Введение в управленческую деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в управленческую деятельность



Введение в управленческую деятельность

Курс лекций для студентов НИЯУ МИФИ

Б.В. Сазонов

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ КУРСА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ 1

2. ИГРА: ЧТО (КТО) УПРАВЛЯЕТ МНОЙ. 11

ЧЕМ (КЕМ) УПРАВЛЯЮ Я.. 11

3. УПРАВЛЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12

4. ИННОВАЦИОННАЯ ЭРА –. 34

НОВЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ... 34

5. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ.. 44

 

Данный курс разрабатывается для студентов кафедры «Стратегическое планирование и методология управления» НИЯУ МИФИ. Предполагается, что кафедра готовит инженеров, ориентирующихся в проблемах и технологиях управления в таких больших сложных системах, какими являются атомные электростанции, современные летательные аппараты и им подобные. Потребность в подготовке таких кадров вызвана тем, что сегодня участившиеся сбои в работе подобных систем обусловлены именно дефектами управления на всех этапах их жизненного цикла – проектирования, производства и эксплуатации.

Акцент на инженерно-отраслевой специализации управленческой деятельности не исключает, с нашей точки, того, что курс поднимает широкий круг управленческих вопросов, имеющий универсальное значение, а потому он может быть полезен для управленцев в различных областях деятельности.

ИГРА: ЧТО (КТО) УПРАВЛЯЕТ МНОЙ. ЧЕМ (КЕМ) УПРАВЛЯЮ Я

Игра замысливается с тем, чтобы:

 

- понять, что «Управление» не есть что-то очень далекое, что ожидает студента по завершению образования на «чиновном» рабочем месте и что мы давно живем в плотной «управленческой среде»;

 

- выяснить, можем ли мы в ситуации тотального управления нами (что, вроде бы, достаточно очевидно, выйти в управленческую позицию;

 

- понять, что, в принципе, сделать это можно в процессе самой Игры «здесь и теперь». Проанализировать с этой точки то, что было в группах – в какой мере лидеры осуществляли управленческую деятельность в группах по отношению к другим участникам и, далее, на «пленарной» работе по отношению к игровому процессу в целом и руководству Игры в частности.

 

- по возможности развернуть проблематику формирования меня как субъекта управления на наиболее близком в нашей ситуации материале образования;

 

- провести управленческую (следующего шага развития) рефлексию того, что было на Игре.

 

PS. Начать вводить собственно методологические представления: на сопоставлении проделанной проблематизации построения нашего Курса и Игры развести «методологический подход» и «рефлексию» проделанной деятельности.

Уточнить ранее введенное различение понятий «проблема» и задача»

 

Постоянно обращаться к схеме «шага развития» для уточнения представления об управленческой позиции.

 

Примечание постигровое.

На Игре основной предложенной студентами стала схема влияния на них различных социальных институтов. Собственная управленческая субъектность была изображена как возвратная стрелка влияния человека на институт:

Рис. 2.1. Схема взаимовлияния как схема управления

 

 

К сожалению, не было попытки рассмотреть структурно области влияния. Ибо, если бы это было сделано по отношению к возвратной стрелке (изображена пунктиром), вопрос об управлении, как нечто ином, нежели влияние, мог быть поставлен – на что же, все-таки, и каким образом может влиять отдельный человек. (Ср. тезис А.А. Зиновьева, который строил себя равномочным обществу.)

 

Разведение влияния и управления было показано на сопоставлении двух примеров.

Громадное отрицательное влияние на исторические судьбы русской культуры оказал перевод Библии на славянские языки, что сделало ненужным университеты, решающие проблему овладения иностранным языком (языком Библии).

Ранее мы привели пример влияния организованной кем-то материальной среды (архитектурная постройка, городская среда) на последующих пользователей. Управление начинается тогда, когда вставший в управленческую позицию субъект целенаправленно формирует эту среду как детерминанту социального поведения.

 

 


Рис. 6

 

Рис.3.5. Этапы инженерно-технического процесса создания изделия.

 

Нами изображен стандартное крупноблочное разбиение инженерно-технического процесса создания изделия. На первом этапе, после получения требований к изделию, научному анализу подвергаются имеющиеся образцы на предмет адекватности этим требованиям и ищутся пути решения найденных при этом проблем. Конструкторское проектирование изделия, достаточно подробно описанное нами выше, начинается с анализа и оценки научных предложений и заканчивается выдачей документации для технологов, которые определяют, каким образом конструкторские решения могут быть изготовлены на определенном производстве. Инженеры на производстве превращают документацию в собственно изделие, которое затем испытывается, доводится и, наконец, поступает в эксплуатацию.

Этапы закреплены за соответствующими инженерами-специалистами, и, хотя они могут менять места в процессе создания изделия, выбранная специализация как правило сопровождает инженера на протяжении всей деятельности. Членение процессов и места в них не заданы каким-то естественным законом, а обусловлены различными подходами в организовывании деятельности. Так, тенденция формирования как можно более узкого, но высококомпетентного специалиста (и в этом случае нельзя говорить о конструкторе или технологе вообще, поскольку эта функция распределяется между многими узкими специалистами) сталкивается с тенденцией выращивания специалиста широкой ориентации, способного легко осваивать новые направления деятельности.

Разделение инженерного труда по этапам процесса создания изделия и необходимость его кооперирования порождает управленческие проблемы, сходные с теми, что мы видели в ситуации разделения труда конструкторов. Только в данном случае конфликты и другие сложности кооперации возникают не между конструкторами, занятыми в разных функциональных подсистемах, а специалистами иного толка. Типичным является конфликт между конструкторами и технологами, где вторые должны обеспечить производство того, что нарисовали первые, а все вместе, включая управленца с его особыми функциями, должны решить задачу посадки множества функций на материальную структуру.

 

Итак, сложность системы, вызывающая необходимость появления особой фигуры Управленца, вызвана тем, что возникает фрагментация инженерно-технической работы и закрепление фрагментов за узкими специалистами, кооперация труда которых порождает проблемы, не решаемые усилиями самих специалистов. (Будем называть такие проблемы разрывами в деятельности.) Мы отметили два дополняющие друг друга направления такой специализации. Первое это членение процесса инженерного труда на этапы и специализация инженера на том или ином из них. Второе – специализация на функциональных блоках и структурных элементах внутри этапа. (Мы подробно рассмотрели такую функциональную и структурную специализацию для этапа конструирования изделия. Достаточно очевидно, что подобная специализация работе имеет место на каждом этапе – и научного исследования, и подготовки к производству, и на этапах собственно производства и эксплуатации.) [21]

 

 

Табл.1.

Организационный статус функциональных элементов Наличие функциональных элементов
1.Внутри фирмы 3. Даны
2.Вне фирмы 4. Создаются заново

 

Очевидно, что в каждом из этих четырех вариантов (1.3, 1.4 и 2.3, 2.4) возникают различные организационные проблемы развития инновационной деятельности. Если же учесть, что каждый из названых функциональных элементом в деятельностном плане является сложным процессом, который может быть разбит на относительно самостоятельные стадии, и эти стадии могут также обособляться, то организационная картина становится весьма разнообразной. Производственные системы могут быть «якорными» и сервисными, крупные корпорации могут обрастать сетью малых предприятий, инженерные разработки могут ограничиваться опытными образцами, но могут быть доведены до промышленных образцов, научные изыскания, помимо сакраментального членения на фундаментальные и прикладные, дробятся по самым разным основаниям в этой практико-ориентированной части. И эти обособленные единицы, в разной степени кооптированные в инновационную деятельность, могут кооперироваться в различные агломераты, встраиваясь в сложившиеся институциональные образования или создавая новые. Университеты сегодня осуществляют не только фундаментальные исследования, а и ориентированы (из научных и прежде всего коммерческих соображений) на проведение прикладных работ, которые бы могли лечь в основание рыночных инноваций. Чаще всего эти работы не ограничиваются собственной научной сферой, а перерастают в разработки инженерного плана. Наряду с университетами создаются такие новообразования как технопарки и бизнес-инкубаторы – обеспеченные определенной инфраструктурой площадки для проведения прикладных исследований и начальных инженерных разработок, а также коммерциализации инженерных начинаний. Знаковым для России последнего времени стало Сколково – декларируемый аналог такому уникальному объединению как Кремниевая долина.

Эти инновационные новообразования активно институциализируются. Это значит, что каждый из них не только получил общественное признание (обеспечен нормативно, служит привлекательным объектом инвестиций), а и способен воспроизводиться самостоятельно, не будучи привязан к инициативе и организационным усилиям инновационно ориентированной фирмы (то, с чего начинался инновационный подход). Его воспроизводство рассматривается как вклад в общий инновационный потенциал города, региона, страны, который, пусть и с долей риска, будет востребован последующими элементами инновационной цепочки. Другими словами, инновационная деятельность теперь не является результатом усилий определенных фирм, но воспроизводится как таковая, через воспроизводство ее относительно автономизированных составляющих. Иное дело, что их воспроизводство (скорее, в таком случае, тиражирование) становится бессмысленным, если отсутствует ключевой элемент инновационной цепочки – фирмы, ведущие инновационную политику на конкурентном рынке.

Но институциализация единиц инновационной деятельности порождает и новые проблемы. Суть их в том, что способные к воспроизводству автономные единицы еще не представляют кооперированной инновационной системы, которая может получиться только в результате взаимных усилий ее потенциальных участников. Причем одного желания такой кооперации недостаточно, поскольку необходимо согласовать интересы многих участников и перевести это согласование в связующую технологическую цепочку. Организационно эта задача принимает вид формирования так называемых инновационных кластеров. Как показал П.В. Баранов, кластеры являются особым типом рыночного объединения, которое соединяет в себе черты свободного рынка множества независимых субъектов и корпоративной структуры с централизованной системой управления: участники это независимые рыночные субъекты, между которыми допустимы конкурентные отношения, но объединяет их общая инновационная политика на рынке. Не имея централизованного органа управления, подобного корпоративному, инновационный кластер, тем не менее, должен «уметь» выстраивать распределенное управление по разработке и реализации совместных проектов. Проблема создания инструментов и методов распределенного управления в подобных системах является на сегодня одной из наиболее острых.

Вместо резюме

 

Мы не рассматривали специфические механизмы управления в инновационных системах. В нашу задачу входило лишь показать смену ситуации, в которую попадает управление и нетрадиционные проблемы, какие перед ним возникают. Отметим, что многие из них до сих пор не имеют удовлетворительного решения.

В любом случае их решение не мыслится сегодня без информационных технологий, и это решение предполагает «П остроение динамической интеллектуальной системы управления бизнес-процессами на основе многоагентных технологий, реализующих сервисно-ориентированную архитектуру предприятий».

 

 


 

Введение в управленческую деятельность

Курс лекций для студентов НИЯУ МИФИ

Б.В. Сазонов

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ КУРСА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ 1

2. ИГРА: ЧТО (КТО) УПРАВЛЯЕТ МНОЙ. 11

ЧЕМ (КЕМ) УПРАВЛЯЮ Я.. 11

3. УПРАВЛЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12

4. ИННОВАЦИОННАЯ ЭРА –. 34

НОВЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ... 34

5. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ.. 44

 

Данный курс разрабатывается для студентов кафедры «Стратегическое планирование и методология управления» НИЯУ МИФИ. Предполагается, что кафедра готовит инженеров, ориентирующихся в проблемах и технологиях управления в таких больших сложных системах, какими являются атомные электростанции, современные летательные аппараты и им подобные. Потребность в подготовке таких кадров вызвана тем, что сегодня участившиеся сбои в работе подобных систем обусловлены именно дефектами управления на всех этапах их жизненного цикла – проектирования, производства и эксплуатации.

Акцент на инженерно-отраслевой специализации управленческой деятельности не исключает, с нашей точки, того, что курс поднимает широкий круг управленческих вопросов, имеющий универсальное значение, а потому он может быть полезен для управленцев в различных областях деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.027 с.)