Мотивы и поводы суицидального поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы и поводы суицидального поведения



Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях конфликта и одним из видов общеповеденческих реакций человека в чрезвычайных ситуациях как у здоровых, так и у больных.
Среди лиц, совершающих самоубийства, встречаются больные психическими расстройствами (психозами или пограничными психическими расстройствами) и психически здоровые лица. Соотношение больных к здоровым составляет 1,5: 5.
У всех, совершавших самоубийства, как больных, так и здоровых, проявляются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности, которая выражается в изменении поведения человека в своем социальном окружении, снижении возможности справляться со своими социальными функциями или болезненным нарушением поведения. Субъективным выражением дезадаптации являются разнообразные психоэмоциональные сдвиги от психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до клинически выраженных болезненных растройств (астении, дистимии, депрессии, дисфории и т. п.).
Мотивы и поводы суицидальных поступков (в порядке последовательного уменьшения их удельного веса) разделяются на следующие группы: личностно-семейные конфликты, состояние здоровья, личностно-социальные конфликты.


Личностно-семейные конфликты

Среди причин самоубийства наблюдаются (1) несправедливое отношение (оскорбления, обвинения, унижения) со
стороны родственников и окружающих; (2) ревность, супружеская измена, развод; (3) потеря «значимого другого», болезнь, смерть близких; (4) препятствия к удовлетворению потребности; (5) неудовлетворенность поведением и личными качествами «значимых других»; (6) одиночество, изменение привычного стереотипа жизни, социальная изоляция; (7) неудачная любовь; (8) недостаток внимания, заботы со стороны окружающих; (9) половая несостоятельность.
У мужчин чаще причиной суицида становятся разводы и семейные ссоры, а у женщин причиной чаще являются болезнь и смерть близких, одиночество и неудачная любовь.
Семейные конфликты тяжелее переносят лица в возрасте 30—40 лет; неудачную любовь — молодые люди 16—18 лет; одиночество, потерю близких — лица пенсионного возраста; несправедливое отношение окружающих — подростки до 16 лет, а также лица 40—-55 лет.


Состояние здоровья

Почти две трети больных с психическими нарушениями совершают суицидальные поступки вне состояния обост-
рения психического расстройства, по тем же вполне реальным мотивам и поводам, какие отмечаются у психически здоровых людей.
И лишь около трети из них в состоянии психоза выдвигают болезненные мотивировки, связанные с бредовыми идеями самообвинения, осуждения, преследования, физического воздействия, ревности, слуховыми галлюцинациями, чувством утраты смысла жизни и др.
Отмечаются случаи, когда суицидальное поведение возникает как реакция на установление тяжелого психиатрического диагноза (шизофрении), взятие на учет психоневрологическим диспансером, что расценивается впервые заболевшими как свидетельство безнадежности и полного личностного краха.
Причиной самоубийств могут быть нарушения физического здоровья, в том числе: (1) тяжелые или позорные (венерические) соматические заболевания; (2) физические страдания (например умирающих раковых больных);.(3) калечащие травмы или операции (ампутации, обезображивания лица), реже уродства.


Конфликты личностно-социальные

К этой группе относятся такие конфликты, как (1) связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасение судебной ответственности,
боязнь иного наказания, боязнь позора, самоосуждение за неблаговидный поступок);
(2) проблемы в профессиональной или учебной сферах (несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа, несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей);
(3) материально-бытовые трудности.
Последняя группа мотивов является наиболее редкой. При этом такие мотивы чаще отмечались при завышенных притязаниях субъекта, которые он не мог удовлетворить в силу объективных причин, например в силу недостаточных способностей, несоответствующего уровня образования или злоупотребления алкоголем.


4.3. Факторы, влияющие на совершение самоубийства

В каждом конкретном случае реальный риск суицидального поведения определяется совокупностью суицидогенных и антисуицидальных факторов личности, т.е. способствующих или препятствующих совершению самоубийства.


Индивидуальные факторы, способствующие совершению самоубийства

К совершению самоубийства предрасполагают 1) личностная предрасположенность, 2) неправильная ситуационная установка личности и 3) психическое состояние.

1. Факторы личностной предрасположенности представляют собой проявления недостаточности, неполноценности механизмов психической деятельности, в том числе:
- сниженная переносимость эмоциональных нагрузок;
- недостаточность интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений),
- недостаточность механизмов планирования будущего;
- неполноценность коммуникативных систем (дефекты слуха, зрения, речи);
- неадекватная самооценка личности: заниженная, завышенная или лабильная;
- слабость психологической защиты;
- снижение или отсутствие ценности жизни.
2. Факторы неправильной ситуационной установки личности — это «проигрышные», дезадаптирующие, суицидоопасные позиции, которые личность занимает в конфликте. Риск возникновения суицидальных тенденций и поступков значительно возрастает, если субъект занимает в ситуации конфликта одну из следующих «проигрышных позиций»:
- никто меня не понимает, все против меня, нет справедливости;
- я никому не нужен, за что вы меня так мучаете?;
- дальше будет еще хуже, деваться некуда, мне не вынести этого позора;
- никогда не прощу себе;
- никогда не вернуть того, что было, все потеряно, это — конец.
Данным пяти вариантам суицидоопасных позиций личности соответствует пять смысловым типов суицидального поведения:
- протест,
- призыв,
- избежание,
- самонаказание,
- отказ.
3. Факторы психического состояния представляют собой те психические состояния и реакции, которые несут в себе потенциальную угрозу суицида.
У психически больных это расстройства эмоций (тревога, страх, депрессия, дистимия, дисфория), бредовые идеи (бред преследования, виновности) и галлюцинации (устрашающие, приказывающие).
У психически здоровых эти реакции представлены акцентированными характерологическими реакциями. Описываются различные варианты таких реакций, которые могут характеризоваться или переживанием мучительной душевной боли (психалгии); или пессимистической оценкой ситуации, крайне оппозиционным отношением к окружающему; состоянием демобилизации или признанием «отрицательного жизненного баланса» и отсутствия «перспектив существования» (Амбрумова А.Г., 1983).


Индивидуальные факторы, препятствующие совершению самоубийства

Антисуицидальные факторы личности — это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений. К их числу относятся следующие:

- интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;
- родительские обязанности;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физичecкого страдания или ущерба;
- зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида;
- представление о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие творческих планов, тенденций, замыслов;
- наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).
Чем большим количеством действующих антисуицидальных факторов обладает субъект, тем прочнее его антисуицидальный барьер и менее вероятна реализация суицидальных намерений, и наоборот.
Каждый четвертый из числа совершивших суицидальную попытку повторяет ее, а каждый десятый погибает вследствие завершенного самоубийства. Риск повторной попытки наиболее высок в течение года после первичного покушения, особенно на протяжении первых 5—6 месяцев, и обусловливается, как правило, неразрешенностью первичного суицидогенного конфликта. Процент повторных попыток в населении в целом (в течение года после первичной попытки) составляет 22—25%, а смертельный исход при них в несколько раз выше, чем при первичных покушениях.

4.4. Этапы суицидального акта
Пресуицидальный период


Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидальным (пре-

суицидом). Длительность его может исчисляться минутами («острый пресуицид») или месяцами («хронический пресуицид»).
Формирование суицидального намерения начинается с общего «антижизненного» настроения, с размышлений об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «жить не стоит», «нe живешь, а существуешь» и т. п., где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.
Первая ступень — пассивные суицидальные мысли — характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Примером являются высказывания: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться»: «если бы со мной произошло что-нибудь, и я бы умер...» и т. д.
Вторая ступень — суицидальные замыслы —это активная форма проявления суицидальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья ступень — суицидальные намерения — предполагает присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу реализация замысла.
Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.
Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
В качестве средств лишения себя жизни могут быть использованы самые разнообразные, которыми характеризуется способ суицида: самоповешение, самоотравление, самопорезы, колото-рубленые, огнестрельные ранения, падения с высоты, под движущийся транспорт, ожоги и электротравмы, самоутопление. Значительно реже встречаются такие способы, как удары головой о стену, введение воздуха в вены и др.
Суицидальная попытка и суицид в своем развитии проходят две фазы.
Первая — обратимая, когда субъект сам или при вмешательстве окружающих лиц может прекратить попытку.
Вторая — необратимая.


Постсуицидальный период

В связи с тем, что постсуицидальные состояния имеют свою динамику, целесообразно выделять три периода в их развитии.

1. Ближайший постсуицид (в течение первой недели после совершенной попытки).
2. Ранний постсуицид (от недели до месяца после попытки).
3. Поздний постсуицид (последующие 4—5 месяцев).
Ближайший постсуицидальный период. Проявления его разнородны и складываются из психических переживаний и сомато-неврологических осложнений, вызванных суицидальной попыткой.
В раннем постсуицидальном периоде по мере ликвидации соматических осложнений на первый план выдвигаются проблемы «психической реанимации» или психиатрической помощи (в случаях душевных заболеваний). Основные усилия должны быть направлены на устранение конфликтной ситуации, выработку адекватных установок у суицидента, повышение его толерантности к психогенным влияниям и ликвидацию психопатологической продукции. В раннем постсуициде пациенты особенно подвержены травматизации и возрождению суицидальных тенденций, поэтому желательно, чтобы они получили суицидологическую помощь в стационарных или в амбулаторных условиях.
Поздний постсуицидальный период наступает при благополучном прохождении раннего постсуицида, критериями чего служат ликвидация конфликта, отсутствие суицидальных намерений, устойчивое отрицательное отношение к совершенной попытке и наличие правильной жизненной ориентации.

4.5. Особенности суицидального поведения у студентов

При исследовании большой выборки московских студентов (Кибрик Н.Д., 1983; Н.Д.Кибрик, М.Кушнарев, 1988), как отмечалось в 4 главе, было установлено, что основными причинами психологической дезадаптации студентов, приводящими их к суицидальному поведению, являются относительно незначительные психогенные конфликты, развивающиеся на фоне общих трудностей приспособления к новой обстановке, главным образом в связи с учебными проблемами. При этом психические травмы играли роль пускового механизма, провоцировавшего суицидальное поведение.
Поводом декомпенсации служили относительно незначительные события, которые были существенны скорее в силу того, что усугубляли учебные проблемы и приводили к затруднениям в учебном процессе. Это могли быть болезнь родителей, ссора с другом, материальные затруднения, конфликт с преподавателем, нежеланная беременность. Легче переносились те конфликты, которые могли вызывать сочувствие у окружающих, по поводу которых было несложно с ними посоветоваться. Если же конфликт был таким, что не давал возможности его обсуждать (внебрачная беременность, заболевание венерическим заболеванием), то студент (или студентка) оказывались в изоляции, опасаясь осуждения, переживая идеи самообвинения, самоуничижения. В этих условиях легко формировались суицидальные мысли и намерения.
Суицидальные мысли появлялись в отдельных случаях при второй степени декомпенсации, которая проявлялась выраженным снижением успеваемости, накоплением академической задолженности, пропусками занятий и конфликтами с преподавателями и администрацией института. Декомпенсация у одних проявлялась активной формой поведения, у других – пассивной. На этой стадии декомпенсации суицидальные мысли чаще развивались у лиц с активным поведением.
В большей степени суицидальные мысли и попытки наблюдались на третьей стадии декомпенсации у лиц с пассивным поведением. При пассивной форме поведения на этой стадии студенты месяцами не посещали институт, не выходили из дома, были равнодушны к своей судьбе и к окружающему, высказывали суицидальные мысли и совершали суицидальные попытки. Обычно это были замкнутые, стеснительные сензитивные личности. Они скрывали от близких возникшие трудности, не решались с кем-либо посоветоваться.
Мысли о самоубийстве чаще возникали у студентов, у которых отмечалось несоответствие структуры личности выбранному учебному заведению, что наблюдалось при неудачном выборе учебного заведения, а также у тех, у кого обнаруживалось несоответствие особенностей личности предъявляемым требованиям в процессе обучения, и они испытывали состояние переутомления при попытках справиться с трудностями. Нарушения развивались уже на первом курсе и проявлялись развитием психосоматических заболеваний (язвенная болезнь), вегетативными расстройствами, суицидальными высказываниями, высказываниями об отсутствии перспективы, нежелании «продолжать подобное существование». Поводом для самих суицидальных попыток служили конфликты.
Чаще на втором курсе нарастали трудности с умением освоить большой объем изучаемого материала. У студентов нарастали неврастенические расстройства, головные боли, расстройства сна, утомляемость, а затем пониженное настроение, идеи самоуничижения, которые порождали суицидальные мысли и намерения.

Суицидологическая помощь

В течение последних 50 лет из психотерапии выделилась самостоятельная дисциплина, получившая название суицидология. Суицидология - комплексная дисциплина, объединяющая в целях изучения суицидального поведения такие смежные научные дисциплины, как психиатрия, психология, социология, педагогика, юридические науки. На основе суицидологических исследований была разработана система профилактических мер в виде превентивной суицидологической службы (первоначально внедренных в г. Москве, а затем в Петербурге и Екатеринбурге).
Суцидологическая служба включает в себя кризисные кабинеты, в которых человек с суицидальными мыслями или совершивший суицидальную попытку может получить амбулаторную психотерапевтическую помощь в кризисных стационарах, где пациент может получить медицинскую психологическую помощь и лечение. Но особое значение имеет телефон доверия, играющий основную роль в организации суицидологической помощи на протяжении всей ее истории (Полеев А.М., 1983, Полеев А.М., Малофеева Т.А., 1986).
Человек, у которого созревает суицидальное намерение, как правило, не может обсудить свои проблемы ни с кем из своих друзей или родственников. Если бы он мог это сделать, то обсудил бы и нашел конструктивный выход из положения. Но те, кто в силу личных или иных причин, не имели такой возможности, оказывались в числе начинающих обдумывать вопрос о самоубийстве.
Телефон доверия предоставляет возможность в любой момент обсудить свои проблемы анонимно, не связывая себя какими-либо обязательствами. У телефона доверия имеются следующие привлекательные для обдумывающего вопрос о самоубийстве свойства:
- разговор анонимен, он может не представляться, и его собеседник не сможет его «вычислить», особенно если он говорит не с квартирного телефона (в те времена, когда в Свердловске не было своего телефона доверия, некоторые звонили с Центрального почтамта в Московский телефон доверия);
- возможность вступить в разговор в любой момент;
- разговор может быть в любой момент прерван.
В то же время для ведущего психотерапевтическую беседу важны такие особенности телефона:
- впечатление доверительности, создаваемое тем, что разговор психотерапевта воспринимается у самого уха, в непосредственной близости друг от друга, что облегчает обсуждение интимных проблем;
- эффект ограниченной речевой коммуникация – то, что собеседник говорит по телефону, заставляет его перевести проблему в словесную форму, это способствует лучшему ее пониманию пациентом, способствует овладению ситуацией.
Попытка организации телефонной помощи людям в психологическом кризисе впервые имела место в Нью-Йорке в 1906 г. Но действительным началом ее была организация суицидологического телефонного центра в Вене Э. Рингелем, после чего во всех странах Европы и Америки началась организация пунктов телефонов скорой психологической помощи. В 80-е годы только в США и Англии их было около 700. Национальные Центры телефонной помощи объединены в созданной в 1963 г. Международной федерации служб неотложной помощи по телефону – IFOTES, в Женеве. IFOTES, включающая 92 национальные организации, работает в контакте с Международной ассоциацией по предупреждению самоубийств – JASP. В странах народной демократии такие центры стали создаваться в 60-е годы, в Москве и Ленинграде – в 70-е. В Свердловске такая служба и телефон доверия были организованы в 1983 г. При этом только в Екатеринбурге телефон доверия городской экстренной психологической (суицидологической) помощи получил специальный сокращенный телефонный номер 003.


Всем желательно знать о существовании служб, готовых придти на помощь, в первую очередь номера телефонов доверия.
В настоящее время только в Свердловской области имеется около 30 телефонов доверия, в том числе 8 в г. Екатеринбурге, 4 в г. Нижнем Тагиле. Приводим некоторые номера телефонов в Екатеринбурге:
Городской телефон экстренной суицидологической помощи 003
Служба экстренной психологической помощи "Анима" 74-21-41
Служба экстренной психологической помощи (при центре "Холис") 56-43-19
Служба психологической помощи для молодежи (при ж.д. больнице) 73-01-37
Телефон доверия городской наркологической больницы 45-70-66
Служба социально-психологической помощи "Форпост" (для подростков) 32-60-13
В кризисные кабинеты или стационары пациенты направляются или самостоятельно, или по совету психотерапевта, с которым пациент говорил по телефону доверия, либо из реанимационного отделения, куда он поступил в связи с суицидальной попыткой. В Екатеринбурге имеется суицидологическое отделение в психотерапевтической больнице «Сосновый бор» и в ряде других больниц.
Рекомендации по безопасности
1. Необходимо быть внимательными к поведению и состоянию окружающих. Обращать внимание на появление у человека, находящегося в сложной ситуации, мыслей о самоубийстве, или хотя бы мыслей о нежелании жить.
2. Рекомендовать человеку с суицидальными мыслями обратиться в кабинет психологической, психотерапевтической помощи, предложить ему помощь «телефона доверия».
3. При явной угрозе самоубийства обеспечить психиатрическое обследование или стационирование, лечение даже недобровольно, для чего обратиться в психиатрический диспансер по месту жительства. Обеспечить непрерывный надзор за ним, где бы он не находился.
4. Обеспечить наблюдение за человеком, совершавшим попытку самоубийства и в дальнейшем, помочь ему преодолеть вызвавший эту попытку кризис.
5. Необходимо помогать студентам (особенно студентам младших курсов) предотвращать возникновение академической задолженности, которая может привести их к отчислению из учебного заведения и к связанным с этим коонфликтом.

Тема 5. Лекция

В настоящее время молодые люди нередко, а иногда и систематически, сталкиваются с приглашениями их на собрания в различные группы или организации, чаще религиозного характера, представляющие различные культы. В большинстве случаев такие приглашения не имеют никаких последствий: приглашения либо не принимаются, либо приглашенные, посетив несколько раз мероприятия, на которые их пригласили, в дальнейшем теряют к ним интерес и перестают их посещать.
Однако в некоторых случаях последствия посещения такого собрания могут оказаться серьезными и привести к неожидаемым последствиям. Если человек становится активным приверженцем некоторых культов, то у него происходят изменения всех его интересов, планов на будущее, меняется сама личность. В некоторых случаях, которые наиболее привлекают внимание семей и общественности, молодой человек отказывается от продолжения учебы, оставляет работу, уходит из семьи (даже от детей).
Такие последствия наблюдаются в тех случаях, когда человек становится членом организации или группы, относящейся к категории деструктивных культов (в отечественной литературе их часто именуют тоталитарными сектами). Цель данной главы познакомить с понятием деструктивных культов и с последствиями контактов с такими культами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.01 с.)