Раздел 1. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.



Л.И. Ломакина

В.А. Породенко

Е.Н. Травенко

Е.И. Быстрова

А.В. Ильина

 

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов медицинских ВУЗов

К р а с н о д а р - 2004


УДК 614.253 (075)

ББК 87.7+5

Б 63

 

Б 63 Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И., Ильина А.В.

Биомедицинская этика: Учебное пособие /Под ред. проф. В.А. Породенко. - Краснодар, 2004.

 

 

Рецензенты:

И.Н. Ремизов - з аведующий кафедрой философии Кубанской государственной медицинской академии, доктор философских наук, профессор;

Н.П. Варшавец -начальник Краснодарского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, юрист.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено преподавателями кафедры судебной медицины Кубанской государственной медицинской академии: кандидатом медицинских наук доцентом Л.И. Ломакиной, доктором медицинских наук профессором В.А. Породенко, кандидатом медицинских наук доцентом Е.Н. Травенко, ассистентами Е.И. Быстровой и А.В. Ильиной, под общей редакцией заведующего кафедрой профессора В.А. Породенко.

В настоящем пособии впервые представлен информационно-справочный материал по разделам программы дисциплины «Биомедицинская этика», соответствующей государственному образовательному стандарту.

В пособии подробно освещены актуальные вопросы биомедицинской этики в контексте проблем современного здравоохранения и практической медицины.

Пособие может быть использовано студентами медицинских и фармацевтических вузов, медицинских факультетов университетов, а также преподавателями, слушателями ФППВ и всеми, интересующимися вопросами этики в современном здравоохранении.

 


Пояснительная записка

 

С установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права всё заметнее становится интерес общественности, органов общественной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики).

В последнее десятилетие ушедшего века биоэтика стала играть заметную роль в мировой культуре. В США уделяется большое внимание моральным проблемам медицинского образования, в котором программа по биоэтике рассчитана на 112 часов и изучается 9 месяцев. И это только базисный (пропедевтический) курс – общая биоэтика, а в последующем обучении биоэтика интегрируется с клиническими дисциплинами – специальная биоэтика.

Формирование биоэтики как новой области знаний обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы ХХ столетия научно - технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших биомедицинских технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось почти невозможным. Причём эти проблемы касались всех периодов жизни человека - от зачатия до смерти (разработка концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальные открытия в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики - генодиагностика и генотерапия - и т. д.).

Другой ведущей причиной развития биоэтики стали идеи экологического и правозащитного движения, борьба за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально - демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых получили новое осмысление права пациента.

Основополагающие положения биоэтики (автономия личности, правило добровольного информированного согласия и др.) содержатся в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах, этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций. Новый международно признанный этический стандарт медицинской практики должен быть внедрен в отечественное здравоохранение.

Для того, чтобы идеи биоэтики нашли своё отражение в практической медицине, необходимо подготовить почву для её восприятия нашими врачами. В системе подготовки отечественных врачей до последнего времени отсутствовало систематическое образование в области современной биомедицинской этики, что препятствовало формированию новых отношений в отечественном здравоохранении. Кроме того, это негативно сказывалось на решении проблемы конвертируемости дипломов наших выпускников, имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества.

Изучение курса «Биомедицинская этика», целью которого является соединение современных этических знаний и профессиональной медицинской деятельности, является необходимым и важным компонентом в подготовке врача.

Настоящее пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта и рабочей программы по биомедицинской этике кафедры судебной медицины. Оно может быть использовано как для подготовки к занятиям студентами, так и для самостоятельной проработки и осмысления рассматриваемых проблем практикующими врачами, преподавателями, юристами и всеми, интересующимися современными положениями биомедицинской этики.

Выписка из Государственного образовательного стандарта:

«Биоэтика: Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий».

 

1. ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Биомедицинская этика как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки врача, формировании его гуманистического мировоззрения, повышает уровень нравственно - правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике современных этических и правовых теорий, биомедэтика даёт критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм.

 

2. Задачи преподавания биомедицинской этики.

 

1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинский этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем.

2. Способствовать развитию нравственно - правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации.

3. Воспитывать студентов в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.

4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы, в частных страховых компаниях и т. д.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЗАВЕРШЕНИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

После изучения курса биомедицинской этики студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики: основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики; основные понятия биомедицинского характера, овладеть информационным минимумом (дефиниции, факты, персоналии и др.);

2. Теоретические основы биомедицинской этики.

3. Особенности и закономерности биомедицинской этики в современном обществе, причины её возникновения, формирующие факторы и основные принципы.

4. Основные правила биомедицинской этики.

5. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

6. «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997).

7. Клятву врача («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», ст. 60).

8. Нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе.

9. Права пациентов.

10. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

11. Сформировать представление о врачебном профессиональном поведении, основанном на деонтологических нормах и принципах.

12. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

13. Существо моральных проблем медицинской генетики, трансплантации органов и тканей человека, инфекционных заболеваний и ВИЧ-инфекции.

14. Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

15. Моральные основы коммерциализации в медицине.

Студент должен уметь:

1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

2. Применять знания по биомедицинской этике, проявлять такт и деликатность при общении с пациентом и его родственниками.

3. Защищать неприкосновенность частной жизни, права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.

4. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

5. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

6. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать необоснованный риск.

7. Осваивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии, использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания.

8. Овладеть методикой исследовательской работы по биоэтике (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования).


Тема 1.1. Основные понятия биомедицинской этики. Медицина, этика, право и религия. История биоэтики.

 

Цель: уяснить значение биомедицинской этики в системе подготовки специалиста здравоохранения, историю становления и основные положения данной дисциплины.

 

П Л А Н

 

1. Основные понятия и положения биомедицинской этики.

2. Предпосылки возникновения и специфика биомедицинской этики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке.

3. Формы социальной регуляции медицинской деятельности.

4. История и этапы развития медицинской этики. Этика Гиппократа.

5. Медицинская этика в зарубежных странах.

6. Медицинская этика в дореволюционной России и СССР.

7. Основополагающие документы по биоэтике.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антипенков В.А. и др. Биоэтика на рубеже тысячелетий. Обзор материалов V Всемирного конгресса по биоэтике. //Медицинское право и этика. – 2001, № 2. – С. 12-21.

2. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. - М.: ММСИ, 1999. - С. 1-10.

3. Биомедицинская этика /Под ред. В.И.Покровского. - М.: Медицина, 1997. - С. 4-29.

4. Вересаев В.В. Записки врача // Собрание сочинений в четырех томах. М, 1985. Т.1. - С. 210 – 400.

5. Зильбер Л.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины» Т. 4. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. - С. 13-72.

6. Иванюшкин А.Я. Рыцарь врачебной этики (В.А. Манассеин). //Медицинское право и этика, 2001. - № 2. - С. 49-59.

7. Иванюшкин А. Я, Медицинская деонтология в СССР (К истории вопроса) //Медицинское право и этика, 2002. № 1. - С. 32-35

8. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – С. 5-19.

9. Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов.- М.: АНМИ, 2001. – 241 с.

10. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. – Москва: Издательство «Триумф». 2002. – С. 5-16, 60-82.

11. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. – С 5-48.

12. Ступаков И.Н., Самородская И.В. Роль биомедицинской этики в практическом здравоохранении. //Медицинское право. – 2003, № 1. – С. 10-14.

15. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. Первый выпуск. – М.: Медицина, 2001. – С. 5-34.

 

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Основные понятия и положения биомедицинской этики.

В основе деятельности врача и любого специалиста здравоохранения лежат три составляющих: профессиональная подготовка, профессиональная этика, профессиональное законодательство. Специальные знания врачи получают и совершенствуют на соответствующих кафедрах. Медицинское право, или профессиональное законодательство, является внешним регулятором поведения и деятельности медицинского работника, поэтому изучается и осваивается как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной деятельности. Знания по специальным дисциплинам и медицинскому праву являются основой для получения диплома.

Этические основы профессии в основном формируются в ходе изучения клинических дисциплин на базе определенных личностных качеств, необходимых врачу, и завершаются клятвой врача, которая является эталоном взаимоотношений с пациентами, родственниками больного и коллегами.

Этические положения в медицине неразрывно связаны с врачеванием.

В современном понимании Медицина – это наука о предупреждении и лечении болезней, сохранении и укреплении здоровья людей. Вспомним, что слово «медицина» (лат. «medicina»и «medicare») имеет два значения - лечить и отравлять, a термин «medicamen» означает лекарство, яд и волшебство. Корень слова «медицина» - индоевропейское «med», т. е. «середина», «мера». Смысл этих слов связан и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием, и со «срединным» местом медицины между естествознанием и социально-гуманитарным знанием.

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука о морали (от латинского moralis, что означает нравственный).

Нравственность определяется как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, регулирующих поведение человека с помощью норм, имеющих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, должного и т. д.

Мораль – это совокупность нравственных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенный период времени ( или система норм нравственного поведения человека какого-либо класса или профессиональной группы). В более общем виде мораль определяется как система норм нравственного поведения людей, их обязанности по отношению друг к другу и обществу в целом.

Таким образом, мораль может быть разной в различных слоях общества и даже в разных профессиях. Кроме того, мораль может меняться во времени.

Аристотель (4 век до н. э.) впервые выделил этику в самостоятельную философскую дисциплину, изучающую мораль. Иммануил Кант в 17 веке впервые определил этику как науку о должном.

Слова этика и мораль (эпитеты этический и нравственный) используются как синонимы.

Совокупность этических норм поведения человека складывается из трех компонентов: врожденной, доктринальной и конвенциональной этики.

Врожденная (зоологическая) этика имеется и у животных в виде элементов регламентации поведения. Проявляется врожденная этика как инстинктивное поведение животных относительно один другого в группах, прайдах, стадах, стаях. Этому поведению не обучаются, с ним появляются на свет.

У человека, в отличие от животных, есть доктринальная этика, которая базируется на тех или иных идеологических доктринах. Это, прежде всего, этика религиозная, присутствующая во всех религиозных системах, начиная с самых древних (иудейская религия, религии античности, христианство, буддизм, ислам и др.). Если в советский период истории России заместителем религии был установлен диалектический/исторический материализм, то и здесь присутствовала доктринальная этика, обязательная к исполнению всеми членами общества.

Этика конвенциональная устанавливается по взаимной договоренности людей или человеческих общностей: как им вести себя по отношению друг к другу. Эта этика была в свое время обозначена гражданином Женевы Жан-Жаком Руссо в его трактате «Общественный договор», где расписывалось, как люди договариваются, чтобы друг другу поменьше вредить и побольше оказывать пользы, стараясь при этом обеспечить максимум собственной пользы тоже. Многие документы медицинской этики содержат положения, относящиеся к нормам конвенциональной этики: Конвенции о правах человека, Конвенция о правах ребенка и др.

ЭТИКА ВРАЧЕБНАЯ (медицинская) традиционно определяется как совокупность нравственных норм поведения врача и отношения к больному, его родственникам, коллегам. Полвека назад в нашей стране медицинскую этику почти полностью заменила деонтология.

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. Deon, deontos – должное, надлежащее, долг) – наука о должном -учение о совокупности этических норм, определяющих надлежащее (специфическое) отношение к объекту и предмету труда и регламентирующих взаимоотношения между коллегами и другими субъектами деятельности.

Деонтология - общее название этических теорий, имеющих отношение к любой деятельности, в которых благо понимается как безусловный долг следовать определенному этическому принципу. Например, моральная философия И. Канта основывается на принципе автономии воли. Советская медицинская деонтология исходила из долга гражданина активно участво­вать в строительстве коммунистичес­кого общества.

Термин «деонтология» предложен в начале Х1Х века английским философом Дж. Бентамом, который является признанным создателем философии утилитаризма и деонтологии. Утилитаризм (от латинского - польза, выгода) – принцип оценки всех процессов, явлений и предметов только с позиций их полезности. Конечное значение морали, согласно этой теории, – способствовать стремлению людей к получению удовольствия, наслаждения и счастья, поэтому этические нормы и принципы должны способствовать наивысшему счастью наибольшего числа людей. Этот принцип Бентам превратил в учение о деонтологии, впервые использовав этот термин как альтернативу термину этика. Хотя он и называет деонтологию наукой о морали, но не отождествляет, а даже противопоставляет этике.

Существуют разные определения понятия медицинской деонтологии. Остановимся на двух из них.

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ - совокупность этических норм и правил выполнения медработником своих профессиональных обязанностей. (Предписание о том, как должно поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя).

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ - учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения врачей.

Во втором определении врачебная этика выступает как составная часть медицинской деонтологии.

То, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, в конце Х1Х века именовалось врачебной этикой.

Отметим, что понятия деонтология и этика в медицине имеют и совпадения, и противоречия.

Деонтология ближе к закону: она учит, как должно поступать, даже если эти действия будут антигуманными (этика роботов). Человек действует по составленным кем-то инструкциям и правилам. Этика опирается на мотивацию в виде накопленных моральных ценностей, а не на алгоритм поведения. Основные отличия этики, деонтологии и закона представлены в таблице 1.

Этика, мораль - более подвижная категория, чем закон, она быстрее меняется во времени, подготавливая изменения закона. Закон в обществе может быть только единым для всех, а мораль, этика различны в различных социальных прослойках и даже профессиях. Поэтому этика может входить в противоречие с законом, но при их расхождении поступок должен оцениваться по закону, а этика лишь оттеняет совокупность смягчающих или отягчающих обстоятельств. В конце концов, количество этических разногласий с законом переходит в качество – тогда закон изменяется.

Таким образом, сделаем небольшое резюме:

1. Мораль и этика, изучающая ее, в отличие от закона, не может быть одинаковой в разных слоях общества и профессиях, тогда как закон един для всех.

Изменившаяся мораль подготавливает изменение закона, но закон приоритетен, каким бы антигуманным он ни казался при изменившейся морали.

2. Медицинская этика основана на моральных ценностях. Деонтология основана на рационализме инструкций, устава, закона, единых для общества и полезных для него.


Таблица 1

БИОЭТИКА – учение о социальных, правовых и этических последствиях, возникающих в результате прогресса биологии и медицины и при медико-биологических исследованиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий.

Это определение дано Международной ассоциацией биоэтиков, созданной в 1991 г. Сам термин «биоэтика» ввел американский биолог В. Поттер в 1964 году, определив ее как науку о нравах в биологии и медицине. Под этим очень общим словом мы также понимаем «Систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов».

В.Р. Поттер создал этот термин, чтобы указать на необходимость новой этики, предметом которой являлось бы выживание человечества. Научно-технические достижения грозят уничтожением окружающей среды и самого человека. Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества.

Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании.

Первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются каким-либо абстрактным и бесчеловечным авторитетом - государственным, классовым, или партийным (или авторитетом вождя – это все не более чем варианты одной и той же беды).

В проекте Федерального Закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» БИОЭТИКА определяется как свод принципов и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в области здоровья и здравоохранения и регулирующих в этой сфере взаимоотношения государства с обществом, семьей и личностью, а также взаимоотношения медицинского работника и пациента в связи с медицинским вмешательством. Данное определение, на наш взгляд, соответствует понятию «Биомедицинская этика», пришедшему на смену таким терминам как «врачебная этика» и «медицинская деонтология».

Биомедицинская этика – наука, изучающая и осмысливающая профессиональную медицинскую деятельность и достижения новых биомедицинских технологий в свете нравственных теорий и принципов.

Таким образом, краткий анализ эволюции моральных понятий в медицине закономерно приводит к современному подходу к медицинской профессии с позиций новой науки - биоэтики и новой, глобальной ответственности специалиста здравоохранения за свои действия в профессиональной и научной сфере.

 

Этика Гиппократа.

Биоэтика (медицинская этика, биомедицинская этика)как научная дисциплина развивалась параллельно с развитием медицины, а также впитала в себя наработки многих немедицинских дисциплин, таких как религиоведение, юриспруденция, социология, психология, социальная психология, профессиология, менеджмент, педагогика и др. Определенный путь развития биоэтики в системе медицинских знаний можно разделить на шесть этапов, соответственно историческому развитию медицины: 1 – этика на этапе «формирующейся» медицины, 2 – этап монотеистических религий, 3 – этика врачевания на этапе появления официального медицинского образования, 4 – деонтологический этап, 5 – этап биоэтики, 6 – этап биомедицинской этики.

1 этап - определяется зарождением «формирующейся медицины» и заканчивается появлением трудов греческих философов.

Понятие «формирующаяся медицина» связано с эпохой неолита (8-3 тыс. лет до н. э.), в которой лечение больного стало профессией. Медицина и магия имели неразрывную связь. Очевидно, что и тогда началось регулирование поведения медика-знахаря. Нам известно медицинское законодательство первобытных государств.

Однако надо признать, что мы гораздо больше знаем не об этом периоде, а о становлении медицинской этики как науки в древней Греции. Труды греческих философов послужили основой этики Гиппократа.

Отцом античной этики (науки о морали) считается Сократ (469-399 до н. э.) - он полагал, что человек добр (нравственен) по своей природе, а тот, кто поступает безнравственно, то поступает так по причине «недостатка этического знания». Первый и постоянный принцип этики Сократа - торжество добродетели (постоянная направленность на добро). Именно Сократу принадлежит мысль о том, что частные цели, поступки людей, живущих в обществе должны подчиняться общей и высшей цели.

Платон (427-347 до н. э.) определял нравственность (добродетель) как порядок и гармонию души. Он же выделил 4 основные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость (главная добродетель), которые нужны всем, в том числе и врачу.

Аристотель (344-322 до н. э.) ввел термин «этика» как название науки о назначении и смысле жизни, о моральных нормах и принципах поведения. Он считал, что этика вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и других людей и делает это путем формирования идей о должном. Деятельность человека должна быть разумной и направленной на благо. В своем труде «Большая этика» он характеризует добродетели, которыми должен обладать человек независимо от того, чем он занимается: благоразумие (чувство меры), уравновешенность, щедрость, благородство, достоинство, скромность, мудрость, сообразительность, находчивость, порядочность. Для обретения добродетели требуется моральная устойчивость, нравственная принципиальность. Согласно Аристотелю, «хотя нравственность зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле». Одно дело знать «что такое хорошо и что такое плохо», другое – желать поступать хорошо. Аристотель был также прекрасным врачом и относил к медицине все положения этики. Он полагал, что удел врачевания – это здоровье, а подход к больному должен быть индивидуальным.

Гиппократа (460-377 до н. э.) называют отцом медицины. Любой врач и сейчас знает о Гиппократе минимум 4 вещи: маска Гиппократа (лицо больного при сердечно-легочной недостаточности), шапка Гиппократа (повязка на голову при травмах черепа), темпераменты человека по Гиппократу (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), клятва Гиппократа – один из самых древних документов.

Гиппократ поклонялся одному богу — богу врачевания Асклепию (римское соответствие — Эскулап). Это с тех времен пошло название врачей «асклепеиды», или «эскулапы».

Гиппократ провозгласил, что Асклепий сильнее смерти. Именно от Гиппократа пошло: врач должен бороться за жизнь пациента до последнего (фактически, до явных признаков биологической смерти — трупных пятен). Он отверг само понятие «несовместимые с жизнью повреждения» (болезни) и тем самым резко отмежевался от спартанских врачей.

Врачи в Спарте еще со времен ее основателя Ликурга были почитаемой кастой. Они относились к высшим государственным чиновникам. Специальный совет принимал решение — оставлять в живых того или иного больного, новорожденного. Смерть в Спарте всегда предпочиталась болезни и немощи.

Гиппократ не жил в Спарте, но тщательно изучал опыт спартанских врачей: заимствовал пропаганду здорового образа жизни, требовал соблюдения всех ее правил (умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые еженедельные танцы). Сам Гиппократ строго следовал этим принципам, а к врачам, их не соблюдавшим, обращался так: «Ты врачевать собрался род людской, а сам покрыт вонючею паршой!».

В эпоху Гиппократа появились врачебные школы, объединения врачей, которые давали клятву, вступая во врачебный цех, предусматривающий должное поведение и доверие к врачам определенной школы (корпорации асклепеидов).

Труды медицинской школы «Корпус Гиппократа» включают «Клятву Гиппократа» и другие сочинения, посвященные проблемам медицинской этики: «О благоприличном поведении», «О враче», «Об искусстве», «О древней медицине», «Закон» и т. д.

 

НЕОБХОДИМО знать! 10 заповедей Гиппократа: 1. В первой заповеди врач клянется Апполоном (врачом богов), Асклепием - Экскулапом (сын Апполона, бог врачебного искусства), Гигиеей (дочь Асклепия, богиня здоровья), Панакеей (дочь Асклепия, всеисцеляющая), всеми богами, что честно будет исполнять присягу и обязательство. Это положение клятвы указывает, что поведение врача в тот период регулировалось теургическим способом (теос – бог, егон – работа) 2. Следующее положение клятвы свидетельствует, что профессия врача считалась семейной, передавалась от отца к сыну. Впоследствии врачи стали брать учеников со стороны и оговаривали материальную сторону обучения. 3. С третьей заповеди рассматриваются собственно медицинские обязательства врачей и на первое место ставится образ жизни больного: «я направляю режим больного…». 4. В четвертой заповеди говорится о первом законе медицины «НЕ НАВРЕДИ» и о том что «ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ» должен соблюдаться неуклонно: «обязуюсь действовать, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». 5. Пятая заповедь перекликается с древней заповедью «НЕ УБИЙ», она вошла в последующем во все кодексы, как основополагающая при решении вопроса об эвтаназии – помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента: «я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу путь подобного замысла». 6. В шестой заповеди можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и вера в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом: «точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария». 7. Следующее положение седьмой заповеди, скорее всего, указывает на то, что врач не должен вторгаться в ту область медицины, в которой он недостаточно компетентен: «я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В древнем Египте и на Западе эти операции делали особые специалисты. Данное положение можно считать основой современного лицензирования и сертификации лечебных учреждений и специалистов. 8. Восьмая заповедь определяет фундаментальный принцип этики – направленность на добродеяние и непричинение зла. Близость врача к пациенту только духовная и не должна переступать через известные границы, а тем более становиться близостью физической: «в какой бы я дом не вошел, я войду туда для пользы дела, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». 9. Девятая заповедь указывает на запрет разглашать сведения о болезни и лечении больного, а также сведений, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». 10. Десятая заповедь завершает обещание клятвой перед богами и людьми: «Мне, нерушимо выполнявшему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». За нарушение клятвы грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, подписавшей клятву.

 

Из других источников, которые характеризуют указанный период, можно назвать наставления древнеиндийского врача Сушруты и отца китайской медицины Сан-Сю-Мао, законы Хаммураппи, Вавилона, Иудеи, Ярослава Мудрого и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что с древних времен врачеватели находились под пристальным вниманием, а к их моральным качествам и облику предъявлялись особые требования.

2 этап – медицинская этика как часть монотеистических религий.

Появление монотеистических религий – буддизма, христианства, иудаизма, ислама и др. характеризовалось тем, что основными носителями медицинских знаний выступали священнослужители.

Одной из древнейших религий является буддизм. Основоположник буддизма – Сиддхартхи Гаутама (622-543 до н.э.) проповедовал учение, основанное на четырех высших добродетелях: любовь, стремление делать добро, сострадание и помощь. Нормы, близкие к буддистской этике, существовали и в ранних христианских сектах. В канонических Евангелиях (описание жизни Иисуса Христа) изложено обилие подвигов милосердия на врачебном поприще. Существует предание, что Иисус в молодости учился у «терапевтов» различным врачебным манипуляциям. По мере утверждения христианства церковь взяла на себя заботу о немощных и больных, которых лечили и содержали в монастырях.

Члены Ордена Святого Лазаря в Иерусалиме лечили прокаженных (мы теперь знаем слово «лазарет»). В Германии были созданы общины «бегин» (от немецкого - начинать), которые ухаживали за больными. Возникли духовные попечительства о больных: орден «Братья милосердия» в Испании, во Франции община сестер милосердия. В древнерусском государстве при монастырях стали создаваться палаты. То место, где болезнь кладет человек «ниц» назвали больницами.

Заметный вклад в истории медицины оставили труды ученых, исповедовавших ислам. Среди них арабские ученые медики – Аль Рухави («Практическая этика врача»), Ибн-абу Усейби («Приказ медицины»), Ибн-Сина («Канон медицины»).

3 этап развития медицинской этики связан с появлением официального медицинского образования.

В Х веке открылся первый медицинский факультет на Востоке, затем в Х - ХII веке при университетах в Европе открываются медицинские факультеты, в последующем создаются корпорации врачей (вторая половина ХVIII века). Этот период знаменуется тем, что профессия врача становится самостоятельной и распространенной. В 16-17 веках в Европе открылись акушерские школы.

В России первый университет открылся в 1755 г.

Этот период характеризуется господством христианских гуманистических идеалов, широкой благотворительностью, все большим проникновением в медицинские профессии женщин (сестры милосердия, повивальные бабки), осознанием и формированием партнерских отношений между врачами и медсестрами.

Английский врач Т. Персиваль – в книге «Медицинская этика» (1797) изложил свод установленных правил и наставлений применительно к поведению аптекарей, врачей и хирургов в госпитальной и частной практике. Он хотел назвать книгу «Медицинская юриспруденция», но отказался, ибо как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.092 с.)