Педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни



 

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Детство самый оптимальный возраст для формирования установки на здоровый образ жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.

Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение.

Важнейшее условие здорового образа жизни – оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей младших школьников, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. [18]

Формирование установки на здоровый образ жизни – длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий:

1)Охват в процессе формирования установки важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих:

· соблюдение оптимального двигательного режима;

· тренировку иммунитета и закаливание;

· организацию рационального питания и режима жизнедеятельности;

· психофизиологическую регуляцию;

· воспитание психосексуальной и половой культуры;

· искоренение вредных привычек.

2)Учет в процессе формирования установки структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы:

· усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования;

· стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально-личностное отношение к идее здорового образа жизни;

· освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни.

3)Ориентация при организации процесса формирования установки на здоровый образ жизни на специфику возрастных этапов развития личности.

Формирование установки на здоровый образ жизни опирается на методологию личностно-деятельностного подхода, согласно которому человек должен не просто усваивать информацию о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему, а, находясь в активной деятельностной позиции, воспринимать полученные знания как индивидуально-личностную ценность и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности.

Установка на здоровый образ жизни может быть сформирована успешнее, если:

а) здоровый образ жизни будет рассматриваться как ценность;

б) психолого-педагогические воздействия будут осуществляться на основе интегративного подхода;

в) педагогические воздействия будут направлены на гуманизацию деятельности человека и его общения с учетом психофизиологических особенностей его возраста. [19]

Все мероприятия по формированию установки на здоровый образ жизни, подчиняются единым целям и соответствующим образом перестраиваются под влиянием различных факторов объективного (проведение цикла мероприятий) и субъективного характера (изменения в сознании и поведении человека). Целостное воздейст­вие проявляется в том, что основные сферы личности (познавательная, мотивационно-ценностная, деятельностная) влияют на изменение отношения к себе как личности и члену общества.

В начальной школе работу по формированию установки на здоровый образ жизни следует строить с учётом трёх основополагающих принципов валеологии, выделенных Г. К. Зайцевым:

1. Принцип сохранения здоровья, основу которого составляют гомеостаз и адаптационные возможности организма.

2. Принцип увеличения (укрепления) здоровья. Автором рассматриваются возможности и способы увеличения резервов физического и психического здоровья, механизмы социальной защищенности.

3. Принцип формирования здоровья. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать формирование физического, психического и нравственного компонентов детей. [9]

Анализ программ и опыта работы учителей показал, что основными формами организации работы по формированию установки на здоровый образ жизни являются:

1) Уроки здоровья.

Они проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. На такие уроки дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Например, программа С. Гин, построенная на принципах активности, сознательности и опоры на субъективный опыт позволяет решить задачи изучения физической, психической, нравственной сторон развития человека. Основными методами и приемами, позволяющими формировать установку на ЗОЖ у младших школьников, выступают анализ жизненных ситуаций, беседа, широкое использование литературных произведений. Программа реализуется через уроки здоровья. [6, c. 58]

В программе Л. Г. Татарниковой «Я и моё здоровье» решаются следующие задачи:

- Просвещение детей в вопросах здоровья;

- Осмысление своего «Я»;

- Обучение способам сохранения здоровья.

Основной формой обучения в программе являются уроки здоровья, на которых с помощью рассказа, объяснения, игры и творческих заданий учитель реализует принципы сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников. Программа носит преимущественно валеологическую и образовательную направленность. [6, c. 58]

Л. Ф. Тихомирова разработала программу «Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет», с помощью которой формируются навыки и привычки ЗОЖ, основы безопасного для жизни и здоровья поведения. [21]

2) Физкультурно – оздоровительные мероприятия.

На таких уроках учитель может показать на практике, на рисунках, на наглядных пособиях правила ведения ЗОЖ.

3) Внеклассные мероприятия (праздники здоровья, конкурсы, КВН, игры – путешествия, соревнования и т.д.).

Физкультурно – оздоровительные и внеклассные мероприятия являются основными формами реализации деятельности по формированию у младших школьников установки на ЗОЖ в программе «Индивидуальная программа здорового образа жизни» В. И. Ковалько. Программа носит оздоровительную, воспитательную направленность, в ней решаются такие задачи как: построение индивидуальной программы здорового образа жизни педагогами и детьми, осознание личной причастности к состоянию своего здоровья, включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к ЗОЖ. [6, c. 59]

При разработке внеклассных мероприятий необходимо пользоваться следующими условиями, выделенными Т. П. Васильевой:

1. Структура мероприятий должна быть вариативной.

2. Методы, приемы, средства должны подбираться в зависимости от различной направленности мероприятий и поставленных целей.

3. Главные принципы организации внеклассных мероприятий: минимум информации – максимум мотивации; опора на субъективный опыт ребенка, творческая направленность деятельности, опора на ведущие потребности ребенка; сочетание общепедагогических и специфических принципов обучения; обязательная рефлексия.

4. Разнообразные формы организации внеклассных мероприятий. [6]

4) Занятия – беседы.

Занятия – беседы являются основными формами организации деятельности в программе по профилактике употребления ПАВ Л. П. Николаевой, Д. В. Колесова. Программа построена на принципах сознательности, активности, доступности, оптимизма, опоры на субъективный опыт. В результате у ученика формируются антинаркогенные привычки, негативное отношение к любым психотропным веществам, формируется ответственное отношение к своему здоровью. [6, c. 59]

5) Физкультминутки - это кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.

Требования к проведению физкультминуток:[10]

- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

- для каждого класса необходимо выработать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:[10]

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз;

- гимнастика для улучшения слуха;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика.

Таким образом, в работе направленной на формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни, учитель может использовать различные формы организации учебного процесса: уроки здоровья, физкультурно – оздоровительные мероприятия, внеклассные мероприятия, физкультминутки и т. д. Эффективность формирования установки на ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе.

Система учебников «Система Л.В. Занкова» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. [15]

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности»

В курсах «Русский язык» и «Литературное чтение» - включены разделы по формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира. Используются художественные тексты, упражнения, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.

В курсе «Английский язык» в учебниках “Enjoy English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic?) (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других). (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.015 с.)