Снизился уровень жизни населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снизился уровень жизни населения



 

С начала 2000 года началось «оздоровление» российской экономики, выразившееся в:

u сравнительном росте производительности труда

u повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства

 

u приобретении рублем внутренней и частично внешней конвертации

u профиците федерального бюджета

u приобретении предпринимателями опыта ведения бизнеса в условиях рынка

u росте капитализации предприятий за счет накопления инвестиций, «прозрачности» финансовой и корпоративной политики и т.д.

 

ВВП современного хозяйства России составляет примерно 2% от мирового (в СССР – свыше 3%). Экономика развивается по долгосрочной и среднесрочным программам.

 

С 2003 года приоритетными направлениями в развитии экономики страны признаны:

u здравоохранение

u образование

u сельское хозяйство

u обеспечение жильем

 

Их реализация осуществляется посредством федеральных целевых программ, финансирование по которым осуществляет государство (федеральный бюджет), а также бюджеты регионов и субъектов федерации и частные инвесторы. Такое софинансирование обеспечивает совместную заинтересованность всех участников в выполнении программных мероприятий в установленные сроки

 

Транспорт не является самостоятельным национальным проектом, но Транспортная стратегия России включает выполнение одиннадцати ФЦП, посвященных отдельным видам транспорта, ЕТС в целом и МТК

 

Основными видами производств, характеризующих экономику России, являются:

u промышленное (более 60% ВВП)

u сельскохозяйственное (около 30% ВВП)

u сфера услуг (более 10% ВВП)

 

Уровень их развития оценивается по совокупности

u объема продукции,

u числа занятых,

u стоимости основных производственных фондов

 

Промышленное производство в России представлено предприятиями:

 

u топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, газовой, сланцевой промышленностью;

u добычей, транспортировкой и переработкой ископаемого сырья;

u транспортировкой готовой продукции – нефтепродуктов, электроэнергии, сжиженного газа и т.д.)

 

u металлурго-машиностроительного комплекса (производство черных и цветных металлов; заготовительные, обрабатывающие, сборочные производства и машиностроительные комплексы)

u химико-лесного комплекса

u строительного комплекса

 

Территориальная структура этих промышленно-производственных комплексов обусловлена природно-климатическими и социально-экономическими особенностями регионов и субъектов федерации (ЗСНГК занимает всю Западную Сибирь: в ЯНАО и ХМАО – добыча углеводородного сырья, в Тобольске (Тюменская область), Томске и Омске – переработка, до получения нефтепродуктов. Потребители – другие регионы Южной зоны Западной и Восточной Сибири – получают эти грузы путем транспортировки сухопутным (железнодорожный, автомобильный), либо водным транспортом (судоходные пути Объ-Иртышского бассейна)

 

Таким образом, хозяйственный потенциал современной России характеризуется экономикой страны

 

Основные количественные показатели – ВВП, стоимость, износ, оборот ОПФ; число занятых, безработных, особенности ПП; золотые запасы и стабилизационный фонд, экспортно-импортные объемы, розничный товарооборот и т.д.)

 

Величины этих показателей по регионам, стране в целом и в сравнении с ведущими экономиками мира характеризуют финансово-экономическую устойчивость страны, ее роль и место в мировой экономике:

 

№9 Добыча полезных ископаемых (ПИ) как вид экономической деятельности: структура и территориальные особенности производства; эколого-экономические проблемы при производственной и транспортной деятельности.

 

1. Добычей топливно-энергетических и других ПИ в России занято почти 15 тыс. предприятий частной, смешанной и государственной форм собственности

Объем произведеннойпродукции, выполненных работ и услуг на предприятиях этого вида деятельности составляет 3,8 трлн.рублей

 

Стоимость основных фондов – 4,1 трлн.рублей

 

На предприятиях этого вида экономической деятельности занято 1,04 млн.чел (производственный персонал)

 

По имеющимся запасам и добыче угля выделяются

Ø СФО (81,2%),

Ø ДВФО (10,3%),

Ø СЗФО (4,5%).

 

Доля других ФО в этом производстве не превышает 2,0%

 

По имеющимся запасам и добыче нефти и газа-конденсата велика доля

Ø УрФО (67,7%),

Ø ПривФО (19,9%),

Ø СЗФО (5,4%).

Доля других ФО не превышает 2,0%.

В ЦФО этот вид деятельности не представлен

 

По имеющимся запасам и добыче природного (естественного) газа:

n УрФО (91,6%),

n ПривФО (3,6%),

n ЮжФО (2,7%).

 

Доля других ФО в этом производстве не превышает 1,0%.

В ЦФО этот вид деятельности отсутствует.

 

Угольные ресурсы дифференцируются:

  1. по глубине залегания,
  2. степени метаморфизма,
  3. мощности пластов,
  4. характеру географического распространения,
  5. теплотворной способности.

 

Основные бассейны каменных углей:

n Кузнецкий,

n Печорский,

n Южно-Якутский,

n Ленский,

n Тунгусский

 

Нефтяные ресурсы дифференцируются

  1. по глубине залегания,
  2. характеру географического распространения,
  3. содержанию серы,
  4. особенностям воздействия на пласт при нефтедобыче.

 

Основные месторождения сосредоточены:

n на севере Западно-Сибирской равнины и в Среднем Приобье,

n на севере Русской равнины

n в Волго-Уральской провинции,

n в шельфовой зоне дальневосточных морей

 

Газовые ресурсы «включены» в производство в 60-80-е годы ХХ в.

 

Дифференцируются как газовые, газоконденсатные, газонефтяные и нефтегазоконденсатные.

 

Основные месторождения сосредоточены на севере Западно-Сибирской равнины, в Поволжье и на Северном Кавказе, а также в Восточной Сибири и на юге Урала – Оренбург

 

 

Основными видами транспорта для перевозки углей, руды (железной, марганцевой, цветных металлов), сырья для производства серы, химического сырья являются:

 

n железнодорожный – около 500 млн.тонн

n внутренний водный транспорт – более 5 млн.тонн

n морской транспорт – около 10 млн.тонн

 

Нефть сырая

транспортируется трубопроводами - около 500 млн.тонн ежегодно

 

Крупнейшая российская компания, работающая на рынке – Газпром, доля государства в контрольном пакете акций превышает 25%, что позволяет Правительству России назначить государственного управляющего – (в н/в г-н Миллер) и устанавливать приоритеты в строительстве новых транспортирующих систем:

 

n в российские регионы,

n «Ямал-Европа»,

n «Голубой поток»,

n южно- и североевропейские «нитки»,

n газопровод в Китай и обе Кореи (ВСТО)

 

Добываемый уголь

используют в основном для «внутренних нужд», на экспорт поступает до 10% от совокупного объема добычи

 

Газ и нефть

используются как сырье и технологическое топливо в производстве электроэнергии, химическом, металлургическом, полиграфическом производстве, в строительстве, коммунальном хозяйстве

 

Уголь -как энергетическое сырье – в производстве электроэнергии, на транспорте, в коммунальном хозяйстве; - как технологическое сырье – в металлургическом и химическом производствах

 

№10 Металлургия как вид обрабатывающего производства: структура территориальные особенности; эколого-экономические проблемы при производственной и транспортной деятельности.

 

2.1. Одним из основных видов обрабатывающих производств является

Ø металлургическое производство (МетП)

Ø и выпуск готовых металлических изделий

 

МетП (в черной металлургии) – это выплавка чугуна и стали, производство проката различного профиля и производство сплавов с другими металлами

 

Производство ЧМ весьма материалоемкое (нужно много руды, угля и др. компонентов), поэтому центры металлургического производства располагаются:

 

n - либо у сырья (заводы УрФО – в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке; заводы ЦФО – в Липецке, Осколе

n - либо у топлива (заводы СФО – в Новокузнецке, Гурьевске, Красноярске

n - либо на «транспортном ходу» между ними (заводы СЗФО – в Череповце, заводы СФО – Новосибирск, Петровск-Забайкальский, ДВФО – Комсомольск-на-Амуре

 

До 60% продукции имеет экспортное значение

 

МетП (в цветной металлургии) это производство разнообразных по физическим и химическим свойствам конструкционных материалов

 

Металлургический передел (плавка) весьма материалоемкое производство (по сырью, энергии), поэтому предприятия располагаются:

n в богатом различными рудами УрФО – Красноуральский, Ревдинский, Кыштымский, Верхнепышминский медные и медеэлектролитные заводы; Челябинский цинковый завод; глиноземные заводы Североуральска, Краснотурьинска;

 

n в ПривФО - никель-кобальтовые заводы Уфалея и Орска; титано-магниевый завод в Березниках

n в СФО – свинцово-цинковые производства в Салаире, Белово, Нерчинске; никель-кобальтовые комбинаты Норильска и Талнаха; алюминиевые заводы Братска, Шелехова, Красноярска, Саяногорска

 

n в ДВФО – Дальнегорский металлургический комбинат

 

n в СЗФО – комплексные перерабатывающие предприятия Мончегорска, Никеля; алюминиевые заводы Кандалакши;

 

 

Местоположение центров обработки цветных металлов зависит от основных потребителей продукции – машиностроительных предприятий разнообразной специализации – производителей оборудования для атомной, полиграфической промышленности, летательных аппаратов, судов, электротехнических и электронных приборов; строительства

 

До 50% продукции имеет экспортное значение

 

№11 Машиностроение как вид обрабатывающего производства: структура и территориальные особенности; эколого-экономические проблемы при производственной и транспортной деятельности.

 

2.2. Производство машин, оборудования, транспортных средств и др. включает несколько десятков специализированных производств, сходных в технологическом отношении и по используемому сырью.

 

Назначение выпускаемой продукции этого вида производств – обеспечение повышения производительности труда в прочих видах производственной деятельности (т.е. снижение материало-трудо-и энергоемкости выпускаемой продукции)

 

Производство энергетического оборудования (электрических, электротермических машин, низковольтной аппаратуры, аккумуляторов), станков (станочных линий, автоматов), приборов (электроизмерителей, ЭВМ), сельскохозяйственных машин в территориальном отношении ориентируется на города с развитыми инженерными (по теплу и энергии), транспортными (по поставкам металлопроката и вывозу готовых изделий), коммерческими (выставочная, научно-внедренческая деятельность) связями и наличием высококвалифицированных трудовых ресурсов:

 

n в Европейской России (ЦФО, СЗФО, ПривФО, ЮжФО – это Москва, Нижний Новгород, Набережные Челны, Тольятти, Ярославль, Владимир, Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Муром, Новочеркасск, Тверь

 

n на Урале (УрФО) – Екатеринбург – центр производства горного, металлургического, подъемно-транспортного оборудования, Нижний Тагил, Миасс,

n в Азиатской России (СФО, ДВФО) – Новосибирск, Омск, Красноярск, Барнаул, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Абакан

 

В целом эти виды обрабатывающих производств имеют «европейскую ориентацию»: в Азиатской России производится чуть больше 10% общероссийской продукции разнообразного машиностроения (машин, оборудования, транспортных средств) – без учета продукции оборонных предприятий (свыше 25% от продукции «сибирского машиностроения»)

 

№ 12 Производства химического цикла: структура и территориальные особенности; эколого-экономические проблемы при производственной и транспортной деятельности.

 

2.3. Многообразие производств химического цикла

связано с использованием разнородного сырья, но сходных по характеру технологий производств:

n производства органического синтеза и полимеров (химических волокон, синтетического каучука, синтетических смол и пластмасс, красителей, спиртов, фенолов и др.

 

 

Общность технологий состоит

n в «превращении в промышленные продукты» минерального сырья – апатитов, калийных солей, нефти, древесины и т.д., компонентов живой и неживой природы – воздух, вода, шлаки, газы;

n заменой дефицитного сырья распространенным (пр-во спиртов на базе древесного и минерального сырья вместо зерна),

 

 

n комплексным использованием сырья (нефть),

n утилизацией производственных отходов (сернистые газы для получения кислоты),

n производством одного и того же продукта из разных видов сырья (СК – из древесины, угля естественного газа, попутного газа, природных каучуконосов)

 

 

Поскольку для химических производств сырьевые ресурсы и технологии многообразны, то эти виды производств развиты в России повсеместно, вместе с тем, конкретные предприятия располагаются с учетом:

 

n сырьевых (содовое производство – ПривФО: Стерлитамак, Березники, СФО- Усолье-Сибирское)

n топливно-энергетических (производство синтетического каучука – ПривФО: Стерлитамак, Тольятти, Волжский, Нижнекамск, С ФО: Томск, Омск,

 

n потребительских (производство полимерных материалов – СС и ПМ - ПривФО: Новокуйбышевск, Казань, Уфа, Салават; ЮжФО: Волгоград, УрФО: Екатеринбург, Н.Тагил; СФО: Кемерово, Новосибирск

n водных (сернокислотное – ПривФО: Новокуйбышевск, Менделеевск, УрФО - Ревда, Первоуральск, СФО: Ачинск

 

n либо их сочетаний (производство химических волокон – ЦФО: Тверь, Шуя, Рязань, СЗФО: Санкт-Петербург, ПривФО: Балаково, Волжский, Саратов, СФО: Красноярск, Барнаул

n сернокислотное и содовое производства

 

№13 Производства связанные с обработкой древесины: их структурные и территориальные особенности; эколого-экономические проблемы при производственной и транспортной деятельности.

 

2.4. Производства, связанные с обработкой древесины, выпуском целлюлозно-бумажной продукции и др.занимают важное место в хозяйственном комплексе России

 

Это связано с значительной лесопокрытой площадью (около 42% территории страны), величиной запаса древесины (около 80 млрд.куб.м) и др., т.е. производственный ресурс для этого вида деятельности в России постоянен, разнообразен (лиственница (39%), сосна (27%), пихта (2%), ель (11%), береза (12%) и осина (9%) и весьма распространен (занимает север ЕТР, Урал, Сибирь, Дальний Восток)

 

Обработка древесины и производство изделий из дерева включают:

n лесопиление (бревна, брусья, доски, шпалы и др.),

n фанерное,

n древесностружечное и др. деревообрабатывающие производства.

 

Механическая переработка древесины в «местоположении» учитывает сырьевой фактор:

n «тяготеет» к местам произрастания лесов, к таежной зоне России (севернее 560 с.ш.),

n «выход» пиломатериала из бревен – не более 70% (горбыль, рейки, опилки – потенциальное сырье при химической переработке древесины)

 

Эти производства, исходя из особенностей транспортировки (сплав, буксировка, авто- и железнодорожный транспорт), располагаются в устьях рек или в местах, где сплавные реки пересекаются ж/д:

 

n СЗФО: респ.Коми, Карелия, Вологодская, Архангельская области, Ненецкий АО, ПривФО: Пермский край, Кировская, Нижегородская области, респ.Удмуртия,

n УрФО: Свердловская область,

n СФО: Томская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский край, респ.Бурятия,

n ДВФО: Амурская область, Хабаровский и Приморский края

 

Потребителький фактор:

n производство мебели чаще «приурочено» к крупным городам

Транспортный фактор имеет большое значение

 

Химическая переработка древесины – это

n целлюлозное,

n гидролизное,

n канифольно-скипидарное и др. производства – в своем местоположении учитывает водный фактор:

 

n у крупных рек, как источников воды и энергии сосредоточены комбинаты в: СЗФО (Кондопожский, Архангельский, Сыктывкарский комбинаты),

ПривФО (Краснокамский, Соликамский),

УрФО (Ивдельский, Новолялинский, Серовский)

СФО (Братский, Усть-Илимский, Байкальский)

 

Потребительский фактор (лакокрасочное, мыловаренное, электротехническое, спиртовое и др.производства нуждаются в готовой продукции и отходах от переработки древесины)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.073 с.)