Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 2. Основные этические теории, исторические модели и
Принципы моральной медицины. Цель: рассмотреть основные этические теории и философские направления с позиций современной медицины и ее исторических моделей.
ПЛАН
1. Типы этических теорий в истории культуры. 2. Биоэтика и традиции русской философии. 3. Общая характеристика исторических моделей и принципов моральной медицины. 1) Модель Гиппократа и принцип «Не навреди». 2) Модель Парацельса и принцип «Делай добро». 3) Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга». Литература 1. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии, 1994. - № 3. (А.П.Огурцов. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы). 2. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. - М.: ММСИ, 1999. - С. 199-200. 3. Зильбер Л.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины» Т. 4. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. - С. 27-72. 4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – С. 76-95. 5. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. – Москва: Издательство «Триумф». 2002. – С. 16-32. 6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. – С. 11-43 (Глава 1-2). 7. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. Первый выпуск. – М.: Медицина, 2001. – С. 5-33. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Типы этических теорий в истории культуры
В истории культуры существуют многочисленные этические теории, использующие разные основания для объяснения сущности нравственных отношений. Возможно все этические теории можно разделить на два типа - религиозный (консервативный) и натуралистическо-прагматический (либеральный), между которыми имеется логическое противостояние (табл. 4). Натуралистическо-прагматический тип этических теорий ведущее место отводит экономической пользе. Несложные экономические расчеты приводят к выводу, что «больной — паразит общества». Именно это суждение становится исходным и определяющим в той новой «морали для врачей», которую предлагал Ф.В. Ницше (Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900), крупный немецкий философ). Таблица 4. Этические теории
Основные установки натуралистическо-прагматической этики обосновывают и придают смысл новым «этическим» стандартам либеральной формы биомедицинской этики:
- «моральность убийства» («правомерность» эвтаназии или право умереть «легко» вопреки природным процессам); - экономическая и демографическая целесообразность «прогностического» контроля медицинской генетики за «здоровьем населения»; - «генетическая политика», «генетическое наступление» на наследственные заболевания с целью «коррекции естественного отбора»; - пренатальная диагностика как средство «искусственного отбора»; - просчета «цены» трансплантологического продления жизни; - «моральность отключения жизнеподдерживающей аппаратуры» и завершение жизни по критериям «смерти мозга»; - продолжение жизни, даже когда это право забирает природа (реанимация ради реанимации); - «технология деторождения» — право рожать детей, даже когда это право не дает природа; - уничтожение жизни (аборты) на эмбриональном уровне как новый вид бизнеса, процветающего за счет «беременных» доходов; - «рациональное планирование семьи»; - право изменить свой пол вопреки природе, и т. д. и т. п. Критики либеральной биоэтики подчеркивают ее связь с натуралистическо-прагматическими теориями и определяют эту связь как «имморализм» -
(лат. im (не) + moralis (нравственный), т. е. противостояние традиционному морально-этическому сознанию, которое специфично для религиозной этики. Религиозный (консервативный) тип этических теорий опирается на принципы милосердия, человеколюбия, священности жизни и законов природы. Вспомним, что первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. В христианской этике «мера» моральности дана в Библии и в утверждении существования «нравственного закона внутри нас». Для Канта, например, этим внутренним законом, т. е. высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Моральная медицина исторически и традиционно опирается на христианские ценности. В современном обществе огромной силой является международная организация медицинской помощи и милосердия – «Красный Крест», на которую уповают сегодня в каждом неблагополучном районе мира. В рамках консервативных типов этических теорий традиционно обсуждаются: - нравственные качества врача; - бескорыстная и безотказная помощь больному; - приоритет интересов больного; - поддержание жизни и облегчение страданий до последнего; - следование принципу «Светя другим сгораю сам»;
2. Биоэтика и традиции русской философии.
Этика составляла ядро русской философии, в которой можно выделить три направления: бессмертие души и ответственность человека за земные дела -этика бессмертия; одушевленность Вселенной, космоса, (панпсихизм) – этика жизни; этика как борьба со смертью, т.е. с хаотичными силами природы во имя утверждения жизни. 1. Этика бессмертия. В основе данного направления лежит философия православия, которая отстаивает идеи воскресения человека после Страшного суда и бессмертия души человека. Новая жизнь после Воскресения – продолжение земной жизни, поэтому человек ответственен за все дела своей земной жизни. Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков, С.Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, обсуждают проблемы теоретической этики — жизнь и смерть, эсхатологичность человеческой истории, место человека в космосе, победа над смертью. В.С. Соловьев видит в нравственном одухотворении природы путь утверждения добра.
Д.И. Менделеев (Менделеев Дмитрий Иванович - гениальный русский химик, физик и натуралист (1834-1907) предложил концепцию этической гносеологии, на которой основывается э тика научных исследований в медицине. Гносеология, т. е. наука о познании, по мнению Менделеева, должна включать в себя этические регулятивы. В работе «От критицизма к этической гносеологии» Д. И. Менделеев (в противовес неокантианской идее о ценностной нейтральности науки) проводит принципиально иной подход — этической нагруженности любого знания, т. е. акцент на этической оценке любых форм знания и методов науки. 2. Этика жизни. В отечественной философской мысли существует направление, которое можно охарактеризовать как этику взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанную на религиозных и философских ценностях буддизма. Наиболее известным представителем этого направления является Н. К. Рерих (Рерих Николай Константинович (1874-), живописец исторического жанра и пейзажист) — создатель так называемой «Живой Этики». Согласно Н. К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. К. Э. Циолковский (Константин Эдуардович Циолковский, «отец русской космонавтики», учитель, изобретатель, просветитель (1857 – 1935) — основатель космонавтики, также связывал свою «космическую этику» с буддизмом и развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы. Циолковский рассматривает этику как путь преодоления смерти и человеческих страданий, как путь одухотворения природы. Ведущим принципом этики является требование, чтобы «все живое благоденствовало», ведь «жизнь непрерывна, смерти нет». П. Бадмаев (Бадмаев, Петр Александрович – врач, основавший в Петербурге в начале ХХ века лечебную школу тибетской медицины), стремился ознакомить общественность России и с этической теорией, и с медицинской практикой Тибета. Он перевел основной трактат по тибетской медицине «Худ-ши». В «Этике тибетских врачей» П. Бадмаев подчеркивал, что «традиции врачебного сословия требуют от каждого врача шести условий:
- быть вполне способным для врачебной деятельности, - быть гуманным, - понимать свои обязанности, - быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхо- ждением, - быть старательным в делах, - быть ознакомленными с науками». Основное требование к врачам заключается в «исполнении долга». 3. Этика, как борьба со смертью ( н атуралистическое направление). Это направление ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был Николай Алексеевич Умов (выдающийся русский физик, профессор Московского университета (1846 - 1915 г.). Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные, «стройные». Он выдвигает заповедь новой этики: «…Твори и созидай на основе научного знания…». Тем самым Н. А. Умов задает в этике новый ориентир - ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни. В это же самое время Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), русский князь, революционер, теоретик анархизма, разрабатывает этику альтруизма. Кропоткин критикует теорию Ч. Дарвина, ее принцип борьбы за существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи в животном мире: «Взаимная помощь - важнейший фактор эволюции»: этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущем уже животным. В 1903 г. Виктор Викторович Вересаев (Смидович), русский писатель, врач, подчеркивал, что «нет ни одной науки, которая приходила бы в такое непосредственно-близкое и многообразное соприкосновение с человеком, как медицина». Он видел главную задачу этики «во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебною наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки». Обсуждая возможность экспериментов на людях и ограничение их прав, Вересаев особо подчеркнул: «вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики». Безнравственная государственная политика в СССР в области медицины практически объявила этические нормы пережитком буржуазной медицины и глупыми предрассудками, что, по мнению Вересаева, «на практике, в рядовой массе врачей, ведет к ужасающему легкомыслию и к возмутительнейшему пренебрежению к самым законным правам больного».
Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей, не допуская даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и, тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить философско-этических размышлений. В годы жестокого тоталитарного режима Сталина написаны: работа В. Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело» (опубликована уже после смерти хирурга-епископа), труд В. И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление», рукопись Д. П. Филатова «Норма поведения, или мораль с естественно-исторической точки зрения», статья А. А. Любищева «Основной постулат этики» и др. В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности. Таким образом, в русской мысли можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. В таблице 5 представлены проблемы медицины в контексте русской философской мысли. Таблица 5
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 2191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.027 с.) |