У р о к 51. Обобщающий урок по разделу «взаимодействие сил природы» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У р о к 51. Обобщающий урок по разделу «взаимодействие сил природы»



У р о к 51. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИЛ ПРИРОДЫ»

Ход урока

Вопросы и задания:

I. Какие явления природы вы знаете?

Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Поёт да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

(Ветер.)

Сперва блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск.

(Молния, гром, дождь.)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Метель.)

Меня никто не видит,

Но всякий слышит.

А спутницу мою

Всяк может видеть,

Но никто не слышит.

(Гром и молния.)

Один льёт.

Другой пьёт,

Третий зеленеет да растёт.

(Дождь, земля, трава.)

Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.

(Вьюга.)


Уж не Солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

(Облака.)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

(Радуга.)

Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла!

И сады, и огороды Всей округи полила.

(Гроза.)

Не живой, а на всех языках говорит.

(Эхо.)

II. Коллективное выполнение задания в тетради.

III. Кроссворд:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
       
             
                       
                         
                   
             
  tf   <>                  
                         
  И              
             
       
       
       
    п          
    и              
               
       

По вертикали'. 1. Непрозрачный воздух, насыщенный водя­ными парами. (Туман.) 2. Входит в состав всех живых организ­мов. (Азот.) 3. Горячая подземная вода. (Гейзер.) 6. Тёплое те­чение. (Гольфстрим.) 7. Пушинка, кристаллик снега. (Снежин­ка.) 9. Замёрзшая и затвердевшая вода. (Лед.) 12. Строение зем­ной поверхности. (Рельеф.) 13. Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извер­гается огонь, лава, пепел. (Вулкан.)

По горизонтали: 4. Прибор для измерения давления воздуха. (Барометр.) 5. Плавучая ледяная гора. (Айсберг.) 8. Очистка во­ды от нерастворимых примесей. (Фильтрование.) 10. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер.) 11. Ат­мосферные осадки в виде небольших ледяных шариков. (Град.) 14. Гигантская волна, возникающая в океане в результате под­водного землетрясения или извержения подводных вулканов. (Цунами.)

IV. Викторина:

1. Какие тепловые пояса вы знаете? (Холодный, умеренный, жаркий.)

2. В каких тепловых поясах находится наша страна? (Холод­ном и умеренном.)

3. Где обитает белый медведь? (В Арктике.)

4. Где обитают пингвины? (В Антарктиде.)

5. Что это за дни?

 

21 марта - это... (День весеннего равноденствия.)

22 декабря - это... (День зимнего солнцестояния.)

23 сентября - это... (День осеннего равноденствия.) 22 июня - это... (День летнего солнцестояния.)

 

6. В каком районе Земли стоит вечное лето? (В районе эква­тора.)

7. Как образуется вулкан? (В образовавшихся в земле тре­щинах, по которым расплавленное глубинное вещество - лава -вырывается на поверхность Земли, образуется вулкан.)

8. Перечислите свойства жидкой воды. (Без цвета, вкуса и запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, удерживает тепло.)


9. В каком состоянии может находиться вода? (Жидком, твёрдом, газообразном.)

10. Почему лёд плавает? (Он легче воды.)

11. Что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора.)

12. Что используют в термометрах для наполнения стержня? (Ртуть.)

13. Что такое гейзер? (Горячая подземная вода, бьющая фон­танами.)

14. Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ, прочие газы.)

15. Чем выше поднимаешься в горы, тем воздуха... (меньше).

16. Для чего нужен барометр? (Прибор для измерения давле­ния воздуха.)

17. Тёплый воздух в помещении находится... (вверху), хо­лодный... (внизу.)

VI. ЖИВАЯ ПРИРОДА

У р о к 52. ЖИЗНЬ - ОСОБЕННОСТЬ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ

Цель: закрепить знания учащихся об особенностях нашей планеты.

Ход урока I. Организационный момент.

- Отгадайте:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

(Земля.) Бежать, бежать - не добежать, Лететь, лететь - не долететь.

(Горизонт.) 199


Что человек всегда видит

И что никогда достать не может?

(Небо, звёзды, месяц.)

IV. Итог урока.

- Все планеты Солнечной системы имеют общее происхож-­
дение и во многом похожи друг на друга. Но вместе с тем каж­-
дая планета обладает индивидуальностью, отличающей её от
других планет.

У Земли есть свои особенности. Её размеры и масса обеспе­чивают активность внутренних процессов и создают вокруг земного шара силы притяжения, достаточные для того, чтобы пары воды и различные газы, выделяющиеся из внутренних сло­ев, не рассеивались в мировое пространство, а удерживались около самой планеты, создавая гидросферу и атмосферу.

Во всей Солнечной системе только Земля располагает доста­точным объёмом воды и определёнными температурными усло­виями, которые, сочетаясь, обеспечивают существование об­ширного Мирового океана.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы.
Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном
мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению од­
них трав и увяданию других определял сроки охоты. По цвету
неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно
точно предсказывали стихийные бедствия.

Физкультминутка

БАБОЧКА

Утром бабочка проснулась (Встать с места, улыбнуться Улыбнулась, потянулась. друг другу, потянуться.)

Раз - росой она умылась, (Имитация умывания.)

Два - изящно покружилась, (Кружатся на месте.)

Три - нагнулась и присела, (Наклоняются, приседают.)

На четыре - полетела. (Взмахи руками.)

Ты летай, как бабочка, (Взмахи руками, на носочках Крылышками помаши, движения по кругу, вперёд, назад.)

Бабочка - порхалочка, (Возвращаются на свои места.)

Ты ко мне спеши.

- Как появились сельскохозяйственные науки? (Человек воз­делывал землю, занимался сельским хозяйством, одомашнивал диких животных.)

- Биология не стоит на месте. Учёные разрабатывают новые идеи, теории, методы исследования.

IV. Итог урока.

- В наши дни на Земле существует большое разнообразие
жизненных форм. По некоторым оценкам, на ней обитает около
3 млн живых существ. И всё же все ныне существующие на
Земле виды живых организмов - лишь очень небольшая часть
того видового многообразия, которое существовало на нашей
планете за её долгую историю.

I. Организационный момент.

- Отгадайте:

Дышит, растёт, А ходить не может.

(Растение.)

III. Итог урока.

• - Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.)

Работа в тетради (на с. 29 задание № 60).

- Соотнесите растения с названиями групп, в которые они
входят.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Отгадайте:

Дышит, растёт,

А ходить не может.

(Растение.)

Физкультминутка


КУЗНЕЦ

(по стихотворению С. Маршака)

- Эй, кузнец, (Шагают на месте.)
Молодец,

Захромал мой жеребец. (Припадают то на одну ногу,

то на другую.) Ты подкуй его опять.

- Отчего ж не подковать! (Разводят руки в стороны.)
Вот гвоздь,

Раз, два- -И готово!

Вот подкова. (Кулаками ударяют перед собой

в воздухе на каждое слово -всего восемь раз.)


- Что такое цветковое растение? (Растение, у которого есть
цветок.)

- Что образуется на месте цветка после цветения? (Плод
с семенами.)

' - Рассмотрите цветки растений в учебнике (на с. 146). Назо­вите растение и какие плоды созревают у этого растения? (Мак —> коробочка с семенами, огурец —> плод - огурец, лан­дыш —> семена, липа —> семена.)

- Почему цветки такие красивые и пахнут? (Они своей яркой окраской, приятным запахом, сладким нектаром привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.)

- Что происходит с цветками после опыления? (На этом месте появляется плод.)

- Отгадайте растения, у которых после цветения появляются плоды-семена.

С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: Шкуру тонкую снимают.

(Липа.) Весной зелена,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха.)

Беленькие горошки На зелёной ножке.

(Ландыш.)


Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик.)

Голова на ножке.

В голове - горошки.

(Мак.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке -

Берегите, детки зубки!

(Орешник.)

Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня.)

 

- Очень разнообразны не только цветки, но и листья цветко­вых растений.

- Как они различаются? (По форме, размеру, окраске.)

- Рассмотрите внимательно листочки, из чего они состоят? (Из листовой пластины, которая пронизана жилками-сосудами, а также из черешка, которым он прикрепляется к стеблю.)


- Рассмотрите листочки, подпишите, от какого они дерева.


(Рябина.) (Дуб.) (Ива.)

- Расскажите, что вы знаете о листьях. Сообщения подготовленных учеников.

1-й ученик. Вот лист клёна: крупный, с пятью острыми лопастями. Он такой выразительный, что стал символом госу­дарства Канады и украшает герб и государственный флаг этой страны.

2-й ученик. У осины небольшие, беловато-зелёные, круг­лые, с волнистым краем листья. Интересны они своей особенностью: с шумом, похожим на громкий шёпот, вдруг затрепещут, засверкают серебристо-белой изнанкой, в то время когда все другие деревья стоят не шелохнувшись. Вроде и ветра нет, а осиновые листочки шумят и как-то странно крутятся. Долго оставалась загадкой эта непонятная особенность осинового лис­та. Разгадка оказалась очень простой: основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку. Из-за этого черешка-пластинки лист при малейшем, едва заметном дунове­нии ветерка начинает кувыркаться с боку на бок, переворачива­ясь то зелёной, то беловатой стороной. А нам кажется, что осин­ка постоянно трепещет без всякой причины. Даже в поговорку у людей вошло: «Дрожит, как осиновый лист».

3-й ученик. У берёзы листочки округлые с острым кон­цом и зубчатым краем. По краю берёзового листа расположены отверстия, через которые в жаркий день выделяются капельки воды с растворённым сахаром. Такие сладкие капельки, похо­жие на росу, так и называются медвяной росой. Её любят соби­рать пчёлы.


4-й ученик. Ивовые листья узкие, длинные и острые. Снизу они серо-белые, сверху - зелёные, поэтому при ветре пе­реливаются блестящим серебристым цветом. Взяв лист ивы в руки, замечаешь, что сверху он покрыт пушком, а снизу - шел­ковистым войлоком. Такое покрытие - защита от иссушающего действия ветра.

5-й ученик. Молодые побеги дуба имеют необычный красный цвет из-за присутствия в них особого красящего веще­ства. Через некоторое время они становятся зелёными. Волни­стые края дубового листа словно повторяют контур кроны взрослого дерева. С древних времён ветка этого дерева была символом силы, знатности, могущества, добра. Венками из ду­бовых листьев награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Да и сегодня красуется изображение двух дубовых листочков на кокарде фуражки и в петлицах формы работников лесного хозяйства, тех, кто выращивает и охраняет лес.

У р о к 51. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИЛ ПРИРОДЫ»

Ход урока

Вопросы и задания:

I. Какие явления природы вы знаете?

Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Поёт да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

(Ветер.)

Сперва блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск.

(Молния, гром, дождь.)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Метель.)

Меня никто не видит,

Но всякий слышит.

А спутницу мою

Всяк может видеть,

Но никто не слышит.

(Гром и молния.)

Один льёт.

Другой пьёт,

Третий зеленеет да растёт.

(Дождь, земля, трава.)

Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.

(Вьюга.)


Уж не Солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

(Облака.)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

(Радуга.)

Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла!

И сады, и огороды Всей округи полила.

(Гроза.)

Не живой, а на всех языках говорит.

(Эхо.)

II. Коллективное выполнение задания в тетради.

III. Кроссворд:

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
       
             
                       
                         
 
                 
             
  tf   <>                  
                         
  И              
             
       
       
       
    п          
    и              
               
       

По вертикали'. 1. Непрозрачный воздух, насыщенный водя­ными парами. (Туман.) 2. Входит в состав всех живых организ­мов. (Азот.) 3. Горячая подземная вода. (Гейзер.) 6. Тёплое те­чение. (Гольфстрим.) 7. Пушинка, кристаллик снега. (Снежин­ка.) 9. Замёрзшая и затвердевшая вода. (Лед.) 12. Строение зем­ной поверхности. (Рельеф.) 13. Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извер­гается огонь, лава, пепел. (Вулкан.)

По горизонтали: 4. Прибор для измерения давления воздуха. (Барометр.) 5. Плавучая ледяная гора. (Айсберг.) 8. Очистка во­ды от нерастворимых примесей. (Фильтрование.) 10. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер.) 11. Ат­мосферные осадки в виде небольших ледяных шариков. (Град.) 14. Гигантская волна, возникающая в океане в результате под­водного землетрясения или извержения подводных вулканов. (Цунами.)

IV. Викторина:

1. Какие тепловые пояса вы знаете? (Холодный, умеренный, жаркий.)

2. В каких тепловых поясах находится наша страна? (Холод­ном и умеренном.)

3. Где обитает белый медведь? (В Арктике.)

4. Где обитают пингвины? (В Антарктиде.)

5. Что это за дни?

 

21 марта - это... (День весеннего равноденствия.)

22 декабря - это... (День зимнего солнцестояния.)

23 сентября - это... (День осеннего равноденствия.) 22 июня - это... (День летнего солнцестояния.)

 

6. В каком районе Земли стоит вечное лето? (В районе эква­тора.)

7. Как образуется вулкан? (В образовавшихся в земле тре­щинах, по которым расплавленное глубинное вещество - лава -вырывается на поверхность Земли, образуется вулкан.)

8. Перечислите свойства жидкой воды. (Без цвета, вкуса и запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, удерживает тепло.)


9. В каком состоянии может находиться вода? (Жидком, твёрдом, газообразном.)

10. Почему лёд плавает? (Он легче воды.)

11. Что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора.)

12. Что используют в термометрах для наполнения стержня? (Ртуть.)

13. Что такое гейзер? (Горячая подземная вода, бьющая фон­танами.)

14. Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ, прочие газы.)

15. Чем выше поднимаешься в горы, тем воздуха... (меньше).

16. Для чего нужен барометр? (Прибор для измерения давле­ния воздуха.)

17. Тёплый воздух в помещении находится... (вверху), хо­лодный... (внизу.)

VI. ЖИВАЯ ПРИРОДА

У р о к 52. ЖИЗНЬ - ОСОБЕННОСТЬ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ

Цель: закрепить знания учащихся об особенностях нашей планеты.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.122 с.)