Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление в социальных системах
Мы рассмотрели, каким образом и по какому поводу управление появляется в том или ином месте инженерной деятельности – деятельности по проектированию и изготовлению больших сложных технических систем. В открывшуюся инновационную эпоху инженер не только делает и совершенствует техническое изделие, а формирует с помощью этих изделий образ жизни потребителя. Он участвует в создании социо-технической действительности и становится одним из важнейших агентов ее развития. Нами намечен контур новых нетрадиционных управленческих задач, которые не могут пройти мимо инженера в этой новой действительности – если не единственного, кто готовит и принимает управленческое решение, то одного из управленческой команды. Рассматривая управленческие задачи при проектировании и изготовлении больших технических систем, мы отметили важную специфическую проблему, которая не укладывается в сугубо техническую область, но без решения которой работа больших инженерно-производственных коллективов не может быть эффективной. Это проблема сохранения и развития (воспроизводства) данного коллектива (или данной организации), с тем, чтобы он был способен на создание более совершенных технических, а теперь и социо-технических систем. В силу специфики данной проблемы одно время бытовала концепция, что управлять такой организацией должен не человек инженерной профессии, а специалист по организации или менеджер, тогда как за инженером остается чисто техническая область. Мы будем придерживаться той точки зрения, что неверно противопоставление профессионально разных управленцев и их распределение по стационарным местам в организации, но речь должна идти об управленческой команде, и надо говорить не об отдельных управленцах, а об управленческой команде с распределенным профессиональным знанием. Инженерная составляющая не замыкается на должности того же главного инженера, подобно тому, как организационно-управленческая деятельность относится и к его компетенции.
Фундаментальный вопрос для подготовки управленцев в области инженерно-технической деятельности – в какой мере эта деятельность имеет общий характер, то есть обладает определенной методической или методологической логикой, относительно автономной от конкретного содержания работ, конкретных задач и проблем, которые возникают перед тем или иным инженером-управленцем, находящимся на том или ином конкретном месте в процессе создания определенного технического изделия. Глядя на ситуации, в которых появляется необходимость в управлении, приходится сказать, что в каждом конкретном случае работа управленца базируется не столько на какой-то общеуправленческой подготовке, сколько на знании об устройстве данного технического изделия, законах его функционирования, а также на владении накопленным опытом по созданию подобных изделий. Действительно, чтобы разрешить конфликт на стыке между конструкцией и технологией изготовления атомного реактора или принять правильное решение в ситуации финансового кризиса (посчитаем государственное или мировое финансовое устройство «техническим»), мало иметь представление о психологической совместимости конструктора и технолога или министра финансов с другими министрами кабинета министров, но надо знать устройство этого реактора или законы макроэкономики и уметь вместе с участниками конфликта находить новаторские решения в условиях их множественности.
Такой, казалось бы, естественный подход к организации управления при создании и эксплуатации технических систем делает управление в каждом отдельном инженерном подразделении уникальным процессом, завязанным на специфику конкретного объекта инженерной деятельности – начиная от отраслевой специфики и заканчивая спецификой того модуля и его элемента, с которым имеет дело подразделение.[31] Что может объединять таких разных специалистов? Скорее всего, некая совокупность базовых научно-теоретических и научно-инженерных знаний, на которую опирается современная инженерия в различных прикладных разработках. (С этой точки зрения интересно выяснить, что думают о своей деятельности руководители различных подразделений, скажем, Росатома, отвечая на вопрос – в чем они видят суть и специфику своей управленческой деятельности.)
Тем не менее, сегодня в инженерно-технической, как и в других областях деятельности широко практикуется так называемый менеджмент –управление в организационных системах, обладающее развитой технологией и безотносительное к конкретному содержанию объекта управления. И когда сегодня говорят об управлении как деятельности «управленцев», то прежде всего имеют ввиду менеджеральные технологии.[32] Фундаментальная особенность менеджмента заключается в том, что он не появляется в виде вторичной управленческой надстройки над сложно кооперированной деятельностью с целью ее упорядочения, но оказывается результатом установки на управление, источником которой является определенная «властная» фигура. Деятельность исполнителей-управленцев формируется в процессе реализации этой установки и при этом формирует свой объект. Этот достаточно абстрактный тезис я проиллюстрирую на историческом материале, но не углубляясь в исторические материи, а обращаясь к методу псевдо-генетического рассуждения, в котором исторический материал подчинен логике построения понятия (модели) сегодняшней управленческой, в нашем случае менеджеральной деятельности.[33]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.004 с.) |