Отчетность материально – ответственных лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчетность материально – ответственных лиц



В организациях торговли применяются две формы организации ма­териальной ответственности: индивидуальная и коллективная (бри­гадная). К материально-ответственным лицам относятся заведующие складами, отделами (секциями), кладовщики, экспедиторы и другие работники, отпускающие и получающие товары.

ущерб может возмещаться частично или в полном размере (розничной стоимости товара). В зависимости от этого различают три вида материальной ответственности: ограниченную, полную и повышенную.

При ограниченной материальной ответственности действует прин­цип возмещения причиненного ущерба, по условиям определения его предела. Ограниченная материальная ответственность возлага­ется на членов бригады только в том случае, если ущерб причинен организации излишними или штрафными выплатами, вызванными неправильным составлением членами бригады акта приемки това­ров от поставщика. Однако в этом случае при установлении виновных лиц применяется не бригадная, а индивидуальная ответственность.

Полная материальная ответственность применяется в магази­нах, а повышенная — на складах. Обосновано это тем, что учет това­ров на складах ведется по отпускным ценам без НДС, а недостача взыскивается по розничным ценам, включающим НДС.

При бригадной материальной ответственности ущерб взыскива­ется с членов бригады пропорционально их заработной плате и фак­тически проработанному времени. Сохранность товаров обеспечивается периодической отчетно­стью материально-ответственных лиц перед бухгалтерией, органи­зацией бухгалтерского учета ценностей и периодической проверкой их наличия путем инвентаризации.

6.Док-е оформление и учет поступления товаров на предприятия розничн. торг.

При поступлении товаров от сторонних организаций поставщик оформляет накладную формы ТТН-1 либо ТН-2 в соответствии с порядком, установленным постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимают на учет на основании документов, предоставленных грузоотправителем.

Приемку товаров в организациях розничной торговли осуществляют материально ответственные лица (МОЛ), руководствуясь Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ

Затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, включаются в состав расходов на реализацию или относятся на увеличение стоимости товаров. Однако применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, необходимо закрепить в учетной политике организации.
Таким образом, организации вправе транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, относить как на стоимость приобретаемых товаров, так и на затраты, закрепив данный порядок в учетной политике.

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 6 Инструкции № 133). Фактическая себестоимость запасов состоит из фактических затрат.

К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
• стоимость запасов по ценам приобретения;• таможенные сборы и пошлины;• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;• затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;• затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
• транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Торговые и другие аналогичные скидки не включаются в фактическую себестоимость приобретенных запасов.

В фактическую себестоимость запасов включаются фактические затраты организации на доставку запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 13 Инструкции № 133).

Учет товаров в розничной торговле необходимо вести с применением счета 41 «Товары», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность, а также предметов проката (п. 32 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

К счету 41 могут быть открыты субсчета:

41-1 «Товары на складах»;41-2 «Товары в розничной торговле»;41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

41-4 «Покупные изделия»;41-5 «Товары, переданные для подготовки на сторону»;

41-6 «Предметы проката».

Пример 1 Организация розничной торговли приобрела товар у организации-производителя на сумму 6 000 000 руб., в т.ч. НДС 20 %. Стоимость услуг по доставке товаров на склад сторонней транспортной организацией – 900 000 руб., в т.ч. НДС 20 %. Товары на складе учитываются по покупным ценам.

В бухгалтерском учете необходимо сделать проводки (см. табл. 1):

Таблица 1

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено поступление товаров (6 000 000 × 100 / 120) 41-1   5 000 000
Отражен НДС по поступившим товарам (6 000 000 × 20 / 120)     1 000 000
Отражены транспортные расходы по доставке товаров (900 000 × 100 / 120) 41-1   750 000
Отражен НДС по транспортным услугам (900 000 × 20 / 120)     150 000

 

Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам (п. 8 Инструкции № 133).
Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, налогах, включаемых в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам.

На счете 42 учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных затрат.

При принятии к бухгалтерскому учету товаров суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, отражаются по дебету счета 41 и кредиту счета 42.

К счету 42 действующим типовым планом счетов бухгалтерского учета (Инструкция № 50) субсчета не предусмотрены.

По мнению автора, для отражения скидок, а также надбавок и НДС, включенных в цену товаров, целесообразно ввести следующие субсчета:

42-1 «Торговая надбавка и наценка»;

42-2 «Скидка поставщика»;

42-3 «НДС в розничной цене».

 

7 Док-е оформление и учет реализации тов-ов за наличный расчет

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 462 ГК).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства в качестве средства осуществления расчетов на территории РБ с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами РБ.

На каждую единицу кассового оборудования необходимо вести книгу кассира по установленной форме, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования (приложение 2 к Положению № 924/16).

Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица либо подписью индивидуального предпринимателя.

Кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием банковских пластиковых карточек через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм он должен выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п. 17 Положения № 924/16).

Учет выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг необходимо вести с применением счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью организации, а также для определения финансового результата по ней (п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

К счету 90 могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
90-2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»;
90-5 «Управленческие расходы»;
90-6 «Расходы на реализацию»;
90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»;
90-8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности»;
90-9 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности»;
90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»;
90-11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

 

8. Док-е оформление и учерт реализации тов-ов в кредит

Порядок реализации товаров в кредит гражданам Республики Беларусь регулируется Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит, утвержденной приказом Минторга РБ

Перечень товаров, реализация которых может осуществляться в кредит, определяется собственником торговой организации и вывешивается в торговом зале для информирования покупателей.

В соответствии с п.5 Инструкции № 36 кредит может предоставляться по соглашению покупателя с торговой организацией на любой срок, величина которого, однако, не может быть меньше одного месяца.

Сумма кредита зависит от срока его предоставления и величины дохода покупателя и согласно п.6Инструкции № 36 не должна превышать 50% среднемесячного дохода гражданина за период предоставления кредита. Например, если кредит предоставляется на 6 месяцев, его сумма не должна превышать трехмесячного дохода гражданина, если на 12 месяцев - шестимесячного дохода и т.д.

При реализации товаров в кредит торговые организации могут устанавливать в качестве обязательного условия внесение первоначального взноса в размере 25-50% в зависимости от стоимости приобретаемого в кредит товара, срока предоставления кредита и платежеспособности покупателя. Если оставшаяся после оплаты первоначального взноса часть стоимости товара превышает предельно допустимую величину кредита для данного покупателя, реализация товара в кредит может быть осуществлена только после дополнительной оплаты покупателем разницы между оставшейся стоимостью товара и предельной суммой предоставляемого кредита. Инструкцией № 36 установлено, что при приобретении товаров в кредит покупатель представляет следующие документы, перечень которых в зависимости от платежеспособности покупателя по усмотрению торговой организации может быть сокращен:

1) для имеющих постоянное место работы граждан:

- справка с места работы установленной формы о полученных доходах и производимых удержаниях;

- гарантийное письмо организации - места работы;

- поручительство одного совершеннолетнего гражданина;

2) для граждан - индивидуальных предпринимателей:

- поручительство двух совершеннолетних граждан;

- справка установленной формы городской (районной) налоговой инспекции о полученных доходах и произведенных удержаниях;

3) для неработающих граждан, пенсионеров, малообеспеченных граждан:

- справка установленной формы отдела соцобеспечения (для пенсионеров);

- поручительство двух совершеннолетних граждан;

- гарантийное письмо органа социальной защиты (для малообеспеченных граждан).

Бланки справок, необходимых для приобретения товаров в кредит, выдаются гражданам торговыми организациями. Срок действия справок для приобретения товаров в кредит составляет 10 календарных дней с момента их выдачи.

Справки не выдаются лицам, у которых удержания по исполнительным листам и другим документам составляют 50% получаемых ими доходов, а также лицам, подлежащим увольнению по различным причинам.

В случае если размер удержаний по исполнительным листам и другим документам составляет менее 50% доходов гражданина, сумма предоставляемого кредита рассчитывается в соответствии с п.6Инструкции № 36 с учетом того, что общая сумма удержаний по исполнительным документам и погашения кредита не должна превышать 50% от суммы дохода гражданина.

Учет продажи товаров в кредит ведут на счете 90, расчеты на счете 73-1.
Операции отражают:
На сумму товаров, проданных в кредит: Д 90-2 – К 41-2.
На сумму первоначального взноса: Д 50 – К 90-1.
На сумму предоставленного кредита: Д 73-1 – К 90-1.
Погашение кредита: Д 50 – К 73-1.
Отражаются % за кредит: Д 50 – К 91-1.

Пример1 Покупателю торговой организацией был реализован в кредит на 6 месяцев под 12,5% годовых телевизор стоимостью 805 350 руб. Величина первоначального взноса составила 25% от стоимости товара. Ставка налога с продаж - 5%; ставка НДС - 18%; торговая надбавка - 30%.

 

№ п/п Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма, руб.
  Отражается внесение первоначального взноса при приобретении товара в кредит (805 350 х 25 / 100): - наличными деньгами; - денежными средствами с пластиковой карточки; - чеком из чековой книжки (расчетным чеком банка) 50-1 57-4   57-5 90-1 90-1   90-1 201 338
  Отражается задолженность покупателя за товар, проданный в кредит 76-6 90-1 604 012
  Отражается сумма процентов за предоставленный кредит (604 012 х 12,5 / 100 / 12 х 6) 76-6   37 751
  Списывается с материально ответственного лица товар, проданный в кредит 90-2 41-2 805 350
  Методом «красное сторно» отражается сумма налога с продаж в цене реализованного товара (805 350 / 105 х 5) 90-2 42-4 38 350
  Методом «красное сторно» отражается сумма НДС в цене реализованного товара ((805 350 - 38 350) / 118 х 18) 90-2 42-3 117 000
  Методом «красное сторно» отражается сумма торговой надбавки в цене реализованного товара ((805 350 - 38 350 - 117 000) / / 130 х 30) 90-2 42-1 150 000
  Начисляется НДС по реализации товаров 90-3   117 000
  Начисляется налог с продаж по реализованным товарам 90-5   38 350
  Начисляется единый платеж в размере 3% от валового дохода (150 000 х 3 / 100) 90-5    
  Отражается финансовый результат от реализации товара в кредит 90-9   145 500
  Поступление очередного платежа в счет погашения кредита за приобретенный товар ((604 012 + 37 751) / 6): - при удержании из заработной платы и перечислении торговой организации; - при взносе наличными в кассу организации; - при оплате пластиковой карточкой; - при оплате чеком из чековой книжки   50-1   57-4 57-5 76-6   76-6   76-6 76-6 106 961
  Отражены ежемесячно оплаченные проценты за пользование кредитом   91-1(44)  
  Начислен НДС с суммы полученных процентов за пользование кредитом (6292 х 15,25 / 100) 91-3    

Учет товарных потерь

Товарные потери возникают на всех стадиях обращения това­ров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, свя­занные с товарными потерями, для торговых организаций являются, очень важными.

Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери

Нормируемые потери образуются в результате усушки, утру­ски, раскрошки, разлива и т.п., т.е. это так называемая естествен­ная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.

Ненормируемые потери — это потери от боя, брака и порчи" товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям.

Товарные потери выявляются проверкой наличия товаров путем инвентаризации.

Если виновные лица не установлены или во взыскании с них от­казано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финан­совые результаты через счет 91 «Прочие доходы и расходы», пред­варительно собираясь по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Нормируемые потери учитываются при выведении окончатель­ных результатов инвентаризации и только в том случае, если будет выявлена реальная недостача товарно-материальных ценностей.

При натурально-стоимостном учете результаты инвентариза­ции отражаются по каждому наименованию и артикулу товаров от­дельно в сличительной ведомости, тем самым выявляются отклоне­ния фактических остатков товаров от учетных.

Источники покрытия товарных потерь:

-потери возмещаемые организацией, персоналом, контрагентами.

Для учета товарных потерь предназначен балансовый счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается:

по недостающим и полностью испорченным товарам — их учетная стоимость (в покупных или продажных ценах);

по частично испорченным товарам — сумма определившихся потерь. При обнаружении недостачи или порчи товара запись производится по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом, на котором учитывается товар, то есть балансовым счетом 41 «Товары».

Если недостача или порча произошла сверх норм естественной убыли, то в сумму потерь от недостачи и порчи товаров следует включить НДС, предъявленный поставщиком товара:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Если предъявленный поставщиком НДС уже был принят к налоговому вычету, то следует сделать проводку:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.028 с.)