Таким образом, в регуляции медицинской деятельности приоритет имеют нормы медицинского законодательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, в регуляции медицинской деятельности приоритет имеют нормы медицинского законодательства.



За рубежом и в нашей стране ежегодно рассматриваются сотни судебных исков против врачей, исков, которые связаны не только с причинением физического ущерба пациентам, но и с нарушениями их прав.

Достаточно часты случаи, когда врачи проводят какое-то медицинское вмешательство, в том числе и в научных целях, не спросив разрешения пациента, разглашают конфиденциальную информацию, а это – нарушение его прав, защищаемых законом.

Несмотря на несовершенство законов, есть возможность предъявить врачу иск и получить серьезное финансовое возмещение, удовлетворение за причиненный моральный ущерб. Надо знать, что предусмотрены особые механизмы защиты нематериальных благ гражданина, его чести и достоинства, неприкосновенности его частной жизни, конфиденциальности личной информации и т.д. В таблице 3 представлены отличительные признаки различных сфер жизни человека.

 

Таблица 3.

Характеристики различных сфер жизнедеятельности

человека в обществе

 

Сферы жизни Личная жизнь «Моя жизнь не затрагивает других»
Мораль «Мои действия затрагивают интересы других людей»
Государственная политика Деятельность государства по поощрению или осуждению определенного поведения (не всегда определяет «морально – аморально»)
Законность Нормы закона приоритетны («не законно – значит запрещено, делать нельзя»).

Подытоживая все сказанное, особо отметим - сфера личной жизни врача никогда не была в действительности его личной жизнью. Во все времена общество с пристрастием оценивало качества личности, пороки и достоинства, семейные и профессиональные отношения врача. Поэтому у медицинского работника не может быть только личных проблем, они все трансформируются в моральные проблемы, которые затрагивают интересы других людей, в особенности, пациентов.

Что касается государственной политики, позиции врача тесно связаны с его нравственными ценностями и образом жизни. Можно ли быть безучастным к алкоголизации населения, распространению наркомании, табакокурения, особенно среди молодежи, если государственная политика этому не препятствует?

И еще, нравственные религиозные ценности неотделимы от гуманистической специфики медицинской науки и практики. Бессилие медицины перед конечностью жизни, значимость поиска смысла жизни и смерти обращает врача лицом к религиозным и философским поискам.

В связи с этим большое значение для врача имеет обращение к истории медицинской этики.

История и этапы развития медицинской этики.

Этика Гиппократа.

Биоэтика (медицинская этика, биомедицинская этика)как научная дисциплина развивалась параллельно с развитием медицины, а также впитала в себя наработки многих немедицинских дисциплин, таких как религиоведение, юриспруденция, социология, психология, социальная психология, профессиология, менеджмент, педагогика и др. Определенный путь развития биоэтики в системе медицинских знаний можно разделить на шесть этапов, соответственно историческому развитию медицины: 1 – этика на этапе «формирующейся» медицины, 2 – этап монотеистических религий, 3 – этика врачевания на этапе появления официального медицинского образования, 4 – деонтологический этап, 5 – этап биоэтики, 6 – этап биомедицинской этики.

1 этап - определяется зарождением «формирующейся медицины» и заканчивается появлением трудов греческих философов.

Понятие «формирующаяся медицина» связано с эпохой неолита (8-3 тыс. лет до н. э.), в которой лечение больного стало профессией. Медицина и магия имели неразрывную связь. Очевидно, что и тогда началось регулирование поведения медика-знахаря. Нам известно медицинское законодательство первобытных государств.

Однако надо признать, что мы гораздо больше знаем не об этом периоде, а о становлении медицинской этики как науки в древней Греции. Труды греческих философов послужили основой этики Гиппократа.

Отцом античной этики (науки о морали) считается Сократ (469-399 до н. э.) - он полагал, что человек добр (нравственен) по своей природе, а тот, кто поступает безнравственно, то поступает так по причине «недостатка этического знания». Первый и постоянный принцип этики Сократа - торжество добродетели (постоянная направленность на добро). Именно Сократу принадлежит мысль о том, что частные цели, поступки людей, живущих в обществе должны подчиняться общей и высшей цели.

Платон (427-347 до н. э.) определял нравственность (добродетель) как порядок и гармонию души. Он же выделил 4 основные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость (главная добродетель), которые нужны всем, в том числе и врачу.

Аристотель (344-322 до н. э.) ввел термин «этика» как название науки о назначении и смысле жизни, о моральных нормах и принципах поведения. Он считал, что этика вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и других людей и делает это путем формирования идей о должном. Деятельность человека должна быть разумной и направленной на благо. В своем труде «Большая этика» он характеризует добродетели, которыми должен обладать человек независимо от того, чем он занимается: благоразумие (чувство меры), уравновешенность, щедрость, благородство, достоинство, скромность, мудрость, сообразительность, находчивость, порядочность. Для обретения добродетели требуется моральная устойчивость, нравственная принципиальность. Согласно Аристотелю, «хотя нравственность зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле». Одно дело знать «что такое хорошо и что такое плохо», другое – желать поступать хорошо. Аристотель был также прекрасным врачом и относил к медицине все положения этики. Он полагал, что удел врачевания – это здоровье, а подход к больному должен быть индивидуальным.

Гиппократа (460-377 до н. э.) называют отцом медицины. Любой врач и сейчас знает о Гиппократе минимум 4 вещи: маска Гиппократа (лицо больного при сердечно-легочной недостаточности), шапка Гиппократа (повязка на голову при травмах черепа), темпераменты человека по Гиппократу (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), клятва Гиппократа – один из самых древних документов.

Гиппократ поклонялся одному богу — богу врачевания Асклепию (римское соответствие — Эскулап). Это с тех времен пошло название врачей «асклепеиды», или «эскулапы».

Гиппократ провозгласил, что Асклепий сильнее смерти. Именно от Гиппократа пошло: врач должен бороться за жизнь пациента до последнего (фактически, до явных признаков биологической смерти — трупных пятен). Он отверг само понятие «несовместимые с жизнью повреждения» (болезни) и тем самым резко отмежевался от спартанских врачей.

Врачи в Спарте еще со времен ее основателя Ликурга были почитаемой кастой. Они относились к высшим государственным чиновникам. Специальный совет принимал решение — оставлять в живых того или иного больного, новорожденного. Смерть в Спарте всегда предпочиталась болезни и немощи.

Гиппократ не жил в Спарте, но тщательно изучал опыт спартанских врачей: заимствовал пропаганду здорового образа жизни, требовал соблюдения всех ее правил (умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые еженедельные танцы). Сам Гиппократ строго следовал этим принципам, а к врачам, их не соблюдавшим, обращался так: «Ты врачевать собрался род людской, а сам покрыт вонючею паршой!».

В эпоху Гиппократа появились врачебные школы, объединения врачей, которые давали клятву, вступая во врачебный цех, предусматривающий должное поведение и доверие к врачам определенной школы (корпорации асклепеидов).

Труды медицинской школы «Корпус Гиппократа» включают «Клятву Гиппократа» и другие сочинения, посвященные проблемам медицинской этики: «О благоприличном поведении», «О враче», «Об искусстве», «О древней медицине», «Закон» и т. д.

 

НЕОБХОДИМО знать! 10 заповедей Гиппократа: 1. В первой заповеди врач клянется Апполоном (врачом богов), Асклепием - Экскулапом (сын Апполона, бог врачебного искусства), Гигиеей (дочь Асклепия, богиня здоровья), Панакеей (дочь Асклепия, всеисцеляющая), всеми богами, что честно будет исполнять присягу и обязательство. Это положение клятвы указывает, что поведение врача в тот период регулировалось теургическим способом (теос – бог, егон – работа) 2. Следующее положение клятвы свидетельствует, что профессия врача считалась семейной, передавалась от отца к сыну. Впоследствии врачи стали брать учеников со стороны и оговаривали материальную сторону обучения. 3. С третьей заповеди рассматриваются собственно медицинские обязательства врачей и на первое место ставится образ жизни больного: «я направляю режим больного…». 4. В четвертой заповеди говорится о первом законе медицины «НЕ НАВРЕДИ» и о том что «ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ» должен соблюдаться неуклонно: «обязуюсь действовать, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». 5. Пятая заповедь перекликается с древней заповедью «НЕ УБИЙ», она вошла в последующем во все кодексы, как основополагающая при решении вопроса об эвтаназии – помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента: «я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу путь подобного замысла». 6. В шестой заповеди можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и вера в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом: «точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария». 7. Следующее положение седьмой заповеди, скорее всего, указывает на то, что врач не должен вторгаться в ту область медицины, в которой он недостаточно компетентен: «я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В древнем Египте и на Западе эти операции делали особые специалисты. Данное положение можно считать основой современного лицензирования и сертификации лечебных учреждений и специалистов. 8. Восьмая заповедь определяет фундаментальный принцип этики – направленность на добродеяние и непричинение зла. Близость врача к пациенту только духовная и не должна переступать через известные границы, а тем более становиться близостью физической: «в какой бы я дом не вошел, я войду туда для пользы дела, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». 9. Девятая заповедь указывает на запрет разглашать сведения о болезни и лечении больного, а также сведений, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». 10. Десятая заповедь завершает обещание клятвой перед богами и людьми: «Мне, нерушимо выполнявшему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». За нарушение клятвы грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, подписавшей клятву.

 

Из других источников, которые характеризуют указанный период, можно назвать наставления древнеиндийского врача Сушруты и отца китайской медицины Сан-Сю-Мао, законы Хаммураппи, Вавилона, Иудеи, Ярослава Мудрого и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что с древних времен врачеватели находились под пристальным вниманием, а к их моральным качествам и облику предъявлялись особые требования.

2 этап – медицинская этика как часть монотеистических религий.

Появление монотеистических религий – буддизма, христианства, иудаизма, ислама и др. характеризовалось тем, что основными носителями медицинских знаний выступали священнослужители.

Одной из древнейших религий является буддизм. Основоположник буддизма – Сиддхартхи Гаутама (622-543 до н.э.) проповедовал учение, основанное на четырех высших добродетелях: любовь, стремление делать добро, сострадание и помощь. Нормы, близкие к буддистской этике, существовали и в ранних христианских сектах. В канонических Евангелиях (описание жизни Иисуса Христа) изложено обилие подвигов милосердия на врачебном поприще. Существует предание, что Иисус в молодости учился у «терапевтов» различным врачебным манипуляциям. По мере утверждения христианства церковь взяла на себя заботу о немощных и больных, которых лечили и содержали в монастырях.

Члены Ордена Святого Лазаря в Иерусалиме лечили прокаженных (мы теперь знаем слово «лазарет»). В Германии были созданы общины «бегин» (от немецкого - начинать), которые ухаживали за больными. Возникли духовные попечительства о больных: орден «Братья милосердия» в Испании, во Франции община сестер милосердия. В древнерусском государстве при монастырях стали создаваться палаты. То место, где болезнь кладет человек «ниц» назвали больницами.

Заметный вклад в истории медицины оставили труды ученых, исповедовавших ислам. Среди них арабские ученые медики – Аль Рухави («Практическая этика врача»), Ибн-абу Усейби («Приказ медицины»), Ибн-Сина («Канон медицины»).

3 этап развития медицинской этики связан с появлением официального медицинского образования.

В Х веке открылся первый медицинский факультет на Востоке, затем в Х - ХII веке при университетах в Европе открываются медицинские факультеты, в последующем создаются корпорации врачей (вторая половина ХVIII века). Этот период знаменуется тем, что профессия врача становится самостоятельной и распространенной. В 16-17 веках в Европе открылись акушерские школы.

В России первый университет открылся в 1755 г.

Этот период характеризуется господством христианских гуманистических идеалов, широкой благотворительностью, все большим проникновением в медицинские профессии женщин (сестры милосердия, повивальные бабки), осознанием и формированием партнерских отношений между врачами и медсестрами.

Английский врач Т. Персиваль – в книге «Медицинская этика» (1797) изложил свод установленных правил и наставлений применительно к поведению аптекарей, врачей и хирургов в госпитальной и частной практике. Он хотел назвать книгу «Медицинская юриспруденция», но отказался, ибо как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.

4 этап – деонтологический, продолжался с начала ХIХ века по 40-е годы ХХ века. Как известно еще Аристотель в своих трудах неоднократно упоминал о долге и должном поведении. В основу медицинской деонтологии этого этапа легло утилитаристское учение английского философа и правоведа И. Бентама, который в своей книге «Деонтология, или наука о морали» утверждал: «Основание деонтологии – принцип пользы, что означает, что поступок может быть хорош или плох, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы». Он считал деонтологию необходимой для любой профессии, в дальнейшем этот раздел этической теории крепко связали с врачами и то, что называлось врачебной этикой, стало назваться медицинской деонтологией. Этот этап наступил не потому, что его стали назвать деонтологическим, а потому, что бурное развитие капитализма коренным образом изменило отношения между врачом и пациентом.

Вот что пишет историк медицины Сигерст Г.: «появление капитализма принесло другую концепцию и другой моральный климат общества. Это не могло не отразиться на медицинской этике. Обнаружилось, что традиционные моральные ценности все менее эффективно действуют на профессиональное поведение врачей…». На первый план в этот период выступали экономические интересы врача, которые никак не совпадали с интересами пациентов. Чем эффективнее становилась медицина, тем сложнее и дороже она была, а врачу все труднее было оказывать бесплатную медицинскую помощь. Поэтому обращение к деонтологическим нормам в какой-то мере способствовало защите прав и пациентов, и медицинских работников, позволяя регламентировать медицинскую деятельность больше с позиций права, чем морали.

Этап – этап биоэтики.

На этом этапевозрастает общественная роль врача, а морально-этическое регулирование поведение врача обретает статус международных соглашений. Происходит это после второй мировой войны, когда злодеяния врачей фашистов и Нюрнбергский процесс заставили мировое сообщество задуматься о создании международных кодексов этики. Военный трибунал в Нюрнберге, представленный судьями, врачами и адвокатами из США, Великобритании, Франции и СССР, вынес приговор нацистским врачам, а также адвокатам за превращение германской юридической системы в орудие деспотизма, мародерства и массового уничтожения. Итогом процесса стал международный закон – Нюрнбергский Кодекс (1947), ставший основой для появления в 1948 г. «Всеобщей Декларации прав человека» и зарождения международного движения в защиту прав человека. Преступники понесут наказание, даже если их действия не противоречат законам их стран или мотивируются исполнением приказа. Нюрнбергский Кодекс явился сильнейшим стимулом для научных разработок по врачебной этике.

В 1947 году создана «Всемирная медицинская ассоциация» (ВМА), неправительственная международная организация, финансируемая добровольными национальными медицинскими ассоциациями (этим она отличается от Всемирной организации здравоохранения), в основу деятельности которой положены этические принципы. Это не политическая организация, в нее входят врачи, разделяющие одни и же идеалы и одну и ту же ответственность. ВМА борется за предоставление наилучшей медицинской помощи каждому независимо от расы, убеждений, взглядов и социального положения.

нЕОБХОДИМО знать! Главным положением Нюрнбергского кодекса являются 10 пунктов в защиту прав субъектов медицинских исследований. 1. Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего. Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение. Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте. Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и ответственность каждого такого лица, которая не может быть безнаказанно переложена на другое лицо. 2. Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; он не должен носить случайный, необязательный по своей сути характер. 3. Эксперимент должен основываться на данных, полученных в лабораторных исследованиях на животных, знании истории развития данного заболевания или других изучаемых проблем. Его проведение должно быть так организовано, чтобы ожидаемые результаты оправдывали сам факт его проведения. 4. При проведении эксперимента необходимо избегать всех излишних физических и психических страданий и повреждений. 5. Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если «a priori» есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих экспериментов. 6. Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой направлен данный эксперимент. 7. Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или смерти. 8. Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма. 9. В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое состояние делает невозможным продолжение эксперимента. 10. В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидностиили смерти испытуемого.  

 

В 1948 году в Женеве второй сессией ВМА принята Клятва Гиппократа ХХ века (Женевская декларация), а в 1949 г. – Международный кодекс медицинской этики. Документы, принимаемые ВМА, имеют для медицинских ассоциаций стран, входящих в нее, обязательный характер.

На этапе биоэтики происходит также соединение медицины, этики и этики окружающей среды во всемирном масштабе для целей выживания человечества – экоэтика.

До сих пор в обычном, привычном для нас времени, в котором мы живем, человек располагал свободой выбора между добром и злом. Но с появлением учения о биосфере (Вернадский) впервые возникла реальная, а не иллюзорная обратная связь между нравственным выбором человека, то есть его выбором между добром и злом, и обратным воздействием на человека результатов его выбора. Причем, если в прежние времена «контролером нравственности» была лишь совесть человека, то теперь им становится нечто объективное – биосфера. Да, апокалипсис может наступить за «наши прегрешения», скажем, такие, как ядерная или экологическая беспечность. Научно-технический прогресс сопровождается духовным и нравственным одичанием человечества. Осознание последствий экологических катастроф и угрозы гибели цивилизации заставляет признать, что нравственность является такой же огромной силой, как и знание. Неоценимая заслуга в этом осознании принадлежит академику А.Д. Сахарову. Он одним из первых осознал принципиально новую ситуацию – свобода выбора между добром и злом имеет реальные пределы.

Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности. Советский академик Н. Моисеев, построив модель биосферы («Гею») и проверив на ней сценарий «ядерной ночи» американского ученого К. Сагана, смог в деталях описать картину возможной гибели нашей цивилизации, не прибегая к библейской мифологии. Так возник ограничитель зла, предостережение тем, кто готов выбрать зло вместо добра в отношениях с биосферой. Подобно бумерангу, зло, обращенное к биосфере, ударяет по человеку, его свершившему, а с ним и по всему человечеству. Такое зло обретает глобальный характер и требует глобальной нравственности.

Таким образом, биоэтика служит для этического анализа всех новаций в области достижений техники, агрономии, животноводства, биологии, медицины.

6 этап - этап биомедицинской этики. Этот этап с начала 60-70-х годов и по настоящее время анализируется, в основном, с позиций этических проблем применения новых медицинских технологий и изменений в системе отношений «врач-пациент».

Сегодняшняя ситуация в медицине категорически отличается от той, что была ещё 20-30 лет назад, а тем более от тысячелетней давности, когда была написана Клятва Гиппократа. Основным отличием медицины сегодняшнего дня от прежних моделей организации здравоохранения является расширение прав больного и переход к сотрудничеству врача и пациента вместо бытовавшей в течение многих лет патерналистской традиции. Это выражение обозначает то, что больной был прежде практически лишён права голоса при обсуждении состояния своего здоровья и тех способов, которые использовались для его лечения

 

 

ПРОБЛЕМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ. Все началось с работы над новым оружием, которое должно было защитить Отечество от военной угрозы. Но уже в тот момент, когда генералы потирали руки от удовольствия, наблюдая взрыв 100-мегатонной бомбы на Новой Земле, Сахаров понял: родилось чудовище, применение которого бессмысленно даже в интересах обороны, ибо оно способно погубить все человечество. Об этом он тотчас и написал Хрущеву. Так, с 1961 года академик, обласканный и награжденный всеми высшими правительственными наградами, вступил в схватку с сильными мира сего, требуя прекращения ядерных испытаний. Что двигало этим человеком? Честолюбие, упрямство? Нет. Высокое нравственное чувство, в основе которого были знания и интуиция ученого – предчувствие возможной ядерной катастрофы, о которой отечественные и зарубежные ученые, политики и деятели культуры заговорили лишь спустя десятилетие. Корень зла – в отчуждении знания от морали, которое вершится бездушной машиной административно-командного управления. В такой системе ученый просто лишен всяких прав на нравственную ответственность. Сахаров раньше других осознал, что ядерное оружие породило возможность «тотального зла», когда за деяния одного человека или группы людей расплачивается человечество, причем самой дорогой ценой – ценой самоуничтожения, так как поставлена под угрозу созданная многими тысячелетиями хранительная для всего живого на Земле оболочка – биосфера. Именно такое понимание биосферы – хранительницы жизни, оказавшейся под угрозой разрушения, - стало тем фактором, который дал толчок формированию глобальной нравственности. Любое посягательство на «священную оболочку» влечет за собой неотвратимое возмездие. По сути, А.Д. Сахаров хотел не так уж многого – права предостеречь человечество от трагической ошибки; права остановить производство им же порожденного ядерного монстра; права на борьбу за новую организацию и новую мораль человеческого сообщества, которое не может исповедовать мораль пещерного жителя, когда в руках его не дубинка, а водородная бомба. Сахаров раньше, острее других почувствовал, что человечество вступило в новую эру и появилась необходимость в новом мышлении.  

 

как некомпетентная инстанция. Непатерналистская концепция отношения «врач-больной» означает уважение моральной автономии личности, признание его этической компетентности в сотрудничестве с медиками.

Ещё одна особенность биоэтики, отличающей её от врачебной этики, - участие в обсуждении и решении многих проблем современной биологии лиц с немедицинским образованием: философов, юристов, теологов и даже политических деятелей. Назовем некоторые из этих проблем.

Основные проблемы современной биомедицинской этики:

1. Взаимоотношения врача и пациента. Права пациента. Модели взаимоотношения врач-пациент. Врачебная тайна.

2. Право на жизнь и сопутствующие этому проблемы (проблема аборта, стерилизации, новых репродуктивных технологий и пр.)

3. Моральная оценка таких проблемных ситуаций в медицине как «смерть мозга».

4. Право на смерть (право умереть с достоинством). Эвтаназия (активная и пассивная). Самоубийство.

5. Медико-биологические эксперименты на людях.

6. Генетика, генно-инженерные технологии.

7. Концепция социальной справедливости и политика в области здравоохранения.

8. Моральные аспекты проведения экспериментов на животных

9. Трансплантация органов и тканей.

10. Этика в психиатрии, права душевнобольных.

11. Отношение к больным СПИДом.

12. Клонирование человека и животных и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.039 с.)