Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга»



В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). «Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования, правила, предписания морального порядка. Устанавливаются своды правил медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», обязательный к исполнению. Несоблюдение правил чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Наборы точно сформулированных правил поведения разработаны практически для каждой медицинской специальности. Многочисленные советские издания по медицинской деонтологии периода 60-80-х годов представляют собой перечень и характеристику этих правил практически по всем медицинским областям. Примером может служить двухтомник «Деонтология в медицине» (Под ред. Б.В. Петров­ского. - М.: Медицина, 1988).

Когда правила поведения точно сформулированы, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонений от его выполнения, в том числе аргументы «приятно – неприятно», (к примеру: оказание медицинской помощи «бомжу»); «полезно - бесполезно» (реанимационные меры у безнадежно больного) и т. п.

Идея долга является определяющим основанием действий врача. Если врач способен действовать по безусловному требованию «долга», то он соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Истоки представлений о «должном» находятся в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно постоянное соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам.

Примером деонтологической модели в медицине может служить хирургическая деонтология. Академик Н. Н. Петров, основоположник отечественной онкологии, в 1946 г. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:

— «хирургия для больных, а не больные для хирур­гии»;

— «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;

— «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;

— «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;

— «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений» и др.

С точки зрения Н. Н. Петрова, «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции».

Таким образом, деонтологическая модель в медицине предписывает врачу точные правила поведения, не допускающие отступления и не учитывающие личностные ценности врача или больного или нюансы межличностных отношений.

 

 

Тема 1.3. Основные принципы современной

Биомедицинской этики

 

Цель: рассмотреть базовые принципы современной биомедицинской этики в контексте профессиональной деятельности специалиста здравоохранения.

П Л А Н

 

1. Общая характеристика основополагающих принципов биомедицинской этики – общий биоэтический кодекс.

2. Принцип милосердия и его границы.

1) Принцип двойного эффекта.

2) Принцип пропорциональности.

3. Принцип уважения автономии личности как основа современной медицинской этики.

4. Принцип справедливости.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. - М.: ММСИ, 1999. - С. 9-97.

2. Зильбер Л.П. Этика и закон в медицине критических состояний. "Этюды критической медицины" т.4. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 1998. - С. 73-106.

3. Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов.- М.: АНМИ, 2001. – 241 с.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – С. 177-213.

5. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. – Москва: Издательство «Триумф». 2002. – С. 16-32.

6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. - С. 29-43

 

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1. Общая характеристика основополагающих принципов биомедицинской этики – общий биоэтический кодекс

Принятие морального решения всегда является трудным и напря­женным делом. Нет ме­ханических приемов или алгоритмов, которые можно применять в ситуации морального сомнения. В качестве практичного подхода в медицине рекомендуется использование мо­ральных принципов, которые принимаются во внимание для обоснования индивидуального морального решения врача.

В глобальной биоэтике выделены четыре центральных постулата, которые образуют общий биоэтический кодекс.

1. «Уважение автономии пациента», т.е. признание автономии личности. Под этим подразумевается право человека самому решать все вопросы, касающиеся его сомы, психики, эмоционального статуса.

2. «Принцип справедливости» (каждый должен получить то, что ему причитается). Справедливость (justice) подразумевает равный доступ к общественным благам, созданным на коллективные средства общества.

3. «Не навреди!» (Гиппократовское «не вреди»), означающее, что этично применять к какому-либо лицу только те воздействия, которые не причинят ему вреда. Принцип "не навреди" велит нам "Избегай зла".

4. «Делай благо!» (акцентирует необходимость не просто избегания вреда, но активных действий по его предотвращению или исправлению).

Эти четыре принципа оказываются центральными на всех уровнях биоэтики и во всех ее разделах и аспектах. Однако есть моральные проблемы в медицине, где принципы не могут обеспечить прямого руководства, т. е. эти принципы имеют свои ограничения. А в некоторых ситуациях принципы сами могут вступать в противоречие и приводить к несо­вместимым решениям. К примеру, каким образом врач может избежать причи­нения вреда и позволить умереть смертельно больному пациенту?

 

2. Принцип милосердия и его границы

Принципы «не навреди», «делай благо», «избегай зла» называют еще принципом милосердия.

Милосердие является принципом, согласно которому следует содействовать благополучию других людей (их здоровью) и использовать активные средства, чтобы предотвратить или устранить опасные для них обстоятельства.

Вместе с тем этот принцип имеет ограничения, которые касаются опасения причинить вред «себе», невозможностью делать только добро и избегать зла и невозможностью оказывать медицинскую помощь без побочного вреда, т.е. абсолютно следовать завету «не навреди». Остановимся на характеристике этих ограничений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.200 (0.006 с.)