Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»
Основное понятие, представленное в работе - «здоровый образ жизни». Оно отражает взаимосвязь двух базисных категорий: «здоровье» и «образ жизни». Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. [24, с. 348] С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова рассматривают здоровье как правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.[16, с. 104] В 1968 году Всемирная Организация Здравоохранения приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным». [22] Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов». [18] В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.[3, с. 80]
Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью жизни органов при сохранении качественных пределов их функций». [1, с. 44 ] Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». [12, с 65] И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. [4, с. 37] Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Также существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. [17, с. 132], [20] Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. [13, с. 139]
Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И.В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: “... экономическую - ”уровень жизни”, социологическую - “качество жизни”, социально-психологическую - “стиль жизни” и социально-экономическую - “уклад жизни”. [13, с. 149] Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни. Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.[18] Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Представления о здоровом образе жизни встречаются в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. [24] В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. [5] Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». [25,с. 213]
Под здоровым образом жизни Ю.П. Лисицын понимает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.[12] Здоровый образ жизни - активная деятельность, направленная, в первую очередь, на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальных и биологических функций. По определению Ю.Д. Жилова, здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на рационально удовлетворение врожденных биологических и социальных потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактик болезней и несчастных случаев, то есть полное психическое, физическое социальное благополучие. [8] Здоровый образ жизни, как отмечают Н.Г. Блинова, Э.М. Казин Н.А. Литвинова, должен целенаправленно и постоянно формироваться течение всей жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать прямые возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций. [11] Младший школьный возраст является наиболее ответственным жизненным периодом в формировании личности. Именно в детском возрасте закладывается около 40% психических и физиологических заболеваний взрослых. Поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и формировать здоровый образ жизни. [18] В основе здорового образа жизни у младших школьников лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. [18] Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Основополагающим понятием нашего исследования является «установка на здоровый образ жизни». Понятие установки является одним из самых сложных в психологии в силу того, что разные авторы вычленяют разные стороны психической реальности, обозначаемой термином «установка». В разные годы к проблеме установки обращались ведущие психологи западных школ (Н.Ах, Дж.Брунер, Ю.Галантер, К.Дунер, Н.Майер, Д.Миллер, Г.Оллпорт, У.Рейман, Дж.Фримен, З.Фрейд, Д.Хебб и др.), в чьих трудах имеет место широкий спектр трактовок данного феномена. Это наиболее фундаментальные исследования «установки» предприняты в отечественной психологической школе, поскольку «теория установки изменялась и развивалась внутри советской психологии и вместе с ней» (А.В. Петровский). [19] В разработке проблемы «установки» отечественной психологией выделяются две прямо противоположные позиции, отражающие концепции различных школ. Представители школы Д.Н. Узнадзе (И.Т.Бжалава, Ш.А.Надирашвили, А.С.Прангишвили, Б.И.Хачапуридзе, З.И.Ходжава, Ш.Н. Чхартишвили, А.Е.Щерозия и др.) последовательно отстаивают идею о существовании первичной (бессознательной) установки, предваряющей и определяющей развертывание любых форм психической активности. Исследователи, стоящие на позициях теории деятельности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.), выдвигают альтернативную позицию, согласно которой не деятельность должна выводиться из установки, а установка - из деятельности. Во-первых, в контексте теории деятельности, трактуя ее как готовность совершать действие, а, во-вторых, как вид социальной установки. При этом, исходя из сложности и многоаспектности данного феномена, мы рассматриваем его на основе анализа базовых характеристик, наиболее значимыми из которых являются сущностные, содержательные, регулятивные и структурные. С позиций сущностных характеристик установку следует рассматривать как готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям в определенном направлении. Выступая как готовность к действию, установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. [19] Анализ содержательных характеристик основывается на представлении об иерархической уровневой природе установки (А.Г.Асмолов). Согласно этой концепции, в зависимости от соотнесения различных форм установок с объективными факторами и структурными моментами деятельности следует выделять различные уровни установки: [2]
· смысловая как проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим для нее личностный смысл; · целевая как стабилизатор действия, вызванного конкретной целью; · операциональная как готовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении в сходных ситуациях. Регулятивные характеристики связаны с изучением роли установки в регуляции деятельности, на основании чего принято выделять различные виды установок (например, этническая, религиозная, социальная). Как вид социальной установки, установка на здоровый образ жизни выполняет следующие функций: 1) инструментальную, показывающую, что человек приобщается к системе норм и ценностей здоровой жизнедеятельности; 2) самозащиты, оберегающей человека от негативных чувств по отношению к самому себе в процессе его приобщения к здоровой жизнедеятельности; 3) оценочно-экспрессивную, отражающую способность человека выражать индивидуально-личностное отношение к нормам и требованиям здорового образа жизни; 4) познавательную, выражающуюся в стремлении человека привести в систему личностные смыслы знаний о нормах и ценностях здорового образа жизни. [2] В структуре установки на здоровый образ жизни мы выделяем 3 компонента: 1) когнитивный, объединяющий представления о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему; 2) эмоциональный, выражающий эмоциональное отношение к проблемам здорового образа жизни, их субъективную оценку; 3) поведенческий, представленный нормами поведения, соответствующими здоровому образу жизни. [19] Таким образом, установка на здоровый образ жизни понимается нами в качестве готовности личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации данной личности на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 2711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.026 с.) |