Экономические нормативы инвестиционного риска банка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические нормативы инвестиционного риска банка.



Банковское регулирование – система мер, с помощью которых государство через центральный банк занимается обеспечением стабильного и безопасного финансирования банков, предотвращением дестабилизационной тенденции. В Украине применяется система обязательных экономических нормативов, состоящих из 13 нормативов, разделенных на 5 групп: ОЭН ликвидности; ОЭН кредитного риска; ОЭН инвестирования; ОЭН риска открытой валютной позиции.

ОЭН инвестирования:

Н11 – инвестирования в ЦБ отдельно по каждому учреждению

Н11 = Кин * 100 % < 15 %

РК + ЦБ + Вак

Кин – средства, инветсируемые на приобретение акций (долей, паев, отдельно по каждому учреждению)

ЦБ – ценные бумаги, портфели банка на продажу и в торговом портфеле

Вак – вложение в капитал любых учреждений в размере ≥ 10 % УК.

Н12 – норматив общей суммы инвестирования

 

Н12 = Кин’ * 100 % < 60 %

РК + ЦБ + Вак

Кин’ – средства, инвестируемые на приобретение акций, долей, паев любых ю.л.

11. Факторинговые операции банков: принципиальная схема, сущность и содержание

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел. Факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат: предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки; предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции не рекомендуется проводить: по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств; по требованиям бюджетных организаций; по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными; если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания. В операции факторинга обычно участвуют три стороны: фактор (банк) - покупатель требования; клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком; плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

Виды факторинговых операций: 1 Национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране; 2 Международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве (форфейтинг); 3 Открытые - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о взыскании долга с помощью фактора; 4 Закрытые - никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур фактору; 5 С правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. 6 С условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. При покупке фактором просроченной ДЗ по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств указанную задолженность не огульно, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом фактору просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем при покупке фактором задолженности по товарам, отгруженным срок оплаты которых не наступил.

12 Аккредитивная форма безналичных расчетов: принципиальная схема и содержание.

Аккредитив- это соглашение, в силу которого банк (банк-эмитент), действуя по просьбе и на основании инструкций клиента (приказодателя) или от своего имени должен произвести платеж третьему лицу (бенефициару) или по его приказу либо оплатить или акцептовать переводные векселя (тратты), выставленные бенефициаром, илидает полномочия другому банку произвести такой платеж, оплатить или акцептовать переводные векселя (тратты), илидает полномочия другому банку произвести негоциацию против предусмотренных документов, если соблюдены все условия аккредитива. Основные принципы совершения операций с аккредитивами заложены в «Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов», разработанных международной торговой палатой, которые представляют собой свод правил, выработанных мировой практикой проведения документарных расчетов.

Виды аккредитивов. 1. Отзывной и безотзывной аккредитив; 2. Подтвержденный аккредитив - это аккредитив, по которому в дополнение к обязательству банка-эмитента другой банк также обязуется произвести платеж или акцепт (негоциацию) тратт в соответствии с условиями аккредитива. 3. Покрытый аккредитив - это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент формирует покрытие (депозит в денежной форме) на полную сумму аккредитива; если соответствующий депозит отсутствует, аккредитив является непокрытым.4. Делимый аккредитив - аккредитив, по которому возможны частичные выплаты в пределах общей суммы аккредитива. 5. Револьверный (возобновляемый) аккредитив - аккредитив, предусматривающий несколько выплат, сумма которого установлена в размере разовой выплаты (транша); 6. Резервный аккредитив - аккредитив, платеж по которому производится против простого требования без представления документов. 7. Трансферабельный (переводный) аккредитив предусматривает возможность перевода части аккредитива бенефициаром своему поставщику (второму бенефициару) или нескольким поставщикам. 8. Компенсационный аккредитив - аккредитив, основанный на другом аккредитиве, но эти аккредитивы едины только в экономическом смысле: в правовом отношении они независимы друг от друга, по каждому из аккредитивов банк принимает на себя самостоятельные обязательства, не зависящие от исполнения второго аккредитива.

Основные параметры аккредитива: 1) Заявитель (приказодатель) и бенефициар;2) Вид аккредитива;3) Дата открытия и срок действия аккредитива, место истечения срока действия аккредитива;4) Валюта и сумма аккредитива;5) Банк-эмитент, а также при необходимости авизующий, подтверждающий, исполняющий банки;

6) Наименование товара (обычно указывается номер контракта, условия поставки); 7) Перечень документов, против которых производится платеж, и их параметры; 8) Рамбурсные инструкции - условия платежа (платеж по предъявлению документов или по истечении определенного периода с даты представления документов; акцепт или негоциация тратт, смешанный платеж и т.д.); 9) Прочие условия (разрешены ли частные отгрузки и перегрузки по аккредитиву, указание за чей счет комиссии; ссылка на Унифицированные правила).

Виды акредитива по условиям платежа: 1 аккредитив с платежом против предъявления документов; 2 аккредитив, предусматривающий акцепт тратт (срок платежа соответствует сроку оплаты векселя): разновидностью данного вида аккредитива является аккредитив с негоциацией тратт, отличие состоит в том, что негоциацию может произвести любой банк, и банк обязан вексель немедленно учесть; 3 аккредитив с рассрочкой платежа (оплата по истечении определенного периода после представления документов (через месяц, три месяца, полгода, и т.д.) или в определенную в аккредитиве дату); 4 аккредитив с «красной оговоркой» предусматривает выплату аванса.

Основные этапы работы с аккредитивом: 1. Выставление аккредитива. По заявлению приказодателя и в соответствии с ним банк-эмитент выставляет аккредитив, т.е. передает его в подтверждающий/авизующий банк, используя систему корреспондентских счетов. При необходимости банк-эмитент обращается с просьбой к другому банку подтвердить аккредитив.2. Внесение изменений в аккредитив. 3. Представление и оплата документов. Бенефициар формирует комплект документов. Банк проверяет документы по внешним признакам. Если представлены документы, не оговоренные в аккредитиве, банк их не рассматривает. При отсутствии расхождений в представленных документах с условиями аккредитива, документы оплачиваются в соответствии с условиями, оговоренными в аккредитиве. Если при проверке документов банком обнаружены расхождения, запрашивается банк-эмитент, который в свою очередь, запрашивает приказодателя о допустимости оплаты документов с расхождениями; в этом случае оплата возможна с разрешения приказодателя. 4 Оплаченные документы направляются приказодателю.

Положительные стороны аккредитива заключаются в первую очередь в том, что он дает гарантию сторонам по контракту (гарантия оплаты поставки для бенефициара, с одной стороны; гарантия для приказодателя, что денежные средства уйдут только после отгрузки - с другой). Использование аккредитива в схемах финансирования позволяет оптимизировать стоимость и структуру заемных средств для предприятий; поскольку существует обязательства банка оплатить товар, поставщик может предоставить покупателю товарный кредит, оговоренный в аккредитиве как рассрочка или отсрочка платежа. К отрицательным сторонам аккредитива относят сложность и относительную длительность расчетов, высокую стоимость по сравнению с другими формами расчетов.

13. Документарного инкассо: сущность и содержание.

Документарное инкассо является операцией, в которой банк действует в качестве посредника между продавцом (экспортером) и покупателем (импортером). Банк по поручению клиента получает причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные товары, оказанные услуги и зачисляет средства на счет клиента в банке на основании расчетных документов. Ответственность банков при документарных инкассовых операциях сводится и ограничивается в основном к пересылке и вручению документов против оплаты или акцепта, но без собственного обязательства произвести платеж, если покупатель не выполнит или не сможет выполнить своих обязанностей по инкассо. При этом банки не несут никакой ответственности за последствия форс-мажорных обстоятельств, задержки, потери при пересылке сообщений или документов, если они возникают не по их собственной вине. Стороны, участвующие в операциях по документарному инкассо: 1Доверитель (поставщик) – сторона, которая поручает банку проведение операции по инкассированию; 2 Плательщик (получатель товара)– лицо, которому должно быть сделано представление в соответствие с инкассовым поручением. 3 Банк-эмитент (банк плательщика) 4 Банк поставщика (банк-ремитент). Схема расчета: 1. Заключение контракта (с указанием банков, через которые будут производиться расчеты). 2. Отгрузка поставщиком товара в соответствии с условиями контракта. 3. Получение поставщиком транспортных документов. 4. Подготовка поставщиком комплекта документов и представление их при инкассовом поручении своему банку. 5. Проверка банком-ремитентом документов и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку плательщика. 6. Представление банком плательщика инкассового поручения и документов плательщику для проверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводных векселей) непосредственно или через другой банк. 7. Получение банком плательщика платежа от плательщика и выдача ему документов. 8. Перевод банком плательщика выручки банку поставщика.

Преимущества инкассирования: гарантия продавцу, что покупатель не получит документы во владение до оплаты поставки; инкассо позволяет проверить документы до платежа; простой документооборот;

Недостатки инкассирования: покупатель может отказаться от платежа или быть неплатежеспособным; поиск новых контрагентов или отгрузка товаров обратно при форс-мажорных обстоятельствах приводит к дополнительным затратам.

 

 

14.Учет векселей банком: принципиальная схема и содержание операции.

 

Учетом (или дисконтом) векселя называется такая операция, в которой банк, принимая вексель от векселедержателя, выдает ему сумму этого векселя до срока погашения по нему, удерживая в свою пользу некоторую сумму, называемую учетным процентом, или дисконтом. Сумма дисконта = (V*t*r)/(100*360), где V – сумма векселя; t – срок до наступления платежа по векселю, дней; r – годовая учетная ставка. Сумма дисконта удерживается банком из суммы векселя в момент его учета.

С юридической стороны учет векселей представляет передачу (индоссацию) векселя на имя банка, т.е. предъявитель становится должником по векселю, а банк – кредитором-векселедержателем (вексель д.б.акцептован у трассата). По экономической сути досрочное получение средств по векселю векселедержателем означает получение им ссуды, которая впоследствии гасится плательщиком по векселю. Т.о., путем учета каждый векселедержатель в случае необходимости имеет возможность превратить находящиеся у него векселя в деньги. Учитывая вексель, векселедержатель также избавляется от забот о возврате банку полученных по учету сумм, поскольку банк получает их непосредственно от векселедателей и только при неблагоприятном финансовом состоянии последних обращается к предъявителю векселя. Банка, принимая векселя к учету, получают прибыль путем удержания в свою пользу процентов. Аналогично учету простого векселя осуществляется дисконтирование переводного векселя. Известно, что в обращении переводного векселя, выставленного покупателем товара, кроме векселедержателя (поставщика) и векселедателя (покупателя) участвует третье лицо – плательщик по векселю (дебитор), на которого трассант-векселедатель переводит платеж.

Схема учета: 1 – предъявление векселя к учету; 2 – проверка векселя; 3 – договор учета; 4 – перевод денег за вычетом дисконта; 5 – передача векселя путем индоссамента; 6 – внутрибанковские операции по учету и хранению векселя; 7 – предъявление векселя к платежу; 8 – платеж; 9 – возврат погашенного векселя векселедателю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.012 с.)