Финансовый и инвестиционный рынки. Сущность, виды, структура и инфраструктура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый и инвестиционный рынки. Сущность, виды, структура и инфраструктура



Финансовая система страны и характеристика ее звеньев

Финансовая система представляет собой систему форм и методов создания, распределения и использования денежных фондов предприятия и населения. Каждая сфера фин-вых отношений представляет собой определяющее звено финн-вой системы.

Структура ФС:

Финансы предприятий: Фонды страхования:

Финансы коммерческих предприятий личные

Финансы некоммерческих предприятий имуществ.

Финансы общественных организаций отв-ти.

       
   


Банковская система

Гос-ные финансы:Финансы граждан и физических лиц

Госбюджет

Гос. внебюдж. вонды

Госкредит

Банки:являются связующим звеном фин-вой системы. Через банковскую систему происходит перераспределение всех денежных ресурсов между остальными звеньями финн-вой системы.

Гос-ные финансы:им принадлежит ведущая роль в перераспределении фин-вых ресурсов между регионами страны, отраслями экономики, производственной и непроизвод. сферами, отдельными группами и слоями населения. Они выступают регуляторами всех фин-вых отношений.

Гос-ный бюджет: явл-тся главным звеном фин-вой системы и представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций и задач гос-ва.

Гос-ные внебюджетные фонды:имеют строго целевое назначение и призваны осуществл. фин-ние важнейших социал. мероприятий.

Гос-ный кредит:отражает кредитное отношение гос-ва по поводу мобилизации им временно свободных денежных ср-в предприятий и населения на началах возвратности для фин-ния гос.расходов.

Фонды страхования:предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятию и населению, а также для выплаты застрахов. лицу мат-го обеспечения при наступлении страхового случая.

Финансы предприятий:составляют основу финансов, поскольку от их положения зависит обеспеч-ть централизов. денеж. фондов. финансов. ресурсами и в конечном счете, общее фин-вое положение страны. Они участвуют в сфере мат-го производства, тем самым создавая НД, кот. является источником формирования различ. денеж. фондов.

Финансы граждан:экономические отношения, возникающие в секторе домохозяйства. Финансы д./х. составляют основу их жизни и предполагают контроль за поступлением и расходованием денеж.ср-в в денеж.фонды отдел.д./х.

 

 

Инфляция спроса

Инфляция издержек

· В зависимости от темпов роста цен.

умеренная - среднегодовые темпы прироста цен составляют 5-10%,

галопирующая – прирост цен 10-50%,

гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен, развал банковской системы. (свыше 200% в год), супергиперинфляция – выделяется в рамках гиперинфляции. Рост цен составляет свыше 200 % в год.

· По форме проявления.

Подавленная (скрытая) – цены регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить ничего невозможно.

Открытая – официально регистрируется статистическими службами.

· По последствиям.

Сбалансированная – когда рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг.

Несбалансированная – инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой.

Причины возникновения инфляционных процессов.

1. Внешнеэкономические факторы.

2. Адаптивные инфляционные ожидания. Связаны с воздействием политической нестабильности, с деятельностью средств массовой информации.

3. Налоговая политика государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе.

4. Политическая нестабильность в государстве и социальная активность населения, связанная с забастовками в базовых отраслях экономики

5. Диспропорциональность или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

6. Рост спроса над предложением товара.

Основными формами борьбы с инфляцией традиционно считаются денежная реформа и антиинфляционная политика.

Денежная реформа заключается в полном или частичном преобразовании денежной системы, проводимом государством для упорядочения и укрепления денежного обращения, и осуществляется различными методами

Нуллификация означает полную ликвидацию из обращения действующих денежных знаков, а реставрация – напротив, восстановление этих знаков в обращении.

Деноминация имеет меньшее значение и заключается в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Эффективными считаются два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок на кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Однако ее осуществление способно вызвать социальные противоречия. Это говорит о том, что в России необходимы специальные подходы к осуществлению эффективной отечественной антиинфляционной политики, включающие:

1) разработку и осуществление государственных программ развития экономики, прежде всего отраслей и предприятий, способствующих становлению конкретного высокотехнологического и наукоемкого производства;

2) проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой сети экономической информации для предприятий;

3) усиление стимулов производственного накопления, в т. ч. субсидирование, способное поддержать спрос накопления у предпринимателей и населения;

4) изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства ТНП, т. е. создание условий для перелива капитала из I во II-е подразделение общественного производства.

5) стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков и ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;

8) совершенствование налоговой системы и ее регулирующей роли;

9) создание условий для прекращения импорта инфляции.

10) изменение денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений.

 

 

5. Финансовый механизм в рыночной экономике: содержание и состав

ФМ - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку - общей долевой направленности. В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составные блоки только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам.

Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.

Предоставление кредитов

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ,

7) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

это группировка р-в, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям ср-в бюджета. Перечень прямых получ-й ср-в бюджета утверждается на соответствующий год.

 

Предоставление кредитов

ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

это группировка р-в, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям ср-в бюджета. Перечень прямых получ-й ср-в бюджета утверждается на соответствующий год.

 

Пенсионное обеспечение в РФ

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Виды государственных пенсий

1. Трудовая пенсия по старости — назначается мужчинам 60 лет и женщинам 55 лет, при условии наличия пятилетнего трудового стажа.

2. Социальная пенсия - пенсия по государственному социальному обеспечению (гос. пенсия), устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.

a) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в т. ч. инвалиды с детства, не имеющие права на пенсию трудовую, либо на гос. пенсию по инвалидности;

б) дети-инвалиды;

в) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по случаю потери кормильца;

г) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям;

д) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям. П. с., назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - начисляется нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении. Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает, пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего.

4. Трудовая пенсия по инвалидности — пенсия, которая устанавливается в связи с нарушением здоровья человека (стойкое расстройство функций организма), которое привело к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в трудовой жизни.

5. Пенсия за выслугу лет — государственные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

 

Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии и на иные цели.

 

Госуд. ФК.

Главная цель государственного контроля – максимизация поступлений денежных средств в бюджет и их целевое использование.

Виды государственного контроля:

1. президентский финансовый контроль

Осуществляется в соответствии с Конституцией путем издания указов по финансовым вопросам и подписании федеральных законов.Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ.

2. Правительственный финансовый контроль

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег, кредита.

Контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и агентств. Ведущее место в системе финансового контроля со стороны Правительства принадлежит Министерству Финансов, которое разрабатывает и проводит финансовую политику и непосредственно контролирует ее осуществление органами исполнительной власти.

3. парламентский контроль

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры, комитеты и комиссии, Совет Федерации и Государственная Дума, Счетная Палата РФ.Особое место принадлежит Счетной Палате, которая осуществляет контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, контролирует состояние внешнего и внутреннего долга РФ, деятельность ЦБ РФ, эффективность использования иностранных кредитов и займов.

4. налоговый контроль – осуществляется федеральной налоговой службой.

Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременной уплаты налогов и других обязательных платежей.

Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, которые осуществляют текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

5. страховой контроль – осуществляется федеральной службой страхового надзора. Задачи:лицензирование страховой деятельности и регулирование страхового рынка, контроль соблюдения прав и интересов страхователей, установление форм отчетности по страховой деятельности

6. контроль денежно-кредитных отношений

Осуществляется ЦБ РФ. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение – Комитет банковского надзора - проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ РФ нормативов банковской деятельности.

7. таможенный контроль – осуществляется государственной таможенной службой, которая проводит контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

 

Финансовый и инвестиционный рынки. Сущность, виды, структура и инфраструктура

Под финансовым рынком понимается - совокупность всех денежных ресурсов, которые находятся в постоянном движении под воздействием изменяющего спроса и предложения на них со стороны различных объектов экономики. Финансовый рынок- является каналом распределения и перераспределения денежных средств в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов и изменениями рыночной конъюнктуры.

По видам финансовых инструментов выделяют основные виды:

1.денжный рынок.

2. кредитный рынок.

3. валютный рынок.

4. рынок ЦБ.

5. страховой рынок

6. рынок золота.

по сфере распространения, т. е. по широте охвата, можно выделить международный и внутренний финансовые рынки. В свою очередь, как международный, так и внутренний рынок состоит из ряда региональных рынков, которые образуются фин. центрами (банками, биржами, фин. компаниями и т.д.) в отдельных регионах мира или данного гос-ва.

по степени организованности

Организованный фин. рынок – это рынок, функционирующий по опред-м правилам, установленным спец-ми фин.учреждениями: банками, ломбардами и фин-ми биржами (фондовый, валютный, драг. металлов и камней).

Неорганизованный фин. рынок – представляет собой сферу купли–продажи фин. активов через другие различные фин. институты. сейчас создается российский рынок долгов.

Инфраструктура – биржи, брокеры, дилеры, банк. система, инвестиционные фонды.

Инвестиционный рынок - это совокупность экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями инвестиционных товаров и услуг.

Товарами на этом рынке выступают объекты инвестиционной деятельности. В соответствии с их классификацией инвестиционный рынок структурно распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов.

Во-первых, рынок объектов реального инвестирования:

· рынок недвижимости - промышленные объекты, жилье, объекты малой приватизации, земельные участки, объекты незавершенного строительства, аренда;

· рынок прямых капитальных вложений - новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение;

· рынок прочих объектов реального инвестирования - художественные ценности, драгоценные металлы и изделия, прочие материальные ценности;

Во-вторых, рынок объектов финансового инвестирования:

· фондовый рынок - акции, государственные обязательства, опционы и фьючерсы;

· денежный рынок - депозиты, ссуды и кредиты, валютные ценности;

В-третьих, рынок объектов инновационных инвестиций:

· рынок интеллектуальных инвестиций - лицензии, ``ноу-хау'', патенты;

· рынок научно-технических новаций - научно-технические проекты, рационализаторство, новые технологии.

В качестве продавцов выступают собственники проектов и программ -предприятия, нуждающиеся в инвестициях (реципиенты), разрабатывающие для этого инвестиционные предложения, бизнес-планы и другие необходимые для привлечения инвестора документы; Продавцами могут быть также муниципальные или государственные органы, предлагающие для реализации инвестиционные проекты социального, экологического или оборонного характера Покупателями на данном рынке являются инвесторы - те, кто готов вложить свой капитал в реализацию.

Посредниками на инвестиционном рынке являются банки и инвестиционные фонды, различные консультационные фирмы и агентства, организаторы инвестиционных выставок, ярмарок, агенты правительства по работе с внутренними и внешними инвестициями, государственные фонды поддержки малого предпринимательства, инкубаторы малого бизнеса и др.

 

 

2. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финан. отнош-я выражают те денеж. отнош-я, к-ые возникают:

1) м-у предприятиями в процессе произ-ва и реа-ции продукции;

2) внутри пред-тия при формировании и кругообороте его фондов;

3) м-у гос-вом, пред-тиями и населением при уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

4) м-у отдельными звеньями бюджет. системы в процессе бюджетного регулирования;

5) м-у пред-тиями, населением и страховыми компаниями при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страховых случаев.

Особенности финансовых отношений: 1) это денеж. отнош-я, т.к. деньги выступают материальной основой существования финансов; но не все денеж. отнош-я относятся к финансовым. 2) в процессе этих отношений происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов, распределение и перераспределение нац-го дохода. 3) гос-во – субъект, к-е регулирует все финансовые отношения.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

1) ф-я образования доходов – проявляется в своевременной и полной концентрации всех финан. ресурсов в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

2) распределительная – распределение и перераспределение всех денеж. поступлений. В рез-те распределения нац. дохода формир-ся денеж. фонды гос-ва, пред-й и населения, и формируются основные или производные доходы участников материального произв-ва. Первичное распределение переходит в перераспределение, к-е связано с наличием непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, наука), в к-й нац. доход не создается, с перераспределением доходов м-у различными соц. группами населения, отдельными регионами страны. В рез-те образуются вторичные (производные) доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

3) контрольная – контроль за распределением нац. дохода и использованием его по целевому назначению. Осуществляется ч-з дея-ть финан. органов на уровне гос-ва и финансовых служб предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.057 с.)