II. Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Объяснение нового материала.



1. Б е с е д а.

Первый кит – природные богатства.

– Какие природные богатства вы знаете? (Вода, воздух, полезные ископаемые и почва, растения и животные.)

– Экономика – порождение и результат активного, сознательного воздействия человека на природу, осуществляемого во имя добычи средств существования. Можно было бы определить экономику как взаимодействие человека с природой в процессе извлечения и получения им жизненно необходимых природных благ.

Экономика – это взаимодействие человека с окружающей средой. Естественная природа – это кладовая экономики. Земля, ее недра, полезные ископаемые, вода, воздух, леса, флора и фауна образуют природные ресурсы экономики. Из них экономика черпает сырье для изготовления всего, в чем нуждаются люди.

Второй кит – капитал.

– Как вы думаете: что такое капитал?

– Капитал – это не только деньги. Капитал – это имущество, благодаря которому производят новые товары. Капиталом могут быть и деньги. Капитал – это все, что способно приносить доход, давать прибыль.

– Представьте, что вы директор фабрики. Что бы вы сделали, чтобы увеличить капитал?

Третий кит – труд.

– Существует много пословиц о труде. Как вы их понимаете?

1) Труд кормит и одевает.

2) Тяжко тому, кто от работы бежит.

3) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Рассмотрите иллюстрации (с. 40–45).

– Почему китами экономики называют природные богатства, капитал и труд?

– Отчего зависит успех труда людей в экономике?

3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.

Класс делится на 4–5 групп. Каждой группе дается предмет: деревянная ложка, металлическая ложка, носовой платок, книга, глиняная посуда.

Результаты работы дети оформляют письменно. Затем группа рассказывает о своих наблюдениях по плану:

1) Назовите предмет.

2) Из какого основного материала он изготовлен?

3) В каком виде он встречается в природе?

4) Использовался ли труд людей для получения данного предмета?

5) Какой путь прошел природный материал до получения данного предмета?

6) Сделайте вывод: что использовалось для изготовления предмета (труд людей, природные богатства, капитал)?

В ы в о д: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, труд людей, капитал (оборудование, знания, инструменты), – это и есть экономические продукты.

& Домашнее задание: прочитать текст (с. 40–47); выполнить задания (с. 46).

У р о к 50
полезные ископаемые

Цели: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.

О б о р у д о в а н и е: коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

К р о с с в о р д «Полезные ископаемые».

 

 

П о г о р и з о н т а л и:

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит.)

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел.)

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

5. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ.)

6. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (Нефть.)

8. Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда.)

П о в е р т и к а л и:

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

2. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк.)

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф.)

9. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь.)

Отгадки лучше демонстрировать, используя коллекцию минералов.

– Как назвать все эти отгадки? (Полезные ископаемые.)

– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые».

II. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а.

– В мире существует множество полезных ископаемых.

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– А дерево – полезное ископаемое? Почему?

– Всегда ли полезные ископаемые «надо выкапывать» из земли?

– Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами. (Глина, песок.)

– Как бы вы сформулировали понятие «полезные ископаемые»?

В ы в о д. Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а по учебнику (с. 48).

Практическую работу можно организовать в группах.

Изученные свойства учащиеся самостоятельно записывают в таблицу на доске.

Полезные ископаемые

Название Состо- яние Плотность Цвет Горю-честь Использование
           
Железная руда Твердая Плотная Черная В изготовлении машин, труб, вагонов

Окончание табл.

           
Нефть Жидкая Коричневая + Производство керосина, бензина, смазочных масел, вазелина, мыла
Известняк Твердый Плотный Белый В строительстве: мел, мрамор
Глина Твердая Рыхлая Коричневая, желтая В изготовлении кирпича, посуды
Песок Твердый Рыхлый Серый В строительстве, в получении стекла
Каменный уголь Твердый Плотный Черный + Отопление, кокс-краски, лекарства
Гранит Твердый Плотный, зернистый Серый, красный В строительстве, при отделке памятников

3. Р а б о т а п о т е к с т у у ч е б н и к а.

– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

– Используя фотографии в учебнике (с. 50), расскажите о труде шахтера.

– Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к использованию полезных ископаемых?

III. Итог урока.

– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

& Домашнее задание: прочитать текст (с. 48–52); выполнить задание «Подумай» (с. 51).

 

У р о к 51
растениеводство

Цели: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте з а г а д к и:

1. В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

2. Зеленый, полосатенький,

А в середке сладенький.(Арбуз.)

3. Утром поле голубое,

За полдень – зеленое. (Лен.)

4. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

5. В поле на пригорочке

Лежат желтые бочоночки. (Дыня.)

6. В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница.)

7. На стеблях белеют чашки,

В них нитки и рубашки. (Хлопок.)

8. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

– О чем эти загадки?

– О каких растениях?

– Что значит – выращивают растения?

– Растения, которые человек выращивает, называют культурными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.016 с.)