В каких случаях система апс должна подавать сигналы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каких случаях система апс должна подавать сигналы.



АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДОВ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автоматизация судов — это процесс, при котором функции управления судном и его оборудованием, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и техническим устройствам. Автоматизация судовождения обеспечивает безопасность рейсов судов. При автоматизации судовых энергетических установок повышается надежность и экономичность работы оборудования, увеличивается производительность и улучшаются условия труда плавсостава, сокращается его численность.

Различают частичную и комплексную автоматизацию. В 40-50-х гг. началась автоматизация отдельных механизмов на судах.

Работы в области комплексной автоматизации отечественных судов были начаты в 60-х годах. На судах типа «Новгород» было реализовано шесть различных программ автоматизации, что дало возможность накопить значительный опыт эксплуатации автоматизированных судов. Полученные результаты отражены в Правилах Регистра.

Надзору на судне подлежат системы автоматизации главных двигателей, котельной установки, судовой электростанции, системы компрессоров сжатого воздуха, осушительной системы, вспомогательных механизмов и др.

Межремонтный ресурс автоматизированного оборудования должен быть не менее 25 тыс. ч, ежегодная наработка оборудования без подрегулировок и наладок должна составлять не менее 5 тыс. ч.

Элементы и устройства автоматизации должны безотказно работать при длительном крене судна до 22,5° и длительном дифференте до 10°, а также при бортовой качке до 45° с периодами 5-17 сек.

Все оборудование автоматизации конструируют, или выбирают по принципу «выход из строя в безопасную сторону».

На современных автоматизированных судах общее число средств так называемой «периферийной автоматики» достигает 500-700 ед. Практика эксплуатации показывает, что именно эта аппаратура наименее надежна. Многочисленные датчики и сигнализаторы имеют ресурсные характеристики в 2-2,5 раза ниже, чем гарантированный ресурс самих комплексных систем автоматизации. Характеристики надежности комплексных систем автоматизации, поставляемых на флот, гарантируются разработчиками без учета входящих в системы датчиков. При гарантированном техническом ресурсе автоматизированного комплекса, равном 25тыс.ч, и суммарной наработке на отказ не менее 5 тыс.ч до 75% входящих в него датчиков имеют технический ресурс 5-10 тыс.ч и фактическую наработку не более 2-3 тыс.

Первостепенными задачами на современном этапе развития автоматизации являются: повышение надежности элементной базы; организация технического обслуживания систем автоматизации в судовых условиях и в порту; подготовка кадров, способных технически грамотно эксплуатировать системы автоматизации и выполнять необходимые профилактические мероприятия.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТРЕБОВАНИЯ РЕГИСТРА К ОБОРУДОВАНИЮ АВТОМАТИЗАЦИИ СУДОВ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМАТИЗАЦИИ

Какими основными понятиями характеризуется автоматизация?

В качестве основных понятий приняты следующие термины:

· система автоматизации — это совокупность элементов и устройств, для создания конструктивного и функционального целого, предназначенного для выполнения определенных функций в области управления, контроля и защиты;

· элемент системы автоматизации — это самостоятельный, в конструктивном отношении прибор (или устройство), используемый в системе автоматизации например, реле, измерительное устройство, сервопривод, датчик, исполнительный механизм, усилитель. Автоматизированными объектами могут быть: двигатель, котельная установка, судовые системы или другие устройства, оборудованные системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты;

· управление — это процесс задания, поддержания режима работы объекта на основе анализа информации, о его состоянии. Все виды управления могут быть непосредственными (местными) или дистанционными. В системах дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) должна быть обеспечена возможность дистанционного задания одним органом управления требуемых режимов работы при автоматическом выполнении промежуточных операций по заданной программе и исключена возможность одновременного управления с разных постов;

· регулирование — такой процесс управления непрерывными режимами, при котором параметр, характеризующий режим, поддерживается в заданных пределах постоянным или изменяющимся по определенной программе, реализуемой регулятором;

· регуляторавтоматическое устройство, воспринимающее отклонение некоторого значения от заданного и воздействующее на процесс в сторону восстановления регулируемого параметра.

Существует множество регуляторов, которые можно классифицировать по разным признакам (например, регулятор уровня гидравлический с изодромной обратной связью, регулятор уровня электрический без обратной связи). Регуляторы могут быть:

- по виду используемой энергии — прямого действия, гидравлическими, пневматическими, электрическими, комбинированными;

- по типу обратной связи — без обратной связи, с жесткой обратной связью, с изодромной обратной связью, комбинированными.

Кроме того, по параметрам регулирования могут быть регуляторы давления, температуры, уровня, частоты вращения и др.;

· регулируемая величина — физический показатель, характеризующий состояние происходящего в объекте регулирования процесса. Регулируемыми величинами применительно к судовым установкам являются частота вращения двигателя, температура воды, масла и пара, уровень воды в котле, топлива и масла в емкости, давление пара, воды, масла и т.д.

Какие задачи решаются при внедрении современных средств автоматизации?

На судах широкое распространение получают вычислительная техника, микропроцессоры и микро ЭВМ. В перспективе с помощью судовой системы обработки данных могут быть решены вопросы:

- фиксирования части оперативной информации, связанной с эксплуатацией технических средств (ТС) и используемой до очередного заводского ремонта (отклонение параметров от допустимых пределов, срабатывание средств защиты, переключение механизмов и т.п.);

- регистрации отчетно-статистической информации, используемой после завершения эксплуатационного цикла для последующего анализа состояния ТС и уровня их технического обслуживания с целью определения и планирования мероприятий по улучшению эксплуатационных характеристик оборудования и судна в целом;

- возможности восстановления последовательности событий при анализе аварийных ситуаций;

- сокращения до минимума трудозатрат экипажа на ведение судовой отчетности и переход к автоматическому заполнению машинного журнала;

- создания предпосылок к автоматизированной обработке документов судовой отчетности на разных уровнях.

В книге рассмотрены системы судовых энергетических установок (СЭУ), где в качестве главных двигателей используются дизели.

Какие основные понятия, характеризующие средства автоматизации, определены Правилами Регистра?

Правилами Регистра приняты следующие понятия:

- автоматизированный механизм — двигатель, котельная установка, судовые системы или другой механизм, оборудованный системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты;

- дистанционное автоматизированное управление — это управление, с помощью которого можно задавать желаемый режим работы механизма, воздействуя на элемент управления (например, регулирующий рычаг или рукоятку). Система управления в дальнейшем выполняет самостоятельно все промежуточные действия;

- система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) — система, подающая сигнализацию о достижении контролируемыми параметрами установленных предельных значений и об изменении нормальных режимов работы механизмов и устройств;

- система защиты — система, предназначенная для определенного автоматического воздействия на управляемую установку с целью предупреждения аварии или ограничения ее последствий;

- система индикации — система, получающая информацию о значениях определенных физических параметров или об изменении определенных состояний;

- устройство автоматизации — часть системы автоматизации, составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и функциональное целое.

Согласно Правилам Регистра надзору при изготовлении на заводе подлежит следующее оборудование автоматизации: устройства систем централизованного контроля, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты механической установки.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Таблица 4

Рабочая жидкость Точка кипения, °С Пределы измере­ний, °С Шкала
Хлористый метил Хлористый этил   Ацетон —24,1 13,1   56,6 От 0 до 125 20 до 120   50 до 200 Неравномерная Расширяющаяся к верхнему пределу Неравномерная

Примечание: Возможная длина капилляра до 60 м.

Длина капилляра ограничивается допустимым значением запаздывания и обычно лежит в пределах 5 м.

Как действует термопара?

Термопара (термоэлемент) — это устройство, содержащее спай двух различных металлов или полупроводников, на свободных концах которых возникает ЭДС постоянного тока. Последняя зависит от разности температур спая и свободных концов. Теоретически термопару образует любая комбинация двух электропроводящих материалов. Для различных пар термо-ЭДС различна и зависит от физического состояния материалов (наличие примесей, механических напряжений, повреждений кристаллической решетки).

Каковы параметры термопар?

Срок службы термопар 1000-1200 ч, в то время как другие элементы регуляторов работают по несколько лет и более. Это приводит к необходимости делать термопары взаимозаменяемыми. Стандартные обозначения термопар:

Платинородий — платина = ПП;

Хромель — алюмель = ХА;

Хромель — копель = ХК;

Железо — копель = ЖК;

Медь — копель = МК

Термопары ПП используют для длительного измерения температур до 1300°С, термопары ХА, ХК и ЖК для измерения температур до 600°С и термопары МК до 300°С. Диаметры электродов: ПП=0,5 мм; ХА, ХК, МК=0,5- 1,5; 3 мм.

Термоэлектроды в рабочем конце соединены сваркой, пайкой, иногда просто скручены.

Глава третья

Глава четвертая

Таблица 8

Параметр Длительное отклонение, % Кратковременное отклонение  
    Значение, % Время, сек.  
  Напряжение сети, В +6 -10     +15 -30 1,5
    ±5 ±10  
  Частота сети, Гц +30 ---  
  Напряжение аккумуляторной батареи 24 В —10 --- ---
                   

Система устойчива к воздействию на нее вибрационных нагрузок в диапазоне частот 5-60 Гц с ускорением 5 м/с2 и ударов ускорением 30 м/с2 при частоте 40-80 ударов в минуту.

Ресурс системы до заводского ремонта 25 тыс.ч, срок службы системы 20 лет. Среднее время обслуживания одной неисправности, замены отказавшего блока (субблока) и приведения системы в рабочее состояние не превышает 15 мин при наличии подготовленных запасных частей.

Таблица. 10

Датчик 1, м
     
Р100 Т802 5/1,2 0,18/0,06 -/3 0,44/0,15 -/6 0,87/0,30

Примечание: 1 цифра дана для сечения провода S =0,5, 2-я цифра – для S =1,5 мм2.

Задержка сигнализации: аналоговые каналовые пакеты в стандартном исполнении около 0,5 с платы с контактным датчиком около 2 с. Время это может быть увеличено до 25 с.

Глава пятая

Как работает детектор?

Если масло, которое подается для смазки двигателей, перегреется, то возникает смесь из масляного испарения и дыма, которую называют масляным туманом. Можно учитывать туманообразование, как в отдельной секции, так и во всем объеме картера. Часть масляного тумана поглощается разбрызгивающимся маслом, остальная часть составляет существенную долю атмосферы картера.

Устройство детектора основано на одной особенности масляного тумана — он поглощает свет. Энергия световой волны при ее распространении в масляном тумане уменьшается, т.е. она зависит от концентрации масляного тумана.

Это явление используется для контроля температуры картера. Образующийся в картере масляный туман всасывается специальным контролирующим устройством. Последнее имеет световую камеру, через которую проходит поток масляного тумана. В световой камере световой луч, излучаемый источником света, проходит через масляный поток. Часть светового луча поглощается, а другая часть попадает на фоторезистор, который измеряет плотность света. При уменьшении плотности света ниже заданного значения (порога) дается сигнал тревоги.

Глава шестая

Какова структура системы?

По своей структуре система «Даматик» является одной из наиболее современных судовых систем автоматизации.

Система судовой автоматизации представляет собой систему микро ЭВМ, в которой каждая функция обеспечивается собственным микропроцессором. Это значит, что в случае выхода из строя какого-либо компонента микропроцессора лишь ограниченная секция общей системы перестает работать.

Структура системы включает в себя процессоры, из которых каждый предназначен для определенной задачи:

  • для ограниченного количества входов (выходов);
  • для пропуска данных и для управления, для видеомониторов;
  • для печатающего устройства аварийных значений параметров;
  • для расширенной системы сигнализации;
  • для декодирующей клавиатуры.

При работе в режимах, когда не допускается отключение контроля даже в какой-то ограниченной части, все элементы системы дублируются процессорами, резервными процессорными шинами пульта управления. Этим достиг нута высокая степень резервирования системы контроля и управления.

Какие возможны варианты построения системы?

Как показано на рис.60, система «Даматик» дает возможность выбора централизованного или децентрализованного размещения процессорных блоков. Поэтому, если контрольный процесс перекрывает большую зону, то расходы на кабельную проводку будут значительно меньше, чем при децентрализованном варианте.

Глава седьмая

Как проверить реле системы?

Реле со штыревыми контакта­ми опробовать устройством REP-1, включаемым в сеть 220В, 50Гц. Испытываемое реле вставить в гне­здо. При этом загораются четыре зеленых лампы состояния покоя. При нажиме на кнопку «Испыта­ние» реле притягивается и вклю­чает четыре, красных лампы. Нажи­мом на кнопку «Испытание ламп» испытывается состояние ламп. Это лучше производить при вытянутом реле.

Для проверки реле тахогенератора предназначен стимулятор STM-1. При проверке его присое­диняют к выводам GRC-2-3 и он начинает работать, как тахогенератор.

Предусмотрено специальное за­пасное реле для проверки всех реле, кроме реле времени. Сиг­нальная лампа запасного реле заменяет магнитную катушку обыч­ного реле. Она загорается, если цепь не прервана.

Система ДАУ фирмы СТЛ

Какие виды управления обеспе­чивает система фирмы СТЛ?

Назначением системы ДАУ фирмы СТЛ («Серен Т. Люнге») является непосредственное управ­ление с мостика частотой враще­нии гребного винта и его направ­лением без участия команды ма­шинного отделения, не создавая при этом дополнительной работы для команды на мостике. Система состоит из цепи управления дви­гателя и защитной цепи, предо­храняющей двигатель от пере­грузки.

Виды управления: с мостика через устройство управления в ЦПУ из ЦПУ, ручное из машин­ного отделения или ЦПУ.

Переключение на разные виды управления может осуществляться из МКО или ЦПУ. Телеграфная система имеет связь с переключателем или с набором кнопок, которые монтируются на мостике. С помощью этого переклю­чателя или кнопок с мостика можно осуществлять «Управление с мостика» или «Управление с машинного отделения»

Как осуществляется ручное уп­равление?

Ручное управление устанавли­вают поворотом пневматического переключателя маневрирования, который расположен слева от топ­ливной рукоятки, в положение «Машинное отделение».

Для того чтобы избежать не­согласования команд между мости­ком и машиной, последователь­ность должна быть следующей: с мостика подается команда ручно­го управления, а затем уже произ­водится поворот переключателя. После этого двигателем управляют с помощью рукояток. При этом за­щита по предельной частоте вра­щения остается включенной. Если же ошибочно отключено нормаль­ное или аварийное питание систе­мы ДАУ, то ток не подается и в цепи защиты.

Как осуществляется автомати­ческое управление?

Автоматическое управление осуществляется с мостика и из ЦПУ. Команду о включении управ­ления с мостика подают с помощью соответствующих переключателей или кнопок. Пневматический пере­ключатель управления переводят из положения «Машинное отделе­ние» в положение «Управление с мостика». Топливную рукоятку руч­ного управления устанавливают в положение не менее отметки 45. Тем самым устройство уста­новки скорости получает давление управляющего воздуха, достаточ­ное для работы. Запорный кла­пан пускового воздуха устанав­ливают в положение «Открыто» (рис.73).

Система ДАУ готова для не­посредственного управления с мос­тика. Это значит, что положение телеграфа на мостике через устройство установки скорости опре­деляет давление управляющего воздуха, поступающего на регуля­тор, вплоть до значения, ограни­ченного положением топливной ру­коятки управления. Рекомендуется топливную рукоятку всегда уста­навливать в ее крайнее положе­ние или в такое положение, при котором достигается максимально допустимая частота вращения.

При этом виде управления цепи защиты не отключены. При сраба­тывании любого из контуров защи­ты на сигнальную панель в ЦПУ подается предупредительный сиг­нал. Сигналы рассогласования те­леграфа и неправильного направле­ния вращения при управлении с мо­стика отключены.

Автоматическое управление из ЦПУ может быть предусмотрено, если на судне установлен кнопоч­ный телеграф СТЛ. Этот вид управ­ления имеет те же преимущества, что и управление с мостика. Последовательность действий та­кая же, как и при ручном управ­лении: штурман на мостике подает команду телеграфом, рассогласо­вание телеграфов вызывает аку­стический и световой сигнал, кото­рый исчезает при репетовании команды телеграфом в ЦПУ. В тот же момент в систему ДАУ подается командный импульс. Дальнейшее действие системы ДАУ протекает так же, как и при управлении с мостика.

Каково назначение системы?

Для дистанционного автомати­зированного управления из руле­вой рубки главным двигателем К870/120Е судов типа «Иловайск» используется система «Зенит 23-21». Система предназначена для судов с установленным в рулевой рубке машинным телеграфом.

Глава восьмая

Для синхронных генераторов

Какие существуют марки регу­ляторов напряжения типа SMUX?

Регулятор напряжения SMUX2/Р1 предназначен для бесщеточных синхронных генераторов, SMUX2 — для генераторов с диа­пазоном мощности 800-2000кВ, SMUX05 — для генераторов мощ­ностью менее 800кВ.

Глава десятая

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Технико-эксплуатационные требования к температурному режиму

Как работает регулятор?

В качестве рабочей силы используют сжатый воздух давлением р=0,98 МПа.

В камере а преобразователя 6 устанавливается давление рц, которое определяется положением стакана 7 в зависимости от состояния сильфона / и температуры. Давление рк воспринимается мембраной //, которая, преодолевая натяжение пружины 12, перемещает через шток клапан 15. Поток на холодильник при этом закрывается. Обратное движение клапана обеспечивается пружиной 12. Таким образом, каждому значению давления р к соответствует определенное положение клапана 15.

Как устроен позиционер?

На штоке 3 (см.рис.96, а) закреплена планка 6, к которой пластинчатой пружиной 12 прижат ролик 7. Планка 6, ролик 7, рычаг 8 и пружина 12 участвуют в осуществлении обратной связи между исполнительным органом и измерителем. Эта связь является жесткой, отрицательной (выключающей) и действующей не непосредственно, а через устройство, называемое позиционером. В него, кроме пластинчатой пружины 12, входят сильфон 10, в который подается командный воздух р ком, пластина 11, являющаяся гибкой опорой нижнего донышка сильфона, и усилитель типа «сопло-заслонка», состоящий из сопла 14 и заслонки 13, рычажно связанной с нижним донышком сильфона 10. Положение заслонки 13 зависит от пластинчатой пружины 12, т.е. от положения золотника органа 2, регулирующего проходное сечение. В свою очередь, каждому положению заслонки 13 соответствует определенное давление в междроссельной камере усилителя, которое далее передается в полость над мембраной 5. На рис.97 показана схема позиционера, в которой обозначения элементов те же, что и на предыдущем рисунке. Отличием модификации, показанной на рис.97, является то, что регулирующий орган 2 выполнен в виде клапана, а пружина 12 — не пластинчатая, а цилиндрическая.

Глава одиннадцатая

Каков состав КСУ «Залив-М»?

Комплекс второго поколения предусматривает следующий состав системы:

Ø «Шипка-М» — система централизованного контроля;

Ø «Прибой-1» — контроль и управление вспомогательными механическими и локальными системами, обслуживающими главный двигатель;

Ø «Ижора-М» — управление электроэнергетической установкой;

Ø «Нарочь-М» — управление общесудовыми системами;

Ø «Ильмень-М» — управление грузовыми операциями;

Ø «Виктория-М» — управление системой инертных газов;

Ø «Тангенс-1» — система централизованного питания комплекса.

В качестве конструктивных элементов нового комплекса приняты:

- приборные шкафы облегченной конструкции двух типоразмеров, собирающиеся в щиты;

- контейнеры двух типоразмеров, размещенные в приборных шкафах (предназначены для размещения субблоков, информационных мнемосхем и индивидуальных приборов дистанционного контроля);

- субблоки четырех типоразмеров;

- функциональные блоки — типовые кассеты.

Головной образец комплексной системы управления установлен на танкере «Победа», который в настоящее время эксплуатируется. Танкеру подтвержден знак автоматизации А1 в символе класса судна.

Таблица 19

Группа Наименование Источник информации
  Параметры главного двигателя ПБ «Прибой-1»
  То же «Шипка-М»
  Параметры главного двигателя ЛБ «Прибои-1»
  Сепараторы топлива и масла «Прибой-1» (ЛБ)
  Компрессоры пускового воздуха То же
  Котельная установка »
  Рулевая машина (ЛБ, ПБ).
  Валопровод ПБ «Шипка-М»
  » ЛБ То же
  «Прибой-1» «Прибой-1» (ПБ, ЛБ)
  Сепараторы топлива и масла «Шипка-М»
  Дизель, сепараторы, турбогенератор «Шипка-М», «Прибои-1» (ПБ, ЛБ)

Примечание. ЛБ — левый борт, ПБ—правый борт.

Автоматизированные системы подготовки топлива

Таблица 20

Вязкость, мм с, при температуре 50 °С Температура сепарирования, °С Пропускная способность, %
  70-98  
  80—98  
  80-98  
  90—98  
  90—98  
     
     
     
     

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДОВ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автоматизация судов — это процесс, при котором функции управления судном и его оборудованием, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и техническим устройствам. Автоматизация судовождения обеспечивает безопасность рейсов судов. При автоматизации судовых энергетических установок повышается надежность и экономичность работы оборудования, увеличивается производительность и улучшаются условия труда плавсостава, сокращается его численность.

Различают частичную и комплексную автоматизацию. В 40-50-х гг. началась автоматизация отдельных механизмов на судах.

Работы в области комплексной автоматизации отечественных судов были начаты в 60-х годах. На судах типа «Новгород» было реализовано шесть различных программ автоматизации, что дало возможность накопить значительный опыт эксплуатации автоматизированных судов. Полученные результаты отражены в Правилах Регистра.

Надзору на судне подлежат системы автоматизации главных двигателей, котельной установки, судовой электростанции, системы компрессоров сжатого воздуха, осушительной системы, вспомогательных механизмов и др.

Межремонтный ресурс автоматизированного оборудования должен быть не менее 25 тыс. ч, ежегодная наработка оборудования без подрегулировок и наладок должна составлять не менее 5 тыс. ч.

Элементы и устройства автоматизации должны безотказно работать при длительном крене судна до 22,5° и длительном дифференте до 10°, а также при бортовой качке до 45° с периодами 5-17 сек.

Все оборудование автоматизации конструируют, или выбирают по принципу «выход из строя в безопасную сторону».

На современных автоматизированных судах общее число средств так называемой «периферийной автоматики» достигает 500-700 ед. Практика эксплуатации показывает, что именно эта аппаратура наименее надежна. Многочисленные датчики и сигнализаторы имеют ресурсные характеристики в 2-2,5 раза ниже, чем гарантированный ресурс самих комплексных систем автоматизации. Характеристики надежности комплексных систем автоматизации, поставляемых на флот, гарантируются разработчиками без учета входящих в системы датчиков. При гарантированном техническом ресурсе автоматизированного комплекса, равном 25тыс.ч, и суммарной наработке на отказ не менее 5 тыс.ч до 75% входящих в него датчиков имеют технический ресурс 5-10 тыс.ч и фактическую наработку не более 2-3 тыс.

Первостепенными задачами на современном этапе развития автоматизации являются: повышение надежности элементной базы; организация технического обслуживания систем автоматизации в судовых условиях и в порту; подготовка кадров, способных технически грамотно эксплуатировать системы автоматизации и выполнять необходимые профилактические мероприятия.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТРЕБОВАНИЯ РЕГИСТРА К ОБОРУДОВАНИЮ АВТОМАТИЗАЦИИ СУДОВ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМАТИЗАЦИИ

Какими основными понятиями характеризуется автоматизация?

В качестве основных понятий приняты следующие термины:

· система автоматизации — это совокупность элементов и устройств, для создания конструктивного и функционального целого, предназначенного для выполнения определенных функций в области управления, контроля и защиты;

· элемент системы автоматизации — это самостоятельный, в конструктивном отношении прибор (или устройство), используемый в системе автоматизации например, реле, измерительное устройство, сервопривод, датчик, исполнительный механизм, усилитель. Автоматизированными объектами могут быть: двигатель, котельная установка, судовые системы или другие устройства, оборудованные системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты;

· управление — это процесс задания, поддержания режима работы объекта на основе анализа информации, о его состоянии. Все виды управления могут быть непосредственными (местными) или дистанционными. В системах дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) должна быть обеспечена возможность дистанционного задания одним органом управления требуемых режимов работы при автоматическом выполнении промежуточных операций по заданной программе и исключена возможность одновременного управления с разных постов;

· регулирование — такой процесс управления непрерывными режимами, при котором параметр, характеризующий режим, поддерживается в заданных пределах постоянным или изменяющимся по определенной программе, реализуемой регулятором;

· регуляторавтоматическое устройство, воспринимающее отклонение некоторого значения от заданного и воздействующее на процесс в сторону восстановления регулируемого параметра.

Существует множество регуляторов, которые можно классифицировать по разным признакам (например, регулятор уровня гидравлический с изодромной обратной связью, регулятор уровня электрический без обратной связи). Регуляторы могут быть:

- по виду используемой энергии — прямого действия, гидравлическими, пневматическими, электрическими, комбинированными;

- по типу обратной связи — без обратной связи, с жесткой обратной связью, с изодромной обратной связью, комбинированными.

Кроме того, по параметрам регулирования могут быть регуляторы давления, температуры, уровня, частоты вращения и др.;

· регулируемая величина — физический показатель, характеризующий состояние происходящего в объекте регулирования процесса. Регулируемыми величинами применительно к судовым установкам являются частота вращения двигателя, температура воды, масла и пара, уровень воды в котле, топлива и масла в емкости, давление пара, воды, масла и т.д.

Какие задачи решаются при внедрении современных средств автоматизации?

На судах широкое распространение получают вычислительная техника, микропроцессоры и микро ЭВМ. В перспективе с помощью судовой системы обработки данных могут быть решены вопросы:

- фиксирования части оперативной информации, связанной с эксплуатацией технических средств (ТС) и используемой до очередного заводского ремонта (отклонение параметров от допустимых пределов, срабатывание средств защиты, переключение механизмов и т.п.);

- регистрации отчетно-статистической информации, используемой после завершения эксплуатационного цикла для последующего анализа состояния ТС и уровня их технического обслуживания с целью определения и планирования мероприятий по улучшению эксплуатационных характеристик оборудования и судна в целом;

- возможности восстановления последовательности событий при анализе аварийных ситуаций;

- сокращения до минимума трудозатрат экипажа на ведение судовой отчетности и переход к автоматическому заполнению машинного журнала;

- создания предпосылок к автоматизированной обработке документов судовой отчетности на разных уровнях.

В книге рассмотрены системы судовых энергетических установок (СЭУ), где в качестве главных двигателей используются дизели.

Какие основные понятия, характеризующие средства автоматизации, определены Правилами Регистра?

Правилами Регистра приняты следующие понятия:

- автоматизированный механизм — двигатель, котельная установка, судовые системы или другой механизм, оборудованный системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты;

- дистанционное автоматизированное управление — это управление, с помощью которого можно задавать желаемый режим работы механизма, воздействуя на элемент управления (например, регулирующий рычаг или рукоятку). Система управления в дальнейшем выполняет самостоятельно все промежуточные действия;

- система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) — система, подающая сигнализацию о достижении контролируемыми параметрами установленных предельных значений и об изменении нормальных режимов работы механизмов и устройств;

- система защиты — система, предназначенная для определенного автоматического воздействия на управляемую установку с целью предупреждения аварии или ограничения ее последствий;

- система индикации — система, получающая информацию о значениях определенных физических параметров или об изменении определенных состояний;

- устройство автоматизации — часть системы автоматизации, составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и функциональное целое.

Согласно Правилам Регистра надзору при изготовлении на заводе подлежит следующее оборудование автоматизации: устройства систем централизованного контроля, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты механической установки.

В каких случаях система АПС должна подавать сигналы?

В зависимости от объема автоматизации установок и порядка наблюдения за их работой система АПС должна подавать сигнал при достижении контролируемыми параметрами предельных значений. При срабатывании систем защиты; при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации; при включении аварийных источников энергии; при изменении параметров или состояний, сигнализация о которых предписывается требованиями Правил Регистра.

Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах управления.

При каких обстоятельствах должна срабатывать система защиты?

Система защиты должна срабатывать автоматически при появлении неисправностей, которые могут вызывать аварийное состояние механизмов или устройств. При этом должны быть восстановлены нормальные условия (посредством пуска резервных агрегатов) или работа механизмов временно приспособлена к возникшим условиям (снижена нагрузка механизма), или механизмы и котлы защищены от аварийного состояния в результате остановки механизма и прекращения подачи топлива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.142.26 (0.109 с.)