Понятие и виды методов административной деятельности органов внутренних дел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды методов административной деятельности органов внутренних дел.



ВВЕДЕНИЕ

Проблемы содержания административной деятельности органов внутренних дел находятся в центре внимания как ученых, так и специалистов-практиков. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов. Одним из важнейших обстоятельств, которое привлекает внимание к административной деятельности органов внутренних дел, является то обстоятельство, что в ходе административной деятельности затрагиваются права граждан и юридических лиц, которые взаимодействуют с должностными лицами органов внутренних дел. От того, как определен порядок взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами внутренних дел и их должностными лицами, зависит эффективность осуществляемой ими деятельности, качество оказываемых государственных услуг, а также уровень законности и дисциплины в органах внутренних дел.

В этой связи содержание административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, имеет весьма актуальное значение. Следует отметить, что административная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, достаточно разнообразна и осуществляется в строго определенных административно-правовых формах и административно-правовыми методами.


.

Вопрос 1.

Вопрос 3.

Личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на транспорте.

В соответствии с п.16 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

Производится для предотвра­щения незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламе­няющихся, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов, оружия, боеприпасов и других опасных предметов, грузов и веществ.

Меры административно-процессуального обеспечения,

Применяемые полицией

 

Принудительные мерами административно-процессуального обеспечения применяются, в рамках производства по делу об этом право­нарушении и направлены на обнаружение орудий и предметов правона­рушения, установление личности нарушителей, обнаружение, закрепление и приобщение к делу доказательств и создание иных условий для объек­тивного, всестороннего и полного рассмотрения дела в целях реализации норм материального права, устанавливающих ответственность, главным образом, за административные правонарушения, а также для реализации некоторых иных административно-правовых санкций.

Они включают в свой состав: 1) меры, обеспечивающие участие обя­занных лиц в производстве по делу об административном правонаруше­нии; 2) меры, направленные на получение доказательств; 3) меры, обеспе­чивающие исполнение вынесенного по делу решения.

В частности, в рамках производства по делу об административном правонарушении применяются меры административно-процессуального обеспечения, закрепленные в главе 27 КоАП РФ.

К числу мер, обеспечивающих участие обязанных лиц в произ­водстве по делу об административном правонарушении, относятся: 1) доставление, 2) административное задержание, 3) привод.

Применение этих мер направлено на то, чтобы создать необходимые условия для вы­полнения обязанными лицами законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правона­рушении. Их применение позволяет преодолеть препятствия, возникающие в ходе производства по данному делу, обеспечить своевременное и пра­вильное его рассмотрение и исполнение принятого по нему постановления. Рассмотрим эти меры подробнее.

1. Доставление. В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление «есть принудительное препровождение физического лица в целях состав­ления протокола об административном правонарушении при невозможно­сти его составления на месте выявления административного правонаруше­ния, если составление протокола является обязательным». При этом со­трудники органов внутренних дел осуществляют доставление «в служеб­ное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения» (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Время, необходимое для доставления нарушителя, конкретно не оп­ределено. В законодательстве лишь отмечается, что оно должно быть осу­ществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствую­щая запись в протоколе об административном правонарушении или в про­токоле об административном задержании,

2. Административное задержание. ( Регламентировано ст 14. ФЗ «О полиции»)

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.

3. Привод. В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без ува­жительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несо­вершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственно­сти, а также свидетеля, и их отсутствие препятствует всестороннему, пол­ному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное ли­цо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на ос­новании определения судьи, органа, должностного лица, рассматриваю­щих дело об административном правонарушении, в порядке, установлен­ном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Указанных лиц приводят, и они должны находиться там, где рассмат­ривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.


Для сбора (обнаружения, закрепления и приобщения к делу) дока­зательств сотрудниками милиции применяются разнообразные, преду­смотренные главой 27 КоАП РФ, принудительные меры обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях, к числу кото­рых относятся: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физиче­ском лице (ст. 27.7); осмотр принадлежащих юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); изъятие вещей и документов (ст. 27.10 ); направление на меди­цинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12); арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, (ст. 27.7КоАП РФ) то есть обследование вещей, проводимое без на­рушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необ­ходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов ад­министративного правонарушения должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматривае­мым в присутствии двух понятых того же пола. Доступ других лиц в по­мещение, где производится личный досмотр, должен быть исключен.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных пред­метов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии дос­таточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в про­токоле о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), то есть обследование транспортного средства, проводимое без нару­шения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнару­жения орудий совершения либо предметов административного правона­рушения.

Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанны­ми в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответст­вующая запись в протоколе об административном задержании.

Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ст. 27 10 КоАП РФ).

Вещи, являющиеся орудием или предметами административного правонарушения, и документы, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совер­шения административного правонарушения либо при осуществлении лич­ного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, подлежат изъятию лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнару­женных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуще­ствляется лицами, указанными в ст. 28.3 настоящего КоАП РФ, в присут­ствии двух понятых.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делает­ся соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), делается запись в протоколе об административном правонарушении.


Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежат управляющие транспортными средствами лица, в отношении ко­торых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в со­стоянии опьянения (ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ).

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ). Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явивших­ся орудиями совершения или предметами административного правонару­шения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспорт­ных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об администра­тивном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применя­ется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, на­значенным должностным лицом, наложившим арест.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест ве­щей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

 


К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение выне­сенного по делу решения, применяемым органами внутренних дел (поли­цией) относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказа­ний:

- исполнение постановления о лишении права управления транс­портным средством путем изъятия водительского удостоверения (ч. 1. ст. 32.5; ч. 1 ст. 32.6);

- исполнение постановления о возмездном изъятии или конфиска­ции оружия или боевых припасов (ч. 1 ст. 32.4);

 

Заключение.

Административная деятельность милиции является одним из основных направлений деятельности милиции, наряду с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной.

В юридической литературе под административной деятельностью милиции подразумевается ее управленческая, исполнительно-распорядительная, государственно-властная деятельность, состоящая в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений административно-правовыми средствами и в административно-правовых формах. Однако данное определение не позволяет выявить содержание, специфику административной деятельности полиции как функции полиции.

Следует согласиться с мнением о том, что административная деятельность полиции, как самостоятельное направление деятельности полиции, есть по существу весьма условное и собирательное понятие, отличающееся разнородностью своего положительного содержания. Ее границы зависят лишь от того, насколько полно и четко успели обособиться другие функции милиции – оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная. И смысл термина «административная деятельность полиции» лучше всего может быть раскрыт путем «отрицательной» характеристики: это та деятельность милиции, которая не является сыскной или процессуальной.

 


Список использованной литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Текст опубликован в новой редакции в Собрании законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. О полиции: Федеральный Закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №248

4. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №249

5. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №250

 

6. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. №1138

7. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

8. Кваша, Л.Ф. Структурно-организационное обеспечение милицией охранительных функций государства в условиях переходного периода // Российский следователь. – 2006 №4. СПС КонсультантПлюс.

9. Агафонов С.И. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность // Административное и муниципальное право. – 2008. -№1 СПС КонсультантПлюс.

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы содержания административной деятельности органов внутренних дел находятся в центре внимания как ученых, так и специалистов-практиков. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов. Одним из важнейших обстоятельств, которое привлекает внимание к административной деятельности органов внутренних дел, является то обстоятельство, что в ходе административной деятельности затрагиваются права граждан и юридических лиц, которые взаимодействуют с должностными лицами органов внутренних дел. От того, как определен порядок взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами внутренних дел и их должностными лицами, зависит эффективность осуществляемой ими деятельности, качество оказываемых государственных услуг, а также уровень законности и дисциплины в органах внутренних дел.

В этой связи содержание административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, имеет весьма актуальное значение. Следует отметить, что административная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, достаточно разнообразна и осуществляется в строго определенных административно-правовых формах и административно-правовыми методами.


.

Вопрос 1.

Понятие и виды методов административной деятельности органов внутренних дел.

Под методами административной деятельности органов внутренних дел понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется ох­рана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складываю­щихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасно­сти.

Следовательно, методы административной деятельности органов внутренних дел представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники органов внутренних дел воздействуют на сознание и поведение лиц, с кото­рыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осущест­вления возложенных на них служебных обязанностей.

При осуществлении административной деятельности для обеспече­ния общественного порядка и общественной безопасности сотрудники органов внутренних дел ис­пользуют такие традиционные и проверенные временем методы, как убеж­дение и принуждение. Названные методы - это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и в особенности для дея­тельности органов внутренних дел.

По характеру воздействия методы управленческого воздействия под­разделяются на прямые (административные) или косвенные (экономиче­ские).

Учитывая содержание внешневластной административной деятель­ности органов внутренних дел, по способу охраны правопорядка и характеру воздействия каждого метода на общественные отношения в дополнение к указанным общим (универсальным) методам управленческой деятельности можно выделить следующие специальные методы административной деятельно­сти органов внутренних дел: осуществление административного надзора, применение прямого административного принуждения, оказание полицейской помощи, выдача полицейского разрешения, государственная регистрация, лицензи­рование.

Административный надзор как метод - это узкоспециализирован­ное наблюдение сотрудниками органов внутренних дел за точным соблюдением гражда­нами, должностными лицами, организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения. Административный надзор осуществляется путем наблюде­ния, выявления, патрулирования, посещения, проверок и иными путями. Административный надзор может сочетаться с другим методом полицей­ской деятельности - административным принуждением.

Оказание полицейской помощи представляет собой особый способ охраны субъективных прав граждан (права на жизнь, здоровье, медицин­скую помощь и т. д.).

Выдача разрешения - способ обеспечения общественной безопас­ности, при котором в условиях существования общего запрета на опреде­ленные действия всех лиц отдельные граждане получают от компетентных органов разрешение на такого рода действия (разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия).

Государственная регистрация как метод полицейской деятельности -способ охраны правопорядка и общественной безопасно­сти, применяемый путем признания права заинтересованного лица на ка­кое-либо социальное благо (место жительства, имущество, предпринима­тельскую деятельность) и записи об этом в специальном государственном документе: реестре, журнале и пр. Такая запись разрешает заинтересован­ному лицу (гражданину, организации) пользоваться зарегистрированным правом (имуществом).

Лицензирование - один из способов охраны правопорядка и обес­печения общественной безопасности, используемый государством, которое путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на пра­во заниматься определенным видом деятельности предполагает со стороны компетентных органов наблюдение за ним. Органы внутренних дел осуществляют лицен­зирование частной детективной и охранной деятельности, приобретения физическими и юридическими лицами оружия.

Все перечисленные специальные методы полицейской деятельности используются в административной деятельности органов внутренних дел в качестве спо­собов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безо­пасности, гарантируют гражданам и организациям реализацию их закон­ных прав и интересов. Они производны от общих (универсальных) мето­дов государственного управления - убеждения и принуждения, возника­ют и формируются на их основе, специализируют их в специфической сфере полицейской деятельности, будучи ими предопределены. При этом метод принуждения занимает особое место в административной деятель­ности органов внутренних дел, поскольку именно данный метод полицейской деятельно­сти лежит в основе выделения полиции как самостоятельного государст­венного института в механизме государственной власти.

 


Вопрос 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.056 с.)