Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Оглавление Введение ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни…………….…………………………………7 1.1 Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»……………………………………………………………………… 7 1.2 Педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни………………………………………...……15 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………….23 2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни …………………………………………….23 2.2 Проект реализация педагогических условий, способствующих формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………………………………..…………………………32 Заключение………………………………………………………………...……36 Список литературы ……………………………………………………………37 Приложения……………………………………………………………………39
Введение Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится не безразлично, какой ценой для здоровья школьников приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
В статье 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержится требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, касающееся формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В этом требовании говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни у младшего школьника. Также, в ФГОС НОО отмечено, что выпускник начальной школы должен обладать такой характеристикой как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Это говорит о важности формирования здорового образа жизни у младших школьников, а в частности формирования установки на здоровый образ жизни. На сегодняшний день тема формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни актуальна, так как многих психологов, педагогов, родителей интересует вопрос о методах, формирующих здоровый образ жизни младших школьников. Результаты социологических исследований показывают, что только 10% выпускников школы полностью здоровы. Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности. В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, М. В. Чечета, И. И. Капалыгина и др. отмечают, что воспитание здорового образа жизни - это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает воспитание здоровья и здорового образа жизни.
Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни. Проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни? Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования установки у младших школьников на здоровый образ жизни. Объект исследования: процесс формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Задачи исследования: 1) Проанализировать психолого – педагогическую литературу с целью выявления сущности и содержания понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни» 2) Выделить критерии, показатели дать характеристику уровней сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни 3) Подобрать адекватные методики исследования и выявить исходный уровень сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни. 4) Разработать проект по формированию педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни. 5) Подвести итоги исследования и сделать выводы. Гипотеза исследования: Формирование установки на здоровый образ жизни у младших школьников будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий: - включение в уроки физкультминуток здоровье сберегающего содержания; - систематическое проведение внеклассных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни» Методы исследования: В работе были использованы методы: - Эмпирические (изучение литературы, учебно – методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент) - Теоретические (анализ литературы). Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 26 источников, и приложений. Заключение Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики учителей позволил убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни тесно объединяет между собой такие понятия как здоровье и образ жизни. Понятие «здоровье» отражает итог взаимодействия человека со средой обитания, а «образ жизни» - наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. Понятие «установка на здоровый образ жизни» понимается нами как качество готовности личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации данной личности на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье.
В начальной школе формирование установки на здоровый образ жизни происходит через уроки здоровья, проведение внеклассных и физкультурно – оздоровительных мероприятий, физкультминуток. В ходе констатирующего эксперимента были выделены критерии, показатели сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В соответствии с выделенными критериями и показателями подобраны диагностические методики. В целях формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни, был разработан проект формирующего эксперимента, включающий в себя применение таких педагогических условий формирования установки на ЗОЖ как проведение на уроках физкультминуток здоровье сберегающего содержания и систематическое проведение внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни. Список литературы 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Эврика, 1987.- 652 с. 2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. – 151с. 3. Большая Медицинская Энциклопедия. / Под ред. Б. В. Петровского. М.: Советская энциклопедия, 1974. - 574 с. 4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. -142 с. 5. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. 1997, № 3. с. 422 6. Васильева Т. П. Технология воспитания здорового образа жизни младших школьников: Учебное пособие. Череповец, 2006. - 204 с. 7. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья: организация, содержание, мониторинг: методическое пособие. Белгород, 2010. - 122 с. 8. Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия, 2009. - 122 с. 9. Зайцев Г. К. Школьная валеология. СПб.: Акцидент, 1998. - 180 с. 10. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2010. - 47с. 11. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с. 12. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Знание, 2002. 512 с. 13. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: «Знание», 1986. 192 с. 14. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика: научно – теоретический журнал, 2005. №6 15. О развивающей системе обучения Л.В. Занкова [Электронный ресурс]//http://nsportal.ru/user/694632/page/o-razvivayushchey-sisteme-obucheniya-l-v-zankova (Дата обращения: 25.11.2016)
16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под. ред. докт. филол. наук. проф. Шведовой Н. Ю. – 4 – е из., стереотипное. М.: Азбуковник, 1990. - 994 с. 17. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования. Ростов н/Дону: «Феникс», 1994. - 198 с. 18. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб.: «СОЮЗ», 1998. - 253 с. 19. Седьмая волна психологии. Вып. 7./ Сборник под ред. Козлова В. В. – Ярославль. МАПН, ЯрГУ, 2010 – 444с. 20. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение, 1981. №5. С.6. 21. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2002. -144с. 22. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]// http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения 6.11.2016) 23. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 19.10.2016) 24. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576с. 25. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М.: «Педагогическое общество Росиии», 1997. - 213 с. 26. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьника. М.: 1999. 68 С.
Приложение 1 Методика 1 «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ»
Содержание: (в скобочках указаны баллы) КЛЮЧ К АНКЕТЕ ВОПРОС № 1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2) Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0) ВОПРОС № 2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание. 1 расписание (4) 2 расписание (0) Завтрак 8.00 9.00 Обед 13.00 15.00 Полдник 16.00 18.00 Ужин 19.00 21.00 ВОПРОС № 3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ: - Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0) - Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0) - Зубы надо чистить утром и вечером (4) ВОПРОС № 4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки: После прогулки (2) Перед посещением туалета (0) После посещения туалета (2) Перед едой (2) После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идёшь гулять (0) После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2) ВОПРОС № 5. Как часто ты принимаешь душ? Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0) ВОПРОС № 6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? - Положить палец в рот (0) - Подставить палец под кран с холодной водой (0) - Намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой (4)
- Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой (6) Оглавление Введение ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни…………….…………………………………7 1.1 Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»……………………………………………………………………… 7 1.2 Педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни………………………………………...……15 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………….23 2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни …………………………………………….23 2.2 Проект реализация педагогических условий, способствующих формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни……………………………………………………..…………………………32 Заключение………………………………………………………………...……36 Список литературы ……………………………………………………………37 Приложения……………………………………………………………………39
Введение Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится не безразлично, какой ценой для здоровья школьников приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий. В статье 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержится требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, касающееся формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В этом требовании говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни у младшего школьника. Также, в ФГОС НОО отмечено, что выпускник начальной школы должен обладать такой характеристикой как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Это говорит о важности формирования здорового образа жизни у младших школьников, а в частности формирования установки на здоровый образ жизни. На сегодняшний день тема формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни актуальна, так как многих психологов, педагогов, родителей интересует вопрос о методах, формирующих здоровый образ жизни младших школьников. Результаты социологических исследований показывают, что только 10% выпускников школы полностью здоровы. Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности. В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, М. В. Чечета, И. И. Капалыгина и др. отмечают, что воспитание здорового образа жизни - это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает воспитание здоровья и здорового образа жизни. Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни. Проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни? Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования установки у младших школьников на здоровый образ жизни. Объект исследования: процесс формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Задачи исследования: 1) Проанализировать психолого – педагогическую литературу с целью выявления сущности и содержания понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни» 2) Выделить критерии, показатели дать характеристику уровней сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни 3) Подобрать адекватные методики исследования и выявить исходный уровень сформированности установки у младших школьников на здоровый образ жизни. 4) Разработать проект по формированию педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни. 5) Подвести итоги исследования и сделать выводы. Гипотеза исследования: Формирование установки на здоровый образ жизни у младших школьников будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий: - включение в уроки физкультминуток здоровье сберегающего содержания; - систематическое проведение внеклассных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни» Методы исследования: В работе были использованы методы: - Эмпирические (изучение литературы, учебно – методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент) - Теоретические (анализ литературы). Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 26 источников, и приложений. Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.067 с.) |