Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета



Давайте еще раз взглянем на психологический конфл* переживаемый героиней. Чувство вины, стыда, страх — ] ства, мешающие жить, лежащие тяжелым грузом на ду Мы можем использовать этот образ ненужного груза в сказке Тогда задача героя — этот груз скинуть, освободиться. Но I почему-то этого не делает. Почему? © Может быть, не знает, что его можно просто выбросить? © Или носит его так давно, что и позабыл, что этот груз кло

нит его к земле, не дает дышать свободно? © Или боится, что без него будет еще хуже? © А может быть, думает, что эта ноша ему нужна для чего-то © А возможно, хочет скинуть эту опостылевшую ношу с плеч но не может, потому что она к нему приклеена или он заколдован?

Причин множество, и мы еще не все перечислили. Кстати, заметили ли вы, что, говоря о каком-то ненужном грузе, на самом деле мы имели в виду серьезные психологические процессы, происходящие во внутреннем мире человека? И было хорошо понятно, о чем идет речь. Такова сила метафоры, образного языка — не нужны сложные термины. Метафора, образное сравнение, позволяет сразу схватить суть явления без лишних слов. Многие носят с собой всю жизнь старые обиды. страхи, вину, стыд — тяжелый эмоциональный груз.

У нас есть отличная основа для сюжета сказки, с помо-щью которой мы научим малыша вовремя избавляться от н^ посильной ноши.

Царица и ученик лекаря

авно-давно где-то далеко-далеко жила-была одна царица.

Вот собрала она как-то всех своих придворных, советников и докторов и говорит им: «Плохо мне в последнее время, слабость какую-то ощущаю, идти тяжело, устаю быстро, все меня раздражает. Кто ответит мне, что со мной, и от недуга избавить сможет, будет щедро награжден. А кто возьмется за дело, да не выполнит, лишится головы». Немного охотников нашлось головой рисковать, прогнала их всех царица. А один ученик лекаря опоздал к началу речи царицы и не слышал, что тот, кто неправильно лечить станет, будет казнен. Он и говорит царице: «О царица, дозволь мне слово молвить». Удивилась царица, что кто-то все-таки решился ее вылечить, но позволила говорить.

А ученик лекаря говорит: «Скажи, о царица, что за мешокты все время носишь у себя за спиной?». «Какой еще мешок, что за вздор ты мелешь?» — промолвила грозно царица. А ученик лекаря не испугался, повторяет: «Как же, о царица, ты всегда с этим мешком ходишь? Да ты сама в зеркалах посмотри!»

Посмотрела царица: «А и правда, мешок какой-то за спиной. Откуда же он взялся?» «Этого я не могу знать, — отвечает ученик лекаря, — то одной тебе ведомо. А только вижу я, что сил твоих больше не хватает его на себе таскать. И еще думаю я, что раз ты за много лет ни разу в тот мешок не заглянула, значит, и не нужен он тебе больше». Подивилась царица речам диковинным. Задумалась. А потом вста-ла и велела ученику лекаря с собой идти. Дошли они до быстрой _Ки> что в тех местах протекала. Сняла царица с плеч мешок тяже-ь,и, да и вышвырнула в воды быстрой речки. Унесла речка мешок, ^след его простыл.

Царица с тех пор выздоровела и жила еще сто лет в радости. Уче-г лекаря был щедро награжден, и был ему пожалован чин Главно-0 Доктора при царице.

 

Несколько слов о структуре этой сказки. Героиня сказ. ки — царица — олицетворяет образ нашей девочки. В сказках часто главные герои — коронованные особы. Ребенок в семье центральная, главная фигура, как король или королева. Если в сказке упоминаются родители, герой или героиня становят-ся принцем или принцессой.

Царица просит избавить ее от недуга. Ей не нравится то что с ней происходит, и она понимает, что нужно просить помощи. Это важное сообщение для ребенка — «когда тебе плохо, обратись за помощью к близким».

Описание содержания жалоб максимально приближаем к нашей ситуации, чтобы ребенок увидел сходство с собой и еще внимательнее стал слушать, как похожий на меня герой решает похожую на мою проблему. Ученик лекаря олицетворяет способность взглянуть на ситуацию со стороны без страха.

С помощью ученика лекаря царица видит себя в зеркале, и ей решать, что делать дальше. Оставить все как есть или согласиться, что мешок-то и не нужен. Возможно, пока царица думала, она вспомнила, что за причина заставила ее носить этот мешок, а может быть, и нет. Это уже не важно. Главное, что это дело минувших дней и сейчас приносит только неудобство. Здесь в рассказе мы делаем паузу, чтобы дать возможность и ребенку немного поразмышлять об этом.

Царица приняла решение и выбросила мешок в воды быстрой реки, которая унесла и мешок, и проблему. И решение было правильным, мы знаем, что дальнейшую жизнь царица провела в радости. Об этом мы и рассказали ребенку в мягкой иносказательной форме.

Если у малыша возникает желание, вы можете с ним поговорить о сказке. Конечно, на событийном и (или) эмоци0' нальном уровне.

Эту сказку вы можете по-своему варьировать, чтобы она подходила к текущей ситуации вашего ребенка.

Вязанка хвороста

некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц. Вот однажды пронесся по королевству слух, будто принц надумал жениться. Все красавицы королевства съехались к королевскому дворцу. Да только напрасно. Не нашел среди них принц своей суженой.

Затосковал с той поры принц. Ничто его не радовало — ни прекрасное пение птиц, ни яркие краски чудесных цветов, ни порхание мотыльков. И решил он отправиться в дальние края счастья поискать. Сборы были недолгими, проводы скорыми. И пошел он куда глаза глядят. Долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Повстречал принц однажды на своем пути в лесу старушку. Шла она еле-еле, согнувшись под тяжестью вязанки хвороста, которую она несла на своих плечах. Остановился принц, поздоровался.

- Давай я тебе помогу, бабушка, — говорит принц. — Вижу я, хворост у тебя тяжелый. Да только не пойму, зачем тебе хворост в наших краях — ведь у нас не бывает холодов, а пищу все на угле готовят — так удобнее, уголь-то везде валяется, да и нужно его только пару горсток.

~ Спасибо тебе, добрый человек, — отвечает старушка, — да только не можешь ты мне помочь.

"" Неужели ты думаешь, не справлюсь я с твоей вязанкой хвороста?- удивился принц.

~" Не в этом дело, не серчай, — отвечает старушка, — не могу я снять плеч эту вязанку, сколько ни старалась. Видно, суждено мне весь ек свой ходить с ней на плечах, поверил принц, что нельзя вязанку с плеч сбросить. «Я-то силь-и' Сейчас... ну-ка...» И так пытался принц оторвать вязанку от ста-ки, и сяк, да как ни старался, не смог. Чем же тут секрет? — спрашивает принц. — Неспроста же это.

—Твоя правда, — отвечает старушка. — Вижу я, человек ты добрые расскажу тебе. Обманула я однажды хорошего человека, вот и ^ юсь теперь со своей виной.

—А есть ли средство искупить твою вину? — спрашивает принц.

—Слыхала я, что, если кто признается в своем грехе, спадает закля-тье. Да больно уж страшно.

Помолчала немного старушка и вздохнула:

— Ой, не знаю, я уж столько раз пожалела, что обман совершила.
Только это промолвила, как вязанка-то и сама упала с ее плеч. И
вот ведь чудо — распрямилась старушка! И не старушка она вовсе
оказалась, а прекрасная девушка. Как увидел ее принц, так и понял
сразу — вот она, его нареченная.

Полюбили они друг друга. А вскорости и свадьбу сыграли. И жили они поживали, горя не знали.

Что же содержится в этой сказке? Сюжет выглядит немного по-другому. Сначала появляется принц, ищущий свою половинку и отправившийся на ее поиски.

Но вот встречает он старушку, которая, как выясняется позже, и не старушка вовсе. Но под тяжестью своей ноши она так согнулась, что принц и не узнал красавицы. Мы сообщаем тем самым ребенку: под влиянием давящего чувства вины человек может измениться до неузнаваемости.

И ноша какая-то странная — сразу ясно, что ненужная никому. Отапливать дом не надо, и готовить на хворосте не надо, одна тяжесть от него. Итак, от вины этой никакого проку, одна тяжесть. Героиня наша это тоже понимает, как и принц, который видит ситуацию отстраненно и с удивлением говорит об этом.

Но не все так просто. Не может наша героиня выбросить свою ношу. И силу тут не применить. Даже принц не справился. «Так что не любую проблему можно разрешить силой», -* говорим мы ребенку. А чтоб от вины избавиться, надо в ней признаться кому-то, доброму человеку, которому ты доверЯ' ешь. И случится чудо. Ноша твоя сама с плеч спадет. Такое маленькое чудо происходит и в нашей реальной жизни. Рассказывая о проблеме, мы освобождаемся от нее. И не происходи1 ничего страшного, наоборот, мы получаем возможность раС'

^8

оямиться, расправить плечи, начать дышать свободно. И не надо больше бояться и прятаться в лесу. И теперь, когда «ста-оушка» вернулась к своему настоящему облику, принц узнал в ней свою половинку. А в награду, конечно, наша героиня получает признание своей красоты, любовь и счастье.

Рассказывая ребенку эту сказку, можно оставить сюжет без изменения или внести коррективы, приближающие ситуацию к вашей. А если возникнет необходимость, можно обсудить сказку, спросить мнение ребенка, что скрывала героиня или почему произошло это чудо.

Сочиняем сказку

Попробуйте сочинить сказку для Светы, используя тему лишнего груза, взваленного на плечи. Какие возможные причины остались у нас неосвещенными? Персонажи совсем необязательно должны быть коронованными особами. Это могут быть и не люди.

Вернемся к психологическому конфликту нашей героини. Кроме чувства вины и страха, мы там заподозрили потерю уважения к себе. Это тоже очень значимый фактор. Поищем символ, который мог бы отразить это понятие. Потеря уважения к себе: герой потерял что-то очень важное, и он должен это обязательно себе вернуть. Колечко, платочек, гребень, зеркальце — для девочки. А для мальчика — оловянный солдатик, перочинный ножик, жук в коробочке, особая монетка и т. п.

Заветный молоточек

ассказывают люди, что жил в стародавние времена один паренек. Звали его Прохором. И был он кузнецом, да не простым, а на всю округу знаменитым кузнецом. Хоть и молод он был, а люди уже величали его мастером. Коня так подкует, что тот не скачет, а летит. А уж какие чудесные вещи мог он выковать! Косу для косаря

 

выкует — она сама косит, только успевай за ней. Калитку ажурную такой красоты сделает, что у любого человека, проходящего мимо плохие замыслы из головы улетучивались. Очень он свою работу лю. бил. День-деньской проводил он в своей кузнице, все новые чудес-ные вещи ковал.

И вот однажды приключилась с ним беда — потерял он свой молоточек заветный. Как ни искал, не нашел. Что делать, пришлось другой молоточек взять. И вот ведь что — не выходят больше у Прохора чудесные вещи. Он и работает так же усердно, и больше времени тратит на каждый заказ — а получаются обычные подковы, косы, калитки... Стали люди говорить: потерял, мол, Прохор свой дар. Не вышло из него мастера.

Вот однажды приходит к нему в кузницу мужичок один и говорит: «Ты ли Прохор-мастер?»

— Ну я, — отвечает Прохор, — только не мастер я больше.

—Как так,—удивляется мужичок, — я из дальних краев к тебе шел. Знаю, только ты можешь сделать для шкатулки моей ключик волшебный.

А Прохор ему и отвечает со вздохом:

—Зря ты из дальних краев добирался. Не могу я больше никаких чудесных вещей делать, закрываю я свою кузницу.

—Так что же с тобой приключилось? — спрашивает мужичок.

—Потерял я, растяпа, молоточек свой любимый. Вот и не выходит больше ничего, — отвечает Прохор.

—А что, как я помогу тебе твой молоточек сыскать? — спрашивает мужичок.

—Эх, мил человек, кабы так, я бы тебе десять чудесных ключиков сделал, да и денег бы за работу не взял. Да только напрасный это разговор. Я уж каждый уголок, каждую песчинку перевернул, ничего не нашел.

—А вот мы посмотрим, — говорит мужичок. И достает из своего мешка книгу. А книга та была не простая, а волшебная. В ней все про все написано. Полистал мужичок свою книгу и говорит: «Молоточек твой лежит на дне твоего колодца, обронил ты его, когда воду набирал да подумал, что никакой ты не мастер, раз еще так молод».

росился Прохор к колодцу, на самое дно спустился, нашел-таки молоточек заветный. Вот уж радости было! Кинулся он мужичка обнимать, благодарить. Скорее давай ковать ключики обещанные. А ведь получается! Ключики чудесные вышли — сами в замке поворачиваются, только вставь. Доволен был мужичок работой, д потом Прохор и говорит:

_ Я вот тут подумал. Это что же получается, только я засомневался в себе, сразу потерял то, что имел?

- Вот и думай, смекай, что к чему, да не теряй больше того, что имеешь! — сказал мужичок, распрощался и отправился восвояси. А Прохор, и правда, больше не терял молоточка своего, и сделал, говорят, еще много чудесных вещей.

О чем сказка? О вере в себя, которая так важна для каждого из нас и которая позволяет нам делать чудесные вещи. О том, что, потеряв ее, мы больше не мастера своей жизни. А еще о том, что ее можно найти на самом дне нашего глубокого колодца — нашей сути.

Если чувствуете, что ребенок ваш, как говорится, потерялся, самое время рассказать ему сказку про заветный молоточек.

Конечно, рассказывая эту сказку ребенку, вы можете изменять детали в соответствии с ситуацией. Сочиняя сказки, я часто использую мотивы русских народных сказок. Речевые обороты древнего русского языка, как мне представляется, еЩе больше подчеркивают, как давно происходят излагаемые события, и погружают в волшебный мир.

Это только один из возможных приемов при сочинении сказки. С не меньшим успехом можно использовать сказоч-Ые мотивы других народов или создавать исключительно ав-ТоРскую сказку.

Мы рассмотрели, как при сочинении сказки использует -Гема конфликта главного героя. Также мы можем призвать Помощь и список того, что помогает герою на пути к цели.

Пути достижения героем цели



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.027 с.)