Методы и инструменты контроллинга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и инструменты контроллинга.



Для изучения предмета контроллинга используются как общенаучные, так и специфические приемы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.

К числу специфических методов, применяемых в контроллинге, относятся:

1. ABC-анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При ABC-анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

1) A-задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).

2) B-задачи – это также важные задачи, но их можно делегировать компетентным сотрудникам.

3) C-задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).

При ABC-анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют важности этих работ.

На выполнение A-задач требуется ≈ 5% времени. Значимость A-задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

B-задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

C-задачи занимают ≈ 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.

Данный анализ можно представить схематично (рис. 2,3).

Рис. 2. ABC-анализ затрат
В-задачи
С-задачи
А-задачи
Затраты времени, 100%
Значимость работы, 100%

B-задачи
«мусорная корзина»
A-задачи
  C-задачи
важность
срочность

Рис. 3. Разделение задач по важности и срочности


2. Анализ величины в точке безубыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. ЕЕ можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определении их уровня можно использовать графический и аналитический методы.

На графике по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции); по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации (рис. 4).

Рис. 4. Анализ величины в точке безубыточности
Область убытков
Точка безубыточности
Приемлемый диапазон объемов производства
Область прибыли
Доход от реализации
Совокупные расходы
Переменные расходы
Постоянные расходы
Область безопасности
Объем производства

 

По графику можно установить, при каком объеме реализации предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точка безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Разность между фактически и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз чертить график, что довольно трудоемко.

Анализ величины в точке безубыточности используется для:

· определения целевой прибыли;

· устранения уровня загрузки производственных мощностей;

· выбора номенклатурных групп, которые приносят наибольшую прибыль предприятию;

· для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;

· для устранения и контроля ценовой политики;

· для принятия инвестиционных решений;

· для определения критической выручки;

· для определения финансовой устойчивости предприятия.

3. Метод расчета сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки от продаж вычитаю сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене.

Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.

4. Метод расчета инвестиций:

1) цели инвестиционных расчетов:

· определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;

· выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;

· формирование инвестиционных программ;

2) данные, необходимые для инвестиционных расчетов:

· внутренние (переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, наличие «узких» мест на предприятии, производительность, рыночная доля и т.д.);

· внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, законодательство, поведение конкурентов, динамика цен, состояние рынка труда и т.д.);

3) методы инвестиционных расчетов:

Оценка отдельных инвестиционных проектов осуществляется статистическими и динамическими методами.

Статистические методы:

а) метод сравнения по издержкам;

б) метод сравнения по прибыли;

в) метод расчета рентабельности;

г) метод расчета амортизации (срока окупаемости).

Динамические методы:

а) метод расчета ценности капитала (метод аннуитетов);

б) метод расчета внутренней рентабельности;

Обоснование инвестиционных программ возможно с помощью классических методов и имитационных моделей.

К классическим методам относятся статистические и динамические.

К имитационным моделям относятся инвестиционно-финансовые, инвестиционно-производственные и производственно-финансово-инвестиционные модели.


 

Заключение.

В современных условиях важное значение имеет система кон­троллинга, которая стремится так управлять процессом текуще­го анализа плановых и фактических показателей, чтобы исклю­чить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. На начальном этапе внедрения контроллинга он выступает как система, которая оповещает о возникновении негативных от­клонений в деятельности фирмы для своевременного принятия противодействующих мер.

В деятельности фирмы контроллинг — это целостная кон­цепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

Оперативное управление фирмой посредством процессоров «согласование цели», «планирование», «сопоставление плано­вых и фактических показателей», «анализ», «регулирование» позволяет получать запланированную прибыль, если фирма рас­полагает гибкой информационной системой. В центре внимания должны находиться факторы, препятствующие достижению намеченного результата.

Концепция стратегического контроллинга построена на том же принципе биокибернетического контура регулирования, что и концепция оперативного контроллинга. В обоих случаях целью являются получение прибыли и гарантия существования фирмы. Следует заострить внимание и на факторах роста, определяемых бурным развитием технологий. Планирование сориентировано не на издержки, доходы, расходы и инвестиции, а на потенциал, который в будущем обеспечит прибыль. Стратегический контрол­линг базируется на программах определения прибыли на инвес­тированный капитал, анализа потенциала и предложений по со­вершенствованию работы фирмы.

Для успешного регулирования прибыли и руководства пред­приятием необходима обработка дополнительных данных фи­нансовой бухгалтерии и учета затрат, что является предпосыл­кой верной реализации идеи контроллинга.

Правильно функционирующая система контроллинга помо­гает руководству фирмы спрогнозировать шансы и риски рань­ше, чем это сделают конкуренты, и таким образом обеспечить жизнеспособность фирмы, укрепить свое положение на рынке и гарантировать постоянную и стабильную прибыль. При вне­дрении концепции контроллинга у консультантов по налого­вым вопросам открывается хорошая возможность взять в свои руки консультационную службу, квалифицированно и компе­тентно помогая таким образом предпринимателю в планирова­нии и управлении.

В системе оперативного контроллинга рассматриваются эко­номические процессы в рамках одного года. Значит, если речь идет о краткосрочном периоде, исходят из имеющихся ресурсов. Регулирование производственного процесса осуществляется пу­тем непрерывного сопоставления плановых данных с фактиче­скими. Плановые данные сравнивают, по возможности, ежеме­сячно с нормативными величинами для своевременного определе­ния отклонений.

Оперативный анализ и инструменты являются важными состав­ляющими концепции контроллинга, которые пригодны прежде всего для решения проблем, возникающих на предприятии.

Возрастающее давление со стороны конкурентов, ухудшение состояния внешней среды, быстро изменяющаяся ситуация на рынках, сужающаяся сфера деятельности в связи с введением новых законов приводят к тому, что предъявляются все более высокие требования руководителям предприятий. Поэтому, что­бы гарантировать или увеличить прибыль, необходимо совер­шенствовать процессы планирования, контроля и регулирования на предприятиях.

Для эффективного управления предприятием в будущем необходимо внедрять новые или дополнительные методы и ин­струменты. Следует поддерживать равновесие между оборотом, затратами и прибылью. Отклонения должны быть вовремя опре­делены, чтобы руководство предприятия могло незамедлитель­но осуществить регулирующие действия.

Задача руководителей предприятия и контролера — примене­ние соответствующего инструментария для решения конкрет­ных проблем. Необходимо владеть определенными методами, чтобы по возможности самостоятельно управлять функциональ­ными подразделениями. Принимая решения, руководители долж­ны вносить свой вклад в поддержание выбранного курса.

Оперативный анализ и соответствующие инструменты управ­ления являются базой оперативного контроллинга. Чем лучше и последовательнее используются отдельные инструменты, тем более действен контроллинг на предприятии.

Эффективная система контроллинга снижает загрузку пред­принимателей и руководителей и высвобождает время.


 

Расчетная часть.

ЗАДАНИЕ 1. Определить, на какие группы подразделяются затраты в соответствии с представленными признаками классификации, дать им характеристику и привести пример затрат, относящихся к этим группам.

 

Признак классификации Затраты Характеристика Пример
По степени участия в процессе производства Основные Затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства Предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее)
Накладные Затраты, образуемые в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им. Затраты на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).
По отношению к уровню деловой активности Переменные Затраты, изменяемые в прямой пропорциональности по отношению к изменению объема производства Затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих

 

  Постоянные Затраты, не изменяемые в течение отчетного периода, не зависящие от деловой активности предприятия Ежемесячная арендная плата, расходы на ремонт офиса, расходы на уборку производственных помещений, расходы на теплоснабжение
Полупеременные Затраты, имеющие одновременно переменные и постоянные компоненты Месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров

 


 

ЗАДАНИЕ 2. На основе исходных данных составить корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, сгруппировать затраты предприятия по экономическим элементам и статьям затрат.

Затраты цехов вспомогательных производств распределяются методами прямого распределения.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между заказами пропорционально прямым материальным затратам отдельных заказов.

Таблица 4

Хозяйственные операции машиностроительного завода за месяц 200_ г.

 

№ п/п Наименование затрат    
Д К
  Отпущены со склада основные материалы для изготовления продукции в цехе основного производства:  
- по заказу А 20.А 10.1 94213,00
- по заказу В 20.В 73210,00
  Отпущены со склада вспомогательные материалы на содержание:  
- оборудования цеха основного производства   10.6 19380,00
- транспортных средств 23.Т 13210,00
- оборудования ремонтного цеха 23.Р 22190,00
  Отпущено со склада топливо на нужды транспортного подразделения 23.Т 10.3 18560,00
  Израсходованы канцелярские принадлежности, отпущенные:  
- транспортному подразделению 23.Т 10.9 1050,00
- складам   1730,00
- административному подразделению   5200,00
  Оприходованы на склад материалов возвратные отходы:  
- по заказу А 10.6 20.А -6300,00
- по заказу В 10.6 20.В -4710,00
  Списаны со склада запчасти для текущего ремонта:  
- оборудования основного производства   10.5 31000,00
- оборудования ремонтного цеха 23.Р 8980,00
- транспортных средств 23.Т 12340,00
  Начислена заработная плата:    
рабочим:
- цеха основного производства:
*занятым в выполнении работ по заказу А 20.А   173200,00
*занятым в выполнении работ по заказу В 20.В 191500,00
*за обслуживание производственного оборудования   38400,00
- ремонтного цеха 23.Р 41250,00
- транспортного подразделения 23.Т 36560,00
служащим:    
- цеха основного производства     58000,00
- ремонтного цеха 23.Р 23500,00
- транспортного подразделения 23.Т 12500,00
- складов   18300,00
- административного подразделения   89000,00
  Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФФОМС, ТФОМС от заработной платы рабочих:  
- цеха основного производства:  
*занятых в выполнении работ по заказу А 20.А   58888,00
*занятых в выполнении работ по заказу В 20.В 65110,00
*за обслуживание производственного оборудования   13056,00
- ремонтного цеха 23.Р 14025,00
- транспортного подразделения 23.Т 12430,40
заработной платы служащих:  
- цеха основного производства     19720,00
- ремонтного цеха 23.Р 7990,00
- транспортного подразделения 23.Т 4250,00
- складов   6222,00
- административного подразделения   30260,00
  Начислена амортизация:  
- оборудования цеха основного производства     17120,00
- транспортных средств 23.Т 8900,00
- оборудования ремонтного цеха 23.Р 3140,00
- складского оборудования   2340,00
- оборудования административных помещений   3870,00
зданий:  
- гаража 23.Т   1520,00
- складов   1320,00
- административного помещения   1780,00

 

  Начислено поставщикам за отопление:  
стоимость услуг:  
- цеха основного производства     3150,00
- складов   2120,00
- ремонтного цеха 23.Р 1890,00
- гаража транспортного подразделения 23.Т 1790,00
- административного помещения   1830,00
НДС   1940,40
  Начислена арендная плата за аренду административного помещения:  
стоимость услуг     15300,00
НДС   2754,00
  Начислено аудиторской компании за проведенный обязательный аудит:  
стоимость услуг     20500,00
НДС   3690,00
  Начислено телефонной сети за предоставленные услуги:  
стоимость услуг     3100,00
НДС   558,00
  Определяются и списываются расходы транспортного подразделения 20.А 20.В 23.Т 123110,40
  Определяются и списываются расходы ремонтного цеха 20.А 20.В 23.Р 122965,00
  Определяются и списываются общепроизводственные расходы:   231858,00
-на заказ А 20.А   129840,48
-на заказ В 20.В 102017,52
  Определяются и списываются общехозяйственные расходы:   170840,00
-на заказ А 20.А   95670,4
-на заказ В 20.В 75169,6

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.043 с.)