя миру? – это сознание.

Все философские рассуждения о мире, оценки явлений идут через сопоставление таких характеристик, как материальност ь и идеальность (идеальностью характеризуется сознание, т.к. в отличие от материальных явлений, оно не дано нам в ощущения, т.е. его нельзя потрогать, понюхать и т.д.), т.к. материальность и идеальность являются самыми общими и предельными характеристиками бытия. Все, что существует, можно отнести или к материальным или к идеальным (нематериальным) явлениям, третьего ничего просто нет!

Отсюда, основной вопрос философии – это вопрос об отношении материального и идеального (сознания), а другими словами- мышления и бытия, или духа и природы. Отсюда есть два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм (есть еще своего рода «промежуточный» тип – дуализм, но его роль невелика).

========================================================

  1. Типы философского мировоззрения.

Типы философского мировоззрения раскроем через основной вопрос философии: вопрос об отношении материального и идеального (сознания). Он имеет две стороны: 1. Отвечает на вопрос «Что первично, т.е существует вечно, - материя или сознание (как идеальное)? И 2. Отвечает на вопрос «Познаваем ли мир, т.е. как относится наше сознание к миру, способно ли оно давать нам правильные, верные знания о мире?»

I. Первая (онтологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос «Что первично, вечно существует – материя или сознание?»

По ответу на этот вопрос все философы разделились на – материалистов и идеалистов и дуалистов.

1). Материалисты: считают, что первично, вечно существует природа, материальный мир, т.е. материя первична. Сознани е – это свойство высокоорганизованной материи (человека, как социального существа, наделенного мозгом) отражать мир. Будучи отражением мира сознание вторично, т.е. зависит от материального мира.

Исторические формы материализма

А) наивный, стихийный материализм древней Греции. Фалес, Гераклит, Демокрит и др.

Рассматривали мир как космос (природа в широком смысле слова), но без деталей.

Б) метафизический, механистический материализм 17- н.19 вв. Развивается капитализм, производство и наука, прежде всего, механика. Считалось, что все подчиняется законам механики (природа, живая и неживая, общество, мышление). Это механистический подход. Далее, самматериальный мир не развивается, Бог привносит в него движение и то оно только внешнее, а в своей сущности мир неизменен (это нашло свое отражение в таких пословицах как: «ничто не ново под луной», «горбатого могила исправит» и т.п. «мудрость»). Это называется метафизическим подходом (отрицание развития и связей между предметами). Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гольбах, Фейербах и др.

Итак, во взглядах на природу, они метафизические, механистические материалисты, но во взглядах на общество оставались идеалистами, т.к. считали, что жизнь общество определяется сознанием выдающихся исторических личностей, т.е. в обществе первично сознание.

В) диалектический материализм (или марксизм). Диалектический подход, в отличие от метафизического, утверждает, что все развивается и развитие не привнесено из вне, а мир саморазвивается, и все в мире прямо или косвенно взаимосвязано. Марксисты считали, что развивается и природа, и общество, и мышление. Общество, как и природа, - материальная система. Развитие общества зависит не от сознания, а от материального производства, развития орудий труда, от форм собственности (поэтому отличаются: первобытный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, возможно, коммунистический). Наше сознание отражает объективную социальную реальность, осознает, пытается ее изменить, смотрит, что получилось и пытается изменить общество и природу дальше. Т.е. сознание вторично, хотя и активно. Учение об обществе называется исторический материализм.

2). Идеалисты: считают, что первично, вечно существует сознание, а материя вторична, т.к. сознание творит материальный мир.

Формы идеализма

А) объективный идеализм: первично сверхъестественное сознание (Дух, Разум,Идея, Бог). Оно творит мир. Платон (Др.Греция): считал, что первичен потусторонний мир идей. Сначала были идеи человека, дома и т.п., а потом материальные человек, дом и т.п. как воплощение идей. Гегель (нем.филос. 19 в.): первична единая Абсолютная Идея, она диалектически развивается и творит природу и общество. Природа не развивается.

Б) субъективный идеализм: первично сознание субъекта (человека), точнее его ощущения. Ощущения даны нам от рождения, откуда они приходят, мы не знаем. Все, что мы знаем – нащи ощущения. Беркли (англ. 18 в.): «Мир – это комплекс моих ощущений». Д.Юм (англ.18 в.): я знаю свои ощущения, а есть ли что-либо за ними, я не знаю.

3). Дуалисты: первичны и сознание и материя и они не зависят друг от друга, не связаны…

 

II. Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир? Способно ли наше сознание, мышление дать нам правильныезнания о мире?»

По ответу на этот вопрос все философы разделились на тех, кто признает познаваемость мира, - это гносеологические оптимисты («гносис» - познание) и тех, кто отрицает возможность познания мира, - это агностики («а»- не, «гносис» - познание).

1). Гносеологический оптимизм. Познаваемость мира признавали

А). Материалисты. Они считают, что сознание – это свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а потому познание возможно.

Б). Объективные идеалисты. Считают, что сознание (Идея, Дух, Бог и т.п.) творит материальный ми и сознание человека и связывает их, т.к. Дух присутствует и в природе, и в сознании. Значит, познание возможно.

Познание – это всегда взаимодействие субъекта (чел., наделенный сознанием) и объекта (то, что вне субъекта): Субъект Объект.

2). Агностицизм. Отрицают познаваемость мира. Выделяют две линии агностицизма:

А). Линия Д.Юма: я знаю свои ощущения, есть ли что-либо за ними, я не знаю. Т.е. сомневаетс я в том, что есть объекты вне нашего сознания, поэтому и познавать нечего!

Б). Линия И.Канта (нем.18 в.): Мир существует и мы можем знать его внешние проявления, но внутренние, глубинные их свойства, т.е. сущность вещей остается для нас непознаваемо й. Сущность предметов, вещей Кант называет «вещью-в-себе». С его точки зрения, сущность никогда не будет нами познана, не станет «вещью для нас».

Агностики не видят связи субъекта и объекта: Субъект Объект

Материалисты считают, что агностицизм опровергается практикой. Практика – это источник наших знаний, практика – это цель нашего познания и практика – это критерий (проверка) истинности наших знаний. В своем познании мы идет от неполных и неточных знаний ко все более полным и более точным. Наше познание включает и момент абсолютности, правильности знаний, их соответствия объективным чертам предметов, явлений, и момент относительности знаний, их неполноты, момент незнания каких-то черт предметов и явлений. Т.е. наше знание диалектически противоречиво, является единством абсолютного и относительного, знание развивается.

==================================================================



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.017 с.)