Что содержится в сказке про Птенчика? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что содержится в сказке про Птенчика?



Птенчик еще маленький, но считает себя достаточно взрослым. Совсем как ребенок, переживающий возрастной кризис. И то, что его крылья его пока не слушаются, серьезно злит его. Ведь это означает на самом деле, что пока еще он не взрослый.

Умение летать — прекрасный символ для передачи ощущения свободы, легкости, независимости, а также овладения важным навыком.

Птенчик фактически учится общаться с собой, понимать себя, подчинять себя самому, то есть самоконтролю, так необходимому в период возрастного кризиса семи лет.

Конечно, никому не хочется набивать шишки, лучше бы волшебным образом сразу стать взрослым.

К счастью, рядом с птенчиком оказался вовремя мудрый взрослый, который не стал читать нотаций или ругать птенчика, а предложил в иносказательной форме самому сделать чудо.

И это сработало. В процессе научения происходят важные вещи:

Ф птенчик больше не злится на других; Ф не боится трудностей; Ф верит в себя; Ф ценит свои достижения.

Итак, наш птенчик изменился, повзрослел. Он успеШН0 преодолел кризис.

Во время обсуждения сказки «Как птенчик летать научен» можете поискать ответы на следующие вопросы: л Какая мечта была у птенчика?

л Почему птенчик строил рожицы пролетающим птицам? ф Зачем птенчику бьшо необходимо волшебное заклинание? ф Почему ему не понадобилось волшебное заклинание? ф За что птенчик поблагодарил сову?

Изготовление кукол и постановка сказки

Рисуйте сказку, делайте постановку и кукол: каждый вид работы со сказкой позволяет малышу еще лучше осознать каждый момент сказки и провести необходимую внутреннюю работу для изменения поведения.

Возрастные кризисы — вещь не очень приятная, как, собственно, любой кризис. Но, во-первых, они неизбежны, а во-вторых, нужны для того, чтобы малыш хорошо развивался. Не стоит бояться кризисов трех и семи лет. Теперь вы вооружены знаниями и практическими методами помощи ребенку.

В завершении этой темы хочется пожелать родителям набраться терпения, а ваши любовь и поддержка позволят малышу легко и безболезненно перенести любые испытания.

Часть 3

ПРОФИЛАКТИКА

АГРЕССИВНОСТИ

В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

глава!

основные направления профилактики агрессивности

Мы упоминали, что агрессия в поведении ребенка, как правило, является результатом накопившихся отрицательных эмоций, стрессовых ситуаций, неразрешенных проблем. Ребенком, бросившим с размаху чашку на пол или ударившим Друга, часто движут чувства гнева, обиды, отверженности, незащищенности, тревоги. Дети пытаются, как умеют, с помощью агрессии, насилия защитить свои права. Это не так уж и Удивительно, учитывая, что именно этими способами решается конфликты на экранах телевизоров, да, что греха таить, в семье зачастую ребенок учится этому.

Так вот, в этой связи для преодоления агрессии в поведе-и Ребенка и профилактики ее появления в будущем необхо-Ма работа в нескольких направлениях.

1. Самим родителям показывать своим поведением пример ненасильственных форм разрешения конфликтных ситуаций.

2. Донести до ребенка идею, что насилие порождает о?. ветное насилие, только ухудшая ситуацию.

3. Обучить ребенка выражать негативные чувства в бо. лее подходящей, социально приемлемой манере.

4. Научить своевременно разрешать возникшие пробле-мы и помочь ребенку в этом.

Первое направление самое понятное, но и самое труд. невыполнимое. Что делать, если нас, взрослых, никто в свое время не научил адекватно выражать недовольство и конструктивно решать конфликты? Где же теперь взять эти знания, а тем более навыки? Целеустремленный человек может достичь очень многого. Сейчас доступны и психологические консультации, и посещение всевозможных тренингов, и большое количество книг на эту тему. Одну из таких книг вы держите сейчас в руках. Упражнения и методы, изложенные в ней, могут применить к себе и взрослые.

Мы знаем, что агрессия порождает ответную агрессию, Например, всем знакома картина перепалки в общественном транспорте, когда по пустяковому поводу разыгрываются целые баталии. Но ребенок этого еще не знает и может набить себе немало шишек в жизни. Поэтому нам, взрослым, стоит его предостеречь. С помощью сказки вы можете рассказать ребенку, как опасна эскалация насилия и что есть мирные способы разрешения проблем.

В качестве примера привожу сказку «Заколдованный лес». Эта сказка была придумана для мальчика, который оказался в гуще отношений неприятия, бойкотов, драк в своем школьном классе.

Заколдованный лес

расскажу тебе одну историю. Давно это было. Аа и было ли, никто точно не скажет. А только Ра сказывают, что было где-то одно государство-люди там жили не тужили. Пока однажды не * велся неподалеку от тех мест некий заколдов3 ный лес. Темно и страшно было в том лесу-

это бы еще полбеды. Стали замечать люди, что лес тот не по дням, п0 часам растет, солнечный свет затмевает. И решили жители то-города лес недобрый извести. Взяли в руки топоры, пилы, другой инструмент — и ну рубить, корчевать, пилить. Дружно работали весь лень, многое успели сделать, ушли почивать. А утром приходят к тому месту и не узнают его. Где делянка, что вчера вырубили? На ее месте еще более непроходимая чаща. Принялись вновь за работу, да ни одного сучка не смогли срубить — все топоры, пилы поломали. Не поддается лес вырубке, а только еще быстрее расти стал. Собрали тогда дружину, вооружилось войско и напало на лес. День бьются, другой, а на срубленном месте на глазах вырастает новое да цепляется за ратника, обвивает его своими ветвями и не дает ни вырваться, ни шелохнуться. Так и поглотил заколдованный лес почти всю дружину, а кто вырваться сумел, бежал из тех мест без оглядки. Алее с каждым днем все ближе к стенам города. На месте, где еще вчера были луга, щебетали птицы да бабочки порхали, воцарились тьма, болота да бурелом непроходимый.

И прошел тут слух, будто есть средство от напасти. Сказывали, что на месте теперешнего леса протекал ручей и хранился там где-то талисман, обладающий чудодейственной силой. Кто тот талисман найдет, тот и силу чудесную обретет. Но не нашлось больше смельчаков. Отчаялись люди, стали покидать свой город.

А жил в том государстве один мальчик. Звали его Никита. Очень он любил свою землю и решил попытать свое счастье. Отговаривали ег°- мал еще, вон сколько сильных воинов головы сложили! Но Никита решил твердо, отправился в путь. Идти-то было недалече, а как подошел он кле- У> похолодело все внутри. Но Никита зажмурился, да и шагнул в ча-У- Открыл глаза, а как и не открывал — темнота такая. Прошло не-° вРемени, стали его глаза различать в сумраке деревья, кусты, Ренья, невесть откуда идущие. Но куда же идти и как сквозь этот ^Релом пробиться?

це Ть нечего, принялся Никита пробираться наугад — где пролезет Мно 3 ревно- гАе ползти приходится.

ЧуДи ° вРемени прошло, уж выбиваться из сил стал Никита, как по-сь ему, что мелькнула в стороне тропинка. Пошел в том на-

 

правлении — и верно, тропинка вьется меж деревьев. Ступил Ники та на ту тропку, сразу почувствовал, что силы вернулись, и зашагал легко туда, куда тропинка вела. Шел, шел и вдруг слышит — вода где. то плещется. А это вышел он к ручью лесному. «Неужто тот самый? — с замиранием сердца подумал Никита. — Значит, и талисман где-то рядом».

Решил он сначала испить водицы. Наклонился воды зачерпнуть-что за диво? Блестит камушек вроде на дне ручья. Поднял Никита его — камень диковинный, обрамленный металлом и на цепочке ажурной. Залюбовался Никита красотою вещицы и понял, что нашел то, что искал. Надел он талисман на шею и с изумлением заметил, что лес непроходимый расступился перед ним, засияло ласковое солнце.

Оглянулся — а он уже у городских ворот стоит, и люди его радостно приветствуют. Лес чудесным образом вернулся в свои прежние границы, его стороной обходили, а вырубить уж никто не пытался. А Никиту люди избрали своим королем. И правил он мудро и справедливо долгие годы.

 

Глава 2

Талисманы и выход агрессии

Заколдованный лес в сказке символизирует агрессию, которая является частью нашей жизни. И при необходимости мы можем к ней обратиться, например, для защиты своих прав. Но если мы все больше и больше ведем себя агрессивно, она может поглотить все наше существо. И бороться с ней бесполезно, она становится только еще могущественнее. Нужен другой путь: если не бояться и быть достаточно настойчивым, темнота расступится, и можно найти свою «тропинку». Образ тропинки символизирует движение, надежду, самостоятельность. Тропинка приведет тебя к ручью, который представляет собой личную энергию, потенциал развития. Напившись освежающей воды из этого ручья, открыв в себе энергию-потенциал, — обрести талисман. Талисман символизирует наши внутренние ресурсы, необходимые, чтобы справиться с проблемой.

Кстати, тема талисмана очень интересна в нашей работе. Каждому нужна уверенность, что что-то помогает, защищает от опасности.

ТалисманПоговорите с ребенком о том, зачем люди носят талисманы, нужен ли ему талисман и какой талисман он хотел бы иметь.

Возьмите разноцветные бусинки, камушки, пуговки, пе-ки, кусочки кожи, кружев, все, что окажется под рукой. Делайте вместе с ребенком талисман ему и себе.

•^

Продолжая эту профилактическую работу, вы можете также:

• рисовать сказку;

• сочинить и рассказать малышу свою сказку;

• сочинить вместе с ребенком сказку на эту тему;

• разыгрывать с помощью любимых игрушек ребенка сценки на тему возможных конфликтных ситуаций с их удачным разрешением без помощи агрессии и насилия.

Третье важное направление по преодолению агрессивного поведения — это обучить ребенка выражать негативные чувства в более подходящей, социально приемлемой манере.

Часто ребенка воспринимают как агрессивного, хотя на самом деле он просто выражает свой гнев, досаду, злость. Все эти чувства — вполне нормальны, являются частью нашей жизни. Все мы время от времени злимся. И это чувство переполняет нас. Если мы не будем осторожны, оно может вылиться в неприятные формы. Бывает, что мы нагрубим близкому человеку или сорвемся на ребенке. А нашего ребенка точно так же зачастую переполняют чувства возмущения, гнева, ярости. Пытаться держать их внутри опасно, это может негативно повлиять на здоровье. Ведь сильные негативные чувства сопровождает физическое напряжение мышц, выработка определенных гормонов, возбуждающих нервную систему. Сдерживая выражение гнева, мы удерживаем в постоянном напряжении наши мышцы, мы переполняем организм гормонами. С другой стороны, агрессивно себя вести тоже нельзя-Каков же выход?

Во-первых, дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью энергичных физических ДвИ' жений:

• колотить кулаками по подушке;

• рвать газету;

• пинать ногами мяч или мат;

• бить по дивану пластиковой палкой;

• бегать вокруг дома;

• комкать бумагу;

• играть в снежки зимой;

• кричать во все горло (в подушку, если нет подходящих условий).

Во-вторых, выражать гнев с помощью творчества. Вы можете предложить ребенку (да и сами попрактикуйте):

• нарисовать свою злость;

• можно просто взять краски и замалевать лист бумаги, как рука возьмет, и делать это столько раз, пока не почувствуете, что полегчало;

• вылепить из пластилина или глины символическую фигуру обидчика или своей злости, и смять ее.

В-третьих, для выражения гнева можно призвать на помощь воображение. Например, можно:

• представить, как злость вытекает из вас, до самой последней капельки;

• представить, как вы выдыхаете из себя злость вместе с воздухом;

• попрыгать, представляя, как вы вытрясаете из себя гнев;

• представить себя в месте, где тихо, спокойно и очень хорошо.

Предложите ребенку много разных способов, чтобы он смог выбрать, что ему больше нравится. Или раз от раза вы можете выбирать новый способ избавления от злости.

Послесловие

Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки!

Мы с вами подошли к концу нашего путешествия в мир детства и сказки. Конечно, каждый из нас хочет, чтобы наши дети были счастливы. По опыту своей работы психологом я знаю, что очень много личностных проблем наших детей достаточно легко избежать, обладая соответствующими знаниями. Большое число уже возникших сложностей можно в короткие сроки преодолеть с помощью простых методов, доступных каждому.

Для того чтобы дать вам в руки эти знания и практические методы, я и написала эту книгу, посвященную проблеме агрессивности наших детей. Надеюсь, что она вам поможет. Желаю удачи!

Но есть и другие сложные вопросы воспитания, с которыми нам приходится сталкиваться. Например, детские страхи, взаимоотношения между братьями и сестрами в семье, случаи воровства, лжи, жадности. Что делать, если ребенка обижают сверстники или ребенок переживает горе? Этим и другим вопросам будут посвящены другие мои книги.

Вместо заключения

Дорогие читатели! Разрешите на прощание предложить вам короткую русскую народную сказку, иллюстрирующую, как важно нам, взрослым, помнить, что мыслительные процессы наших детей устроены иначе. И если мы хотим, чтобы наше взаимопонимание сохранялось и умножалось, нужно позаботиться о том, чтобы «угощение» было в доступной и интересной форме.

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной

каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик-куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал —

ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать НЕЧЕМ.
Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и

ак> и лизнет его, и понюхает-то — никак достать не может: е лезет голова в кувшин.

^ журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.

юда

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неде. лю, а домой пошла — несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

приложения

«Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена

Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля — от стен дома до самой воды — заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост.

В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, — другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.

Наконец яичные скорлупки затрещали.

Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.

— Пип, пип! — сказали они.

— Кряк, кряк! — ответила утка. — Поторапливайтесь!
Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали ози
раться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха. Мать не

еШала им — зеленый цвет полезен для глаз.

Ах, как велик мир! — сказали утята. Еще бы! Теперь было куда просторнее, чем в скорлупе.

Уж не думаете ли вы, что тут и весь мир? — сказала ь- Какое там! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, за е— Но, по правде говоря, там я отроду не бывала!.. Ну что,

все уже выбрались? — Иона поднялась на ноги. —Ах нет, еще не все... Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этощу будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение. И она уселась опять.

— Ну, как дела? — спросила старая утка, просунув голо-ву в чащу лопуха.

— Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, — сказала молодая утка. — Сижу, сижу, а оно все не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все как один — в отца! А он-то, негодный, даже не навестил меня ни разу!

— Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, — сказала старая утка. — Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, — не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!

— Нет, я, пожалуй, посижу, — сказала молодая утка. — Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.

— Ну и сиди! — сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло.

—Пип! Пип! — пропищал птенец и вывалился из скорлупы. Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.

— Ужасный урод! — сказала она. — И совсем не похож
на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле? Ну, Да в
воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть
его туда силой!

На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопЯ был залит солнцем.

Утка со всей своей семьей отправилась к канаве. ВЯ1' тых! — и она очутилась в воде.

— Кряк-кряк! За мной! Живо! — позвала она, и утята
один за другим тоже бултыхнулись в воду.

Сначала вода покрыла их с головой, но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед. Лапки у них так и заработали, так и заработали. Даже гадкий серый утенок не отставал от других.

—Какой же это индюшонок?—сказала утка.—Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сьш. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему. Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество — мы отправимся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!

Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора. Бог ты мой! Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки угря. И в конце концов эта головка досталась кошке.

— Вот так всегда и бывает в жизни! — сказала утка и об
лизнула язычком клюв — она и сама была не прочь отведать
угриной головки. — Ну, ну, шевелите лапками! — скомандо
вала она, поворачиваясь к утятам. — Крякните и поклонитесь
вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской
породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке крас
ный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого
только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят по
терять, — по этому лоскутку ее сразу узнают и люди, и жи
вотные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспи
танный утенок должен выворачивать лапки наружу. Вот так!

МотРите. Теперь наклоните головки и скажите: «Кряк!» Утята так и сделали. Но другие утки оглядели их и громко заговорили:

— Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало бы-
• А один-то какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим!

И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. ■ Оставьте его! — сказала утка-мать. — Ведь он вам ни-его не сделал!

— Положим, что так. Но какой-то он большой и несураз,
ный! — прошипела злая утка. — Не мешает его немного проучить

А знатная утка с красным лоскутком на лапке сказала:

— Славные у тебя детки! Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй... Бедняга не удался! Хорошо бы его переде-лать.

— Это никак невозможно, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив—это правда, но у него доброе серд. це. А плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос. — И она разгладила клювом перышки на его спине. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь.

— Остальные утята очень, очень милы! — сказала знатная утка. — Ну, будьте как дома, а если найдете угриную головку, можете принести ее мне.

И вот утята стали вести себя как дома. Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры.

— Слишком велик! — говорили они.

А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!

Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм отталкивала его ногою.

Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор л распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты.

Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны.

«Это оттого, что я такой гадкий», — подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда. Он бежал до тех пор, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки.

Тут он провел всю ночь. Бедный утенок устал, и ему было очень грустно.

Утром дикие утки проснулись в своих гнездах и увидали нового товарища.

— Это что за птица? — спросили они. Утенок вертелся и кланялся во все стороны, как умел.

— Ну и гадкий же ты! — сказали дикие утки. — Впрочем, нам до этого нет никакого дела, только бы ты не лез к нам в родню.

Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду — о большем он и не мечтал.

Так просидел он в болоте два дня. На третий день туда прилетели два диких гусака. Они совсем недавно научились летать и поэтому очень важничали.

— Слушай, дружище! — сказали они. — Ты такой чуд
ной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? Мы
птицы вольные — куда хотим, туда и летим. Здесь поблизо
сти есть еще болото, там живут премиленькие дикие гусыни-
барышни. Они умеют говорить: «Рап! Рап!» Ты так забавен,
что, чего доброго, будешь иметь у них большой успех.

Пиф! Паф! — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака Упали в камыши мертвыми, а вода покраснела от крови.

Пиф! Паф! — раздалось опять, и целая стая диких гусей

°Днялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охот-

ки окружили болото со всех сторон; некоторые из них за-

Рались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым об-

лаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлеп-шлеп! И камыш раскачивался из стороны в сторо. ну. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверка-ющими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и — шлеп-шлеп! — побежала дальше.

«Кажется, пронесло, — подумал утенок и перевел дух. — Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!»

И он притаился в камышах. А над головою его то и дело свистела дробь, раздавались выстрелы.

Пальба стихла только к вечеру, но утенок долго еще боялся пошевельнуться.

Прошло несколько часов. Наконец он осмелился встать, осторожно огляделся вокруг и пустился бежать дальше по полям и лугам.

Дул такой сильный встречный ветер, что утенок еле-еле передвигал лапками.

К ночи он добрался до маленькой убогой избушки. Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась.

Ветер так и подхватывал утенка — приходилось прижиматься к самой земле, чтобы не унесло.

К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и так перекосилась, что сквозь щель можно легко пробраться внутрь. И утенок пробрался.

В избушке жила старуха со своей курицей и котом. Кота она звала Сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже сыпать искрами, но для этого надо было погладить его против шерсти. У курицы были маленькие коротенькие ноЖ-ки, и потому ее так и прозвали Коротконожкой. Она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку.

Утром утенка заметили. Кот начал мурлыкать, а курий3 кудахтать.

— Что там такое? — спросила старушка. Она погляде-
КРУ1"06* и увидела в углу утенка, но сослепу приняла его за

мирную утку, которая отбилась от дому.

.— Вот так находка! — сказала старушка. — Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень.

И она решила оставить бездомную птицу у себя. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой — курица. Оба они всегда говорили: «Мы и весь свет!» Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Утенку, правда, казалось, что на сей счет можно быть другого мнения. Но курица этого не допускала.

— Умеешь ты нести яйца? — спросила она утенка.

— Нет!

— Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:

— Умеешь ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

— Нет!

—Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!

И утенок сидел в углу нахохлившись.

Как-то раз дверь широко отворилась, и в комнату ворвались струя свежего воздуха и яркий солнечный луч. Утенка так сильно потянуло на волю, так захотелось ему поплавать, что он не мог удержаться и сказал об этом курице.

— Ну, что еще выдумал? — напустилась на него кури
ца. — Бездельничаешь, вот тебе в голову и лезет всякая чепу-
Ха! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!

—■ Ах, плавать так приятно! — сказал утенок. — Такое Удовольствие нырнуть вниз головой в самую глубь!

— Вот так удовольствие! — сказала курица. — Ты со
сем с ума сошел! Спроси у кота — он рассудительней всех,
о я знаю, — нравится ли ему плавать и нырять? О се-

самой я уж не говорю. Спроси, наконец, у нашей госпо-старушки, умнее ее, уж наверное, никого нет на свете!

Она тебе скажет, любит ли она нырять вниз головой в самую глубь!

— Вы меня не понимаете! — сказал утенок.

— Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне! Не дури и будь благодарен за все, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами!

— Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утенок.

— Ну и ступай себе! — ответила курица.

И утенок ушел. Он жил на озере, плавал и нырял вниз головой, но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и называли его гадким и безобразным.

А между тем настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Они так и сыпались с ветвей, а ветер подхватывал их и кружил по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сеяли на землю то град, то снег. Даже ворон, сидя на изгороди, каркал от холода во все горло. Брр! Замерзнешь при одной мысли о такой стуже!

Плохо приходилось бедному утенку.

Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел — все белые как снег, с длинными гибкими шеями...

Это были лебеди.

Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие, могучие крылья и полетели с холодных лугов в теплые края, за синие моря... Вот уж они поднялись высоковысоко, а бедный утенок все смотрел им вслед, и какая-то непонятная тревога охватила его. Он завертелся в воде, как вол-

оК вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, чТо сам испугался. Он не мог оторвать глаз от этих прекрасных птиц, а когда они совсем скрылись из виду, он нырнул на самое дно, потом выплыл опять и все-таки долго еще не мог опомниться. Утенок не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда оНи летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете. Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они.

Он был рад-радехонек, если бы хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утенок!

Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по озеру без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Мороз был такой, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками. Под конец он совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду.

Рано утром мимо проходил крестьянин. Он увидел примерзшего ко льду утенка, разбил лед своим деревянным башмаком и отнес полумертвую птицу домой к жене.

Утенка отогрели.

Дети задумали поиграть с ним, но утенку показалось, что они хотят обидеть его. Он шарахнулся от страха в угол и попал прямо в подойник с молоком. Молоко потекло по полу. Хозяйка вскрикнула и всплеснула руками, а утенок заметался по комнате, влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Легко представить, на что он стал похож!

Хозяйка бранила утенка и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь была открыта, — утенок выбежал, растопырив крылья, кинулся в кусты, прямо на свежевы-павший снег, и долго-долго лежал там почти без чувств.

Было бы слишком печально рассказывать про все беды и Несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму.

Наконец солнышко опять пригрело землю своими теплы-и лучами. Зазвенели жаворонки в полях. Вернулась весна!

Утенок выбрался из камышей, где он прятался всю зиму взмахнул крыльями и полетел. Крылья его теперь были куда крепче прежнего, они зашумели и подняли его над землей. Не успел он опомниться, как долетел уже до большого сада. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом. Ах, как тут было хорошо, как пахло весною!

И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

«Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, а лебеди, завидев его, замахали крыльями и поплыли прямо к нему.

— Убейте меня! — сказал гадкий утенок и низко опу
стил голову.

И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!

Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами.

В это время в сад прибежали дети. Они стали бросать лебедям кусочки хлеба и зерно, а самый младший из них закричал:

— Новый прилетел! Новый прилетел! И все остальные подхватили:

— Да, новый, новый!

Дети хлопали в ладоши и плясали от радости. Потом они побежали за отцом с матерью и опять стали бросать в воду кУ" сочки хлеба и пирожного.

И дети и взрослые говорили:

— Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и мо
лодой!

И старые лебеди склонили перед ним головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. Но все это было позади. Теперь люди говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень склоняет к нему в воду душистые ветки, а солнышко ласкает своими теплыми лучами... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

— Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гад
ким утенком!

«Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен

Фрагмент главы «Карлсон держит пари»

Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу. Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась.

— Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? — спросила мама и обняла его.

— Кристер швырнул в меня камнем, — хмуро ответил Малыш.

— Камнем? Какой противный мальчишка! — восклик-нУла мама. — Что же ты сразу мне не сказал?

Малыш пожал плечами:

— Что толку? Ведь ты не умеешь кидаться камнями. Ты Даже не сможешь попасть камнем в стену сарая.

— Ах ты глупыш! Неужели ты думаешь, что я стану бро-Сать камни в Кристера?

— А чем же еще ты хочешь в него бросить? Ничего дру,
гого тебе не найти, во всяком случае, ничего более подходя.
щего, чем камень.

Мама вздохнула. Было ясно, что не один Кристер прй случае швыряется камнями. Ее любимец был ничуть не луч-ше. Как это получается, что маленький мальчик с такими до-брыми голубыми глазами — драчун?

— Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мир. но можно договориться о чем угодно. Знаешь, Малыш, ведь собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить.

— Нет, мама, такие вещи есть. Вот, например, вчера я как раз тоже дрался с Кристером...

— И совершенно напрасно, — сказала мама. — Вы прекрасно могли бы разрешить ваш спор словами, а не кулаками.

Малыш присел к кухонному столу и обхватил руками свою разбитую голову.

— Да? Ты так думаешь? — спросил он и неодобритель
но взглянул на маму. — Кристер мне сказал: «Я могу тебя от
лупить». Так он и сказал. А я ему ответил: «Нет, не можешь».
Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь,
словами?

Мама не нашлась что ответить, и ей пришлось оборвать свою умиротворяющую проповедь. Ее драчун сын сидел совсем мрачный, и она поспешила поставить перед ним чашку горячего шоколада и свежие плюшки.

Все это Малыш очень любил. Еще на лестнице он уловил сладостный запах только что испеченной сдобы. А от маминых восхитительных плюшек с корицей жизнь делалась куда более терпимой. Преисполненный благодарности, он откусил кусочек. Пока он жевал, мама залепила ему пластырем шишку на лбу. Затем она тихонько поцеловала больное место И спросила:

— А что вы не поделили с Кристером сегодня?

— Кристер и Гунилла говорят, что я все сочинил про
Карлсона, который живет на крыше. Они говорят, что это вы
думка.

— А разве это не так? — осторожно спросила мама.
Малыш оторвал глаза от чашки с шоколадом и гневно

посмотрел на маму.

— Даже ты не веришь тому, что я говорю! — сказал оН. — Я спросил у Карлсона, не выдумка ли он...

— Ну и что же он тебе ответил? — поинтересовалась мама.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.145 с.)