Тема 1. 2. Основные этические теории, исторические модели и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Основные этические теории, исторические модели и



Принципы моральной медицины.

Цель: рассмотреть основные этические теории и философские направления с позиций современной медицины и ее исторических моделей.

 

ПЛАН

 

1. Типы этических теорий в истории культуры.

2. Биоэтика и традиции русской философии.

3. Общая характеристика исторических моделей и принципов моральной медицины.

1) Модель Гиппократа и принцип «Не навреди».

2) Модель Парацельса и принцип «Делай добро».

3) Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».

Литература

1. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии, 1994. - № 3. (А.П.Огурцов. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы).

2. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. - М.: ММСИ, 1999. - С. 199-200.

3. Зильбер Л.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины» Т. 4. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. - С. 27-72.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – С. 76-95.

5. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. – Москва: Издательство «Триумф». 2002. – С. 16-32.

6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. – С. 11-43 (Глава 1-2).

7. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. Первый выпуск. – М.: Медицина, 2001. – С. 5-33.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Типы этических теорий в истории культуры

 

В истории культуры существуют многочисленные этические теории, использующие разные основания для объяснения сущности нравственных отношений. Возможно все этические теории можно разделить на два типа - религиозный (консервативный) и натуралистическо-прагматический (либеральный), между которыми имеется логическое противостояние (табл. 4).

Натуралистическо-прагматический тип этических теорий ведущее место отводит экономической пользе. Несложные экономические расчеты приводят к выводу, что «больной — паразит общества». Именно это суждение становится исходным и определяющим в той новой «морали для врачей», которую предлагал Ф.В. Ницше (Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900), крупный немецкий философ).

Таблица 4.

Этические теории

  Типы этических теорий
Принципы Религиозный тип (авторитарная, деонтологическая этика) – консервативная позиция Натуралистически-прагматический тип – либеральная позиция
Принцип Божественного откровения: «Нравственный закон внутри нас» Принцип экономической пользы, целесообразности
И. Кант: Высшая нравственная ценность – долг. Деятельное милосердие и человеколюбие «Новая мораль для врачей» Ф. Ницше: создать новую ответственность для врача, которая требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни. «Имморализм»
Уважение к жизни в любых ее проявлениях. Управление природой человека

Основные установки натуралистическо-прагматической этики обосновывают и придают смысл новым «этическим» стандартам либеральной формы биомедицинской этики:

- «моральность убийства» («правомерность» эвтаназии или право умереть «легко» вопреки природным процессам);

- экономическая и демографическая целесооб­разность «прогностического» контроля медицинской гене­тики за «здоровьем населения»;

- «генетическая политика», «генетическое на­ступление» на наследственные заболевания с целью «коррекции естественного отбора»;

- пренатальная диагностика как средство «искусственного отбора»;

- просчета «цены» трансплантологического продления жизни;

- «моральность отключения жизнеподдерживающей аппаратуры» и завершение жизни по критериям «смерти мозга»;

- продолжение жизни, даже когда это право забирает природа (реанимация ради реанимации);

- «технология деторождения» — право рожать детей, даже когда это право не дает природа;

- уничтоже­ние жизни (аборты) на эмбриональном уровне как новый вид бизнеса, процветаю­щего за счет «беременных» доходов;

- «рациональное плани­рование семьи»;

- право изменить свой пол вопреки природе, и т. д. и т. п.

Критики либеральной биоэтики подчеркивают ее связь с натуралистическо-прагматическими теориями и определяют эту связь как «имморализм» -

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. В 36 фрагменте «Сумерек кумиров» Ницше пишет: «Мораль для врачей. Больной — паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер после того, как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение обще­ства. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении — не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Создать новую ответ­ственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырож­дающейся жизни — например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить... Не в наших руках воспрепятствовать нашему рождению: но эту ошибку — ибо порою это ошибка — мы можем исправить. Если уничтожаешь себя, то делаешь достойное вели­чайшего уважения дело: этим почти заслуживаешь жить... Общество, что я говорю — сама жизнь имеет от этого боль­шую выгоду, чем от какой-нибудь "жизни" в отречении, бледной немочи и другой добродетели...».  

 

(лат. im (не) + moralis (нравственный), т. е. противостояние традиционному морально-этическому сознанию, которое специфично для религиозной этики.

Религиозный (консервативный) тип этических теорий опирается на принципы милосердия, человеколюбия, священности жизни и законов природы. Вспомним, что первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосер­дия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.

В христианской этике «мера» моральности дана в Библии и в утверждении существования «нравственного закона внутри нас». Для Канта, например, этим внутренним законом, т. е. высшей нравст­венной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Моральная медицина исторически и традиционно опирается на христианские ценности. В современном обществе огромной силой является между­народная организация медицинской помощи и милосердия – «Красный Крест», на которую уповают сегодня в каждом неблагополучном районе мира.

В рамках консервативных типов этических теорий традиционно обсуждаются:

- нравственные качества врача;

- бескорыстная и безотказная помощь больному;

- приоритет интересов больного;

- поддержание жизни и облегчение страданий до последнего;

- следование принципу «Светя другим сгораю сам»;

 

2. Биоэтика и традиции русской философии.

 

Этика составляла ядро русской философии, в которой можно выделить три направления: бессмертие души и ответственность человека за земные дела -этика бессмертия; одушевленность Вселенной, космоса, (панпсихизм) – этика жизни; этика как борьба со смертью, т.е. с хаотичными силами природы во имя утверждения жизни.

1. Этика бессмертия. В основе данного направления лежит философия православия, которая отстаивает идеи воскресения человека после Страшного суда и бессмертия души человека. Новая жизнь после Воскресения – продолжение земной жизни, поэтому человек ответственен за все дела своей земной жизни.

Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков, С.Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, обсуждают проблемы теоретической этики — жизнь и смерть, эсхатологичность человеческой истории, место человека в космосе, победа над смертью. В.С. Соловьев видит в нравственном одухотворении природы путь утверждения добра.

Д.И. Менделеев (Менделеев Дмитрий Иванович - гениальный русский химик, физик и натуралист (1834-1907) предложил концепцию этической гносеологии, на которой основывается э тика научных исследований в медицине. Гносеология, т. е. наука о познании, по мнению Менделеева, должна включать в себя этические регулятивы. В работе «От критицизма к этической гносеологии» Д. И. Менделеев (в противовес неокантианской идее о ценностной нейтральности науки) проводит принципиально иной подход — этической нагруженности любого знания, т. е. акцент на этической оценке любых форм знания и методов науки.

2. Этика жизни. В отечественной философской мысли существует направление, которое можно охарактеризовать как этику взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанную на религиозных и философских ценностях буддизма.

Наиболее известным представителем этого направления является Н. К. Рерих (Рерих Николай Константинович (1874-), живописец исторического жанра и пейзажист) — создатель так называемой «Живой Этики». Согласно Н. К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы.

К. Э. Циолковский (Константин Эдуардович Циолковский, «отец русской космонавтики», учитель, изобретатель, просветитель (1857 – 1935) — основатель космонавтики, также связывал свою «космическую этику» с буддизмом и развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы. Циолковский рассматривает этику как путь преодоления смерти и человеческих страданий, как путь одухотворения природы. Ведущим принципом этики является требование, чтобы «все живое благоденствовало», ведь «жизнь непрерывна, смерти нет».

П. Бадмаев (Бадмаев, Петр Александрович – врач, основавший в Петербурге в начале ХХ века лечебную школу тибетской медицины), стремился ознакомить общественность России и с этической теорией, и с медицинской практикой Тибета. Он перевел основной трактат по тибетской медицине «Худ-ши». В «Этике тибетских врачей» П. Бадмаев подчеркивал, что «традиции врачебного сословия требуют от каждого врача шести условий:

- быть вполне способным для врачебной деятельности,

- быть гуманным,

- понимать свои обязанности,

- быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхо-

ждением,

- быть старательным в делах,

- быть ознакомленными с науками».

Основное требование к врачам заключается в «исполнении долга».

3. Этика, как борьба со смертью ( н атуралистическое направление).

Это направление ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.

Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был Николай Алексеевич Умов (выдающийся русский физик, профессор Московского университета (1846 - 1915 г.). Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные, «стройные». Он выдвигает заповедь новой этики: «…Твори и созидай на основе научного знания…». Тем самым Н. А. Умов задает в этике новый ориентир - ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

В это же самое время Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), русский князь, революционер, теоретик анархизма, разрабатывает этику альтруизма. Кропоткин критикует теорию Ч. Дарвина, ее принцип борьбы за существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи в животном мире: «Взаимная помощь - важнейший фактор эволюции»: этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущем уже животным.

В 1903 г. Виктор Викторович Вересаев (Смидович), русский писатель, врач, подчеркивал, что «нет ни одной науки, которая приходила бы в такое непосредственно-близкое и многообразное соприкосновение с человеком, как медицина». Он видел главную задачу этики «во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебною наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки». Обсуждая возможность экспериментов на людях и ограничение их прав, Вересаев особо подчеркнул: «вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики».

Безнравственная государственная политика в СССР в области медицины практически объявила этические нормы пережитком буржуазной медицины и глупыми предрассудками, что, по мнению Вересаева, «на практике, в рядовой массе врачей, ведет к ужасающему легкомыслию и к возмутительнейшему пренебрежению к самым законным правам больного».

Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей, не допуская даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и, тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить философско-этических размышлений. В годы жестокого тоталитарного режима Сталина написаны: работа В. Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело» (опубликована уже после смерти хирурга-епископа), труд В. И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление», рукопись Д. П. Филатова «Норма поведения, или мораль с естественно-исторической точки зрения», статья А. А. Любищева «Основной постулат этики» и др.

В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности.

Таким образом, в русской мысли можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. В таблице 5 представлены проблемы медицины в контексте русской философской мысли.

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 2191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.027 с.)