Проект реализации педагогических условий, способствующих воспитанию здорового образа жизни у младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект реализации педагогических условий, способствующих воспитанию здорового образа жизни у младших школьников.



Проект формирующего эксперимента позволяет реализовать педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Первое условие - включение и использование физкультминуток здоровье сберегающего содержания на уроках.

Физкультминутка - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.
Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Исследования учёных свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физкультминутки можно проводить на любом уроке.

Рассмотрим фрагменты уроков по математике во 2 классе.

Тема: Выражения без скобок с действиями разных ступеней.

Цель: Научиться выполнять действия в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.

Этап урока: изучение нового материала.

У: Физкультминутка «Зарядка»:

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Д: повторяют движения за учителем.

Полный конспект урока (см. прил.5).

Включение физкультминутки в конце этапа изучения нового материала позволяет подготовить учеников к наиболее успешному восприятию следующего этапа урока, а также через физкульминутку данного содержания учитель сообщает учащимся о необходимости проведения зарядки по утрам, что является неотъемлемой частью ЗОЖ.

Рассмотрим фрагмент урока по русскому языку.

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель: закрепление знаний по теме «Безударные гласные в корне», формирование умения подбирать проверочные слова.

Этап урока: основной этап.

У: Физкультминутка:

Все ребята дружно встали

(выпрямиться)

И на месте зашагали.

(ходьба на месте)

На носочки потянулись,

(руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись.

(прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки, мы присели

(присесть)

И тихонько разом сели.

(выпрямиться и сесть)

Д: выполняют.

Полный конспект (см. прил.6).

Представленная физкультминутка направлена на профилактику нарушений осанки, на смену позы во время урока. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Итак, мы видим, что правильно подобранные по содержанию и форме проведения физкультминутки позволяют формировать у младших школьников установку на ЗОЖ, укреплять их здоровье, пробуждают интерес к соблюдению правил и требований ЗОЖ.

Обратимся ко второму условию нашей гипотезы - систематическое проведение внеклассных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни».

Обратимся к фрагменту внеклассного мероприятия.

Тема: «Путешествие в страну Витаминию».

Тип: открытие нового знания.

Цель занятия: систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей, фруктов, ягод и других полезных продуктов, познакомить с витаминами, раскрыть значение их в жизни человека, дать представление о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.

У: Витамин А. Посмотрите на меня, я - витамин А. если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов. Вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? Нужно есть продукты, содержащие витамин А.

У: Витамин В. А я - витамин В. Если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам - вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, не лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?

Полный конспект (см. прил. 7)

На данном мероприятии ученики знакомятся с такой составляющей здорового образа жизни, как правильное питание.

Для успешного формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни учителю необходимо разработать внеклассные мероприятия по ознакомлению учащихся со всеми составляющими здорового образа жизни: закаливание, оптимальный двигательный режим, рациональное и правильное питание, отказ от вредных привычек, общая и личная гигиена организма.

Таким образом, проект формирующего эксперимента позволяет формировать у младших школьников установку на ЗОЖ через реализацию следующих педагогических условий: использование на уроках физкультминуток здоровье сберегающего содержания и систематическое проведение внеклассных мероприятий, посвященных ЗОЖ.


 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики учителей позволил убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни тесно объединяет между собой такие понятия как здоровье и образ жизни. Понятие «здоровье» отражает итог взаимодействия человека со средой обитания, а «образ жизни» - наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Понятие «установка на здоровый образ жизни» понимается нами как качество готовности личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации данной личности на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье.

В начальной школе формирование установки на здоровый образ жизни происходит через уроки здоровья, проведение внеклассных и физкультурно – оздоровительных мероприятий, физкультминуток.

В ходе констатирующего эксперимента были выделены критерии, показатели сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В соответствии с выделенными критериями и показателями подобраны диагностические методики.

В целях формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни, был разработан проект формирующего эксперимента, включающий в себя применение таких педагогических условий формирования установки на ЗОЖ как проведение на уроках физкультминуток здоровье сберегающего содержания и систематическое проведение внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Эврика, 1987.- 652 с.

2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. – 151с.

3. Большая Медицинская Энциклопедия. / Под ред. Б. В. Петровского. М.: Советская энциклопедия, 1974. - 574 с.

4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. -142 с.

5. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. 1997, № 3. с. 422

6. Васильева Т. П. Технология воспитания здорового образа жизни младших школьников: Учебное пособие. Череповец, 2006. - 204 с.

7. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья: организация, содержание, мониторинг: методическое пособие. Белгород, 2010. - 122 с.

8. Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия, 2009. - 122 с.

9. Зайцев Г. К. Школьная валеология. СПб.: Акцидент, 1998. - 180 с.

10. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2010. - 47с.

11. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.

12. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Знание, 2002. 512 с.

13. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: «Знание», 1986. 192 с.

14. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика: научно – теоретический журнал, 2005. №6

15. О развивающей системе обучения Л.В. Занкова [Электронный ресурс]//http://nsportal.ru/user/694632/page/o-razvivayushchey-sisteme-obucheniya-l-v-zankova (Дата обращения: 25.11.2016)

16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под. ред. докт. филол. наук. проф. Шведовой Н. Ю. – 4 – е из., стереотипное. М.: Азбуковник, 1990. - 994 с.

17. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования. Ростов н/Дону: «Феникс», 1994. - 198 с.

18. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб.: «СОЮЗ», 1998. - 253 с.

19. Седьмая волна психологии. Вып. 7./ Сборник под ред. Козлова В. В. – Ярославль. МАПН, ЯрГУ, 2010 – 444с.

20. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение, 1981. №5. С.6.

21. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2002. -144с.

22. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]// http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения 6.11.2016)

23. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 19.10.2016)

24. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576с.

25. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М.: «Педагогическое общество Росиии», 1997. - 213 с.

26. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьника. М.: 1999. 68 С.

 

 

Приложение 1

Методика 1 «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ»

 

Содержание: (в скобочках указаны баллы)

КЛЮЧ К АНКЕТЕ

ВОПРОС № 1.

Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)

Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.012 с.)