Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3: Природно-ресурсный потенциал России
Природно-ресурсная компонента ТС представляет собой сочетание естественных условий и природных ресурсов
Под естественными условиями понимаются явления природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизнедеятельности общества, но непосредственно не участвующие в производственной и непроизводственной деятельности людей
К ним относятся: n -орографические (особенности форм рельефа территории) n -геологические (особенности строения земной коры) n -климатические n -гидрологические (особенности расположения поверхностных и подземных вод) n -почвенно-растительные n -прочие
Например, в орографических условиях абсолютная высота местности и расчлененность рельефа влияют на железнодорожное строительство (но не определяют его, т.к. при современном уровне развития строительных технологий сооружение трасс возможно практически при любых особенностях рельефа – трасса БАМа, железные дороги в ХМАО и ЯНАО, АЯМ и т.д.)
В геологических условиях важно учитывать, например, сейсмичность территории. К числу сейсмоактивных в России относятся Предкавказье, южная Сибирь, Тихоокеанское побережье. Но в субъектах федерации названных районов (Краснодарский край, Кемеровская область, Красноярский край, респ.Бурятия, Камчатский край, Магаданская область и др.) ведется как промышленное, так и гражданское строительство, только с учетом особых металлоконструкций и т.д.
В климатических условиях особое значение для жизнедеятельности приобретают годовые суммы солнечной радиации, температурный режим зимы и лета продолжительность безморозного периода, сила ветра и пр. От этих особенностей зависит, например, выбор земледельческих сельскохозяйственных культур, условия проведения работ на открытом воздухе – в рыболовстве, горнорудном производстве и т.д.
В гидрологических условиях на характер жизнедеятельности влияют заболоченность территории, обеспеченность подземными и поверхностными водами. Эти особенности, в частности, влияют на проведение инженерно-изыскательских работ в ж.д. строительстве и т.д.
В группе почвенно-растительных условий наиболее существенным является фактор естественного озеленения, поскольку способствует формированию естественной защитной полосы железной дороги
Таким образом, природные (естественные) условия России весьма разнообразны и степень их влияния на жизнедеятельность (территориальную организацию производительных сил) – значительна. (Оценка влияния ПУ – практическое занятие № 2)
Природные ресурсы – это тела и силы природы, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества (т.е. ПР непосредственно участвуют впроизводственной деятельности и во многом определяют характер жизнедеятельности в ТС)
Природные ресурсы подразделяются на: n -минеральные n -водные n -почвенные n -биологические
В трудовой деятельности общества могут участвовать в качестве средств труда -(земля в сельскохозяйственном производстве, водные пути на водном транспорте и др.); источников энергии -(гидроэнергетика); сырья и материалов – (лес в лесопромышленном производстве – заготовка, обработка, химическая и механическая переработка древесины); предметов потребления ( продукты рыболовства); и т.д.
К минеральным ресурсам ( исчерпаемым и преимущественно невозобновимым) относят топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы и торф) и многочисленную группу рудных полезных ископаемых, включающих металлическое сырье (руды черных металлов – железные и марганцевые руды; руды цветных металлов – алюминиевые, медные, оловянные, полиметаллические и др. руды) и неметаллическое сырье ( апатиты и фосфориты, соли, серу, асбест, графит и др.)
Основные месторождения: Нефть и газ – Северный Кавказ; Волго-Уральская, Тимано-Печерская, Западно-Сибирская зоны; перспективна добыча в Восточной Сибири и на шельфе о-ва Сахалин Уголь – Подмосковный, Печерский, Уральский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Иркутский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Буреинский бассейны
Горючие сланцы – локально, в Ленинградской и прилегающих областях Торф – разведан как ресурс, севернее 550с.ш. полосой вдоль Европейского и Сибирского севера; как энергетическое сырье пока имеет перспективное использование
Железные руды – Кольский п-ов, Карелия, КМА, южный Урал, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Ангаро-Питский р-н, Алданский р-н Марганцевые руды – юг Салаира, предгорья Саян
Алюминиевые – бокситы (Северный и Средний Урал, Салаир, Саяны); нефелины – (Кольский п-ов, Салаир) Медные – Северный, Средний, Южный Урал; плато Путорана, горы юга Восточной Сибири) Оловянные – Становое, Витимское, Алданское нагорья; хребет Джугджур, Становой, Верхоянский хребты
Апатиты и фосфориты – Кольский п-ов, Московская синеклиза Соли – калийные – Средний Урал, поймы Волги и Ангары Сера самородная – Волго-Ахтубинская пойма, Центральная камчатская низменность Асбест – Среднеуральский прогиб, Общий Сырт, междуречье Большого и Малого Енисея
Алмазы – Вилюйское и Приленское плато Драгоценные камни – Урал и его предгорья, Алтай, хребет Хамар-Дабан, Яблоновый, Черского
По этой группе ресурсов Россия входит в число ведущих государств мира (разведанные запасы и добыча)
По этой группе ресурсов Россия входит в число ведущих государств мира (разведанные запасы и добыча) В пределах России основные виды углеводородного и рудного сырья сосредоточены (и добываются) в Сибири: 90% газа, 70% нефти, 60% углей, 80% алюминиевых, 90% оловянных, 60% медных, 40% никелевых руд, а также основной объем платиновых материалов и других редких и благородных металлов
Основные виды транспорта, задействованные в перевозке углеводородного сырья – трубопроводный; речной и железнодорожный – незначительно. В перевозке рудного сырья – железнодорожный и автомобильный; воздушный и речной – незначительно.
Водные ресурсы – относятся к исчерпаемым, но возобновимым за счет источников подземных и поверхностных вод В суммарном стоке доля подземных вод - 24%, доля поверхностных вод – 76%
Экономическим показателем водных ресурсов является водообеспеченность (нормы потребления водных ресурсов) – закреплены в «Водном кодексе России»
Главными потребителями воды являются: - население - промышленность и сельское хозяйство - гидроэнергетика - рыбное хозяйство
Почвенно - земельные ресурсы – относятся к исчерпаемым, сочетающим в себе свойства возобновимости и невозобновимости
В России почвенно - земельные ресурсы составляют более 1,7 млрд.га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения – 400 млн.га, из которых сельскохозяйственные угодья (пашня, луга, сенокосы, пастбища и пр.) – 220 млн.га.
В соотношении с площадью территории государства – этот показатель России уступает по величине таким странам как США, Аргентина, Бразилия, Китай, Индия.
Пахотно-пригодные земли России неравномерно распределены по природным зонам: - зона лесов, лесостепей и степей (серые лесные, каштановые, черноземные почвы) -76% - зона тайги (дерново-подзолистые почвы) – 21% - зона субтропиков – 3%
Нормы использования земельных ресурсов закреплены в «Земельном кодексе России»
Биологические ресурсы – подразделяются на ресурсы растительного и животного мира Считаются исчерпаемыми, но возобновимыми, с длительным циклом воспроизводства.
Растительные ресурсы России – это лес (лесопокрытая площадь – 40%), сенокосы и пастбища (5% земельного фонда страны)
Хозяйственное значение имеет также естественная растительная продукция – плоды, орехи, грибы, ягоды др.
Ресурсы животного мира – промысловые рыбы и охотничьи животные В России хозяйственное значение имеют около 30 видов пушных зверей и диких копытных, более 100 видов морских и пресноводных рыб, а также охотничьи птицы и морские и пресноводные животные – всего более 250 видов (т.е. относятся к промысловым ресурсам).
По этим группам ресурсов (водным, почвенно-земельным, биологическим) отметим: - распространение данных видов ресурсов по территории России отличается неравномерностью, в сочетании с различной степенью концентрации и продуктивности
- по плотности ресурсов на единицу территории выделяются европейские районы, по доле ресурсов на душу населения – восточные районы страны - в Сибири – сконцентрировано 70% лесных ресурсов, 80% поверхностного и подземного стока, 70% гидроэнергетического потенциала, и 30% пахотно-пригодных земель
№21 Роль транспорта в реализации ПРП России: природные ресурсы как предметы транспортной работы, производственные и территориальные особенности перевозки этих групп грузов. Роль транспорта в размещении общественного производства Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производительных сил. При размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие хозяйственных объектов в пространстве. Это взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и необщего пользования. Основные виды транспорта, задействованные в перевозке углеводородного сырья – трубопроводный; речной и железнодорожный – незначительно. В перевозке рудного сырья – железнодорожный и автомобильный; воздушный и речной – незначительно. Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродукто- и газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт нео6щего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций. Иногда эти организации представляют собой крупные территориально-производственные образования, охватывающие значительные пространства, особенно в нефтяных, газовых и лесопромысловых районах. Пути сообщения представляют собой своеобразную «кровеносную систему» хозяйственного организма страны. По ним осуществляются транспортные операции (перевозки грузов и людей) внутри предприятий, между предприятиями и районами.
Транспортные операции, осуществляемые различными видами транспорта, можно разделить по следующим признакам: по времени - разовые (рейсовые), регулярные, маршрутные; по направлениям связей - международные, межрайонные, внутрирайонные, внутрипроизводственные; по участию различных видов транспорта - прямые (с участием одного вида транспорта, например железнодорожного) и смешанные железнодорожно, речные, автомобильно-речные-железнодорожные и т. д.).
Транспорт как отрасль материального производства имеет следующие особенности: во-первых, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукта с места производства в место потребления - очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. во-вторых, продукция выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развития транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров. Указанные особенности подчеркивают значение взаимодействия размещения производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства. Транспортная система накладывает особый отпечаток на характер и ритм современного производства. Непрерывно увеличиваются грузообмен между различными районами, местностями и городами, перевозки пассажиров от мест жительства к местам работы и отдыха. За период с 1940 по 1989 г. перевозки грузов в нашей стране выросли с 1,5 млрд. до 13 млрд. т, пассажиров с 9 млрд. до 82 млрд. чел. Транспорт ускоряет социально-экономическое развитие общества. Транспорт предоставляет возможности для повышения эффективности размещения общественного производства. С его помощью осуществляется кооперирование и специализация предприятий.
№22 Современный СДП России: общая характеристика, экономическая оценка.
СДП – это оценка современного состояния населения территориальной системы (ТС) и перспектив его дальнейшего развития
1. На 1.01.2010 г. в России проживает 141.9 млн. человек. Плотность населения - 8,3 чел./км2 В Европейской России (ЕТР)проживает более 110 млн.чел. В Азиатской России (АзТР) – около 30 млн.чел.
Свыше 90% населения проживает вдоль современной трассы ТРАНССИБА (т.е. в пределах 52-56о с.ш.)
Динамика населения – изменение численности населения в пространстве и во времени
Первая «ревизия населения» состоялась в 1719г. по указанию Петра 1. В России проживало 13,4 млн.чел.
По переписи 2002г. В России проживало 145,3 млн.чел. Таким образом, в России за 270 лет численность населения увеличилась в 11 раз. За это же время в Великобритании – в 7 раз, в Германии – в 5 раз, во Франции – в 3 раза, … в США – в 33 раза
Такая динамика численности населения в России обусловлена демографическими кризисами, связанными с войнами – Первой мировой (!914-1918), Гражданской (1918-1920), Великой Отечественной или Второй мировой (1941-1945 ), эпидемиями, голодом, эмиграциями
u «Прямые» демографические потери составили 50 млн.чел. u «Косвенные» - свыше 100 млн.чел.
Факторы, оказывающие влияние на изменение численности населения: Ø рождаемость, смертность («естественное движение» населения - прирост/убыль) Ø миграционный поток (эмиграция, иммиграция – «механическое движение» населения)
u В конце XIX века естественный прирост составлял 15‰ u В середине XX века – 16 ‰ u В конце XX века – (- 6,4 ‰ т.е. убыль населения)
До 1-й четверти 20 века механическое движение населения носило «аграрный» характер, т.е. крестьяне из центральных регионов России переселялись к окраинам Империи (на Северный Кавказ, в Среднее и Нижнее Поволжье, на Урал, в Северный Казахстан, на юг Сибири и Дальнего Востока, а также в Среднюю Азию и Прибалтику)
u По переписи 1897г. более 15% населения Империи были переселенцами
u После 20-х годов 20 века внутренняя миграция приобрела «урбанистические» черты – т.е. переселялись из сел в города
В 30-е – 80-е годы 20 века характер внутреннего миграционного потока был обусловлен: Ø индустриализацией (практически повсеместной), Ø транспортным строительством в восточных районах, Ø освоением целинных и залежных земель на юге Урала, Сибири, в Северном Казахстане
По переписи 1989г. совокупный миграционный поток составил почти 100 млн.чел. После 90-х годов 20 века миграционный поток формируется за счет: Ø «славянского населения» бывших союзных республик, Ø другого населения, в основном также из стран бывшего Союза Ø внутренних мигрантов
Причины «славянской миграции» - воссоединение с родственниками на исторической (этнической) родине Причины перемещений других мигрантов – получение образования, трудовая занятость, другой уровень жизни, а также вооруженные конфликты, национализм, сепаратизм Для внутренних мигрантов – это получение образования, трудовая занятость, другой уровень жизни
По переписи 2002г. из бывших союзных республик прибыло более 4 млн.чел., а внутреннее миграционное движение составило около 2,5 млн.чел.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.06 с.) |