Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы, повышающие результативность занятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте 1. При проведении занятий важна эмоциональность. В раннем возрасте дети в очень 2. По этой же причине нельзя подолгу заниматься одними и теми же играми или 3. Повторность осуществляется в разных вариантах. Наблюдения показывают, что 4. Ребенок занимается охотно и с удовольствием, если все, что ему показывают, 5. Обилие новых впечатлений (игрушек) вызывает пресыщение. 6. Недостаток сенсорных впечатлений у ребенка приводит к задержке его двига Значение потребности во впечатлениях на ранних этапах развития особенно ярко проявляется в условиях, когда по каким-то причинам организм сталкивается с сенсорными лишениями или оказывается в обедненной стимулами среде. Многочисленные эксперименты на крысах, собаках, кошках, обезьянах, которых в молодом возрасте подвергали сенсорной изоляции или содержали в обедненной стимулами среде, показали, что у этих животных обнаруживаются задержки в развитии, устойчивые аномалии з поведении в последующий период, несмотря на то что после эксперимента животных помещали в нормальную для них среду. Один из жесточайших экспериментов был проведен около 350 лет назад индийским падишахом, который поспорил со своими придворными мудрецами, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому не учить. По распоряже- нию падишаха маленькие дети разной национальности были помещены по одному в отдельные комнаты, где они провели семь лет. Им прислуживали немые слуги, и дети ни разу не слышали человеческого голоса. Когда кончился эксперимент и к детям вышли говорящие люди, то вместо ожидаемой человеческой речи они услышали крики, вопли, вой и мяуканье. Выращенные в условиях социальной изоляции, эти дети почти ничем не отличались от вскормленных животных. 7. Наиболее эффективно общение с новорожденным протекает тогда, когда он нахо 8. Для эстетического восприятия, развития музыкального слуха большое значение 9. Музыка может быть дополнительным слуховым стимулом. Но она не должна 10. Помните, что от вас зависит разностороннее развитие малыша. Основным слухо ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
16
Вашему ребенку исполнился один год. Тот ли это ребенок, о котором говорилось в предыдущей главе? Давайте попробуем дать краткую характеристику этого возраста. У ребенка появились два огромных достижения. Во-первых, он научился ходить. Его привлекают все вещи в доме, люди, звуки. Он получил возможность обследовать пространство вокруг себя. Это новое достижение доставляет много хлопот взрослым, его окружающим. Себя ребенок этого возраста ставит в центр всех событий, но его возможности в данный период крайне ограничены, он усваивает названия предметов или действий только в конкретной ситуации или только при многократном повторении; познает мир на эмоционально-чувственной основе; осваивает лишь то, что доступно его пониманию. На втором году жизни ребенок познает функциональное значение вещей (бытовые, игровые, художественные, трудовые). Вторым по значению достижением ребенка второго года жизни является развитие речи. В возрасте 1 год — 1 год 6 месяцев развивается понимание речи. Слово приобретает смысл, только проходя через чувственный опыт ребенка: в 1 год ребенок реагирует на слово, как на сигнал. Слово еще не является элементом обобщения, для этого требуется многократное повторение с одновременным сопровождающим показом предмета, объекта или действия с ним. Активный словарь ребенка крайне мал. Он составляет 30-40 слов (звукоподражания, облегченные слова, восклицания). В активе ребенка много довербальных средств коммуникации (жесты, мимика, взгляды). 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ —2 ГОДА В возрасте 1 год 6 месяцев — 2 года пассивный словарь ребенка начинает переходить в активный. Активный словарь уже составляет 300-400 слов. Ребенок начинает говорить простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Если словарь вашего ребенка ниже возрастной нормы данного возраста, то необходимо принять соответствующие меры для того, чтобы ребенок мог достичь своих возрастных показателей в развитии речи. Одним из важнейших компонентов при восприятии речи является слух. В возрасте 6 месяцев слуховое восприятие ребенка, не имеющего проблем, достигает уровня взрослого человека. Звукочастотный слух формируется в более позднем возрасте (4 года). Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти. Слуховая память подразделяется на: — неречевую (шумы природы, бытовых предметов, голосов животных, людей); — музыкальную; — речевую. К 1 году ребенок владеет большим набором неречевых и речевых ориентировок. Ре-б-енка интересуют звуки, производимые бытовыми предметами (часы, телефон, таймер 7. т. д.). Он с удовольствием слушает музыку в вокальном и инструментальном исполнении, любит слушать короткие стихи. Прослушивая их, вставляет междометия или отдельные слова, доставляя этим огромное удовольствие себе и взрослым. Требует многократного повторения текстов знакомых художественных произведений. Иногда развитие понимания речи и развитие активной речи у ребенка запаздывают. Это настораживает родителей. В этом случае следует обратить внимание: — различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых; — как реагирует на крик; — есть ли интерес к звучащим предметам, игрушкам, или опирается на другие — воспринимает ли тон голоса взрослого (ласковый, сердитый, вопросительный); — слишком внимательный взгляд на лицо родителей должен настораживать; — гипернозализация звучания голоса ребенка (гнусавое произношение звуков); — голос ребенка звучит слишком громко или слишком тихо; — плохое восприятие шепотной речи на расстоянии 6 метров (норма для ребенка Вы можете провести обследование слуха (скрининг) ребенка в домашних условиях!■:■ том, что такое скрининг, говорилось в предыдущей главе). При проведении скрининга ребенка второго года жизни необходимо помнить об особенностях его поведения. Ребенок может не поворачиваться на звук, если: — плохо себя чувствует; — чем-то занят; — не настроен на контакт. Необходимо провести обследование еще раз в другое время и при других обстоятельствах. Следует помнить, что отсутствие реакции на звук у ребенка с нормальным слухом бывает иногда, а у ребенка, имеющего проблемы со слухом,— всегда. Родители часто поздно замечают то, что у ребенка снижен слух (или полностью отсутствует) по той причине, что эти дети гулят, реагируют на громкие звуки. Гуление и лепет — это физиологические процессы. Они отражают созревание в коре головного мозга схемы, улравляющей движениями речевых органов (языка, губ, нёбной занавески, голосовых:зязок). Все эти процессы не связаны со слухом. Гулит любой ребенок: имеющий нормальный слух, с частичной потерей слуха (тугоухий ребенок), глухой. С 10 месяцев лепет ребенка со слуховыми проблемами качественно отличается от лепета хорошо слыша-хях сверстников: он глухой, немодулированный — нет эмоциональной распевки. Чем младше ребенок, тем трудней выявить его слуховое восприятие, потому что он еще не владеет пониманием речи в достаточной степени. Для понимания речи необходимо слышать, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом или действием. Скрининговое обследование ребенка второго года жизни можно провести следующим образом. Во-первых, понаблюдайте за поведением 12-месячного ребенка. К этому зозрасту он должен уметь: — указывать по вашей просьбе на людей или предметы, с которыми он знаком; — имитировать или повторять простые звуки, слоги и короткие слова (с повторяю — пытаться говорить; — понимать «Иди сюда» или другие простые слова-обращения; — пользоваться голосом, чтобы привлечь к себе внимание; — произносить несколько слов; — слушать, когда говорят другие. В домашних условиях в этом возрасте можно провести скрининг, предложенные специалистами Новой Зеландии для обследования детей раннего возраста родителями (Чистович Л., Кожевникова Е. Развитие разума, чувств, способностей младенцев. Пособие для любопытных родителей.— СПб., 1996). Сделайте два комка из папиросной бумаги. Возьмите в каждую руку по комку. Встаньте за спинкой кровати или кресла, на котором сидит ребенок. Ваши ладони должны находиться на уровне ушей ребенка на расстоянии примерно 30 сантиметров, Сжимая и разжимая кулак, пошуршите бумагой сначала с одной стороны. Подождите несколько секунд, может быть, ребенок повернется не сразу. Если же ребенок повернулся, подождите, пока он снова вернется к игре. Пошуршите теперь с другой стороны. Повторите пробу через один-два дня. Так же вы можете проверить слух ребенка пс методике «Трех коробочек», описанной в предыдущей главе. Если у ребенка при проведении скринингового обследования нет реакции на манк} и пищащую игрушку, то возможно снижение слуха. При непостоянной реакции нг звук можно заподозрить задержку психического развития. Проводя обследование ребенка в возрасте одного года, вы должны помнить, что предъявляемые ребенку объекты должны быть удалены от уха ребенка на 6 метров. Проведите пробы 4 раза, фиксируйте результаты после проведения каждой пробы, Если из четырех проб в двух получено «нет» (ребенок не слышит шороха), вам следуе! показать ребенка специалисту. Возникает вопрос — какому? Если вы подозреваете 5 ребенка снижение слуха и проживаете в городе, то обратитесь в сурдологический центр к сурдопедагогу. Если же такового нет, то обратитесь за помощью в детскую поликлинику к лор-врачу. При подозрении на задержку психического развития — к врачу-психоневрологу. Помните о том, что чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем больших результатов вы достигните в развитии слуха ребенка раннего возраста. Диагноз сенсорная алалия при регулярных занятиях с ребенком раннего возраста по развитию неречевого слуха, возможно, исчезнет совсем или смягчится (Н. Н. Трау-готт. Как помочь детям, которые плохо говорят. СПб: «Смарт», 1994.). Взрослый, проводящий занятия по развитию слуха у ребенка, должен помнить, что развитие нерече-< вого слуха является фундаментом для развития речевого слуха в дальнейшем. Авторы пособия придерживались следующих данных оценки развития детей второго года жизни.
1. Мюнхенская функциональная диагностика развития (второй год жизни)/Под ред. 2. Маленькие ступеньки. Книга 8 (Перечень умений, определяющих развитие ре 3. Программа обучения детей в доме ребенка.— М., 1987. 4. Дневник развития ребенка от рождения до 3 лет.— М.: Когнито-центр, 2001. •5. Шкалы оценки психомоторного развития А. Гезелла, модифицированные. Мето-:гческпе рекомендации.— СПб, 1997. ПОКАЗАТЕЛИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ (по сензитивным периодам, выборочно) 1 год — 1 год 3 месяца (12—15 месяцев): — из двух предметов выбирает названный; — выполняет простые указания: дает предмет по просьбе; указывает на предмет, — показывает или смотрит на две картинки из представленных четырех; — танцует при звуках музыки; — пытается воспроизвести серии речевых звуков с определенной интонацией и рит- — откликается на свое имя. 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев (15—18 месяцев): — выбирает из трех предметов названный; — указывает на названную (одну) часть тела; — выполняет просьбу, выраженную двумя словами; — приносит по просьбе знакомый предмет из другой комнаты; — при вопросе «Где?» берет, указывает пальцем или приносит то, о чем просят; — понимает 100 слов; — любит играть в «Голоса животных»; 1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев (18—21 месяц): — правильно показывает 8 из 12 картинок; — выполняет действия по указанию; — выполняет три разных действия с одним и тем же предметом (или картинкой); — указывает на четыре названные части тела (показывает указательным пальцем,
— понимает слово «холодный» (показывает или называет). — понимает 100 слов; — называет звучащие объекты, когда они находятся вне поля зрения; — по просьбе взрослого выбирает 10 из 12 предметов (или картинок); — выполняет поручения по словесному указанию (в два действия); — различает близкие по звучанию слова (стол-стул, шубка-шутка). Сравните показатели развития по шкалам с показателями результатов тестирования;-ашего ребенка. Они могут быть выше или ниже этих показателей, а могут и соответствовать им. Постарайтесь к оценке подойти объективно. Если оценка будет вами завышена, то зебенку будет сложно справляться с последующими заданиями. Если же занижена, то занятия не будут представлять для него интерес. Такой подход можно сравнить с ходь-х>й по лестнице. Для взрослого человека абсурдно подниматься по лестнице, переша-'пвая каждый раз через пять ступенек: это затруднительно, а порой просю невоз- можно. Правильная тактика — подниматься вверх, не пропуская при этом ни одной ступеньки... Взрослый должен соблюдать определенные этапы работы по развитию слухового восприятия, внимания, памяти. 1. Выработка реакции на звук (обнаружение различных неречевых звуков). 2. Различение звучащих игрушек. 3. Дифференциация звучащих предметов:
— по месту звучания; — по силе звучания;, — по высоте звучания; — по долготе звучания; I — по последовательности звучания. 4. Дифференциация речевых звуков на звук, слог и слово (двусложное). I ребенка. I Начинайте знакомить ребенка со звуком по следующей схеме. Ознакомление с реальным звучащим предметом или объектом. 1. Ознакомление с отражением реального объекта в игрушке. 2. Работа с картинкой (изображением звучащего объекта). 3. Нахождение звучащего предмета по словесному указанию. При проведении занятий по развитию слухового восприятия, внимания и памяти, взрослый должен помнить, что к его речи также предъявляются определенные требования (смотри первый год жизни): — при проведении коррекционной работы ребенок должен видеть лицо говорящего — сопровождайте речь показом натурального объекта (игрушки, картинки); — при произнесении глаголов показывайте жестом действие; — после того как ребенок услышит звук, взрослый сразу же должен показать ис-| — фраза должна быть короткой; — подчеркивайте голосом каждое новое слово;I — перед прослушиванием звучания нового предмета необходимо дать установку:; При проведении игр учитываются педагогические принципы: — проведение занятий от простого к сложному — предоставление материала, дос — включение как можно большего количества анализаторов —систематичность и по Для развития слухового восприятия, внимания, памяти взрослые должны накопить банк звуковых данных: — набор аудиокассет с записью бытовых шумов и звуков природы; — подбор звучащих и музыкальных игрушек;| — набор игрушек для определения высоты звучания голосов-звукоподражаний (мамы — подбор игрушек различного качества звучания (трещит, звенит, шуршит, сту — записи музыкальных произведений, доступных ребенку по возрасту (инструмен И_-я совместного прослушивания: — набор картинок с изображением звучащих игрушек, предметов, музыкальных — записи музыкального репертуара, побуждающие ребенка к подпеванию. Игруш- Необходимо помнить, что ребенок слышит музыкальные тона лучше, чем обычные:ытозые шумы. Перед взрослым закономерно встает вопрос о возможности проведения музыкальных пгр с ребенком второго года жизни. Мы очень кратко обозначим вехи развития музыкальных способностей ребенка вто-;сго года жизни, разбив его на периоды, соответствующие наилучшему усвоению му-;ы:-:гльно-ритмического материала и развитию слухового восприятия и памяти. 1 год — 1 год 3 месяца: — выполняет плясовые движения под соответствующую музыку; — воспроизводит простые звуки под музыку; — хлопает в ладоши; — кружится, притопывает ножками. 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев: „— произносит интонационно повторяющиеся фразы; — звенит под музыку погремушкой; — хлопает тихо и громко; — выполняет движение под музыку (без показа); — слушает и узнает знакомые мелодии песен, исполняемые инструментально или — подпевает интонационно повторяющиеся фразы. 1 год 6 месяцев — 2 года: — слушает знакомые песни и записи музыкальных произведений; — подпевает звукоподражания. В основе овладения умениями в этом возрасте лежит подражание. Подражание вызывается только на эмоционально-положительном фоне. Для поднятия эмоционального тонуса ребенка чаще используйте сюрпризные моменты, игры типа «Прятки», -эиски звучащего предмета, нахождение предмета, спрятанного под красивым плат-:-:;м, и т. д. Занимаясь с ребенком старше 1 года, руководствуйтесь теми же принципами, что г раньше: — разнообразьте игры и игрушки, но не переусердствуйте в своем стремлении к — старайтесь повторять пройденное; — следите за внешней привлекательностью того, что предлагаете малышу; — следите за голосом (важна четкость, краткость, эмоциональность); — давайте ребенку слушать музыку. СЕНТЯБРЬ «Колокольчики» Чему учится ребенок: угадывать направление звука; соотносить звучание с и& дающим его предметом; повышать эмоциональное состояние. Оснащение: несколько колокольчиков (на первых порах 2) и помощник (на пример, папа). Ход игры: посадите ребенка на стул, а сами сядьте напротив него на неболь! Основное правило: колокольчики должны звенеть одинаково. Если их нет, возьмите погремушки с одинаковым звучанием или резиновые пищащие иг-гушки. ОКТЯБРЬ • Коробочки» Чему учится ребенок: находить направление звучания игрушки, показывать г.-":: зыбирать из двух коробочек звучащую; обозначать найденную игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка. Оснащение: две одинаковые коробки (10x10 см) одного цвета; одну наполните л-ьжушками. Ход игры: игру проводите за столом. Сядьте с ребенком напротив друг друга. Ьозьмнте пустую коробочку, потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». По-гтьзьте обе коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Малыш дол-асен потрясти по очереди коробочки и показать на ту, которая заполнена ка-жулками. НОЯБРЬ • Коробочки» (усложнение игры) Чему учится ребенок: выбирать из трех.коробочек одну звучащую; показы-згтъ ее и произносить звукоподражание «тук-тук»; получать радость от совместнее игры вместе с мамой (папой, бабушкой). Оснащение: три одинаковые коробочки (10x10 см), одна наполнена камуш- К-гЗШ. Ход игры: игру проводите за столом. Сядьте с ребенком напротив друг друга. Вс-зьмите пустую коробочку, потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую ко-рсоочку, потрясите: «Ничего нет!» Возьмите третью коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте три коробочки на стол тг:-:. чтобы ребенок видел, несколько раз поменяйте местами: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Малыш должен потрясти по очереди коробочки и -оказать на ту, которая заполнена камушками. ДЕКАБРЬ «Коробочки» (усложнение игры) Чему учится ребенок: выбирать из четырех коробок одну гремящую; показы-н-ать направление звучащей коробки и обозначать его словом «там»; произно-:лть звукоподражание «тук-тук». Оснащение: четыре одинаковые коробки (10x10 см), одна наполнена камуш-?:.ами. Ход игры: принцип игры тот же: малыш должен найти коробку с камушками. ЯНВАРЬ «Мишки» Чему учится ребенок: определять домик, в котором живет «говорящий медвежонок», показывать его; произносить звукоподражания (медвежонок рычит «ы-ы-ы»); совершенствовать коммуникативные способности ребенка. Оснащение: два одинаковых медведя, два одинаковых домика для медведей (побольше и поменьше — медведи должны в них помещаться); две одинаковые по звучанию пищалки (это будут «голоса медведей»). Ход игры: взрослый: «Жили-были два медведя. Один жил в большом доме — вот таком! Другой в маленьком — вот таком! Послушай, как мишка говорит (нажмите на пищалку и повторите: «ы-ы-ы»). Где мишка рычит (кричит) — в большом или маленьком доме?» ФЕВРАЛЬ «Кошки» Чему учится ребенок: находить направление звука; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Оснащение: две игрушки-кошки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять резиновых кошек; два домика — большой и маленький. Ход игры: принцип игры тот же: «Где киска кричит — в большом или маленьком доме?» МАРТ «Машины» Чему учится ребенок: находить источник звука, показывать направление звучания игрушки; обозначать звучащую игрушку облегченным словом «киса»; совершенствовать слуховое восприятие; получать радость от общения со взрослыми. Оснащение: две машины, две пищалки, два гаража (коробки из-под обуви — побольше и поменьше — с прорезями для рук). Ход игры: принцип игры тот же — малыш должен показать, «Где гудит ма-1 шина — в большом или маленьком гараже?». АПРЕЛЬ ' «Ваня и Маня» Чему учится ребенок: называть гостей по именам: Маня, Ваня; находить до-' мик, из которого раздается постукивание, показывать направление стука; со-вершенствовать слуховое восприятие; развивать память. Оснащение: две куклы — побольше и поменьше (мальчик и девочка); два Д01 мика (большой и маленький); два карандаша. Ход игры: принцип игры тот же, только вместо пищалок используется посту-! кивание в домиках карандашом или палочкой. Спрашивайте, постукивая: «Кто топает ногами — Ваня или Маня?» Помещайте игрушки в домике на виду у ребенка. МАЙ «Ваня и Маня» (продолжение) Чему учится ребенок: называть гостей по именам: Маня, Ваня; находить домик, из которого раздается постукивание, показывать направление стука; совершенствовать слуховое восприятие; развивать память; выполнять задания ребенок будет более четко и уверенно. Оснащение: две куклы, два домика, две ложки. Ход игры: принципы игры те же, меняется характеристика звука: «Кто ест — Ваня или Маня?» Этапы работы по развитию узнавания неречевых звуков: 1) знакомство с предметом, его изображением и звучанием (можно использо 2) слушание за ширмой с четким указанием, например: «Сейчас будем слу 3) угадывание по звучанию. СЕНТЯБРЬ «Ножки топают, ручки хлопают» (см. Приложение 2, с. 124) Чему учится ребенок: соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; обозначать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); соотносить движения со словами потешки. Оснащение: две картинки — на одной изображение кисти руки, на другой — ступни, небольшая ширма. Ход игры: 1. Прочитайте малышу двустишие: Мы хлопаем руками: оп-оп-оп! Мы топаем ногами: топ-топ-топ! Сопровождайте чтение стихотворения действиями — на слова «ои-оп!» похлопайте в ладоши, а на слова «топ-топ!» потопайте одной ногой. Предложите ма- лышу поиграть вместе с вами. Читайте стихотворение и выполняйте движения по тексту, не договаривая звукоподражания, стимулируя у ребенка звукоподражание: Ручками похлопаем: оп-оп-оп! Ножками потопаем: топ-топ-топ! В случае необходимости помогите малышу сделать это. Покажите ему сначала одну картинку: «Это рука. Где у Вани рука? Где у мамы руки?» Аналогично поговорите о второй картинке: «Это ножка. Где у Вани ножки?» Затем положите две картинки рядом прямо перед малышом и проверьте, различает ли он изображения: «Где ножка?», «Где ручка?» Ребенок должен показать пальцем или глазами на соответствующую картинку. 2. Слушание за ширмой с четким указанием. Если ребенок показал правильно, 3. Постучите руками за ширмой или потопайте ногами под столом и попро Похвалите малыша, если он все показал правильно. ОКТЯБРЬ «Колокольчик—барабан» (см. Приложение 2, с. 124) Чему учится ребенок: различать звучание колокольчика и барабана; соотносить звучание музыкальной игрушки с ее изображением; развивать чувство ритма; расширять пассивный словарь. Оснащение: настольная ширма, две игрушки — колокольчик и барабан с барабанными палочками, две картинки с изображениями колокольчика и барабана. Ход игры: 1. Позвените колокольчиком. Предложите малышу сделать то же самое: «По Постучите в барабан. Предложите ребенку постучать в барабан. Рассмотрите с малышом изображение барабана. Проверьте, различает ли он изображения: «Где на картинке колокольчик? Где на картинке барабан?» Если различает, то занятие можно продолжить. 2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Картинки положите 3. Постучите в барабан и спросите: «Покажи на картинке, что ты слышал. Это колокольчик звенел (дотроньтесь до соответствующей картинки) или барабан стучал (дотроньтесь до другой картинки)!». Похвалите малыша, если он все показал правильно. НОЯБРЬ «Колокольчик—дудочка» (см. Приложение 2, с. 125) Чему учится ребенок: связывать звучание игрушки с ее образом; развивать слуховое восприятие и внимание; получать радость от общения с взрослым в совместной игре. Оснащение: настольная ширма, две игрушки — колокольчик и дудка; две картинки с их изображениями. Ход игры: 1. Позвените колокольчиком. Предложите малышу сделать то же самое: «По 2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Картинки положите 3. Подудите в дудку и спросите: «Покажи, что ты слышал. Это колокольчик ДЕКАБРЬ «Что делает Мишка?» (см. Приложение 2, с. 125) Чему учится ребенок: различать бытовые шумы, соотносить их с определенными предметами; обозначать предметы облегченными словами. Оснащение: игрушечный мишка, ложка в чашке, конфета в фантике; картинки с изображением конфеты и ложки. Ход игры: 1. Говорите малышу так, как будто рассказываете ему сказку: «Это мишка 2. Картинки положите перед ребенком, а ложечку и бумажку спрячьте за 3. «Давай догадаемся, что делает мишка?» Постучите ложкой: «Что делает мишка?» Малыш должен показать на соответствующую картинку, а вы договорите за ребенка: «Ложечка стучит». Пошуршите фантиком: «Что делает мишка? Правильно, шуршит фантиком, разворачивает конфету». ЯНВАРЬ «Мишка в гостях» (см. Приложение 2, с. 126) Чему учится ребенок: продолжать дальнейшее формирование слухового внимания; различать звучание игрушек (колокольчик, барабан, будильник), соотносить звучание с образом игрушки; обозначать любыми доступными словами те предметы, звучание которых он услышал; получать радость от совместной игры, продолжать развивать коммуникативные навыки. Оснащение: игрушки (колокольчик, барабан, будильник), картинки с их изображением, игрушечный медведь. Ход игры: взрослый: «Мишка пришел в гости. Чтобы ему не было скучно, давай с ним поиграем». Игра проводится аналогично предыдущим (в три этапа). ФЕВРАЛЬ «Кто пришел в гости?» (см. Приложение 2, с. 126) Чему учится ребенок: соотносить звук с образом звучащей игрушки; показывать на картинке звучащ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.011 с.) |