Ii этап государственой итоговой аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii этап государственой итоговой аттестации



Государственная итоговая аттестация выпускников специальности 050603 «Изобразительное искусство и черчение» в соответствии с учебным планом состоит из следующих видов аттестационных испытаний:

- защита выпускной квалификационной работы в форме дипломного проекта - 23 человека;

- итоговый междисциплинарный экзамен «Технология и организация профессиональной деятельности» - 23 человека.

Государственный междисциплинарный экзамен «Технология и организация профессиональной деятельности» является итоговым для студентов, защищающих выпускную квалификационную работу (ВКР) по специальности.

Итоговый экзамен по учебным дисциплинам общепрофессионального цикла предполагает на выбор студентов три формы:

-собеседование по темам;

-моделирование образовательного процесса;

-защита портфолио.

При определении содержания экзамена по дисциплинам общепрофессионального цикла руководствовались:

· Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. М., 2002 г.;

· Временным Положением о государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования Свердловской области (утверждённым министром общего и профессионального образования Свердловской области от 12.03.2008г. № 64 –и).

· Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж», 2011 г.

Цель междисциплинарного экзамена «Технология и организация профессиональной деятельности» – выявление системного, целостного восприятия выпускником профессиональной деятельности и предъявление им уровня освоения различных компетенций, наиболее значимых для ведущих работодателей территории.

Задачи:

- определение уровня общенаучной и общепрофессиональной подготовки выпускника, его психолого-педагогической компетентности;

- определение степени адаптивности и мобильности выпускника, его готовности работать в реальной образовательной системе и совершенствовать ее;

- определение уровня осмысления и коррекции личной позиции молодого специалиста через призму современной образовательной парадигмы, смещение типа информационной обучающей модели на развивающую;

- определение умения ориентироваться в различных по уровню сложности педагогических ситуациях;

- определение уровня понимания значимости рассматриваемой проблемы в построении образовательного процесса.

Содержание всех форм междисциплинарного экзамена отражает актуальные направления развития образования на современном этапе, построено на следующих методологических принципах:

- научности;

- интегративного подхода в изучении психолого-педагогических дисциплин;

- связи теории с практикой;

- соответствия современному состоянию науки, региональных подходов в области образования и др.

Содержательный аспект всех форм междисциплинарного экзамена поможет выявить знание концептуальных основ психолого-педагогических дисциплин; понимание своей Я-концепции в решении образовательных проблем, в выполнении функциональных обязанностей; степень готовности выпускников реализовать права ребенка в области образования.

При составлении тем собеседования использован гетерогенный вид педагогического измерения, в частности, междисциплинарный: в одном задании проверяются знания по разным психолого-педагогическим дисциплинам. Практической составляющей экзаменационных заданий является описание профессиональных ситуаций, решение которых обеспечивает выявление ключевых и профессиональных компетенций.

Структура работы по теме моделирования образовательного процесса предполагает пояснительную записку (с теоретическим обоснованием по проблеме) и практическую разработку модели по проблеме. Данная форма экзамена предполагает предварительный выбор темы (за неделю до даты экзамена) и представление темы на экзамене. По темам моделирования назначаются педагоги кафедры психолого-педагогических дисциплин для консультирования студентов, выбравших данную форму экзамена

Защита портфолио предполагает презентацию студентом готовности к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий, оценку индивидуальных (персональных) образовательных достижений выпускника. Защита происходит в день экзамена перед государственной аттестационной комиссией.

Оценивание всех форм междисциплинарного экзамена осуществляется по специально разработанным матрицам.

Выпускникам предлагается программа подготовки к государственному междисциплинарному экзамену, список литературы и матрицы оценивания (приложение 1,7).

Рекомендуемым видом аттестационного испытания для выпускников специальности 050603 «Изобразительное искусство и черчение» является итоговый экзамен по специальности в форме защиты выпускной квалификационной работы, что обусловлено следующими причинами:

· интересами и способностями выпускников, возможностью их самореализации в профессиональной деятельности в процессе педагогической практики разного вида;

· сложившейся на отделении традицией непрерывного ведения учебно-исследовательской работы по одной проблеме (посредством изучения теории вопроса в области дисциплин предметной и дополнительной подготовки, психолого-педагогического обоснования темы с последующим выходом на методико-технологический и художественно-творческий уровень);

· возможностью апробации темы учебно-исследовательской работы с получением определенных результатов деятельности обучающихся в процессе педагогической практики, соотнесения их с требованиями ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

· практической значимостью предложенных тем, разработанных на основе потребностей ОУ юго-западной территории Свердловской области;

· перспективностью исследуемых проблем, возможностью их дальнейшей разработки в профессиональной деятельности.

Для предъявления своих результатов выпускникам предлагаются следующие формы защиты выпускной квалификационной работы:

- общественная презентация уровня образованности выпускников;

- стендовая защита результатов исследования.

Для обеспечения качественных результатов защиты выпускной квалификационной работы сохранена преемственность форм рубежной и государственной итоговой аттестации.

Преемственность форм аттестации определяется следующими подходами:

· рефлексия и координация своих действий студентами в соответствии с предложенными требованиями к уровню образованности, критериально-оценочной системой на экзаменах по рисунку и живописи;

· разработка продукта творческой деятельности по дисциплинам дополнительной подготовки (изделия ДПИ и народных ремесел) и защита творческого проекта в соответствии с предложенными требованиями к его созданию (содержанию и форме);

· создание и защита творческой живописной или графической работы на экзамене по композиции;

· разработка дидактического обеспечения (макеты, материалы обучающего и контрольно-оценочного характера) по дисциплинам дополнительной подготовки в области МХК, ДПИ;

· защита рефератов на экзамене по МХК;

· разработка и защита фрагментов рабочей программы для серии учебных занятий по изобразительному искусству, черчению, МХК, на экзаменах по частным методикам;

· организация и участие в проведении мастер-классов, педагогических мастерских на дисциплинах предметной подготовки, частных методик с целью повышения профессионального уровня, формирования индивидуального стиля творческой педагогической деятельности и обмена передовым опытом участников образовательного процесса;

· участие в качестве экспертов, наблюдателей, критиков в акте общественной презентации образовательных достижений выпускников.

Принципом разработки данных форм экзамена по специальности явился комплексный подход, позволяющий определить готовность выпускника к реализации содержания ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, его способность к решению профессионально-художественных практических задач.

Учитывая особенности специальности, выпускные квалификационные работы по содержанию имеют практикоориентированный характер и представлены в форме дипломного проекта художественно-творческого и методического характера. Содержание данных форм проектов отражено в Приложении № 5.

Выпускная квалификационная работа методического характера выполняется в форме дипломной работы или проекта до 60 страниц, художественно-творческого характера до 40 страниц.

Тематика выпускных квалификационных работ определяется ОУ по согласованию с работодателем. Выпускнику предоставляется право выбора темы дипломной работы (проекта) из предложенного перечня тем, согласованного методическим советом колледжа. Выпускник имеет право предложить на согласование методическому совету колледжа собственную тему дипломной работы (проекта). Обязательным требованием для выпускной квалификационной работы является соответствие ее тематики содержанию одного или нескольких профессиональных видов деятельности и предъявление к оценке нескольких освоенных обучающимися компетенций. Тематика дипломных проектов представлена в Приложении № 8.

Целесообразность тематики выпускных квалификационных работ определена:

· основными направлениями федеральной, региональной политики в области образования;

· состоянием теории и практики в области педагогики, психологии, мировой художественной культуры, методик преподавания изобразительного искусства, черчения, технологий;

· региональными особенностями искусства и культуры;

· потребностью образовательных учреждений юго-западной территории Свердловской области;

· интересами, способностями и возможностями студентов.

Предметом аттестационного испытания выпускника является уровень образованности, оцениваемый через систему индивидуальных образовательных достижений, включающих в себя:

- учебные достижения в части освоения художественных и практико-ориентированных технологий, теоретических курсов по мировой, отечественной и региональной художественной культуре, частным методикам и т.д.;

- квалификацию в области декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, в области мировой художественной культуры как систему освоенных профессиональных компетенций.

В данном виде аттестационного испытания выпускники могут продемонстрировать наиболее полно из ключевых компетенций - организацию профессиональных коммуникаций и ее признаки: обладание коммуникативной культурой, владение профессиональной лексикой и сформированность собственной профессиональной позиции.

Состав и содержание полипрофессиональных компетенций выпускника определяется на основе анализа структуры и содержания процесса профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и черчения: умение предъявить индивидуальные достижения обучающихся в художественно-эстетической деятельности в социокультурной среде и образовательном сообществе (организатор самообразовательной деятельности обучающихся).

Защита выпускной квалификационной работы предполагает к проявлению выпускником признаков специальных компетенций:

- специальные компетенции, определяемые спецификой области применения полипрофессиональных компетенций: организатор учебно-познавательной деятельности в области изобразительного искусства и черчения (методическая компетентность);

- специальные компетенции, определяемые спецификой содержания реализуемого образовательного процесса: специалист в области художественно-познавательной и технологической деятельности (предметно-технологическая компетентность).

При подготовке выпускной письменной квалификационной работы каждому обучающемуся назначается руководитель (Приложение 9). К дипломной работе (проекту) выпускник прилагает отзыв руководителя и рецензию. Рецензентами могут быть руководящие и педагогические работники образовательных учреждений различных типов и видов, реализующие профессиональные образовательные программы различных уровней, а также представители предприятий, организаций – социальных партнеров. Список рецензентоввыпускных квалификационных работ представлен в приложении № 10.

Студенты, успешно прошедшие все этапы общественной презентации уровня образованности выпускников, а также согласно решению Педагогического совета колледжа имеют право предоставить квалификационную работу членам ГАК без ее публичной защиты. Оценка выпускной квалификационной работы осуществляется экспертной комиссией по утвержденным листам оценивания и на основании рецензии. Такое дополнение к процедуре защиты квалификационной работы обусловлено тем, что содержание выступления студента на 3 этапе (этапе самопрезентации) общественной презентации выпускников в основном отражает содержательные линии выпускной работы. Студент, презентуя себя, делает акцент на аспектах практического решения обозначенной им проблемы, использует собственный профессиональный опыт, полученный в результате прохождения государственной практики.

Оценивание уровня освоения компетенций обеспечивается адекватностью содержания, технологией, формой аттестационного испытания. Предложенная система оценивания включает как количественные, так и дескриптивные измерения, позволяющие обеспечить объективность, надежность, открытость показателей. Механизм оценки выпускной квалификационной работы реализуется через рейтинг-лист, матрицы оценки ключевых и профессиональных компетенций (Приложение 6).

Вид и содержание аттестационного испытания, условия подготовки, регламент проведения и критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся специальности 050603 «Изобразительное искусство и черчение» образовательным учреждением в установленные сроки.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Приложение 1

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Содержание программы подготовки по темам собеседования

 

Педагог в системе образования. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности (Б.Т. Лихачев, М.В. Матюхина, А.И. Щербаков и др.). Педагогические способности (дидактические, академические, перцептивные, аналитические, прогностические, организаторские, коммуникативные и др.) современного учителя (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, В.С. Мерлин и др.). Их влияние на успешность профессиональной деятельности. Личностная направленность в структуре субъекта педагогической деятельности: истинно педагогическая, формально-педагогическая, ложно-педагогическая (Н.В. Кузьмина). Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Изменение стиля педагогической деятельности в разных педагогических ситуациях.

 

Профессионально-педагогическая компетентность как условие профессионального саморазвития педагога. Составляющие профессионально-педагогической компетентности. Характеристика опыта педагогов-мастеров. Портрет наиболее компетентного педагога, с которым студентам довелось работать на практике. Его ведущие ценностные установки.

 

Понятие «педагогическое мастерство». Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность личности и педагога, профессиональные знания, педагогические способности, профессиональные умения, педагогическая техника. К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик и др. о педагогическом мастерстве. Условия развития педагогического мастерства. Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства. Самооценка, самоанализ в педагогической деятельности. Пути повышения квалификации педагогических кадров. Аттестация как одно из условий развития педагогического мастерства. Взаимосвязь педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя.

 

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Подходы к проблемам общения А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, Е.И. Ильина и др. Коммуникативные, интерактивные, перцептивные функции педагогического общения. Составляющие педагогического общения: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества. Авторитарный, либеральный, демократический стили педагогического общения. Совместной педагогической деятельности, дружеского расположения, общения – дистанции, общения-устрашения, общения – заигрывания – стили отношений педагога к учащимся и своему делу (В.А. Кан-Калик). Убеждение и внушение в педагогическом процессе. Влияние педагогического общения на психологически климат класса. Правила-рекомендации по использованию педагогами диалога в обучении.

 

Возрастание в современных условиях требовании к педагогу как исследователю. Педагогическая действительность и ее изучение. Требования к проведению психолого-педагогического исследования. Методы психолого-педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод социометрии и др. Использование результатов исследования в практике работы школы. Актуальные темы исследования в современной школе, их цели и задачи, методы для их изучения.

 

Общие основы педагогики. Понятие «педагогический процесс». Структура и закономерности педагогического процесса. Специфика взглядов на данный педагогический феномен (В.С. Безрукова, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, Ю.К. Бабанский). Понятия «цель», «педагогическая цель», их соотношение. Цели обучения, воспитания, развития в образовательном процессе. Специфика целей образования на современном этапе в Свердловской области.

 

Гуманистические тенденции воспитания и образования в отечественной педагогике. Направления в гуманистической педагогике: абстрактное, практическое, универсальное. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др. Проблемы гуманизации образования в современных условиях. Базовые принципы гуманизации взаимодействия участников образовательного процесса в Свердловской области: проблематизация, диалогизация, индивидуализация, персонификация. Реализация гуманистических принципов в практике работы школы и их влияние на развитие личности ребенка.

 

Процесс воспитания и его закономерности. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Цель и задачи воспитания в современной педагогике. Воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле. Закономерности воспитании: закономерности, обусловленные социальными условиями; закономерности, обусловленные природой человека; закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса. Система принципов воспитания, их характеристика: принцип природосообразности (Я.А. Коменский), принцип гуманизации, принцип демократизации, принцип культуросообразности, принцип целенаправленности и др. Особенности воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, отдаленность результатов, диалектичность. Различные подходы к классификации методов воспитания: на основе направлений деятельности; на основе отношений к деятельности ребенка (Г.И. Щукина); на основе средств воспитания (В.А. Караковский). Условия выбора методов воспитания: цель, конкретная ситуация, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, мастерство педагога и др. Формы воспитательной работы, которые организуют педагоги в современной школе. Используйте свой конспект воспитательного мероприятия.

 

Основные направления воспитания: нравственное, умственное, правовое, экономическое, экологическое, трудовое, эстетическое, физическое. Роль и место нравственного воспитания в процессе развития современной личности. Особенности нравственного становления личности в подростковом возрасте.

 

Сущность понятия коллектива. Воспитательные функции коллектива. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности. Современные концепции коллектива (И.П. Иванов, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.). Основные условия формирования детских коллективов: наличие перспективы (дальней, средней, близкой), принцип параллельного действия, традиции, совместная деятельность, привлечение родителей и др. Изменение позиции педагога на разных стадиях развития коллектива. Выбор способов взаимодействия с детским коллективом в зависимости от уровня его развития. Проанализируйте по этим аспектам реальный детский коллектив, с которым вы работали.

 

Правовое обеспечение деятельности участников образовательного процесса. Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», региональные законодательные акты в области охраны прав личности ребенка, Устав образовательного учреждения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Деятельность педагога по созданию условий, обеспечивающих реализацию прав обучающихся. Различные ситуации педагогического взаимодействия для урегулирования образовательных отношений.

 

Классный руководитель: функции (аналитическая, прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная) и основные направления его деятельности (здоровье, общение, образ жизни, учение, досуг (О.С. Газман). Инновации в работе классного руководителя. Формы взаимодействия классного руководителя с ученическим, педагогическим коллективами и родителями школьников. Возможность создания ситуации успеха для всех обучающихся его класса. Раскройте тему, опираясь на собственный план воспитательной работы в период преддипломной практики.

 

Проблемы социального и семейного воспитания. Кризис семьи в современном обществе. Воспитательные функции семьи. Причины неудовлетворительного воспитания: невысокий экономический уровень, низкая культура общественной жизни, конфликт поколений, разрыв между школой и семьей и др. Условия успешного воспитания детей в семье. Взаимодействие школы с семьей воспитанника: родительские собрания, родительские комитеты, консультации, круглые столы, конференции, беседы, посещение на дому, совместные праздники и др.

 

Процесс обучения и его основные компоненты. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

Зависимость выбора методов, приемов и средств обучения от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей обучающихся, педагогического мастерства педагога. Возможные затруднения обучающихся при изучении какой-либо темы и виды помощи в их преодолении. При ответе используйте фрагменты собственного урока.

 

Формы организации процесса обучения в истории школы и на современном этапе (индивидуальная, индивидуально – групповая, классно-урочная формы, Белл – ланкастерская, Батовская, Мангеймская системы, Дальтон- план, развивающее обучение и др.). Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский об уроке.

 

Урок как основная форма учебной деятельности. Подходы к классификации урока (И.Т. Огородников, М.И. Махмутов, С.В. Иванов, И.Н. Борисов и др.). Структура урока и его зависимость от типологии. Подготовка учителя к уроку с позиций современных дидактических, воспитательных, развивающих и организационных требований к нему. Тенденции его развития. Многообразие подходов к анализу урока (методически, психологический, системный, аспектный и их структура). Значимость аналитической деятельности в планировании педагогического процесса, его результативности и эффективности. Создание проекта урока, отвечающего современным требованиям. Представьте проект собственного урока.

 

Сущность и признаки педагогических технологий. Виды педагогических технологий в свете личностно-ориентированного подхода. Выбор технологий на примере преподавания своего предмета. Организация коллективной творческой деятельности как одна из эффективных педагогических технологий (к примеру: для специальности «Иностранный язык» - диалоговая, автономная, информационная технология и технология «Языковой портфель», для специальности «ИЗО и черчение» - концепция Неменского Б.М., Кузина В.С., авторы технологий, используемых в собственных дипломных проектах и т.д.).

 

Контроль, учет и оценка учебных достижений школьников. Различные формы (текущий, тематически, итоговый) и методы (устный, письменный, практически, программированный, комбинированный) контроля в практике школы. Педагогические требования к контролю знаний, умении и навыков в процессе обучения. Оценка и отметка. Инновационные подходы в решении данной проблемы. Безотметочнакя система оценивания (Ш.А. Амонашвили). Тестовые формы контроля и оценки знаний, рейтинговая система контроля, отметочное и безотметочное обучение, достоинства и недостатки. Единый государственный экзамен как форма общественно-государственного контроля качества образования. Примеры контрольно-оценочных заданий по определению уровня компетентности ученика, обоснование их выбора. Способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности школьников.

 

Учение как средство развития. Происхождение и сущность теории учебной деятельности (Д.Б, Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова). Основные характеристики учебной деятельности. Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме (Д.Б, Эльконин). Компоненты учебной деятельности (по Д.Б, Эльконину): мотивация, учебная задача, учебное действие, контроль, оценка. Особенности учебной деятельности подростка (младшего школьника). Мотивация как необходимое условие учебной деятельности (М.В. Матюхина, Г.И. Щукина, А.К. Маркова). Виды мотивов: познавательные, социальные, узколичные (по Е.Е. Сапоговой). Условия, способствующие формированию мотивов достижения в учебной деятельности. Личностно–деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Теории, которые лежали в основе личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Компоненты личностно-деятельностного подхода: личностный, деятельностный. Личностный подход, личностно ориентированный (И.С. Якиманская, Е.В. Бондарев и др.) и гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт). Деятельность, и ее структура. Основные характеристики деятельности: предметность, мотивированность, целеполагание, осознанность (Л.С. Рубинштейн). Личностно – деятельностный подход с точки зрения педагога и обучающегося.

 

Школьник как субъект образовательного процесса. Характеристика субъекта с общефилософской позиции «Быть личностью... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания» (В.А. Петровский). Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Характеристики субъектов образовательного процесса: предмет деятельности субъекта в образовательном процессе, мотивированная сфера, развитие и саморазвитие субъектов, субъект в системе отношений. Условия, при которых школьник становится субъектом: характеристика образования, роль учителя, стиль взаимодействия участников образовательного процесса. Учет анатомо-физиологических и психологических особенностей подростков в формировании школьника как субъекта деятельности. Педагогические приемы, стимулирующие активность детей.

 

Социализация личности. Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Многозначность понятия «личность» в современной психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, З. Фрейд).

 

Понятие социализации. Общая характеристика институтов, факторов, агентов социализации. Социальные установки как механизмы регуляции социального поведения: убеждение, эмоции, поведение. Социально-психологические аспекты социализации личности школьника. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Особенности социализации личности на разных возрастных этапах развития. Роль семьи и школы в успешной социализации подростков (младших школьников).

 

Коррекционная работа и ее сущность. Соотношение понятий «норма» и «аномалия» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Классификационные характеристики детей с проблемами в развитии: с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально – волевыми, физическим и другими отклонениями в психофизическом развитии. Педагогические условия организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения в образовательном учреждении. Коррекционно–педагогическая помощь детям с трудностями в обучении. Индивидуальная работа с детьми в классах коррекционно-развивающего обучения (для детей с задержкой психического развития). Представьте дифференцированные задания в рамках тем вашей рабочей программы на преддипломной практике. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема. Варианты и причины отклоняющегося поведения. Школьная дезадаптация как одна из причин отклоняющегося поведения. Причины дезадаптации в современных условиях. Дети группы риска социальной дезадаптации: гиперактивные, с эмоциональными нарушениями, с отклонениями в поведении и др. Факторы риска: дисгармоничная семья, соматические заболевания и тяжелые травмы, неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками и другие формы работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения.

 

Система образования в России и регионе. Понятие «образование» в современной педагогике. Роль и место образования как общественного явления. Основные положения Закона РФ «Об образовании» 1992года. Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа». Принципы государственной образовательной политики. Понятие и структура образовательной системы: образовательные стандарты и образовательные программы; система образовательных учреждений; органы управления образованием. Проблемы и противоречия развития образования на современном этапе: образование и демографические тенденции, образование и культурные факторы, образование и научно – технический прогресс, образование и экономика. Типы образовательных учреждений в России, их характеристика. Цель принятия Закона «Об образовании» 1 января 2013 года. Роль учителя в реализации Закона «Об образовании». Основные направления модернизации образования в РФ. Процессы модернизации в ОУ, которые вы наблюдали в период преддипломной практики. Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования. Региональный компонент государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план и условия его реализации. Приоритетные направления регионализации содержания образования Свердловской области, их реализация в условиях школы. Анализ ГОС и программы по преподаваемому предмету. Реализация требований стандарта в учебной программе. Отражение требований стандарта в вашей рабочей программе на преддипломной практике. Целевое назначение Федеральных государственных образовательных стандартов основной общеобразовательной школы.

 

Управление образованием. Понятие и сущность управленческой деятельности. Система управления педагогическим коллективом. Управленческие решения в педагогическом процессе. Научная и методическая работа в образовательном учреждении. Содержание методической работы в школе: методический совет, предметно-методические объединения, проблемные группы, научно-практические конференции, педагогические чтения и др. Педагогический совет, содержание, методика проведения. Внутришкольный контроль, его виды и роль в управлении педагогическим коллективом.

 

Список литературы для использования

на междисциплинарном квалификационном экзамене

 

1. Конституция Российской Федерации М., 1993

2. Конвенция ООН о правах ребенка. М., 1989

3. Закон РФ «Об образовании». М., 1992

4. Областной закон «Об образовании в Свердловской области». Екатеринбург, 1998

5. Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года. М., 2003

6. Государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной школы. Базисный план. М., 2004.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в начальной школе. М., 2010.

8. Национальный проект «Наша новая школа», М., 2010

9. Программа второго этапа итоговой аттестации. Государственный междисциплинарный экзамен выпускников ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж», 2011 г.

10. Учебные программы по изобразительному искусству и черчению.

11. Учебники для общеобразовательной школы по изобразительному искусству и черчению.

12. Психологические и педагогические словари.

13. Рабочая программа по предмету, план воспитательной работы, конспекты уроков и воспитательных мероприятий студента.

 

 

Список литературы для подготовки к экзамену

Основная

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998

3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М., 1999

4. Байков Л.А. Методика воспитательной работы. – М., 2004

5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000

6. Введение в психологию. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996

7. Введение в психодиагностику. / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1997

8. Габай Л.А. Педагогическая психология. – М., 2004

9. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005

10. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997

12. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998

13. Капустин Н.П. Педагогическая технология адаптивной школы. – М., 1999

14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997

16. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998

17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998

18. Немов Р.С. Психология. Кн. 1,2,3.- М.. 1994

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат – М., 1999

20. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А. Зязюн. – М., 1989

21. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996

22. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко(и др.) – М., 2008

23. Подласый И.П. Педагогика. Учебник. – М., 2009

24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998

25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998

26. Сластенин В.А. и др. Педагогика – М., 2003

27. Сухов В.Д. Основы менеджмента. – М., 2003

28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998

29. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999

 

Дополнительная

 

1. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1994

2. Борисов В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. – М., 2002

3. Безруких А.С. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1996

4. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 1990

6. Воронов В.В. Технология воспитания. – М., 2000

7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика – М., 1999

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991

9. Гамезо М.В. Атлас по психологии. – М., 1998



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.129 с.)