Инфляция: сущность, формы проявления и причины, направления антиинфляционной политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция: сущность, формы проявления и причины, направления антиинфляционной политики государства



Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

 

Виды инфляций:

· По причинам.

Инфляция спроса

Инфляция издержек

· В зависимости от темпов роста цен.

умеренная - среднегодовые темпы прироста цен составляют 5-10%,

галопирующая – прирост цен 10-50%,

гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен, развал банковской системы. (свыше 200% в год), супергиперинфляция – выделяется в рамках гиперинфляции. Рост цен составляет свыше 200 % в год.

· По форме проявления.

Подавленная (скрытая) – цены регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить ничего невозможно.

Открытая – официально регистрируется статистическими службами.

· По последствиям.

Сбалансированная – когда рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг.

Несбалансированная – инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой.

Причины возникновения инфляционных процессов.

1. Внешнеэкономические факторы.

2. Адаптивные инфляционные ожидания. Связаны с воздействием политической нестабильности, с деятельностью средств массовой информации.

3. Налоговая политика государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе.

4. Политическая нестабильность в государстве и социальная активность населения, связанная с забастовками в базовых отраслях экономики

5. Диспропорциональность или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

6. Рост спроса над предложением товара.

Основными формами борьбы с инфляцией традиционно считаются денежная реформа и антиинфляционная политика.

Денежная реформа заключается в полном или частичном преобразовании денежной системы, проводимом государством для упорядочения и укрепления денежного обращения, и осуществляется различными методами

Нуллификация означает полную ликвидацию из обращения действующих денежных знаков, а реставрация – напротив, восстановление этих знаков в обращении.

Деноминация имеет меньшее значение и заключается в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Эффективными считаются два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок на кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Однако ее осуществление способно вызвать социальные противоречия. Это говорит о том, что в России необходимы специальные подходы к осуществлению эффективной отечественной антиинфляционной политики, включающие:

1) разработку и осуществление государственных программ развития экономики, прежде всего отраслей и предприятий, способствующих становлению конкретного высокотехнологического и наукоемкого производства;

2) проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой сети экономической информации для предприятий;

3) усиление стимулов производственного накопления, в т. ч. субсидирование, способное поддержать спрос накопления у предпринимателей и населения;

4) изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства ТНП, т. е. создание условий для перелива капитала из I во II-е подразделение общественного производства.

5) стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков и ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;

8) совершенствование налоговой системы и ее регулирующей роли;

9) создание условий для прекращения импорта инфляции.

10) изменение денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений.

 

 

5. Финансовый механизм в рыночной экономике: содержание и состав

ФМ - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку - общей долевой направленности. В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составные блоки только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам.

Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.008 с.)