Тема 3: Природно-ресурсный потенциал России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: Природно-ресурсный потенциал России



Природно-ресурсная компонента ТС представляет собой сочетание естественных условий и природных ресурсов

 

Под естественными условиями понимаются явления природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизнедеятельности общества, но непосредственно не участвующие в производственной и непроизводственной деятельности людей

 

К ним относятся:

n -орографические (особенности форм рельефа территории)

n -геологические (особенности строения земной коры)

n -климатические

n -гидрологические (особенности расположения поверхностных и подземных вод)

n -почвенно-растительные

n -прочие

 

Например, в орографических условиях абсолютная высота местности и расчлененность рельефа влияют на железнодорожное строительство (но не определяют его, т.к. при современном уровне развития строительных технологий сооружение трасс возможно практически при любых особенностях рельефа – трасса БАМа, железные дороги в ХМАО и ЯНАО, АЯМ и т.д.)

 

В геологических условиях важно учитывать, например, сейсмичность территории. К числу сейсмоактивных в России относятся Предкавказье, южная Сибирь, Тихоокеанское побережье. Но в субъектах федерации названных районов (Краснодарский край, Кемеровская область, Красноярский край, респ.Бурятия, Камчатский край, Магаданская область и др.) ведется как промышленное, так и гражданское строительство, только с учетом особых металлоконструкций и т.д.

 

В климатических условиях особое значение для жизнедеятельности приобретают годовые суммы солнечной радиации, температурный режим зимы и лета продолжительность безморозного периода, сила ветра и пр. От этих особенностей зависит, например, выбор земледельческих сельскохозяйственных культур, условия проведения работ на открытом воздухе – в рыболовстве, горнорудном производстве и т.д.

 

В гидрологических условиях на характер жизнедеятельности влияют заболоченность территории, обеспеченность подземными и поверхностными водами. Эти особенности, в частности, влияют на проведение инженерно-изыскательских работ в ж.д. строительстве и т.д.

 

В группе почвенно-растительных условий наиболее существенным является фактор естественного озеленения, поскольку способствует формированию естественной защитной полосы железной дороги

 

Таким образом, природные (естественные) условия России весьма разнообразны и степень их влияния на жизнедеятельность (территориальную организацию производительных сил) – значительна.

(Оценка влияния ПУ – практическое занятие № 2)

 

Природные ресурсы – это тела и силы природы, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества (т.е. ПР непосредственно участвуют впроизводственной деятельности и во многом определяют характер жизнедеятельности в ТС)

 

Природные ресурсы подразделяются на:

n -минеральные

n -водные

n -почвенные

n -биологические

 

В трудовой деятельности общества могут участвовать в качестве средств труда -(земля в сельскохозяйственном производстве, водные пути на водном транспорте и др.); источников энергии -(гидроэнергетика); сырья и материалов – (лес в лесопромышленном производстве – заготовка, обработка, химическая и механическая переработка древесины); предметов потребления ( продукты рыболовства); и т.д.

 

К минеральным ресурсам ( исчерпаемым и преимущественно невозобновимым) относят топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы и торф) и многочисленную группу рудных полезных ископаемых, включающих металлическое сырье (руды черных металлов – железные и марганцевые руды; руды цветных металлов – алюминиевые, медные, оловянные, полиметаллические и др. руды) и неметаллическое сырье ( апатиты и фосфориты, соли, серу, асбест, графит и др.)

 

Основные месторождения:

Нефть и газ – Северный Кавказ; Волго-Уральская, Тимано-Печерская, Западно-Сибирская зоны; перспективна добыча в Восточной Сибири и на шельфе о-ва Сахалин

Уголь – Подмосковный, Печерский, Уральский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Иркутский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Буреинский бассейны

 

Горючие сланцы – локально, в Ленинградской и прилегающих областях

Торф – разведан как ресурс, севернее 550с.ш. полосой вдоль Европейского и Сибирского севера; как энергетическое сырье пока имеет перспективное использование

 

Железные руды – Кольский п-ов, Карелия, КМА, южный Урал, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Ангаро-Питский р-н, Алданский р-н

Марганцевые руды – юг Салаира, предгорья Саян

 

Алюминиевые – бокситы (Северный и Средний Урал, Салаир, Саяны); нефелины – (Кольский п-ов, Салаир)

Медные – Северный, Средний, Южный Урал; плато Путорана, горы юга Восточной Сибири)

Оловянные – Становое, Витимское, Алданское нагорья; хребет Джугджур, Становой, Верхоянский хребты

 

Апатиты и фосфориты – Кольский п-ов, Московская синеклиза

Соли – калийные – Средний Урал, поймы Волги и Ангары

Сера самородная – Волго-Ахтубинская пойма, Центральная камчатская низменность

Асбест – Среднеуральский прогиб, Общий Сырт, междуречье Большого и Малого Енисея

 

Алмазы – Вилюйское и Приленское плато

Драгоценные камни – Урал и его предгорья, Алтай, хребет Хамар-Дабан, Яблоновый, Черского

 

По этой группе ресурсов Россия входит в число ведущих государств мира (разведанные запасы и добыча)

 

По этой группе ресурсов Россия входит в число ведущих государств мира (разведанные запасы и добыча)

В пределах России основные виды углеводородного и рудного сырья сосредоточены (и добываются) в Сибири: 90% газа, 70% нефти, 60% углей, 80% алюминиевых, 90% оловянных, 60% медных, 40% никелевых руд, а также основной объем платиновых материалов и других редких и благородных металлов

 

Основные виды транспорта, задействованные в перевозке углеводородного сырья – трубопроводный; речной и железнодорожный – незначительно. В перевозке рудного сырья – железнодорожный и автомобильный; воздушный и речной – незначительно.

 

Водные ресурсы – относятся к исчерпаемым, но возобновимым за счет источников подземных и поверхностных вод

В суммарном стоке доля подземных вод - 24%, доля поверхностных вод – 76%

 

Экономическим показателем водных ресурсов является водообеспеченность (нормы потребления водных ресурсов) – закреплены в «Водном кодексе России»

 

 

Главными потребителями воды являются:

- население

- промышленность и сельское хозяйство

- гидроэнергетика

- рыбное хозяйство

 

 

Почвенно - земельные ресурсы – относятся к исчерпаемым, сочетающим в себе свойства возобновимости и невозобновимости

 

В России почвенно - земельные ресурсы составляют более 1,7 млрд.га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения – 400 млн.га, из которых сельскохозяйственные угодья (пашня, луга, сенокосы, пастбища и пр.) – 220 млн.га.

 

 

В соотношении с площадью территории государства – этот показатель России уступает по величине таким странам как США, Аргентина, Бразилия, Китай, Индия.

 

 

Пахотно-пригодные земли России неравномерно распределены по природным зонам:

- зона лесов, лесостепей и степей (серые лесные, каштановые, черноземные почвы) -76%

- зона тайги (дерново-подзолистые почвы) – 21%

- зона субтропиков – 3%

 

 

Нормы использования земельных ресурсов закреплены в «Земельном кодексе России»

 

 

Биологические ресурсы – подразделяются на ресурсы растительного и животного мира

Считаются исчерпаемыми, но возобновимыми, с длительным циклом воспроизводства.

 

 

Растительные ресурсы России – это лес (лесопокрытая площадь – 40%), сенокосы и пастбища (5% земельного фонда страны)

Хозяйственное значение имеет также естественная растительная продукция – плоды, орехи, грибы, ягоды др.

 

 

Ресурсы животного мира – промысловые рыбы и охотничьи животные

В России хозяйственное значение имеют около 30 видов пушных зверей и диких копытных, более 100 видов морских и пресноводных рыб, а также охотничьи птицы и морские и пресноводные животные – всего более 250 видов (т.е. относятся к промысловым ресурсам).

 

 

По этим группам ресурсов (водным, почвенно-земельным, биологическим) отметим:

- распространение данных видов ресурсов по территории России отличается неравномерностью, в сочетании с различной степенью концентрации и продуктивности

 

 

- по плотности ресурсов на единицу территории выделяются европейские районы, по доле ресурсов на душу населения – восточные районы страны

- в Сибири – сконцентрировано 70% лесных ресурсов, 80% поверхностного и подземного стока, 70% гидроэнергетического потенциала, и 30% пахотно-пригодных земель

 

 

№21 Роль транспорта в реализации ПРП России: природные ресурсы как предметы транспортной работы, производственные и территориальные особенности перевозки этих групп грузов.

Роль транспорта в размещении общественного производства Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании произво­дительных сил. При размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие хозяйственных объектов в простран­стве. Это взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и необщего пользования.

Основные виды транспорта, задействованные в перевозке углеводородного сырья – трубопроводный; речной и железнодорожный – незначительно. В перевозке рудного сырья – железнодорожный и автомобильный; воздушный и речной – незначительно.

Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродукто- и газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт нео6щего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций. Иногда эти организации представляют собой крупные территориально-производ­ственные образования, охватывающие значительные пространства, особенно в нефтяных, газовых и лесопромысловых районах. Пути сообщения представляют собой своеобразную «кровеносную систему» хозяйственного организма страны. По ним осуществляются транспортные операции (перевозки грузов и людей) внутри предприятий, между предприятиями и районами.

Транспортные операции, осуществляемые различными видами транспорта, можно разделить по следующим признакам: по времени - разовые (рейсовые), регулярные, маршрутные; по направлениям связей - международные, межрайонные, внутрирай­онные, внутрипроизводственные; по участию различных видов транспорта - прямые (с участием одного вида транспорта, например железнодорожного) и смешанные железнодорожно, ­речные, автомобильно-речные-железнодорожные и т. д.).

 

Транспорт как отрасль материального производства имеет следующие особенности:

во-первых, транспорт является продолжением процесса производ­ства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукта с места производства в место потребления - очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. во-вторых, продукция выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развития транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.

Указанные особенности подчеркивают значение взаимодействия размещения производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства.

Транспортная система накладывает особый отпечаток на характер и ритм современного производства. Непрерывно увеличива­ются грузообмен между различными районами, местностями и городами, перевозки пассажиров от мест жительства к местам работы и отдыха. За период с 1940 по 1989 г. перевозки грузов в нашей стране выросли с 1,5 млрд. до 13 млрд. т, пассажиров­ с 9 млрд. до 82 млрд. чел.

Транспорт ускоряет социально-экономическое развитие общества.

Транспорт предоставляет возможности для повышения эффектив­ности размещения общественного производства. С его помощью осуществляется кооперирование и специализация предприятий.

 

№22 Современный СДП России: общая характеристика, экономическая оценка.

 

СДПэто оценка современного состояния населения территориальной системы (ТС) и перспектив его дальнейшего развития

 

 

1. На 1.01.2010 г. в России проживает 141.9 млн. человек.

Плотность населения - 8,3 чел./км2

В Европейской России (ЕТР)проживает более 110 млн.чел.

В Азиатской России (АзТР) – около 30 млн.чел.

 

Свыше 90% населения проживает вдоль современной трассы ТРАНССИБА (т.е. в пределах 52-56о с.ш.)

 

Динамика населенияизменение численности населения в пространстве и во времени

 

Первая «ревизия населения» состоялась в 1719г. по указанию Петра 1.

В России проживало 13,4 млн.чел.

 

 

По переписи 2002г. В России проживало 145,3 млн.чел.

Таким образом, в России за 270 лет численность населения увеличилась в 11 раз.

За это же время в Великобритании – в 7 раз,

в Германии – в 5 раз,

во Франции – в 3 раза,

в США – в 33 раза

 

Такая динамика численности населения в России обусловлена демографическими кризисами, связанными с войнами – Первой мировой (!914-1918), Гражданской (1918-1920), Великой Отечественной или Второй мировой (1941-1945 ), эпидемиями, голодом, эмиграциями

 

u «Прямые» демографические потери составили 50 млн.чел.

u «Косвенные» - свыше 100 млн.чел.

 

Факторы, оказывающие влияние на изменение численности населения:

Ø рождаемость, смертность («естественное движение» населения - прирост/убыль)

Ø миграционный поток (эмиграция, иммиграция – «механическое движение» населения)

 

u В конце XIX века естественный прирост составлял 15‰

u В середине XX века – 16 ‰

u В конце XX века – (- 6,4 ‰ т.е. убыль населения)

 

До 1-й четверти 20 века механическое движение населения носило «аграрный» характер, т.е. крестьяне из центральных регионов России переселялись к окраинам Империи (на Северный Кавказ, в Среднее и Нижнее Поволжье, на Урал, в Северный Казахстан, на юг Сибири и Дальнего Востока, а также в Среднюю Азию и Прибалтику)

 

u По переписи 1897г. более 15% населения Империи были переселенцами

 

u После 20-х годов 20 века внутренняя миграция приобрела «урбанистические» черты – т.е. переселялись из сел в города

 

В 30-е – 80-е годы 20 века характер внутреннего миграционного потока был обусловлен:

Ø индустриализацией (практически повсеместной),

Ø транспортным строительством в восточных районах,

Ø освоением целинных и залежных земель на юге Урала, Сибири, в Северном Казахстане

 

По переписи 1989г. совокупный миграционный поток составил почти 100 млн.чел.

После 90-х годов 20 века миграционный поток формируется за счет:

Ø «славянского населения» бывших союзных республик,

Ø другого населения, в основном также из стран бывшего Союза

Ø внутренних мигрантов

 

Причины «славянской миграции» - воссоединение с родственниками на исторической (этнической) родине

Причины перемещений других мигрантов – получение образования, трудовая занятость, другой уровень жизни, а также вооруженные конфликты, национализм, сепаратизм

Для внутренних мигрантов – это получение образования, трудовая занятость, другой уровень жизни

 

По переписи 2002г. из бывших союзных республик прибыло более 4 млн.чел., а внутреннее миграционное движение составило около 2,5 млн.чел.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.06 с.)