Кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии



Кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии

 

Педагогическая

Практика

По географии

 

Рабочая тетрадь студента 4 курса

 

 

Ф.И.О__________________________________________________________________

 

Средняя общеобразовательная школа №______________________________________

 

Адрес___________________________________________________________________

 

№ кабинета______________________________________________________________

 

Сроки практики с_____________________ по _________________________________

Оценки

                       
                       

Не в качестве знаний заключается образование, а в полном

понимании и искусном применении того, что знаешь

А.Дистервег

Уважаемый студент!

Ты переходишь на следующую - практическую ступень обучения, которая потребует полной отдачи и применения накопленного научного, педагогического потенциала.

Предстоящая практика предоставляет тебе возможность приобщиться к непосредственной педагогической деятельности; проявить свои лучшие качества – усердие, трудолюбие, любовь к детям; реализовать накопленные географические, педагогические и методические знания в практической деятельности учителя географии; почувствовать ответственность и свою роль в обучении и воспитании школьников.

Помни, что педагогическая деятельность – это особый вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры!

Желаем успехов!

 

Образование – это индустрия, направленная в будущее

С.П.Капица

Требования к методической подготовке студента

Студент должен знать:

— психолого-педагогические и физиологические особенности школьников;

— место методики обучения географии в системе педагогических наук, методы ее исследования, практическое значение;

— цели школьной географии, ее вклад в общее среднее образование;

— структуру и содержание программы, альтернативные концепции содержания школьной географии;

— современные требования к организации учебной познавательной деятельности учащихся;

— типологию методов обучения географии с учетом характера познавательной деятельности учащихся;

— систему средств обучения географии и дидактические особенности каждого вида этих средств;

Студент должен уметь:

— опираться на теоретические психолого-педагогические и методические знания при решении практических учебно-воспитательных задач;

— при планировании и осуществлении учебного процесса ориентироваться на личность ребенка, его мотивы, познавательные интересы;

— вносить в содержание обучения коррективы, опережающие события современной жизни, особенности географии своего родного края, условия обучения в классе; разрабатывать авторские программы;

— вести работу над формированием у учащихся всех компонентов содержания школьной географии — знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру;

— планировать учебный процесс исходя из поставленных целей урока или темы, прогнозировать познавательную деятельность учащихся;

— органически соединять обучение географии с жизнью, обсуждать на уроках актуальные события внутренней и внешней жизни;

— в процессе усвоения школьниками учебного материала концентрировать их внимание на пространственной дифференциации природной среды, географии населения и хозяйства;

— формировать у учащихся комплексный подход к рассмотрению географических объектов и процессов как важное условие их развития и становления научного мировоззрения;

— осуществлять гражданственное, патриотическое, экологическое и экономическое воспитание;

— отбирать наиболее эффективные средства обучения к уроку;

— выбирать учебник из нескольких параллельных и рационально использовать его в учебном процессе;

— применять различные приемы работы с картой;

— проводить уроки с применением современных средств обучения;

— организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

— планировать и проводить уроки с разной дидактической целью, а также творческие и нестандартные уроки;

— наряду с фронтальной и индивидуальной работой включать в уроки коллективные формы учебной деятельности;

— создавать индивидуальные планы обучения для отдельных школьников или их групп, осуществлять дифференцированный подход к учащимся в рамках урока, экскурсии, внеклассной работы;

— осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи;

— научно организовать свой труд в кабинете географии, при подготовке уроков и в процессе их проведения, во внеклассной работе;

— вести внеклассную работу по географии, быть организатором экскурсионно-туристической работы в школе;

— заниматься самообразованием, пополнять свои познания из литературы и путем обмена опытом с коллегами.

— реализовывать краеведческий принцип обучения;

— реализовывать сквозные направления географии – интеграция, экологизация, гуманизация, социализация, экономизация, практическая направленность.

На педагогической практике

"Утверждаю"

 

_____________________

 

Руководитель практики

 

Содержание работы Сроки Выполнения   Отметка учителя о вып.
Включение в научно-исследовательскую деятельность 1. Изучение направлений работы школы, ее традиций, инноваций;        
2. Изучение педагогического опыта учителя географии (посещение уроков, знакомство с учебной программой и тематическим планом, анализ педагогической деятельности, знакомство с направлением научно-педагогического исследования учителя);      
3. Анализ педагогической деятельности учителя.        
Учебно-воспитательная работа по географии 1. Проведение уроков по географии в 6, 7 классах;      
2. Проведение индивидуальных, дополнительных занятий с учащимися;      
3. Проведение уроков с краеведческим содержанием (реализация краеведческого подхода, изучение курса «Географическое краеведение. Нижегородская область»);      
4. Проведение олимпиады по географии, (в т.ч. краеведческой);      
5. Профориентационная работа в школе (классный час, внеклассное мероприятие, оформление профориентационного стенда, экскурсии в музеи и на кафедры НГПУ, выступление на родительском собрании и др.)    
6. Краеведческая работа: экскурсия (возможно заочная) по городу, на природный объект, на предприятие; кружковая работа и др.      
Методическая работа 1. Методические разработки уроков, дидактических материалов, тестов, заданий олимпиады, внеклассных мероприятий и др.;        
2. Анализ уроков учителя географии, однокурсника, самоанализ;        
3. Участие в заседании методического объединения учителей-предметников;        
4. Создание методической копилки.        

План

1. Составление индивидуального плана работы студента на все время прохождения практики

2. Изучение направлений работы школы:

а) беседа с директором, завучем, педагогическим коллективом школы;

б) беседа с учителем географии;

в) знакомство с кабинетами географии;

г) знакомство с расписанием уроков.

3. Анализ профессиональной деятельности учителей школы:

а) посещение уроков по географии и другим предметам

б) выявлений особенностей педагогической деятельности учителей

в) выявление «методического стиля» работы учителя географии.

4. Изучение и анализ психолого-педагогической характеристики класса:

а) беседа с классным руководителем;

б) знакомство с журналом класса;

в) беседа с учащимися;

г) педагогические наблюдения за учащимися: посещение уроков по географии и другим предметам, изучение возрастных и индивидуальных особенностей.

Знакомство со школой

 

Беседа с администрацией:

1. Вид учебного заведения (средняя общеобразовательная школа, лицей, гимназия).

2. Особенности социума микрорайона.

3. Количество и контингентучащихся обучающихся в школе?

 

 

4. Количество учителей в школе, в том числе имеющих категории и звания?

5. Основные направления работы школы?

 

 

6. Какие традиции существуют в школе?

 

 

7. Какие инновации использует школа в своей работе?

 

 

8. Имеется ли в школе специализированный кабинет географии?

 

 

9. Как школьная география отражена в образовательном пространстве школы?

 

 

10. Проводится ли в школе краеведческая работа (работает краеведческий музей, оформлены краеведческие уголки, стенды и т.д.)

 

 

11. Как организовано профильное обучение в школе, в том числе и по географии?

 

 

Знакомство с классом

 

    Ф.И.О.ученика Успеваемость по предмету Поведение Интересы Активность Взаимоотношения в кол-ве Личностные качества Проблемы
               

Алгоритм разработки урока

1. Определить место урока в системе уроков данной темы, его связь с другими уроками.

2. Познакомиться с содержанием материала по теме урока в программе, в учебнике, по которому работает школа, в других источниках (учебники, энциклопедии, хрестоматии и др.).

3. Отобрать содержание материала и выделить компоненты содержания географического образования.

4. Выписать из программы требования к результатам обучения учащихся по теме.

5. Сконструировать цели к содержанию урока, с учетом образовательной, развивающей и обучающей функций.

6. Выделить этапы урока в соответствии с его типом и дидактическими целями.

7. Разделить содержание материала, предназначенного для усвоения, на смысловые блоки.

8. Формулировка познавательных задач к каждому блоку

9. Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче.

10. Выбрать методы, методические приемы и формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.

11. Отобрать средства обучения для каждого смыслового блока.

12. Выбрать форму деятельности учащихся с учетом возраста, особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей школьников.

13. Определить способы проверки результата усвоения компонентов содержания географического образования.

14. Спланировать предполагаемые средства для обеспечения положительной мотивационно эмоциональной сферы (убеждение, показ значимости данного вопроса для учащихся, для их будущей специальности, воздействие через коллектив, поощрение самостоятельности и самовыражения, порицание).

15. Продумать и разработать домашнее задание

16. Оценить урок с точки зрения достижения выдвинутых целей; внести необходимые коррективы.

 


Методическая разработка моего лучшего урока

Тема:

Цели:

 

Средства обучения:

Этапы урока/смысловые блоки Деятельность учителя
   

 

Чтобы научить решать задачи, надо их решать.

Д.Пойа

 

Деятельность учащихся Обоснование
   

Оценка урока: учитель географии___________ методист____________________

Методическая разработка урока с краеведческим содержанием

Тема

Цели:

 

Средства обучения:

Этапы урока/смысловые блоки Деятельность учителя
   

 

 

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса географии и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

К.Ф.Строев

Деятельность учащихся Обоснование
   

Оценка урока: учитель географии___________ методист____________________


Самооценка

 

Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя, позволяющая коллегам, присутствующим на уроке, судить о методическом стиле, качестве работы и потенциале дающего урок.

И.И.Баринова

Анализ урока однокурсника (по И.И.Бариновой)

Дата_____________________Класс_________________________

Ф.И.О. студента_________________________________________

Тема урока_____________________________________________

 

1.Начало урока, его организационное значение: готов ли класс к уроку? Вывешены ли нужные пособия? Подготовлены ли классная доска, технические средства обучения, стенные? Каков настрой класса с первых минут урока?  
2.Изучение нового материала: как учащиеся ознакомлены с темой урока? Раскрыты ли цели изучения нового материала или новой темы? Удалось ли обеспечить активное изучение нового материала? Какими способами оно осуществлялось? Делались ли выводы по ходу изучения материала ил в конце его? Использованы ли возможности нового материала для решения воспитательных и развивающих целей урока?  
3.Закрепление нового материала, на какие вопросы новой темы оно направлено, какие методы и приемы использовались для этого? Достигнуты ли цели закрепления?  
4.Проверка домашнего задания: место на уроке, продолжитель­ность, формы и методы, полнота и глубина проверки, связь прове­ряемого материала с новой темой. Как осуществлялась активизация учебного процесса при проверке домашнего задания? Владеют ли учащиеся приемами работы с раз­личными видами учебных пособий? В чем состоит роль проверки в воспитании и развитии школьников? Объективны ли и мотивированы оценки учителя?  
5.Соответствует ли содержание урока состоянию и требованиям современной науки?  
6.Реализованы ли воспитательные возможности урока, и каковы приемы этого процесса?  
7.Каково соотношение теоретических и эмпирических знаний – важного показателя уровня научности обучения?  
8.Ведется ли на уроке работа по формированию умений и навыков, какие методические приемы при этом используются?  
9.Каково соотношение отдельных методов обучения – объяснитель но-иллюстративного, частично- поискового и исследовательского?  
10.Как используются различные источники знаний по предмету с точки зрения характера познавательной деятельности учащихся?  
11.Каков тип и структура урока. Его место в системе уроков по теме?  
12.Задание на дом: содержание и задания. Предусмотрена ли работа с различными учебными пособиями? Использованы ли задания в конце параграфа учебника, Дана ли инструкция по его выполнению?  
13.Какова эффективность урока в отношении усвоения знаний учащихся и реализации других целей урока?  

Ваши предложения:

 

… не должно быть обучения, которое, в конечном счете, не достигало бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось постоянным эмоциональным воздействием…

И.Я.Лернер

Олимпиада по географии

Разработайте олимпиадные задания по географии для учащихся 6,7 классов, включая краеведческое содержание.

Цель:

 

Олимпиадное задание (вопрос) Оценка (в баллах)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

$ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА

Анализ экскурсии

1. Достигнуты ли цели, какими способами?

 

 

2 Какие географические знания были актуализированы на экскурсии?

 

 

3. Заинтересовались ли учащиеся темой экскурсии, в чем это выражалось?

 

 

4. Насколько активны были учащиеся в подготовке и проведении экскурсии?

 

 

5. Какие вопросы учащиеся задавали после проведения экскурсии?

 

 

6. Какое воспитательное значение имела эта экскурсия?

 

 

Методическая копилка

Запишите понравившиеся методические находки, приемы, задания, используемые на уроках во время практики.

 

 

Улыбнись учитель!

Очень часто на уроках происходят различные курьезы. Вспомните и запишите такие случаи.


Рефлексивно-оценочная деятельность студента

 

Педагогическая практика оказалась для меня …    
Для меня стало открытием …    
Моя самостоятельность проявилась в …    
Самым интересным было …    
Я научился(лась)…    
У меня возникли трудности …    
Мои предложения    
Слово учителя о педагогической деятельности студента      
Моя оценка за педагогическую практику    
       

Список литературы, используемой студентом во время проведения практики

Программы

Учебники

Карты, атласы

Методические пособия

Хрестоматии

Журналы

Газеты

Интернет ресурсы

Другие источники

 

Аттестация

Студента за педагогическую практику 2010 учебного года

 

Студент 4 курса естественно-географического факультета

Ф.И.О.(полностью)________________________________________________________________________________________________________________________

Групповой руководитель______________________________________________

Учитель географии____________________________________________________

Время проведения практики с ___________по___________2010 г.

Школа №________адрес_______________________________________________

1.Общая оценка за уроки:

а. по ___________________________________________________________

б. по____________________________________________________________

в. по____________________________________________________________

1. Оценка за внеклассную работу студента_______________________________

2. Характеристика студента

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учитель географии
Директор
Групповой руководитель
Оценка
МП

Примерный план характеристики студента

Учителем географии

1. В каких классах проводил уроки

2. Сколько всего уроков провел за время педагогической практики

3. Уровень предметной и методической подготовки

4. Самостоятельность в подготовке к урокам

5. Владение полным арсеналом методов и методических приемов

6. Грамотность в применении средств обучения географии

7. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия

8. Отношения с учителями

9. Отношения с учениками

10. Какие личностные качества педагога проявились во время практики

 

кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии

 

Педагогическая

Практика

По географии

 

Рабочая тетрадь студента 4 курса

 

 

Ф.И.О__________________________________________________________________

 

Средняя общеобразовательная школа №______________________________________

 

Адрес___________________________________________________________________

 

№ кабинета______________________________________________________________

 

Сроки практики с_____________________ по _________________________________

Оценки

                       
                       

Не в качестве знаний заключается образование, а в полном

понимании и искусном применении того, что знаешь

А.Дистервег

Уважаемый студент!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.114 с.)