Сказкотерапия против агрессивности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказкотерапия против агрессивности



Глава 1

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапию можно по праву назвать самым детским направлением психологии, хотя методы сказкотерапии успешно работают и для взрослых. Ведь язык образов и символов понятен всем. Именно поэтому сказку использовали наши мудрые предки в целях ненавязчивого обучения нравственным нормам.

Вот и наши дети вслед за предками осваивают, что такое хорошо и что такое плохо. Так что, если ваш малыш просит вновь и вновь прочитать одну и ту же сказку, не удивляйтесь — идет активный процесс изучения, как устроен наш мир, или работа над актуальной стрессовой ситуацией.

Сам термин «сказкотерапия» означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа ^ет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказки подсказывают, как себя вести в трудных ситуациях или как не надо себя вести. Например, «Морозко» про-авляет трудолюбие, терпение и скромность и показывает, бывает со злыми и ленивыми. «Репка» учит, что, позвав на помощь других, можно решить то, что не под силу одно му. «Колобок» показывает малышу, что может произойти, еа ли убежать от мамы и папы. Тема эта увлекательная и поисти не неисчерпаемая.

Сказка может помочь решить нравственную или эмоциональную проблему, а может и предотвратить их возникновение.

Есть сказки народные, в которых отражен веками накопленный народом опыт, и есть авторские сказки, в которых отражено авторское видение проблемы и ее решения. Очень часто авторские сказки посвящены общечеловеческим проблемам и ценностям. Но все же с авторскими сказками надо быть настороже. В них, как и в любом творчестве, могут отражаться индивидуальные особенности автора. Прочитайте сначала сами сказку, поразмышляйте, какой вывод заключен в ней и хотите ли вы, чтобы этот вывод принял к действию ваш ребенок.

И еще одно примечание — сказки должны подходить ребенку по возрасту. С младенческого возраста ребенок осваивает родной язык, слышит колыбельные, прибаутки, короткие стишки. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Лучше, чтобы сказки были простые и сюжетные обороты — повторяющиеся, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок».

Между двумя и пятью годами мозг ребенка стремительно развивается, у него развиваются представление, память, мышление, фантазия. Общий кругозор, словарный запас значительно расширяется.

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

К 5-6 годам он уже готов к восприятию так называемых волшебных сказок со сложными сюжетами и превращениями. И ему в полной мере открыт сказочный мир.

Глава 2

МеТоДы

О некоторых методах сказкотерапии мы с вами уже поговорили, а некоторые и применили на практике. Мы с вами рассмотрим основные:

1) рассказывание сказки;

2) рисование сказки;

3) сказкотерапевтическая диагностика;

4) сочинение сказки;

5) изготовление кукол;

6) постановка сказки.

Рассказывание сказки

Любое рассказывание сказки терапевтично. Во время прослушивания сказки ребенок ведет интенсивную внутреннюю работу. Когда ребенок просит рассказать сказку, по какому принципу вы выбираете сказку? Можно спросить у ребенка, какую сказку он хочет сегодня послушать. Как правило, ребенок интуитивно знает, над каким вопросом нужно сейчас поработать. А если малыш предоставляет право выбора вам? ' вас должна быть наготове пара актуальных сказок, важных Для ребенка. А как этого достичь? Заранее подготовиться, выполнить домашнюю работу.

Наверняка у вас в доме есть несколько сборников сказок. Интернет также может принести неоспоримую пользу. Наша тема — агрессивное поведение. Задача — найти в различных источниках сказки, освещающие эту тему, конечно, в аллегорической форме.

Придется потрудиться, но только на первом этапе, пото» му что, набрав определенный багаж, вы сможете не раз к нему! обращаться. Это поможет при сочинении собственных сказом в будущем.

Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Рассказывая сказку, вы остаетесь в контакте с ребенком и видите, как он реагирует на определенные моменты. Ведь нередко в сказках проводится параллельно несколько сюжетных ли] ний. Повышенное внимание малыш проявляет в самых важных для него местах сказки — это дает информацию для вашего размышления. Возможно, ребенок захочет задать вопрос, прокомментировать действие персонажа. Позвольте это сделать, но не спешите отвечать. Дайте возможность ребенку самому высказать свои предположения. Вы убедитесь, что мыслительная работа действительно проходит серьезная.

Рисование сказки

Очень хорошо, если есть возможность сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Любой вид творчества приветствуется — это еще одна возможность присвоить сказочную информацию, уже в виде наглядного материала.

Изобразительное творчество дается тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Существует даже отдельное направление в психологии — арт-терапия или терапия творчеством. Науке пока доподлинно неизвестно, как работают арт-терапевтические техники, но, рисуя или работая цветным картоном или пластилином, мы воплощаем все, что нас волнует, чувства и мысли. Тем самым мы освобождаемся от тревоги или другого чувства, которое нас беспокоило.

Рисовать можно все, что захочется, — любую сцену из сказки, одного из героев, можно даже нарисовать продолжение сказки, которое представляется ребенку. Но особенно нас будут интересовать моменты в сказке, в которых, как вы заметили, ребенок проявлял особое волнение. Предложите малышу нарисовать их. Это вдвойне полезно: во-первых, ребенок сможет освободиться от беспокоящих чувств и мыслей, а во-вторых, рисунок может стать поводом для искреннего разговора: что изображено, что персонажи делают, думают и почему, что будет дальше, и т. д.

Помните, что качество изображения не надо комментировать. Не стоит подвергать критике то, как ребенок понял элемент сказки. Если, конечно, не хотите, чтобы это был последний доверительный разговор.

Раз мы говорим о сильных чувствах, вполне естественно, что и рисунки на эту тему будут тревожные. Возможно появление всяческих чудищ, огня или темных красок — это естественно. Поговорите о содержании, о том, что будет дальше, и увидите, как эмоциональный накал стихает. А если предложите еще раз нарисовать то же самое, новый рисунок окажется значительно спокойнее. Это знак того, что и в душе малыша наступает равновесие и ему уже не потребуется агрессивное поведение, чтобы выплеснуть накопившиеся чувства.

Однако если напряжение в рисунках не стихает после многократного рисования или подобные же тревожные мотивы наблюдаются и в рисунках на другую тему, следует обратиться к детскому психологу за консультацией, так как ребенку сложно отреагировать какой-то травмирующий эпизод в его жизни.

Можно рисовать вещи, которые вас вдохновляют, радуют. И это чувство при изображении на бумаге придет в настоящем.

Мысленно вернитесь в ваше детство. Что делало вас счастливым, вызывало хорошее настроение? Что-то, что вы имели или что-то, что делали. Возьмите цветные карандаши, а лучше краски (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если рисуете ощу-ения, эмоции). Нарисуйте это, не беспокоясь о качестве изображе-я- Рисуйте так, как будто вам столько лет, сколько было тогда.

С каким чувством вы выполняли задание? Получили ли удоволь. ствие от творчества? Какие мысли и эмоции вызвало выполнение упражнения?

Сказкотерапевтическая диагностика. С этим методом сказкотерапии вы уже знакомы. Мы с вами работали над вы-яснением причин агрессивного поведения малыша. Но также можно диагностировать любую другую проблему.

 

Сочинение сказки

Хорошо, если под рукой есть сказка, очень подходящая под актуальную проблему, переживаемую ребенком. Но, честно говоря, это далеко не всегда удается сделать. Ведь жизнь бесконечна в своем разнообразии. К тому же только вы подробно знаете ситуацию, переживаемую ребенком, и характер самого ребенка.

Идея этого метода такова: вы заметили, что у сына или дочки возникла эмоциональная проблема, например он (а) стал (а) драться, вы провели диагностику и обнаружили причину (или причины), и у вас появилось предположение, как проблему можно решить. Тогда вы сочиняете сказку, в которой герой попадает в сходную ситуацию, начинает бороться и находит решение. Сын или дочка слушает сказку и следует примеру героя.

Обучению искусству сочинения сказки мы посвятим целую главу. Однако для начала уместно потренировать навыки образного мышления.

Возьмите для примера две любые вещи, предметы или абстрактные понятия. Если бы они могли говорить, какой диалог мог бы между ними состояться? Пофантазируйте. Запишите придуманный разговор-' где он проходил, когда, чем закончилась история.

Абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки. Немного тренировки — и волшебный мир распахнет свои двери.

Изготовление кукол

Изготовление кукол потребуется, если мы решим не останавливаться на достигнутом, а еще и осуществить постановку сказки. Все, что мы говорили об изобразительном творчестве, относится и к изготовлению кукол. Это тоже продолжающаяся работа над сказкой. Изготовляя персонажа собственными руками, мы обретаем полную власть над ним — сделать ему длиннющий нос или смешной колпак, побить или надеть венец.

Техник исполнения кукол великое множество: ф перчаточные куклы; Ф марионетки;

Ф нарисованные и вырезанные из бумаги; Ф из природного материала (камушки, шишки, желуди, коряги); Ф из яичных скорлупок; Ф из спичечных коробков; Ф из пластиковых бутылок и пр.

Перчаточные куклы

Для изготовления перчаточных кукол потребуются старые перчатки, кусочки ткани, кружев, искусственного меха, вата, бусинки, пуговки и т. д. На указательный палец перчатки прикладываем вату, оборачиваем тканью или чулком, пришиваем — это будет голова куклы. Пришиваем пуговки или рисуем лицо. Можно приладить волосы из ниток или меха, головной убор или корону. Остальную перчатку оборачиваем подходящим куском ткани — кукла готова.

Дети любого возраста охотно принимают участие в изготовлении кукол. Работать с иглой и ниткой малышам будет тРУДНо, но под вашим чутким руководством они справятся. ^Делайте всех основных персонажей.

Марионетки

Марионетки тоже просты в исполнении. Берем квадратный лоскут ткани стороной примерно 40-50 сантиме-

 

тров. Складываем его по диагонали. На двух углах по сгиб! будут руки куклы. Из ваты и старых капроновых колготок де. лаем два овальных комочка, пришиваем по углам — это ру. ки куклы. Для головы куклы берем небольшой камушек, оборачиваем его ватой, капроном, пришиваем по центру сгиба. Украшаем голову. Берем прочные толстые нитки, одну привязываем к обеим ручкам куклы, вторую — к голове. Регулиру. ем длину так, чтобы было удобно управлять куклой. В одной руке держим нитку, ведущую к рукам, в другой — нитку, веду. щую к голове. Кукла готова.

Куклы из природного материала

Для изготовления кукол из природного материала вам потребуется клей «Момент» или любой другой, быстро схватывающий различные материалы. А также камушки, коряж-ки, шишки, желуди, ракушки — все, что окажется под рукой. Бусинки, перышки, бисер, пуговки — для оформления. Правил никаких нет — только ваша фантазия.

Из яичных скорлупок получаются овальные смешные человечки, то есть куколки. Но есть один минус — очень хрупкие. Пока научишься осторожно с ними обращаться, побьешь немало. Зато они очень хорошо развивают мелкую моторику ребенка, то есть ловкость пальчиков, развитие которой напрямую связано с совершенствованием мыслительной деятельности. Белок и желток необходимо загодя извлечь из скорлупки с помощью иглы и подсушить. Из яичной ячейки смастерите подставку. Смешную рожицу можно просто нарисовать фломастером так же, как и одежду, или выполнить аппликацию.

Спичечные коробки можно причудливо склеивать между собой, добиваясь сходства с необходимыми персонажами. Богатство форм дает приделывание к коробковому «ту-ловищу» ножек и ручек из толстых ниток или проволоки. Затем можно обклеить фигуру цветной бумагой и разрисовать.

В ход могут пойти и пустые пластиковые бутылки различных размеров. Недостающие детали приклейте из бумаги или просто привяжите лоскуты ткани.

Положитесь на свою фантазию и предложения ребенка. Интересно каждый раз делать кукол из новых материалов. Вы сможете со временем собрать целую коллекцию кукол, которые могут пригодиться для разыгрывания разных сюжетов.

Постановка сказки

Скажите, пожалуйста, много в вашей жизни праздников? А в жизни вашей семьи? Есть возможность количество праздников увеличить. Постановка сказки — событие праздничное. Ее предваряет большая работа — изготовление кукол или костюмов. Если постановка драматическая — репетиции, заучивание ролей, приглашение гостей.

О сцене, конечно, надо позаботиться заранее. Для перчаточных кукол она должна быть на возвышении, что-то вроде ширмы, для марионеток — наоборот, на уровне пола. Для остальных видов кукол это может быть обычный стол, конечно подходяще декорированный. Продумайте, чем будут отличаться декорации, например, нормального Тридесятого Царства от Царства За Семью Морями, куда отправится герой.

Главного героя, естественно, исполняет ребенок. При Дефиците исполнителей роли можно совмещать и даже устроить праздник для двоих, посменно играя персонажей.

Совместная деятельность объединяет детей и родители, приносит радость, и для злости и агрессии не остается Места.

 

Структура волшебной сказки

Сказки есть разные—народные и авторские, бытовые и о животных. Вьщеляют волшебные сказки, в которых с помощью волшебства решаются самые сложные проблемы и находятся выходы из самых запутанных ситуаций. Именно волшебные сказки любимы детьми больше всех остальных. Да и взрослым так не хватает иногда волшебства в жизни, когда по мановению волшебной палочки получаешь все, что захочешь.

Но прежде чем приступать к сочинению сказок, необходимо установить, какие обязательные элементы есть в любой сказке.

Событийное содержание волшебной сказки

1. Описание мирной жизни героя.
Трагическое событие:

Ф герой нарушает запрет (не ходить со двора, не пить из копытца, не открывать такую-то комнату, никому не говорить, не трогать золотую клетку...); или попадается на удочку обманщика (волк переодевается в бабушку или меняет голос на голос Козы-мамы, ведьма уговаривает пойти искупаться, съесть яблочко);

или нелюбим мачехой (оставляют в лесу на съедение диким зверям).

2. Герой отправляется в путь (искать царевну-лягушку,
жар-птицу, волшебное зелье, Финиста Ясна Сокола).

3. Появляется помощник, волшебныедары (фея дарит 3© лушке все необходимое для бала, Баба Яга дает Ивану, царевичу клубочек, щука — волшебные слова).

4. Герой добирается до иного царства («три пары бащ. маков истоптал», «три железных хлеба изгрызла»).

5. Борьба, победа (победа в борьбе со Змеем-Горынычем, разгадывание загадок Елены Премудрой, выполнение невыполнимых заданий колдуна).

6. Возвращение, погоня (преследование ведьмой, гусями-л е бедями).

7. Спасение (возможно предательство окружения с присвоением завоеванного, тогда новая победа, обличение вероломных), коронование, свадьба.

Существует еще один метод сказкотерапии — анализ сказки. Но мы его не стали рассматривать в этой книге, так как это не детский метод. Но мы сами, взрослые, желающие использовать сказкотерапию для помощи детям, должны уметь сказку анализировать, чтобы знать, когда какую сказку рассказать ребенку, и чтобы уметь грамотно сказку сочинить.

Каждая психологическая школа трактует содержание сказки по-своему. Мы не будем сейчас углубляться в тонкости этих различий. Рассмотрим только содержание сказки с точки зрения отражения в ней психологического конфликта и его преодоления.

Итак, в психологическом смысле в сказке обязательно происходит следующее.

Психологическое содержание волшебной сказки

1. В образной форме передается конфликт главного героя.

2. Злые персонажи и разного рода препятствия представляют результаты легкомыслия, беспечности, а также страхи и неверие героя в свои силы на различ-

ных этапах повествования.

3. Возникают друзья и помощники. Это могут быть действительно люди, помогающие герою. А также таким образом в символическом виде обозначаются возможности и ресурсы главного героя.

4. Создаются условия для разрешения конфликта, обучения героя; ситуации, где он преодолевает все препятствия и побеждает.

5. Герой изменился, и он получает возможность осознать себя в новом качестве — в качестве победителя.

6. Сказки обязательно завершаются победой, торжеством. Все признают заслуги героя. Конфликт разрешен.

Давайте рассмотрим для примера русскую народную сказку.

Гуси-лебедиили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

еРнулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-

юда — неТу| 0на его кликала! слезами заливалась, причитала, что

УАо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

1Ьежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке

и-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они

-ели ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что

пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печк

—Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает:

—Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

—Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

—Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

—Поешь моего лесного яблочка — скажу.

—У моего батюшки и садовые не едятся...

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

—Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

—Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

—У моего батюшки и сливочки не едятся...

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

—Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

—Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

—Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

—Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

—Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошкуи спрашивает:

—Девица, прядешь ли?

 

мышка ей отвечает: ^ПряАУ, бабушка...

Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:

_ гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

_ речка, матушка, спрячь меня! _ Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня... -Яблоня, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

- Печка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села.в Устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.

Проведем краткий психологический анализ сказки по приведенным выше параметрам:

1- В чем конфликт главного героя? «А дочка позабыла, что ей приказывали (беречь братца): посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла».

2. Наступила расплата за легкомыслие. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях».

5*#

3. Потенциальные помощники появляются (печка яблоня, молочная река), но девочка еще прежняя, не заслуживает помощи. «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...»

4. Снова появляются условия для изменения, уже у Ба-бы Яги. Снова помощник проводит испытание «...вц. бегает мышка и говорит ей: "Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу"». Вот теперь девочка заслуживает помощи и благополучно убегает с достигнутым (братцем).

5. А действительно ли героиня изменилась, проверяется во время погони, ей и самой надо осознать себя в новом качестве. Судя по изменению поведения («"Поешь моего простого киселька". Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком»), в новом качестве героиня уже освоилась.

6. За что и получила заслуженную победу и награду — братца и платочек от родителей.

Конечно, не всегда все классические компоненты присутствуют в каждой сказке. И при сочинении ваших собственных сказок вам необязательно строго следовать изложенной структуре сказки. Но как основа для первых шагов в сочинении сказки, думаю, весьма пригодятся знания о последовательности сказочных событий и о психологическом содержании сказки.

Анализ сказкиПопробуйте теперь самостоятельно провести краткий анализ сказки. Возьмите любую сказку, прочитайте внимательно и рассмотрите ее с точки зрения последовательности сказочных событий. Какие пункты наличествуют, какие пропущены? Или все точно, как в нашем описании?

Прочитайте сказку еще раз, теперь уже стараясь проследить пси*0-логическое содержание сказки. Ответьте на следующие вопросы: Какой конфликт переживает главный герой? Это конфликт с кем-то из его окружения или внутренняя борьба?

какие персонажи и препятствия отражают последствия конфликта

для героя?

Какое трагическое событие символизирует конфликт главного героя? Как он должен искупить свой проступок?

Как в сказке в символическом виде обозначаются возможности и ресурсы главного героя? Приходит ли ему на помощь кто-то? Получает ли герой дары?

Как в сказке создаются условия для разрешения конфликта, обучения героя?

Как мы узнаем, что герой изменился? Как он проявляет себя в новом качестве? Победил ли герой? Разрешен ли первоначальный конфликт?

Методика сочинения сказки

Мы знаем, что для плохого поведения ребенка есть веские причины. Он так защищается от напастей, обиды, боли, которые он переживает. Как умеет.

Из этого следует, что при сочинении сказки перед нами стоят две задачи:

1) оказать малышу эмоциональную поддержку, успокоить;

2) научить, какими еще способами можно преодолеть текущую проблемную ситуацию.

В сказке главный герой или главная героиня должен (Должна) быть очень похожим (похожей) на вашего малыша. и с ним (или с ней) должно произойти приблизительно то же, ЧТо и с вашим сыном или дочкой, только не переборщите — Родство должно быть прозрачным, тонким. Иначе это уже бу-не сказка, а нотация, и цели своей она не достигнет.

Если вы все правильно сделали, у ребенка возникнет

*ство разделенного переживания: «Кто-то может очень хо-

Що меня понять, и я больше не одинок со своей проблемой».

и есть эмоциональная поддержка, и она уже начинает осу-

ествляться с помощью сказки.

Есть ли идеи, какими могли бы быть действующие л* в сказке, и что в ней могло бы происходить?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.077 с.)