Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет социально-экономической географии и связь с другими науками

Поиск

Предмет социально-экономической географии и связь с другими науками

социально-экономическая география изучает территориальные экономические и социальные системы, относится к обществоведению, исследует на уровне различных территориальных систем проблемы взаимоотношения общества и природы. Экономическая география — отрасль науки, изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов. Эта отрасль науки непосредственно связана с физической географией, связана с другими науками. Она использует их методы и выводы для своего развития и одновременно обогащает их своими исследованиями.

«Предмет ЭГ включает: 1) формы территориальной организации общественного производства. Закономерности территориального размещения отраслей производственной и непроизводственной сфер; 2) природно-ресурсный потенциал, его хозяйственная оценка, экономика природопользования; 3) отраслевые, межотраслевые, территориальные экономические связи; 4) системы расселения населения, территориальная структура трудовых ресурсов. Изучает перечисленные направления во времени и пространстве как по стране в целом, так и на более мелких территориальных уровнях: местном, районном, национальном и межнациональном

 

Понятие о федеральных округах

Федера́льный о́круг — административно-территориальная единица федерального подчинения. В ряде стран федеральным округом является территория столицы государства, иногда — с прилегающей территорией. Территория Российской Федерации разделена на семь федеральных округов (Что не отражено в Конституции РФ).

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000. Федеральные округа не являются частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы на основе военных округов.

Центральный федеральный округ (ЦФО)

Южный федеральный округ (ЮФО)

Северо-западный федеральный округ (СЗФО)

Дальневосточный федеральный округ (ДВФО)

Сибирский федеральный округ (СФО)

Уральский федеральный округ (УФО)

Приволжский федеральный округ (ПФО)

 

 

Нефтяная промышленность

Первое место по запасам нефти(Сургутское, Нижневартовское, Усть-байкальское, Самотлорское), второе место (Волго-уральская нефтяная зона: Ромашинское, Мухановское….)

Нефтепроводы: Усть-Балык-Курган-Альметьевск; Самара-Лисичанск-Кременчуг-Херсон-Одесса; Альметьевск-Самара – Брянск – Мозырь – Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Словакия; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань- Москва.

Крупные бассейны: Западно-Сибирский нефтегазовый бассейн- (площадь 3,5 млн.км Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40-60%), повышенное количество летучих веществ. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров)

Волго-Уральская-или поволжский ( Нефтяные залежи находятся ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. )

Тимано-Печерска- или печерскийя (нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации)

Нефтеперерабатывающие центры: Поволжский(Самара, Волгоград, Саратов), Уралский(Уфа, Орск, Ишимбай, Перьмь, Красноярск), Северо-Кавказском(Грозный, нефтегрск), Северный(Ухта), Западно-Сибирский (Омск, Томск, Тобольск).

Проблемы:

1. проблема дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к главному потребителю - западной ее части.

2.разбалансированность внутреотраслевой структуры нефтяной промышленности.

3.отсутствие надлежащего оборудования.

4. Ограниченность собственных инвистицый.

Газовая промышленность

Продукция этой отрасли обеспечивает потребность все промышленности(около 45% общего народохозяйственного потребления) тепловой электроэнергетики, комунально-бытового хозяйства. Транспотрировка производится вдоль магистралей ЖД, нюанс в том, что нельзя тянуть через мореГаз – самое экологически чистое топливо и ценное сырье для производства химической продукции.

Основные запасы природного газа (около 80%) размещены в Западно-Сибирском эк районе. (Уренгейское, Ямбургское, Вновом Уренгое, Ямальское, Тазовское, Заполярное). На втором месте – Уральский экономический район(ориенбургское месторождение).На третьем – Северный район(Вуктыл, войвож, Васильевское) Южно-Кисловского газоконденсатного месторождение (РФ, Волгоградская область, Быковский район)

Основные районы добычи-Уренгое, Ямбург, Западная Сибирь.

сновное направление газопроводов: Саратов-самара;Саратов-нижн Новгород-Владимир- Ярославль-Череповец; Ориенбург-Самара- Тольятти; Ставрополь-Невинномысск-Грозный; Владикавказ-Тбилиси; Уренгой-москва; Уренгой-Елец, Уренгой-Петровск.

Важнейшим является использование природного газа в качестве топлива. Последнее время идет тенденция к увеличению доли природного газа в топливном балансе страны.

Проблемы:

1.Проблемы финансирования и кризисы неплатежей 2.Снижение уровня добычи газа в целом по стране 3. Добыча газа становится более затратной. 4. Рост торговли сжиженным газом

Угольная промышленность

Уголь является важным национальным природным ресурсом в первую очередь благодаря своей энергетической ценности. Угли различаются по теплотворной способности: она самая низкая у бурого угля (лигнита) и самая высокая у антрацита (твердого блестящего черного угля). В России на основе сжигания угля производится в два раза меньше энергии, чем в результате сжигания нефти и газа. Однако уголь продолжает играть важную роль в энергетике. Примерно 2/3 ископаемых углей в России составляют каменные, а 1/3 – бурые. Угольные рес-сы Р. Составляют 180 млрд т, из них более 60 % -коксующиеся угли (технологическое топливо). Свыше 93% всех уг.запасов приходится на восточные районы, а его основные потребители находятся в Европ.части. Самые крупные каменноугольные бассейны России: Кузнецкий (крупнейший по объему добычи), Тунгусский, Таймырский, Ленский, Иркутский, Южно-Якутский, Минусинский, Буреинский, Печорский, Карагандинский. Важное промышленное значение имеют также Челябинский и Кизеловский бассейны на Урале, Сучанский на Дальнем Востоке и ряд мелких месторождений в Забайкалье. Важнейшим уг.бас. Р. явл. Кузнецкий. На его долю приходится 40%всей добычи страны. По запасам, кач-ву углей и мощ-ти пластов Кузбассу принадл.одно из первых мест в мире. Здесь доб. 80% коксующихся углей Р.

Второй круп.уг.базой явл-ся Печорский бас. Его угли отлич-ся выс.качеством. Зачит.часть печорских углей коксуется. К уг.бас. общерос.значения относится Канско-Ачинский бас-н бур.угля с преимуществом его открытой добычи. К-Ач. угли имеют сам.низ.себестоимость в Р. и использ-ся как энергетич.топлево. Основ.доля углей в Р.добывается шахтным способом, в то же время растет открытая добыча.

Уголь в России исторически длительное время занимал ведущее положение среди других топливно-энергетических ресурсов. Однако в 70-е и особенно в 80-е годы доля угля систематически снижалась в пользу нефтегазовых ТЭР и в настоящее время упала до критически низкого уровня -12-13%, а в электроэнергетике - до 24-25%. Но это положение временное - добыча и спрос на уголь в соответствии с имеющимися прогнозными оценками, должны в перспективе возрастать. Основные надежды на рост добычи угля возлагают на Кузбасс и. К-Ач б-н для снабжения районов Сибири, Урала и ряда районов зап.зоны при все большей специализации остальных бас-нов и месторожд-й на обеспеч.углем преимущ.местных потребителей. Необходимо значит.повысить экономич.эф-ть угольных предприятий(резко улучшить кач-во угля). Развитие углеобогащения позволило бы снизить зональность отгружаемых потребителям углей.

Электроэнергетика

Эл-ка явл. важнейш. базовой отраслью пром-ти Р. Э-ка занимается производством и передачей электроэнергии. По производству электроэнергии Р. наход-ся на 2-м месте в мире после США. Основное потребление электроэнергии в настоящее время приходится на долю промышленности, в частности тяжелой индустрии (машиностроения, металлургии, химической и лесной промышленности). В промышленности электроэнергия применяется в действие различных механизмов и самих технологических процессах; без нее невозможно действие современных средств связи и развитие кибернетики, вычислительной и космической техники. Так же велико значение электроэнергии в сельском хозяйстве, транспортном комплексе и в быту.

В нашей стране производится и потребляется огромное количество электроэнергии. Она почти полностью вырабатывается тремя основными типами электростанций: тепловыми, атомными и гидроэлектростанциями.

1. ТЭС-основной тип электростанций в Р., работающие на органическом топливе. На их долю приходится 68%производства электроэнергии. Основную роль играют мощные ГРЭС-гос.районные электростанции, обеспеч-щие потребности экон.района и работающие в энергосистемах На размещение оказ.основн.влияние топливный и потребит.факторы. Преимущ-ва ТЭС - используют широко распространенные топливные ресурсы, относительно свободно размещаются и способны вырабатывать электроэнергию без сезонных колебаний. Их строительство ведется быстро и связано с меньшими затратами труда и материальных средств. Недостатки- используют невозобновимые ресурсы, обладают низким КПД (30-35%), оказывают крайне негативное влияние на экологическую обстановку. ТЭС всего мира ежегодно выбрасывают в атмосферу 200-250 млн. т золы и около 60 млн. т сернистого ангидрида, а также поглощают огромное количество кислорода.

2. ГЭС наход-ся на 2-м месте по кол-ву вырабатываемой электроэнергии. ГЭС являются весьма эффективными источниками энергии. Они используют возобновимые ресурсы - механическую энергию падающей воды. Они достаточно просты в управлении и обладают очень высоким кпд (более 80%). Себестоимость этого типа установок в 5-6 раз ниже, чем ТЭС, и они требуют намного меньше обслуживающего персонала. Самые мощные ГЭС сооружены на Волге, Каме, Ангаре, Енисее, Оби и Иртыше. Каскад гидроузлов сооружен на Волге. Каскад гидроэлектростанций представляет собой группу ГЭС, расположенных ступенями по течению водного потока с целью полного последовательного использования его энергии.

3. АЭС, их доля в суммарной выработке электроэнергии-около 12%. АЭС в качестве топлива используют уран. Он легко транспортабелен, что исключает зависимость АЭС от топливно-энергетического фактора. Преимущества: можно строить в люб.районе, атомн.топливо отлич-ся бол.содержанием энергии, АЭС не дают выбрасов в атмосферу в условиях безаварийных условий, не поглащают кислород. К недостаткам АЭС можно отнести трудности, связанные с захоронением ядерных отходов, катастрофические последствия аварий и тепловое загрязнение используемых водоемов.

Энергосистема - объединенная система энергетики, совокупность энергетических ресурсов всех видов, методов их получения (добычи), преобразования, распределения и использования, а также технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих снабжение потребителей всеми видами энергии.

С начала 90-х топливно-энергетический комплекс подвержен кризисным явлениям. В отдельных районах наблюдается дефицит электроэнергии. Возросли требования охраны окружающей среды. Важна поддержка независимых производителей энергоносителей, ориентированных на использование возобновляемых или местных энергетических ресурсов. Энергосберегающая политика подразумевает коренное совершенствование структуры энергопотребления, экономию топлива и энергии во всех отраслях народного хозяйства и переход на энергосберегающие технологии. Все большее внимание в перспективе будет уделяться использ-ю альтернативных источников энергии.

Металлургический комплекс

Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Подразделяется на черную и цветную металлургию. 90 процентов металлов, применяемых в современном производстве, — черные, т.е. железо и полученные на его основе сплавы.

Для производств металлургического комплекса характерны высокий уровень концентра-ции, монополизации и комбинирования производства.

Основными факторами размещения комплекс являются сырьевой, энергетический, потребительс кий, водный, экологический, трудовых ресурсов.

Черная металлургия — основа для развития ма шиностроения. В ее состав входят добыча и обога щение железных, марганцевых и хромитовых руд выплавка чугуна и стали, производство проката ферросплавов. Поэтому в черной металлургии ши роко развито комбинирование — объединение на одном предприятии нескольких производств различ ных отраслей, связанных между собой.

В пределах одной металлургической базы сосре доточиваются добыча, подготовка руд и топлива выпуск металла и вспомогательных материалов Большинство предприятий этой отрасли — комбинаты.

Для производства чугуна требуется большое ко личество сырья — железной руды, кокса (при доменном производстве) или электроэнергии, марганцевой руды и т.д. Наша страна обеспечена сырьем для черной металлургии практически полностью. По выплавке чугуна и стали в 80-90-е гг. СССР, а затем Россия удерживала мировое лидерство; сейчас она занимает четвертое место в мире.

Крупнейшей металлургической базой страны является Урал. Здесь производится почти 1/2 чугуна, стали и проката России. В качестве сырья используются привозной уголь (из Кузбасса и Караганды) и руда из Казахстана, КМА и Магнитогорска. Большая часть металла выплавляется на предприятиях-гигантах в Магнитогорске. Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке.

Второй по значению металлургической базой стал Центр, использующий собственные руды (КМА) и привозной кокс (Кузбасс, Воркута). Основные центры — Липецк, Старый Оскол, Тула, Волгоград, Электросталь, Колпино, Санкт-Петербург.

Металлургическая база Сибири и Дальнего Востока пока еще находится в стадии формирования. Современные комбинаты полного цикла действуют в Новокузнецке, Новосибирске, Гурьевске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре. Железные руды поступают из Горной Шорни, Хакасии, Ангаро-Илинского бассейна. Используются угли Кузбасса и Южно-Якутского бассейна.

В связи с созданием Череповецкого комбината полного цикла начала формироваться Северная металлургическая база.

Цветная металлургия включает добычу, обогащение и металлургический передел руд цветных, благородных и редких металлов. В состав отрасли входят свинцово-цинковая, титаново-магниевая, вольфрамо-молибденовая промышленность и производство благородных и редких металлов.

Цветные металлы подразделяются по физическим свойствам и назначению на тяжелые (медь (Си), олово (Sn), свинец (РЬ), цинк (Zn), никель (Ni)), легкие (алюминий (А1), титан (Ti), магний (Мд).драгоценные (золото (Аи), серебро (Ад), платина (Ft) и редкие (цирконий (Zr), индий (In), вольфрам (W), молибден (Мо) и др.

Цветная металлургия — очень материалоемкое производство, так как содержание цвет-ных металлов в руде крайне низкое, поэтому предприятия цветной металлургии ориентированы главным образом на сырьевые базы.

Руды цветных металлов обычно многокомпонентны, поэтому велико значение комплексного использования сырья. Важным фактором в размещении предприятий по выплавке цветных металлов является энергетический, так как это энергоемкое производство. Но производство легких цветных металлов требует большого количества энергии.

Алюминиевая промышленность. Развивается на основе собственного (месторождения на Урале, в Северо-Западном районе, в Сибири) и импортного сырья. Почти все заводы более или менее удалены от сырья, но находятся или вблизи ГЭС, или крупных ТЭС.

Более 3/4 выпуска алюминия приходится ныне на долю четырех крупных алюминиевых заводов; Братского, Красноярского, Саянского и Новокуэнецкого. Первые два из них — крупнейшие в мире.

По производству алюминия наша страна находится в группе мировых лидеров, но до 80% произведенного в России алюминия ныне экспортируется.

Медная промышленность. Основные базы медной промышленности нашей страны находятся на Урале (Гайское, Красноуральское, Ревдинское, Сибайское месторождения). Здесь расположены, в основном, передельные предприятия. Производство рафинированной меди находится как в Уральском районе, так и в Центре (Москва, Санкт-Петербург).

Свинцово-цинковая промышленность. В основном тяготеет к районам добычи полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье, Северный Кавказ, Приморье).

Никелевая промышленность. Развивается в Северном экономическом районе на базе месторождений Кольского полуострова и медно-никелевых концентратов Норильска, на Урале — на местном и привозном сырье, в Восточной Сибири — на медно-никелевых рудах Таймырского автономного округа.

Чёрная металлургия

ЧМ - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства. Основным видом сырья служит железная руда, а вкачестве топлива используется железная руда, марганец, огнеупоры (известняк). В качестве топлива используется кокс и природный газ. 95% кокса выпускается металлургическими комбинатами. В России – 40% мировых запасов железной руды. 80% железной руды добывается открытым способом. 20% добываемой руды Россия экспортирует. В европейской части богата железной рудой КМА. Она содержит руды богатые по своему содержанию (железо составляет до 60%), которые не требуют обогащения.

На Урале – Качканарская группа месторождений. Велики запасы железной руды, но она бедна железом (17%), правда, легко обогащающаяся. Важнейшие месторождения марганцевых руд расположены в Западной Сибири Усинское (Кемеровская область). Основной источник топлива Кузбасс. Мет.заводы размещают в районах местонахождения жел.руды или в районах угольных месторождений. Также предприятия размещ-ся между источниками сырья и топлева.

Уральская мет.база является самой крупной в Р. привозное сырье и полный цикл. Центральная мет.база - полностью зависит от привозного топлива (донецкий уголь или кокс). Ресурсы сырья, представленные месторождениями КМА, практически не ограничивают производство. Сибирская мет.база –сам.молодая мет.база, возникш.в 1930е. Располагает значит.ресурсами. Им. бол. перспективы развития.

Принцип размещения:1)металлургия полного цикла(чугун-сталь-прокат)-поближе к сырью и топливу2)передельная металлургия-поближе к источникам вторичного сырья и местам потребления продукции 3)электрометаллургия – поближе к сочетанию дешевой электроэнергии и ресурсов металлов(Челябинск).

Металлургическая база – по ходу дела это район где производится металл.

Проблемы: экология, устарелые технологии, удаленность запасов руды от запасов угля и от потребителя, при распаде СССР разрушились устоявшиеся экономич и технологич связи между предприятиями комплекса.Направление развития – быстрое увеличение экспорта и очень медленное увеличение внутреннего потребления продукции.

Цветная металлургия

Особенности - развитие на основе собственных больших и разнообразных ресурсов, высокая концентрация производства, очень экологически вредное производство, повышенные расходы, связанные с потреблением топлива и транспортными перевозками. Факторы размещения:обогатительные предприятия – рядом с местом добычи руды, выплавка - рядом с источниками дешевой электроэнергии и воды.

Алюминевая промышленность: месторождения: Северо –Запад (Бокситогорск), Север, Урал, Западная Сибирь. Производство: Волгоград, Кандалакша,Братск, Красноярск. Медная промышленность:месторождения:Урал, Кольский полуостров, Казахстан. Производство: Красноуральск, Мончегорск, Норильск. Свинцово-цинковая промышленность: месторождения: Северный Кавказ, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Производство: Владикавказ, Челябинск. Никель-кобальтовая промышленность: месторождения: Кольский полуостров, Урал. Производство: Норильск, Никель, Мончегорск. Оловянная промышленность: развивается на Дальнем Востоке.

Осн.проблема -проблема рацион.природопользования и охраны окр.среды. (решение-переход к мало/безотходной технологии, комплексн.использование сырья.

Машиностроение

Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Отрасли М. развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. К комплексным отрослям отн.: тяжелое,энергетич. и транспортн.маш-е; электротехнич.пром-ть; химич. и нефт.маш-е; станкостр. и инструментальн.пром-ть; тракторное и с/х маш-е; маш-е для легкой и пищ.пром-ти.

Факторы влияющ.на размещение: наукоемкость, военно-стратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, транспортный фактор, ориентация на потребителя

Тяж.маш-я: Относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. Центры на Урале и в Сибири.

Общее маш-е: Включает группу отраслей, хар-ся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью.
Относятся отрасли, специал на пр-ве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной, отраслей пр-ти. Пр-я этой группы размщены по территории РФ как правило, в р-нах потребления с учетом близости сырьевой базы и наличия квалифицированных кадров.

Среднеео маш-е:Включает группу маш пр-ий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперативным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение, пр-во оборудования для пищевой, легкой и полиграфической пр-ти. Дорожно-строительное пр-во. З-ды в Донецке, Коврове, Чебоксарах. Тракторы- Челябинск, Волгоград, Владимир, Липецк, СПб, Рубцовск. Льно-уборочные комбайны- Бексецк. Силосоубор – Люберцы. Картофелеубор – Рязань, Зерноубор- Р/н/Д. Автомобилстроение Грузовые авт средней г\п (3-6т) –ЗИЛ(Москва), ГАЗ(Н.Новгорогод). Большегрузные: КАМАЗ (н.Челны). Легковые: Зил, Москвич (Москва), ГАЗ, КАМАЗ, ИЖ-мащ (Ижевск), ВАЗ (Тольяти), САЗ (Серпухово). Широкая сеть автобусостроение: ЛЕАЗ (Лихино), ПАЗ (Павлово), КАВЗ (Курган), ГОЛАЗ (Голицино)

Станкостроение Москва, СПб, Урал, Поволжье. Ставрополь.

М.явл. ведущ. отраслью тяж.индустрии страны.

Гл. задачи развития-коренная реконструкция, разработка и внедрение новых баз. технологий, гос.поддержка.

Химическая промышленность

Знач-е химиз-и опред-ся рядом особенностей химич пром-ти:

она создает нов мат-лы, превосходящие по многим кач-вам натуральные прод-ты. Прим-ние таких мат-лов экономит труд людей и с/х сырье.

У химич пром-ти обширная сырьевая база: различн. полезн ископаемые, древесина, вода, воздух, производствен отходы.

Возможности комбин-я и исп-я разнообраз сырья так велики, что позвол-ют строить предп-я химич промышл-ти повсеместно. Но это нецелесообразно из-за высокого энерго- и водоемкости ее произ-ва, а главное из-за негативного возд-я на экологич-е условия местности

Серно-кислотная пром.-одна из важнейших пром., им.шир.примен-е. Развита почти во всех эк.районах. Садов.пром. -размещ. в Пермской обл,в Алтайск.кр. Произв-во минер.удобрений –основн.сырье апатиты,фосфиты-крупнейш.предприятия наход-ся в Моск.обл,в Петербурге,на Кольск.п-ве.Пр-во калийных удобренй представлено на Урале. Азотная пром. им. более шир.ареал размещ-я. Сырьё-аммиак, треб-ся бол.кол-во угля и электроэнергии. В наст.вр. сырьё-природный газ,позволит приблизить пр-во к районам потребления, использ-ть местн.виды сырья, топлива, дешев.энергии. (Поволжье,Сибирь, Сев.Кавказ-облад.благ.усл-ми). Пр-во пластмасс,хим.волокон,резин.изделий им.шир.применение,построены заводы в Центре,на Сев-Зап.,в Поволжье,на Урале,Зап.Сибири,на Сев.Кавказе и др.районах страны.

Северо –Европейская база – выгодное транспорное георгафическое положение Центральная база – ресурсодефицитная, она сформировалась с ориентацией на потребительский спрос. Из местно сырья здесь производят только фосфорные удобрения, остальное завозят. Волго-Уральская база – по разнообразию и пропорциям запасов сырья, комбинации и мощности возникших на их основе производств наиболее сбалансирована. Серьезное препятствие на пути дальнейшего развития этой базы – экологический фактор Сибирская база – относится к разряду наиболее перспективных. По запасам и разнообразию ресурсов она не только не уступает Волго-Уральской, но даже превосходит ее.

В комплексе накопилось немало проблем: 1. технич-е перевооружение и широкое применение современ технологий 2. слабое развитие современных отраслей: химии оргнического синтеза и полимеров, поэтому их продукцию приходится покупать за рубежом 3. создание новых лесовпромышлен комплексов (в частности Енисейского) за счет более рационального исползования лесных рес-сов 4. улучшение кач-ва производимой продукции

Лесная промышленность

В отраслевой структуре произ-ва промышлен. продукции

в целом по Р. лесная, деревообрабатыв-я и цел-бумажная пром-ть составляет 4,6%. Характерная особенность лесной промышленности — ее размещение практически во всех экономических районах страны. В объеме транспортных перевозок лесные грузы занимают боль­шой удельный вес, уступая лишь перевозкам угля и нефтепродуктов.

В европейской части страны, где проживает большая часть населения, находится только 17,6% лесного фонда, в то время как 82% этого фонда приходится на Сибирь и Дальний Восток. Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. В ней выделяют около 20 отраслей, подотраслей и производств. К наиболее значимым относятся лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли. Характерно несовпадение основных районов запасов лесных ре­сурсов и районов заготовки древесины, ее обработки, производства целлюлозы и бумаги, районов мебельной промышленности.

Лесная промышленность хорошо развита в Центральном и Северо-Западном районах. Но и здесь решающим фактором является не наличие сырья, а возможность взаимодействовать в процессе производства с другими отраслями производства, а также использовать инфраструктуру и транспортную сеть старых, исторически сложившихся промышленных районов. Этот же фактор, а именно: взаимодействие с другими отраслями - позволяет лесной промышленности развиваться там, где в наличии нет достаточного сырья. Постоянные изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в производства, оказывают влияние на изменение в размещении производства.

Основная причина негативного воздействия на окружающую среду предприятий данной отрасли – использование старых технологий и устаревшего оборудования. Этими факторами определяется значительная масса загрязняющих веществ, поступающих с основного производства на очистные сооружения и в природную среду. Главным направлением развития отраслей лесного комплекса в условиях становления и развития рыночных отношений является опережающий рост производства прогрессивных видов продукции. При этом важнейшей задачей является более полное использование лесных ресурсов без ущерба для окружающей среды, создание комплексных предприятий по лесовыращиванию, заготовке и переработке древесины.

Лёгкая

Легкая промышленность включает почти два десятка отраслей, большинство из которых ориентируются на потребителя. Наиболее существенные различия в размещении предприятий характерны для текстильной промышленности, в которой выделяется несколько направлений: хлопчатобумажная, льняная, шелковая, шерстяная. Почти все они сейчас используют синтетические волокна для улучшения качества ткани и снижения ее цены, так как натуральные волокна очень дороги. Проблемы текстильной промышленности связаны с недостатком (дороговизной) сырья, а также малым спросом на более дорогие отечественные ткани. Именно эта отрасль понесла наибольшие потери в связи с кризисом и резким увеличением поставок готовых импортных текстильных изделий.

Единственное натуральное волокно, которое выращивается в России, — лен. Поэтому все предприятия по производству льняных тканей возникли именно там, где выращивался лен, в Центральном районе. Именно сюда для переработки стали привозить в середине XIX в. хлопок из Америки, а затем и из Средней Азии. Таким образом, оказалось, что Центральный район сконцентрировал у себя почти все мощности по производству хлопчатобумажных тканей, даже в советское время в Центральном районе производилось почти 2/3 всех тканей (Иваново, Подмосковье). Уже в послевоенные годы стали размещать хлопчатобумажные комбинаты в районах потребления тканей или в тех местах, где наблюдалась диспропорция между занятостью мужчин и женщин. В период максимального развития текстильной отрасли шелковая и шерстяная промышленности также концентрировались в Центральном экономическом районе, в то же время как сырье для шерстяной отрасли завозилось с Северного Кавказа. Завершающие (отделочные) стадии текстильной промышленности тяготеют к центрам высокой художественной культуры, обладающим высококвалифицированными кадрами художников (Москва, С.-Петербург). Продукция текстильной отрасли используется в швейной и трикотажной промышленности, предприятия которых имеются практически в любом крупном городе. Обувная промышленность также имеет широкую географию, хотя лучшие предприятия размещаются в крупнейших центрах (Москва, С.-Петербург, Рязань, Калуга). В последнее время большинство предприятий работают в кооперации с известными западными фирмами из Италии, Великобритании, Германии.

Пищевая

Работа пищевой промышленности определяется уровнем развития сельскохозяйственного производства, поставляющего сырье для его переработки на предприятия отрасли.

Пищ.пром.-одно из важнейш.произв-в Агропром.ком.. В состав пищевой пром-ти входит свыше 20ти отраслей, объединяющими признаками явл-ся: с/х сырье, технологич.процессы переработки, оборуд-е для пищеприготовления и назначение продукции.

Пищ.пром.включ.ряд отраслей:1.мясомолочная,2.Пищевкусовая,3.Рыбная.

Особен-ть размещения пищ.пром.-ее повсеместность.Основные факторы размещ.:сырьевой,транспортный,потребительский. В зав-ти от степени влияния сырьевого и потреб.факторов пищ.пром.дел.на 3группы:1)отрасли,ориентир-ся на ист.сырья (сахарн,спиртов,крахмало-паточн, молочно-консервн,маслобойная и др); 2) отр.,кот.тяготеют к местам потребления готов.продукции-хлебопекарн,пивоварен,кондитерск,молочн.идр; 3)отр. с одновремен.ориентацией на сырье и потреб-ля-мясн,мукомольная,винодельческ,табачн. идр.

От объемов производства продукции растениеводства и животноводства во многом зависят количество и качество, а также ассортимент вырабатываемых продуктов питания.

Агропромышленный комплекс - один из важных секторов экономики и играет ключевую роль в обеспечении населения страны продовольствием.

Современ.проблемы:потребность в нов.оборуд.(бол.степень износа),потери продукции на стадиях уборки урож, транспортировки (плохие транспортн.ком-ции), хранения, в связи с ухудш.материально-технич.базы. Слабо развита соц.инфраструктура села.

Транспорт

Трансп.Комплекс Р. (ТК) представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. В целом по стране ТК размещен неравномерно. В основном он располагается в Европ. части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышлен. центры и нас.пункты.Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции.

Кажд.вид тр-та вып.опр.ф-ции в рамках трансп.с-мы страны, исходя из технико-экономич.,георг-х,историч-х особен-й разв-я провозной способности грузов и пассажиров.

Ж/Д тр-т эф-вен д/перевозки массовых грузов на сред.и дальн.расст-я,а пас-ров-на лин.пригор.сообщ-я и на ср.расст-я.

Авт.тр. наиб.эф-ть им.при внутригор-х,пригор,внутрирайон.перевозках,а также при трансп-ке скоропорт-ся и малотоннажных цен-х грузов на сред.и дал.расст.

Морск.тр. осущ. преимущ-но экспортно-импортн.перевозки, внутр.перевозки в сев. и вост.прибреж.р-нах.

Трубопров.тр. д/трансп-ки нефти и нефткпродукт-в,прир.газа,прод-в органич.синтеза на дальн.и сред.расст-я.

Проблемы-экономич.кризис,нехватка подвиж.состава,низк.технич.ур-нь,нерац.структура парка, отстав-е в разв-тии сети путей сообщения,недостаток средств предприятий ТК.

Требуется создание современ.транспортной сети Р. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. К числу её основных компонентов относятся высококачественный сервис и быстрое осуществление инноваций (автоматизация процессов, телекоммуникационные системы, информационные базы данных, комбинированные перевозки и т.д.).

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопро­водные пути и водные с использованием рек Камы и Волги. 2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кав­каз, образованное в основном железнодорожными путями. 3. Меридиональное волго-кавказское магистральное на­правление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и тру­бопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Цен­тром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут ос­новные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспорт­ной системой выделяются Центрально-Черноземный, Цен­тральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой — Дальневосточный, Восточно­сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные пе­ревозки осуществляются по железным дорогам; там, где добы­вают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.115 (0.021 с.)