Лесоперерабатывающая промышленность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лесоперерабатывающая промышленность



Основными ограничениями развития деревопереработки на территориях, прилегающих к БАМу являются:

1. Высокий спрос на необработанную древесину со стороны Китая (стоимость деловой древесины на оптовых рынках в Китае в среднем в два раза превышает ее стоимость в России) и его жесткая внешнеторговая политика (ввозные пошлины на деловую древесину составляют 8% (НДС 13%), на пиломатериалы и другую продукцию деревопереработки – от 40% до 100% (НДС 17%).

2. Высокие транспортные издержки (транспортная составляющая в цене товаров составляет 55%-70% при среднероссийском уровне в 25%).

3. Дефицит квалифицированных кадров.

Последовательное увеличение ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы (с 1 июля 2007 г. – от 10 до 20 процентов от таможенной стоимости товаров, а с 1 января 2011 г. – от 40 до 80 процентов, но не менее 50 евро за 1 м3) снизит объем экспорта необработанных лесоматериалов и создаст условия для развития перерабатывающих производств в регионе.

В этих условиях на развитие перерабатывающих производств окажут влияние:

а) Объем запасов древесины и расчетной лесосеки

б) Степень развития транспортной и энергетической инфраструктуры.

С учетом этих ограничений наиболее привлекательными регионами являются: Хабаровский край, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Читинская область.

Хабаровский край - наиболее перспективный регион для развития производств по переработке древесины. Запас древесины – 25% от ДФО, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Через территорию края проходят сухопутные (БАМ, Транссиб), водные (река Амур) маршруты, а также завершается строительство автомобильной дороги федерального значения «Амур» (Чита-Хабаровск).

В краткосрочном периоде (до 5 лет) наиболее привлекательным для инвесторов будет строительство лесопильных, фанерных и плитных производств, срок ввода мощностей – 1-2 года. Строительство ЦБК возможно, но в более длительной перспективе, в силу длительного процесса строительства (5-7 лет), отсутствия достаточных объемов сырья и необходимого количества персонала (около 4 тыс. человек).

В Амурской области целесообразно строительство лесопильных и плитных производств, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Читинской области – преимущественно лесопильных предприятий.

Строительство ЦБК в данных регионах нецелесообразно, так как на строительство ЦБК мощностью 0,8-1 млн. тонн целлюлозы необходимо 5 млн. тонн древесины, следовательно, исходя из объемов заготовок древесины, в ДФО (17,6 млн. м3) возможно построить 1 ЦБК, строительство которого целесообразно осуществлять на территории Хабаровского края.

Для обеспечения развития лесопромышленного комплекса территорий, прилегающих к БАМу могут быть использованы следующие инструменты:

1. Строительство объектов инфраструктуры (главным образом, транспортной) для обеспечения вновь строящихся предприятий необходимой сырьевой базой на долевой основе за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также средств частных инвесторов под готовые инвестиционные проекты.

2. Инвестиционные соглашения. В соответствии с протоколом Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта от 16 мая 2007 г. № 1 Минпромэнерго России поручено в месячный срок внести в Правительство проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Машиностроение

Машиностроительный комплекс указанных регионов в целом характеризуется относительно невысоким уровнем развития и не обладает значительным потенциалом (за исключением предприятий Хабаровского края), при этом можно выделить следующие сектора машиностроительного комплекса, обладающие существенными перспективами развития.

Судостроение

В рассматриваемом регионе можно выделить ряд крупных предприятий судостроительной отрасли, в частности, ФГУП «Хабаровский судостроительный судоремонтный завод» и ОАО «Амурский судостроительный завод».

На предприятиях судостроения в условиях низкой загрузки мощностей государственным заказом принимаются меры по развитию гражданского судостроения, освоению строительства конструкций и сооружений для шельфовых нефтегазовых платформ.

Географическое выгодное положение данных заводов вблизи от многих месторождений углеводородного сырья Дальневосточного региона Российской Федерации, дает возможность осваивать сектор технических средств освоения шельфа, включая нефтеналивные суда.

При этом дальнейшее развитие судостроительного комплекса региона будет определяться при формировании Дальневосточного центра судостроения и судоремонта в рамках создания ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 394) путем объединения активов соответствующих организаций.

Авиастроение

Среди авиастроительных предприятий Байкало-Амурского региона можно выделить ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» и ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина».

Указанные предприятия являются достаточно благополучными, что, в основном, обеспечено крупными поставками боевой авиационной техники в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (Китай, Индия, Малайзия).

Необходимо отметить, что, с учетом структурных преобразований в отечественном авиастроении в настоящее время данные предприятия входят в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в рамках деятельности которого и будут определяться направления развития указанных организаций.

С участием ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» в сотрудничестве с рядом иностранных компаний (в том числе Boeing и Snecma) в настоящее время реализуется один из основных проектов в российском авиастроении – разработка и производство региональных самолетов SSJ (Sukhoi SuperJet), в рамках которого предполагается произвести 236 самолетов за 2008-2012 годы (в том числе 81 самолет на экспорт). Всего в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» на реализацию данного проекта (без учета капитальных вложений) в 2006-2010 годах предполагается направить около 27 млрд. рублей (в том числе за счет федерального бюджета - 12,3 млрд. рублей).

Кроме того, крупным авиастроительным предприятием региона является ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», входящий в вертолетостроительный холдинг ОАО «ОПК «Оборонпром».

В этой связи, а также принимая во внимание предполагаемый рост поставок боевой авиатехники, можно предположить дальнейшее увеличение объемов производства авиационной техники предприятиями Байкало-Амурского региона.

В итоге необходимо отметить, что развитие судостроительных и авиастроительных предприятий региона будет во многом зависеть от стратегий развития соответствующих интегрированных структур, и, в частности, от выбранных схем кооперации и специализации.

Прочие отрасли

3.4.1. Пищевая промышленность

В зоне Байкало-Амурской магистрали развитие пищевой промышленности является одним из важных факторов формирования эффективной инфраструктуры регионов, по территории которых проходит БАМ.

За последние годы предприятия отрасли преодолели спад производства, наблюдавшийся в 1990-х годах. Рост объемов производства продовольственных товаров обусловлен, прежде всего, повышенным спросом на продукты питания, действующим механизмом таможенно-тарифного регулирования, увеличением поступления сырья на переработку, проведением работы по совершенствованию регулирования рыбохозяйственного комплекса.

Растущие доходы населения, позволяющие переориентироваться на потребление качественных продуктов питания, и бесперебойное поступление отечественного и импортного сырья на переработку способствовали расширению ассортимента производимой мясной продукции.

 

3.4.2. Рыбохозяйственный комплекс

На территории, прилегающей к БАМу, находятся предприятия рыбопромышленного комплекса, занимающиеся воспроизводством водных биоресурсов, а именно молоди ценных промысловых видов рыб с последующим выпуском их в естественные водоемы. Дальнейшее развитие аквакультуры положительно отразится на состоянии природных ресурсов территорий, в частности водных биоресурсов, а также будет способствовать стабилизации и улучшению социальной обстановки через сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

За период 2004-2006 гг. в рыбной промышленности рост производства товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, составил 4%.

 

ВОПРОС №45

Располагаются крупные запасы углеводородного сырья, угля. Исключительное значение имеют рыбные запасы. Развит промысел тюленей и китов. Отраслью рыночной специализации также является лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовки лесы ведутся в центре и на юге Сахалина. В Сахалинской области сосредоточена целлюлозно-бумажная промышленность. Нефтегазовый комплекс действует на северо-востоке Сахалина.

АПК(картофель, овощи, молоко, яйца, улов рыбы)

Вывоз:

Ввоз:

 

ВОПРОС №46

Зона тяготения Калининградской железной дороги.

ПРП

Нефть шельфовой зоны, незначительные месторождения бурого угля, торфа, щебня

Значительные месторождения: янтаря, рыбные богатства, а также рекреационные ресурсы.

В зоне тяготения проживают около 1 млн.чел, свыше 400 тыс. в Калининграде.

Хозяйственный комплекс Калининградской области включает добычу сырой нефти (вывозят танкерами) и некоторых других ресурсов.

Обрабатывающие производства:

Выпуск саморазгруж. вагонов, башенных кранов, автопогрузчиков, строит. дорожн. машин, электро сварочные оборудования и др.

Дорога выполняет функцию внутреннего обеспечения, функцию транзита, участвует в реализации внешней торговой части России и имеет курортно-туристическую специализацию.

Дорога включена в международный транспортный коридор №1.

В перевозках участвуют автомобильные дороги (шоссе).

Структура вывоза:

Мебель, электротехнические изделия, минеральные удобрения, строительные материалы, рыбопродукты

Ввоз: Топливо (уголь, нефтепродукты), пиломатериалы, минеральные удобрения.

Российский экспорт зерна.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.16 с.)