Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни…………….…………………………………7

1.1 Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»……………………………………………………………………… 7

1.2 Педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни………………………………………...……15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………….23

2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни …………………………………………….23

2.2 Проект реализация педагогических условий, способствующих формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………………………………..…………………………32

Заключение………………………………………………………………...……36

Список литературы ……………………………………………………………37

Приложения……………………………………………………………………39

 


 

Введение

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится не безразлично, какой ценой для здоровья школьников приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

В статье 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержится требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, касающееся формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В этом требовании говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни у младшего школьника. Также, в ФГОС НОО отмечено, что выпускник начальной школы должен обладать такой характеристикой как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Это говорит о важности формирования здорового образа жизни у младших школьников, а в частности формирования установки на здоровый образ жизни.

На сегодняшний день тема формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни актуальна, так как многих психологов, педагогов, родителей интересует вопрос о методах, формирующих здоровый образ жизни младших школьников. Результаты социологических исследований показывают, что только 10% выпускников школы полностью здоровы.

Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.

В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, М. В. Чечета, И. И. Капалыгина и др. отмечают, что воспитание здорового образа жизни - это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает воспитание здоровья и здорового образа жизни.

Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни.

Проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования установки у младших школьников на здоровый образ жизни.

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого – педагогическую литературу с целью выявления сущности и содержания понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»

2) Выделить критерии, показатели дать характеристику уровней сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни

3) Подобрать адекватные методики исследования и выявить исходный уровень сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни.

4) Разработать проект по формированию педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни.

5) Подвести итоги исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: Формирование установки на здоровый образ жизни у младших школьников будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- включение в уроки физкультминуток здоровье сберегающего содержания;

- систематическое проведение внеклассных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни»

Методы исследования: В работе были использованы методы:

- Эмпирические (изучение литературы, учебно – методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент)

- Теоретические (анализ литературы).

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 26 источников, и приложений.


Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики учителей позволил убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни тесно объединяет между собой такие понятия как здоровье и образ жизни. Понятие «здоровье» отражает итог взаимодействия человека со средой обитания, а «образ жизни» - наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Понятие «установка на здоровый образ жизни» понимается нами как качество готовности личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации данной личности на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье.

В начальной школе формирование установки на здоровый образ жизни происходит через уроки здоровья, проведение внеклассных и физкультурно – оздоровительных мероприятий, физкультминуток.

В ходе констатирующего эксперимента были выделены критерии, показатели сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В соответствии с выделенными критериями и показателями подобраны диагностические методики.

В целях формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни, был разработан проект формирующего эксперимента, включающий в себя применение таких педагогических условий формирования установки на ЗОЖ как проведение на уроках физкультминуток здоровье сберегающего содержания и систематическое проведение внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Эврика, 1987.- 652 с.

2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. – 151с.

3. Большая Медицинская Энциклопедия. / Под ред. Б. В. Петровского. М.: Советская энциклопедия, 1974. - 574 с.

4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. -142 с.

5. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. 1997, № 3. с. 422

6. Васильева Т. П. Технология воспитания здорового образа жизни младших школьников: Учебное пособие. Череповец, 2006. - 204 с.

7. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья: организация, содержание, мониторинг: методическое пособие. Белгород, 2010. - 122 с.

8. Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия, 2009. - 122 с.

9. Зайцев Г. К. Школьная валеология. СПб.: Акцидент, 1998. - 180 с.

10. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2010. - 47с.

11. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.

12. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Знание, 2002. 512 с.

13. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: «Знание», 1986. 192 с.

14. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика: научно – теоретический журнал, 2005. №6

15. О развивающей системе обучения Л.В. Занкова [Электронный ресурс]//http://nsportal.ru/user/694632/page/o-razvivayushchey-sisteme-obucheniya-l-v-zankova (Дата обращения: 25.11.2016)

16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под. ред. докт. филол. наук. проф. Шведовой Н. Ю. – 4 – е из., стереотипное. М.: Азбуковник, 1990. - 994 с.

17. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования. Ростов н/Дону: «Феникс», 1994. - 198 с.

18. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб.: «СОЮЗ», 1998. - 253 с.

19. Седьмая волна психологии. Вып. 7./ Сборник под ред. Козлова В. В. – Ярославль. МАПН, ЯрГУ, 2010 – 444с.

20. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение, 1981. №5. С.6.

21. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2002. -144с.

22. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]// http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения 6.11.2016)

23. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 19.10.2016)

24. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576с.

25. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М.: «Педагогическое общество Росиии», 1997. - 213 с.

26. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьника. М.: 1999. 68 С.

 

 

Приложение 1

Методика 1 «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ»

 

Содержание: (в скобочках указаны баллы)

КЛЮЧ К АНКЕТЕ

ВОПРОС № 1.

Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)

Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)

ВОПРОС № 2.

На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

1 расписание (4) 2 расписание (0)

Завтрак 8.00 9.00

Обед 13.00 15.00

Полдник 16.00 18.00

Ужин 19.00 21.00

ВОПРОС № 3.

Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)

- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)

- Зубы надо чистить утром и вечером (4)

ВОПРОС № 4.

Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)

После посещения туалета (2) Перед едой (2)

После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идёшь гулять (0)

После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)

ВОПРОС № 5.

Как часто ты принимаешь душ?

Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)

ВОПРОС № 6.

Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

- Положить палец в рот (0)

- Подставить палец под кран с холодной водой (0)

- Намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой (4)

- Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой (6)

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни…………….…………………………………7

1.1 Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»……………………………………………………………………… 7

1.2 Педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни………………………………………...……15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………….23

2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни …………………………………………….23

2.2 Проект реализация педагогических условий, способствующих формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………………………………..…………………………32

Заключение………………………………………………………………...……36

Список литературы ……………………………………………………………37

Приложения……………………………………………………………………39

 


 

Введение

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится не безразлично, какой ценой для здоровья школьников приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

В статье 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержится требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, касающееся формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В этом требовании говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни у младшего школьника. Также, в ФГОС НОО отмечено, что выпускник начальной школы должен обладать такой характеристикой как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Это говорит о важности формирования здорового образа жизни у младших школьников, а в частности формирования установки на здоровый образ жизни.

На сегодняшний день тема формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни актуальна, так как многих психологов, педагогов, родителей интересует вопрос о методах, формирующих здоровый образ жизни младших школьников. Результаты социологических исследований показывают, что только 10% выпускников школы полностью здоровы.

Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.

В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, М. В. Чечета, И. И. Капалыгина и др. отмечают, что воспитание здорового образа жизни - это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает воспитание здоровья и здорового образа жизни.

Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни.

Проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования установки у младших школьников на здоровый образ жизни.

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого – педагогическую литературу с целью выявления сущности и содержания понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»

2) Выделить критерии, показатели дать характеристику уровней сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни

3) Подобрать адекватные методики исследования и выявить исходный уровень сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни.

4) Разработать проект по формированию педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни.

5) Подвести итоги исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: Формирование установки на здоровый образ жизни у младших школьников будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- включение в уроки физкультминуток здоровье сберегающего содержания;

- систематическое проведение внеклассных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни»

Методы исследования: В работе были использованы методы:

- Эмпирические (изучение литературы, учебно – методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент)

- Теоретические (анализ литературы).

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 26 источников, и приложений.


Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.067 с.)