III. Знакомство с новой классификацией растений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Знакомство с новой классификацией растений.



З а г а д к а:

Стояли на лугу сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

– Как вы догадались, что это ромашка?

– Рассмотрите в гербарии ромашки.

– Какие части этого растения вы можете назвать?

– Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми растениями.

– Рассмотрите гербарий, выберите цветковые растения.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какие еще цветковые растения вы знаете?

– Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины всех известных видов растений (около 250 000 видов). Они населяют практически всю современную сушу, от крайних широт Арктики до Антарктиды.

Значение цветковых для человека исключительно велико. Все важнейшие культурные растения – представители этого отдела.

Цветковые растения устроены очень сложно: корень, стебель, побеги, листья, цветки, плоды, семена. Они венчают корону царства растений. Цветковые растения вместе со мхами, хвойными и папоротниками являются высшими растениями.

– Все ли группы растений так сложно устроены?

– Прочитайте текст (с. 72) о каждой группе растений.

– Наука, изучающая растения, называется ботаникой. Ученые-ботаники так делят царство растений:

– Водоросли – растения, чаще всего живущие в воде, но есть немало и приспособившихся к жизни вне воды, при более или менее обильном увлажнении. В морях водоросли распространяются до глубины 30 метров.

В каждой группе растений очень много видов.

– Посмотрите на растения в учебнике (с. 74). К какой группе они относятся?

– Сколько видов растений вы видите?

В ы п о л н е н и е з а д а н и я 3 в рабочей тетради (с. 29).

IV. Итог урока.

– Почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?

& Домашнее задание: прочитать статью (с. 71–75); выполнить задания 6–7 в рабочей тетради (с. 31).

У р о к 17
солнце, РАСТЕНИЯ и мы с вами

Цели: показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

– Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.

– Привести примеры различных видов растений.

2. Ч т е н и е т е к с т а.

– Прочитать текст на доске. Найти и исправить в нем ошибки.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы?

– Назовите признаки живой природы.

– А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

III. Объяснение нового материала.

1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.

– Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?

– Почему растениям необходимо питание?

– Каким образом растения получают питание?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:

– Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

– В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».

И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.

Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).

– Расскажите, что происходит.

2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).

– Какой вывод о значении растений вы можете сделать?

3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).

IV. Итог урока.

– Почему растения не могут жить без солнечного света?

& Домашнее задание: прочитать статью (с. 76–79); выполнить задания 1–3 (с. 79).

У р о к 18
размножение и развитие растений

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян.

О б о р у д о в а н и е: коллекция плодов и семян изучаемых растений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с по изученному материалу:

– Расскажите о дыхании растений.

– Расскажите о питании растений.

– Для чего необходим растениям солнечный свет?

– Смогут ли животные и человек жить без растений? Почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.01 с.)