Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У р о к 55. Хвойные и цветковые растения

Поиск

Цель: расширить знания учащихся о хвойных и цветковых растениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Отгадайте:

Дышит, растёт,

А ходить не может.

(Растение.)

II. Формирование новых знаний.

- Скажите одним словом:

• сосна, ель, пихта, можжевельник (хвойные растения);

• яблоня, вишня, крыжовник (цветковые растения).


- Чем отличаются хвойные растения от цветковых? (Вместо листьев - хвоинки, вместо цветков у них образуются шишки.)

- Что образуется у цветковых растений на месте цветка? (Плод с семенами.)

- Отгадайте:

Её всегда в лесу найдёшь -Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж.

Зимою в платье летнем.

(Ель.)

У меня длинней иголки,

ем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке. (Сосна.)

Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

(Лиственница.)

- Почему хвоинки в течение года одного цвета? (Хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зелёным.)

- Что вы знаете о лиственнице? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголочки, но они неколючие. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.)

- Каким образом семена хвойных деревьев могут «выбрать­ся» из шишки? (Им помогают животные и птицы.)


Назовите и подпишите, веточка какого растения изображена:




 


 


(Ель.)


(Сосна.)


 




 


 


(Можжевельник.)


(Лиственница.)


Физкультминутка


КУЗНЕЦ

(по стихотворению С. Маршака)

- Эй, кузнец, (Шагают на месте.)
Молодец,

Захромал мой жеребец. (Припадают то на одну ногу,

то на другую.) Ты подкуй его опять.

- Отчего ж не подковать! (Разводят руки в стороны.)
Вот гвоздь,

Раз, два- -И готово!

Вот подкова. (Кулаками ударяют перед собой

в воздухе на каждое слово -всего восемь раз.)


- Что такое цветковое растение? (Растение, у которого есть
цветок.)

- Что образуется на месте цветка после цветения? (Плод
с семенами.)

' - Рассмотрите цветки растений в учебнике (на с. 146). Назо­вите растение и какие плоды созревают у этого растения? (Мак —> коробочка с семенами, огурец —> плод - огурец, лан­дыш —> семена, липа —> семена.)

- Почему цветки такие красивые и пахнут? (Они своей яркой окраской, приятным запахом, сладким нектаром привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.)

- Что происходит с цветками после опыления? (На этом месте появляется плод.)

- Отгадайте растения, у которых после цветения появляются плоды-семена.

С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: Шкуру тонкую снимают.

(Липа.) Весной зелена,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха.)

Беленькие горошки На зелёной ножке.

(Ландыш.)


Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик.)

Голова на ножке.

В голове - горошки.

(Мак.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке -

Берегите, детки зубки!

(Орешник.)

Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня.)

 

- Очень разнообразны не только цветки, но и листья цветко­вых растений.

- Как они различаются? (По форме, размеру, окраске.)

- Рассмотрите внимательно листочки, из чего они состоят? (Из листовой пластины, которая пронизана жилками-сосудами, а также из черешка, которым он прикрепляется к стеблю.)


- Рассмотрите листочки, подпишите, от какого они дерева.


(Рябина.) (Дуб.) (Ива.)

- Расскажите, что вы знаете о листьях. Сообщения подготовленных учеников.

1-й ученик. Вот лист клёна: крупный, с пятью острыми лопастями. Он такой выразительный, что стал символом госу­дарства Канады и украшает герб и государственный флаг этой страны.

2-й ученик. У осины небольшие, беловато-зелёные, круг­лые, с волнистым краем листья. Интересны они своей особенностью: с шумом, похожим на громкий шёпот, вдруг затрепещут, засверкают серебристо-белой изнанкой, в то время когда все другие деревья стоят не шелохнувшись. Вроде и ветра нет, а осиновые листочки шумят и как-то странно крутятся. Долго оставалась загадкой эта непонятная особенность осинового лис­та. Разгадка оказалась очень простой: основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку. Из-за этого черешка-пластинки лист при малейшем, едва заметном дунове­нии ветерка начинает кувыркаться с боку на бок, переворачива­ясь то зелёной, то беловатой стороной. А нам кажется, что осин­ка постоянно трепещет без всякой причины. Даже в поговорку у людей вошло: «Дрожит, как осиновый лист».

3-й ученик. У берёзы листочки округлые с острым кон­цом и зубчатым краем. По краю берёзового листа расположены отверстия, через которые в жаркий день выделяются капельки воды с растворённым сахаром. Такие сладкие капельки, похо­жие на росу, так и называются медвяной росой. Её любят соби­рать пчёлы.


4-й ученик. Ивовые листья узкие, длинные и острые. Снизу они серо-белые, сверху - зелёные, поэтому при ветре пе­реливаются блестящим серебристым цветом. Взяв лист ивы в руки, замечаешь, что сверху он покрыт пушком, а снизу - шел­ковистым войлоком. Такое покрытие - защита от иссушающего действия ветра.

5-й ученик. Молодые побеги дуба имеют необычный красный цвет из-за присутствия в них особого красящего веще­ства. Через некоторое время они становятся зелёными. Волни­стые края дубового листа словно повторяют контур кроны взрослого дерева. С древних времён ветка этого дерева была символом силы, знатности, могущества, добра. Венками из ду­бовых листьев награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Да и сегодня красуется изображение двух дубовых листочков на кокарде фуражки и в петлицах формы работников лесного хозяйства, тех, кто выращивает и охраняет лес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.007 с.)