Тема 8: Транспортный комплекс России – производство услуг, особенности участия в экономической деятельности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8: Транспортный комплекс России – производство услуг, особенности участия в экономической деятельности государства



Транспорт является составной частью хозяйственного комплекса страны, элементом инфраструктуры

 

 

Инфраструктура – совокупность систем, служб, сооружений, необходимых для

n функционирования всех сфер экономической деятельности

n обеспечения условий жизнедеятельности общества

 

 

Транспортная инфраструктура России – это транспортная сеть и подвижной состав автомобильного, железнодорожного, морского, речного, трубопроводного и воздушного транспорта

 

В транспортный комплекс входят также промышленный транспорт и городской общественный транспорт

 

В т.ч. воздушным транспортом перевезено 47 млн.пассажиров и 1,0 млн.тонн грузов; пассажирооборот при этом составил 111 млрд. пасс*км, грузооборот – 3,4 млрд. т*км;

Авиапарк России – свыше 6,0 тыс. судов

Морским транспортом – 27 млн.тонн грузов и 1,4 млн.пассажиров;

Грузооборот по этому виду транспорта составил 62 млрд. т*км, пассажирооборот80 млн. пасс*км

Морской флот – около 4,0 тыс.судов

 

Продукцией транспорта является предоставленная транспортная услуга, характеризуемая грузо- и пассажирооборотом;

В производстве таких услуг занято свыше 3,5 млн. человек, в транспортном комплексе сосредоточено свыше 30% ОПФ хозяйственного комплекса страны

 

Транспорт, с одной стороны, зависит от социально-экономическогоразвития страны, с другой – сам способствует развитию экономикигосударства: в России транспортный комплекс обеспечивает получение более 8,0% ВВП

 

 

На транспортный комплекс приходится свыше 21,0% российских инвестиций, главный инвестор – государство

 

 

Организацией и предоставлением транспортных услуг занято около 170 тыс. организаций (150 из которых – частные);

в настоящее время – более 90% морских и речных перевозок, свыше 80% автомобильных и воздушных перевозок выполняют негосударственные транспортные предприятия

 

Массовость, универсальность, регулярность и относительно невысокая стоимость перевозок обусловили в России ведущую роль железнодорожного транспорта

Особая роль железных дорог в России также связана:

Ø с большими расстояниями,

Ø отсутствием коммуникаций других видов транспорта в широтном направлении в Сибири и на Дальнем Востоке,

Ø удаленностью местоположения основных сырьевых ресурсов от мест потребления и морских портов

Ø др. причинами

 

 

В 2003 году создано ОАО «РЖД»,

принявшее функции организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте; управленческие функции выполняет Министерство транспорта России

 

 

Участие транспортного комплекса в экономической деятельности страны:

В настоящее время железнодорожная сеть России – это 17 железных дорог, зоны тяготения которыххозяйственные комплексы субъектов федерации, в которых ж/д транспорт играет ведущую или значительную роль.

 

 

№24 Экономико-географическая характеристика зоны тяготения Печорской магистрали.

Печорская железная дорога — железная дорога существовавшая ранее в СССР. Дорога проходила по территории Кировской и Архангельской областей и республики Коми.

Общая протяжённость дороги на 1954 год составляла 1953 км. Управление дороги находилось в городе Котлас.

Дорога была образована в июне 1942 году, до 1947 года называлась Северо-Печорская железная дорога.

В 1959 году Печорская железная дорога вошла в состав Северной железной дороги.

 

1) ПРП зоны тяготения представлен добычей и переработкой крупных запасов минерального сырья, топливно-энергетических и водных ресурсов.

Топливные ресурсы зоны тяготения Печорской магистрали составляют месторождения нефти, природного газа, угля, горючих сланцев(Республика Коми) и торфа.

Перспективным районом добычи углеводородного сырья является Тимано-Печорская нефтегазовая провинция.

Зона тяготения располагает значительными запасами руд для производства чёрных, цветных и благородных ме.

Руды цветных металлов представлены также медно-никелевыми месторождениями Мончегорска и Печенги, марганцевых и баритовых руд-Республика Коми.

Зоня тяготения обеспечена практически всеми видами минеральных строительных материалов.

Общая площадь лесов, возможных для эксплуатации-35 млн га. Наибольшими запасами располагают Республика Коми и Архангельская обл.

2) Население 13,55 млн чел. За последние годы наблюдается значительный приток населения. Размещение населения происходит неравномерно.

Зона тяготения отличается высоким уровнем урбанизации в городских поселениях.

3) Ведущими отраслями промышленности являются отрасли топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного, машиностроительного, химического и рыбоперерабатывающего комплекса. Наибольшее развитие лесопромышленный комплекс получил в Архангельской области. Главные центры лесопиления располагаются в Архангельске, Новодвинске, Котласе, Петрозаводске.

Машиностроение носит многоотраслевой характер и ориентировано на производство продукции приборостроения, электроники, судостроения. В последнее время получило мощное развитие автомобилестроение.

Транспортное машиностроение представлено производством железнодорожного подвижного состава.

Химический комплекс зоны тяготения специализируется на производстве фосфатного сырья, минеральных удобрений, различных кислот, аммиака и использует в качестве сырья как первичные, так и вторичные ресурсы.

Химическая промышленность представлена также переработкой местных сланцев.

Производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, реактивов.

На использовании отходов лесопереработки развивается также химия органического синтеза- производство спирта, канифоли, вискозных волокон, которое размещено в основном в городах Архангельской области. На базе местных ресурсов нефти и газа в Республике Коми производятся пластмассы, спирты, красители. Основной центр производства- Сыктывкар.

Сельское хоз-во специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве.

4) струхэктура вывоза:

В объеме вывоза преобладает продукция отраслей специализации, на которые приходится более 85% суммарного отправления грузов, в том числе строительные материалы(27%), руды(15%), нефтегрузы(15%), лесоматериалы(10%), удобрения(9%), черные ме(7%).

стуктура ввоза:

В наибольших объемах поступают нефтяные грузы(29%), строительные материалы(16%), уголь и кокс(14%).

 

№25 Экономико-географическая характеристика Северной железной дороги.

Зона тяготения Северной железной дороги включает территории Архангельской, Вологодской обл., респ. Коми, Ярославской, Костромской, Ивановской обл.(7 обл.) общей площадью более 1млн км2

Эксплуатационная длина 5951,7

Административно это территории СЗФО и ЦФО.

Пункт управления дороги находится в Ярославской обл.

1) ПРП формирует значимые запасы мин-сырьевых ресурсов(кам. уголь, нефть, торф, а также лесные и рыбные ресурсы

Тимано-Печорская ТСПР №4, Северо-Двинская №3

2) Проживает более 6 млн чел, занятых на предприятиях добывающих и обрабатывающих производств.

3) Ведущими отраслями промышленности являются отрасли топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного, машиностроительного, химического и рыбоперерабатывающего комплекса.

Наибольшее развитие лесопромышленный комплекс получил в Архангельской области, Вологодской и Новгородской областях. Главные центры лесопиления располагаются в Архангельске, Новодвинске, Котласе, Петрозаводске.

Машиностроение носит многоотраслевой характер и ориентировано на производство продукции приборостроения, электроники, судостроения. В последнее время получило мощное развитие автомобилестроение.

Транспортное машиностроение представлено производством железнодорожного подвижного состава.

Химический комплекс зоны тяготения специализируется на производстве фосфатного сырья, минеральных удобрений, различных кислот, аммиака и использует в качестве сырья как первичные, так и вторичные ресурсы.

Химическая промышленность представлена также переработкой местных сланцев.

Производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, реактивов.

На использовании отходов лесопереработки развивается также химия органического синтеза- производство спирта, канифоли, вискозных волокон, которое размещено в основном в городах Архангельской области. На базе местных ресурсов нефти и газа в Республике Коми производятся пластмассы, спирты, красители. Основной центр производства- Сыктывкар.

Сельское хоз-во специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве.

4) структура вывоза:

В объеме вывоза преобладает продукция отраслей специализации, на которые приходится более 85% суммарного отправления грузов, в том числе строительные материалы(27%), руды(15%), нефтегрузы(15%), лесоматериалы(10%), удобрения(9%), черные ме(7%).

стуктура ввоза:

В наибольших объемах поступают нефтяные грузы(29%), строительные материалы(16%), уголь и кокс(14%).

 

№26 Экономико-географическая характеристика зоны тяготения Мурманской магистрали.

Кировская (до 21 января 1935 г. Мурманская железная дорога) железная дорога существовала с 1914 г. по 1959 г.

Включает Мурманскую обл. и республику Карелия.

Управление Мурманской железной дороги образовано в 1917 г. Находилось в городе Петрозаводске. В 1919 г. переведено в город Петроград. 1 мая 1930 г. организована Дирекция Мурманской железной дороги.

 

Сегодня Мурманское отделение - это 1068 км путей

Зона тяготения Мурманской магистрали располагается в СЗФО.

1)ПРП зоны тяготения располагает значительными запасами руд для производства чёрных, цветных металлов. Важнейшими месторождениями являются Оленегорское и Ковдорское, расположенные на Кольском полуострове. В западной Карелии распологается крупное Костомукшское железорудное месторождение.

Центр цветной металлургии-Мончегорск, Никель, производство алюминия-Кандалакша.

Сырье для производства редких металлов сосредоточено в основном в Кольском регионе. Это месторождения тантала, ниобия, лития, цезия, циркония, стронция.

Зоня тяготения обеспечена практически всеми видами минеральных строительных материалов.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность-Умба, Сегежа, Кемь, Кестеньга.

2) Население 2 млн чел., расселено-неравномерно.

3) Ведущими отраслями промышленности являются отрасли топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного, машиностроительного, химического и рыбоперерабатывающего комплекса.

Производство морских и речных судов разного назначения. Размещены эти предприятия в Мурманске.

Машиностроение носит многоотраслевой характер и ориентировано на производство продукции приборостроения, электроники, судостроения. В последнее время получило мощное развитие автомобилестроение.

Производство морских и речных судов разного значения.

Транспортное машиностроение представлено производством железнодорожного подвижного состава.

Химический комплекс зоны тяготения специализируется на производстве фосфатного сырья, минеральных удобрений, различных кислот, аммиака и использует в качестве сырья как первичные, так и вторичные ресурсы.

Химическая промышленность представлена также переработкой местных сланцев.

Производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, реактивов.

На использовании отходов лесопереработки развивается также химия органического синтеза- производство спирта, канифоли, вискозных волокон.

Важнейшей отраслью зоны тяготения Мурманской магистрали является рыболовство.

Промысловое значение имеют Баренцево и Белое моря. Переработка рыбы прозводится рыбокомбинатами в Мурманске.

Сельское хоз-во специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве.

Также ведущей отраслью сельского хозяйства является-животноводство.

4) структура вывоза:

В объеме вывоза преобладает продукция отраслей специализации, на которые приходится более 85% суммарного отправления грузов, в том числе строительные материалы(27%), руды(15%), нефтегрузы(15%), лесоматериалы(10%), удобрения(9%), черные ме(7%), пищевые продукты.

стуктура ввоза:

В наибольших объемах поступают нефтяные грузы(29%), строительные материалы(16%), уголь и кокс(14%).

 

 

№27 Экономико-географическая характеристика зоны тяготения Октябрьской железной дороги.

 

Зона тяготения Октябрьской железной дороги охватывает:

Ø Мурманскую область,

Ø республику Карелия,

Ø Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую,

Ø а также Тверскую области. Административно эти субъекты входят в СЗФО и ЦФО

1.1 Природно-ресурсный потенциал этой зоны – это запасы руд цветных и черных металлов, неметаллическое промышленное сырье, рыбные и лесные ресурсы, сосредоточенные на Кольском п-ове,

n на территории Ленинградской области (слюда, МСМ, глины, пески); лесом покрыто более 40% территории этой зоны; водные ресурсы используются как сплавные пути, как рыбохозяйственные и рекреационные объекты

Территориальные сочетания этого природного сырья для формирования транспортного продукта отражают 1, 2, 3-е ТСПР

1.2 В зоне тяготения ОЖД проживает около 6,0% населения страны, но расселено оно неравномерно: высокий показатель плотности населения у Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Образовательный уровень – разнообразен, также разнообразна и занятость населения: от высокотехнологичных наукоемких производств до промыслов и добычи природного сырья

1.3 Хозяйственная деятельность в зоне тяготения ОЖД характеризуется развитием:

n добывающих производств (руды цветных металлов, неметаллическое промышленное сырье, лесозаготовки, рыболовство);

n обрабатывающих производств (металлургического; производства электрического и оптического оборудования; транспортных средств, в т.ч. автомобилей, судов; целлюлозно-бумажного и полиграфического; текстильного и швейного; рыбоконсервного и др.)

В Кандалакше и Надвоицах действуют алюминиевые, медно-никелевые комбинаты, также плавят кобальт и обогащают титановую руду.

Развиты химические производства – от выпуска шин и пластмасс, до производства кислот, удобрений и аммиака.

В Ленинградской, Псковской и Новгородской областях обеспечивают глубокую переработку древесины – т.е. развиты фанерное, мебельное, бумажное производства, а также производства ДВП и ДСП

В городах зоны тяготения ОЖД (СПб, Петрозаводск, Псков, Новгород и др.) развиты производства кожаных изделий и обуви, швейное и фарфоро-фаянсовое производства

В Мурманске и СПБ – консервные производства (сырье – рыба, молоко и др.)

1.4. Основной грузопоток формируется из продукциипроизводственных комплексов района, а также из грузов из других регионовРоссии, поступающих для удовлетворения социальных и производственных потребностей населения

Кроме ОЖД, обслуживают грузопоток также автомобильные дороги (шоссейная магистраль Мурманск-Санкт-Петербург), меньше речные пути. Морские перевозки осуществляются в основном во внешнеэкономических сообщениях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.036 с.)