Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект реализации педагогических условий, способствующих воспитанию здорового образа жизни у младших школьников.
Проект формирующего эксперимента позволяет реализовать педагогические условия формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Первое условие - включение и использование физкультминуток здоровье сберегающего содержания на уроках. Физкультминутка - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка. Рассмотрим фрагменты уроков по математике во 2 классе. Тема: Выражения без скобок с действиями разных ступеней. Цель: Научиться выполнять действия в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней. Этап урока: изучение нового материала. У: Физкультминутка «Зарядка»: Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться - три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. Д: повторяют движения за учителем. Полный конспект урока (см. прил.5). Включение физкультминутки в конце этапа изучения нового материала позволяет подготовить учеников к наиболее успешному восприятию следующего этапа урока, а также через физкульминутку данного содержания учитель сообщает учащимся о необходимости проведения зарядки по утрам, что является неотъемлемой частью ЗОЖ. Рассмотрим фрагмент урока по русскому языку. Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова. Цель: закрепление знаний по теме «Безударные гласные в корне», формирование умения подбирать проверочные слова. Этап урока: основной этап. У: Физкультминутка: Все ребята дружно встали (выпрямиться) И на месте зашагали. (ходьба на месте) На носочки потянулись, (руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись. (прогнуться назад, руки положить за голову) Как пружинки, мы присели (присесть) И тихонько разом сели. (выпрямиться и сесть) Д: выполняют. Полный конспект (см. прил.6). Представленная физкультминутка направлена на профилактику нарушений осанки, на смену позы во время урока. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Итак, мы видим, что правильно подобранные по содержанию и форме проведения физкультминутки позволяют формировать у младших школьников установку на ЗОЖ, укреплять их здоровье, пробуждают интерес к соблюдению правил и требований ЗОЖ. Обратимся ко второму условию нашей гипотезы - систематическое проведение внеклассных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни». Обратимся к фрагменту внеклассного мероприятия. Тема: «Путешествие в страну Витаминию». Тип: открытие нового знания. Цель занятия: систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей, фруктов, ягод и других полезных продуктов, познакомить с витаминами, раскрыть значение их в жизни человека, дать представление о рациональном питании как составной части здорового образа жизни. У: Витамин А. Посмотрите на меня, я - витамин А. если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов. Вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? Нужно есть продукты, содержащие витамин А. У: Витамин В. А я - витамин В. Если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам - вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, не лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти? Полный конспект (см. прил. 7) На данном мероприятии ученики знакомятся с такой составляющей здорового образа жизни, как правильное питание. Для успешного формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни учителю необходимо разработать внеклассные мероприятия по ознакомлению учащихся со всеми составляющими здорового образа жизни: закаливание, оптимальный двигательный режим, рациональное и правильное питание, отказ от вредных привычек, общая и личная гигиена организма.
Таким образом, проект формирующего эксперимента позволяет формировать у младших школьников установку на ЗОЖ через реализацию следующих педагогических условий: использование на уроках физкультминуток здоровье сберегающего содержания и систематическое проведение внеклассных мероприятий, посвященных ЗОЖ.
Заключение Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики учителей позволил убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни тесно объединяет между собой такие понятия как здоровье и образ жизни. Понятие «здоровье» отражает итог взаимодействия человека со средой обитания, а «образ жизни» - наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. Понятие «установка на здоровый образ жизни» понимается нами как качество готовности личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации данной личности на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье. В начальной школе формирование установки на здоровый образ жизни происходит через уроки здоровья, проведение внеклассных и физкультурно – оздоровительных мероприятий, физкультминуток. В ходе констатирующего эксперимента были выделены критерии, показатели сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В соответствии с выделенными критериями и показателями подобраны диагностические методики. В целях формирования у младших школьников установки на здоровый образ жизни, был разработан проект формирующего эксперимента, включающий в себя применение таких педагогических условий формирования установки на ЗОЖ как проведение на уроках физкультминуток здоровье сберегающего содержания и систематическое проведение внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни. Список литературы 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Эврика, 1987.- 652 с. 2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. – 151с. 3. Большая Медицинская Энциклопедия. / Под ред. Б. В. Петровского. М.: Советская энциклопедия, 1974. - 574 с. 4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. -142 с. 5. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. 1997, № 3. с. 422 6. Васильева Т. П. Технология воспитания здорового образа жизни младших школьников: Учебное пособие. Череповец, 2006. - 204 с. 7. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья: организация, содержание, мониторинг: методическое пособие. Белгород, 2010. - 122 с.
8. Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия, 2009. - 122 с. 9. Зайцев Г. К. Школьная валеология. СПб.: Акцидент, 1998. - 180 с. 10. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2010. - 47с. 11. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с. 12. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Знание, 2002. 512 с. 13. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: «Знание», 1986. 192 с. 14. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика: научно – теоретический журнал, 2005. №6 15. О развивающей системе обучения Л.В. Занкова [Электронный ресурс]//http://nsportal.ru/user/694632/page/o-razvivayushchey-sisteme-obucheniya-l-v-zankova (Дата обращения: 25.11.2016) 16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под. ред. докт. филол. наук. проф. Шведовой Н. Ю. – 4 – е из., стереотипное. М.: Азбуковник, 1990. - 994 с. 17. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования. Ростов н/Дону: «Феникс», 1994. - 198 с. 18. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб.: «СОЮЗ», 1998. - 253 с. 19. Седьмая волна психологии. Вып. 7./ Сборник под ред. Козлова В. В. – Ярославль. МАПН, ЯрГУ, 2010 – 444с. 20. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение, 1981. №5. С.6. 21. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2002. -144с. 22. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]// http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения 6.11.2016) 23. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 19.10.2016) 24. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576с. 25. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М.: «Педагогическое общество Росиии», 1997. - 213 с. 26. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьника. М.: 1999. 68 С.
Приложение 1 Методика 1 «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ»
Содержание: (в скобочках указаны баллы) КЛЮЧ К АНКЕТЕ ВОПРОС № 1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2) Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.012 с.) |