Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование слухового восприятия ребенка первого года жизни

Поиск

Для правильного формирования слухового восприятия ребенок должен с младенче­ства находиться среди гармоничных звуков, т. е. тех звуков, которые его успокаивают (записи пения птиц, шум листвы, журчание воды, колыбельные песни).

Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкаль­ности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Новейшие психоло­го-педагогические данные подтвердили, что дети начинают реагировать на музыку очень рано, причем способны воспринимать сложные музыкальные формы. Масару Ибука — президент всемирно известной японской фирмы 8опу, являющийся еще и автором но­вейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста,— рассказывает в сво­ей книге об эксперименте, проводившемся на одном из предприятий фирмы, где был организован детский сад. Цель эксперимента — выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные! самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, а на самом последнем месте оказались детские песни.

Некоторые авторы предлагают даже примерный репертуар: «Птичка» Э. Грига, «Мед­ведь», «Камаринская» из детского альбома П. Чайковского, «Детская полька» М. Глин­ки, «Марш» А. Гедике.

Чтобы определить, подходит ли та или иная музыка малышу, В. М. Бехтерев пред­лагал ориентироваться на внешние реакции ребенка; характер и темперамент малыша безошибочно подскажут родителям выбор мелодии и ритма. Прослушивание на пер­вых порах не должно быть слишком продолжительным. Следует помнить, что любой звуковой раздражитель при большой силе или продолжительности может вызвать бо­лезненные сдвиги в психике, нанести акустическую травму. При этом возникают раз­личные неврозы (логоневроз, энурез, плаксивость, раздражение, снижение памяти и слу­ха, головные боли). Очень важно, чтобы в помещении во время звучания музыки была тишина и ничто не отвлекало ребенка. Нельзя, чтобы по комнате ходили. Желательно также на время прослушивания убрать из поля зрения малыша игрушки и другие отвлекающие предметы.

Воспитывая ребенка, развивая его слуховое и музыкальное восприятие, вы должны знать и учитывать следующее. По теории Масару Ибуки и музлкальное восприятие, и развитие характера, и развитие способностей формируются в большей степени под влиянием родителей. Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запоми-


нает эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь ее неправильно. Мама, услышав это, скажет, что у ее ребенка нет слуха. По теории М. Ибуки дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком, обладают особой способностью слухо­вого восприятия, коль скоро они могут запомнить и точно воспроизвести неправиль­ную мелодию. Поэтому в случае отсутствия музыкального слуха у мамы рекоменду­ется давать слушать малышу пластинки.

Для развития музыкальных способностей продолжайте давать слушать ребенку за­писи пения птиц, шума листвы, плеска воды, пойте колыбельные. Для развития эмо­ций вызывайте общее оживление ребенка. Как можно чаще и дольше разговаривайте с малышом, старайтесь придавать своему голосу певучую интонацию, вызывайте у не­го в ответ улыбку, звуки и движения.

Новорожденный ребенок

Период новорожденное™ является очень важным для формирования общения ре­бенка с родителями. Задача взрослых, и в первую очередь матери, достаточно слож­на — по немногочисленным внешним проявлениям ребенка (плач, крик, движения те­ла, выражение лица) необходимо установить и устранить то, что нарушает нормальное самочувствие малыша.

Это может быть голод, неудобная поза, боль, мокрые пеленки и т. д. Когда вы научитесь достаточно быстро устранять причины, нарушающие нормальное состояние своего ребенка, можно говорить об установлении биологической связи между вами и ним. Эта связь очень важна: от нее зависит не только физическое состояние малыша, его психологический комфорт, но и формирование психологических отношений с дру­гими людьми.

С этой же целью прижимайте малыша к сердцу как можно чаще. Не бойтесь — ребенка до года практически невозможно избаловать. Руки матери по сути своей явля­ются для него комплексным стимулятором. Убедившись, что новорожденный здоров, не надо останавливаться на достигнутом — следует заняться формированием слухового восприятия.

До двухнедельного возраста для разви­тия слухового и зрительного сосредоточения выбирается время, когда ребенок находится в эмоционально-отрицательном состоянии — в период несильного плача и общих беспо­рядочных движений. Сначала наклонитесь к ребенку, потрясите колокольчиком над его грудью с расстояния 30 см, добиваясь успо­коения и привлечения внимания к звуку. Ласково, певуче поговорите с малышом, то наклоняясь, то отдаляясь. Когда малыш со­средоточится на вашем лице, оставайтесь не­которое время неподвижны. Ухо новорож­денного наименее чувствительно к низким частотам. Поэтому звучащие игрушки предъ­являйте малышу в определенной последова­тельности: сначала высокочастотные (коло-



кольчик), затем среднечастотные (дудка), потом низкочастотные (барабан). Используя ИЗ № 3 (горох) и высокочастотные игрушки (пищалки), проведите скрининг слуха так, как это описывалось выше.

Со второй недели жизни можно развивать слуховое восприятие, когда ребенок спо­коен и накормлен. Возьмите колокольчик, потрясите его над грудкой ребенка, пере­двиньте колокольчик влево, затем — вправо, каждый раз дожидаясь, чтобы малыш повернул головку вслед за источником звука. Обычно к месяцу ребенок начинает при­слушиваться к колокольчику.

1 месяц

Проведите повторный скрининг слуха с ИЗ № 1 и пищалкой (если до этого был отрицательный результат).

Для формирования локализации звуков окружающей среды по-прежнему учите ма­лыша находить по звуку перемещающиеся игрушки: когда ребенок спокоен, накорм­лен, возьмите губную гармошку, шарманку или погремушку. Погремушку потрясите над грудью малыша, передвигая влево, затем вправо, дожидаясь каждый раз, пока он не повернет головку вслед за игрушкой. На губной гармошке или шарманке поиграйте сначала с одной стороны кроватки, затем с другой.

В следующий раз пошуршите бумажкой сначала над правым, затем над левым ухом ребенка.

Для развития эмоций часто разговаривайте с малышом, но при этом перемежайте игры, вызывающие у него оживление и повышенную двигательную активность, со спокойным разговором. В эти моменты не трогайте ребенка, не тормошите, разговари­вайте негромко, но оживленно, добивайтесь ответной улыбки.

Для развития музыкальности по-прежнему напевайте колыбельные, ставьте записи пения птиц и музыкальные.

2 месяца

Для установления эмоционального контакта по-прежнему часто прижимайте ма­лыша к сердцу.

Для формирования локализации звуков окружающей среды по-прежнему учите на­ходить по звуку перемещающуюся влево-вправо погремушку, другую по внешнему виду и звучанию. Развитие слуховых дифференцировок: понаблюдайте за реакцией ребенка, когда на фоне известных ему звуков (погремушка) появляется новый (гудок); чаще разговаривайте с малышом двумя способами (нормально и отстраненно).

Для развития музыкальности по-прежнему напевайте колыбельные, ставьте записи, для прослушивания. С этой же целью, напевая плясовую, мягко возьмите ребенка, лежащего в кроватке, за обе руки и приблизьте их друг к другу («кучерское движе­ние»), разведите их в стороны. Можно взять ребенка на руки и приплясывать с ним, слегка приподнимая и опуская, поворачивая вправо и влево.

С 2,5 месяца разговаривайте, агукайте, называйте малыша по имени, не только ко­гда он лежит в кроватке, но и находится на руках другого взрослого, с расстояния 50 см.

Для формирования локализации звуков окружающей среды с 2,5 месяца, разгова­ривая с малышом и сосредоточив его внимание на себе, обходите кроватку, стараясь, чтобы он поворачивал голову и следил за вами глазами.


3 месяца

Для установления эмоционального контакта и развития эмоций при разговоре с малышом меняйте интонации (говорите то ласково, то строго), перекличку чередуйте с молчанием.

Для формирования локализации звуков окружающей среды и развития слуховых лифференцировок давайте малышу прислушиваться к звучанию различных инстру­ментов (металлофона, губной гармошки, маракасы). Играйте сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Добивайтесь от ребенка поворота головы в сторону звука, наклоняйтесь над малышом на расстоянии 25-30 сантиметров. Певуче произносите гласные (а-а-а) в течение 1-2 минут. Называйте ребенка по имени, поглаживайте ему ручки и ножки, называя их.

Для формирования локализации звуков окружающей среды перекликайтесь, аукай­тесь с ребенком, сосредотачивайте его внимание на себе, обходите кроватку, стараясь зызвать поворот его головы на ваш голос, когда сами находитесь вне поля зрения малыша.

Для развития музыкальности и зрительного внимания показывайте под музыку или собственное пение (мелодии без слов) яркие или блестящие игрушки, погремушки, флажки: ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля... плавно раскачивайте их, слегка постукивайте ими

0 перила кроватки, кружитесь с ними.

Для развития музыкальности давайте ребенку слушать классическую музыку (Ви-зальди, Бетховен). Начинайте с высокочастотных инструментов (скрипка, виолончель). Постепенно переходите к низкочастотным (орган, контрабас). Время прослушивания —

1 минута.

4 месяца

Для стимуляции лепета произносите за малышом звуки, издаваемые им, например: «А-а-а», и стремитесь к тому, чтобы ребенок прислушивался и сам произносил их повторно.

Для развития музыкальности давайте ребенку слушать классическую музыку (на­пример, Баха). Постепенно переходите к низкочастотным инструментам (орган, кон­трабас). Время прослушивания — 1 минута.

Для развития эмоций разговаривайте с малышом со сменой интонации (ласково. строго). Ребенок в этот момент может лежать в кроватке или находиться на руках другого взрослого.


Для формирования локализации зву­ков окружающей среды постучите при­мерно в метре от ребенка погремушкой так, чтобы он этого не видел (в этот момент ничто не должно отвлекать ма­лыша — ни разговоры, ни висящие над грудью игрушки).

Если ребенок не дал результата, по­вторите игру через некоторое время с другой игрушкой.

5 месяцев

Для развития понимания речи (предметов) привлекайте внимание малыша к иг­рушке. Для этого крупный яркий звучащий предмет (например, пищалку) поставьте на постоянное место. При назывании его («Это собачка. Ав-ав! Собачка») старайтесь вызвать у ребенка поворот головы в сторону игрушки. Для этого вызывайте ее звуча­ние. После того как ребенок повернет голову в сторону звука, издаваемого игрушкой, опять вызовите звучание собачки и скажите: «Вот собачка, ав-ав!» Повторите несколь­ко раз, после чего дайте малышу потрогать звучащую игрушку.

Для развития эмоций говорите с малышом с разной интонацией (строго, ласково).

Для развития музыкальности при прослушивании веселой музыки возьмите лежа­щего малыша за кисти рук и под музыку сгибайте и разгибайте их, проговаривая текст. Например:

Ладушки, ладушки, испекли оладушки... Воробушки сели, оладушки съели. Оладушки съели, шу-у-у... улетели.

6 месяцев

Для формирования локализации звуков окружающей среды любую звучащую иг­рушку (куклу, часы, будильник) показывайте со всех сторон (слева, справа, сзади). Кроме игрушек дайте ребенку посмотреть и послушать звуки, созданные искусствен­но: скачущий по твердой поверхности металлический шарик, постукивающую ложку, переливающуюся воду.

Для стимуляции лепета оречевляйте звуки («Тук-тук!», «Буль-буль!»). Проведите скрининг слуха с ИЗ № 1, 2, 3 и высокочастотным сигналом.

Для развития понимания речи по-прежнему привлекайте внимание малыша к иг­рушке. Для возобновления интереса возьмите еще одну игрушку, но с другим звучани­ем, внешне отличающуюся от первой. Найдите ей другое постоянное место и поиграйте так же, как в 5 месяцев. Меняйте местонахождение игрушки после того, как малыш на вопрос «Где?» повернет голову в ее сторону.

7 месяцев

С целью установления связи движения с его названием при словах «До свидания!» помашите рукой. При прощании с кем-то помашите рукой малышу: «Пока-пока!» Са­жая ребенка, говорите: «Сядь».


При настораживающем результате проведите повторное скрининговое обследование слуха.

Для развития лепета и слуховых дифференцировок поиграйте с малышом в совмест­ные игры: «Позвеним колокольчиком», «Постучим в барабан»:

Бам-бам-барабан. Что за шум, что за гам? Бам-бам-барабан. Просыпайтесь по утрам!

Поиграйте с малышом в народные игры, одновременно постукивая в барабан (на-гример, в «Ладушки» или «Гуси-гуси»):

Гуси-гуси, га-га-га!

Вы куда? Вы куда? Наши гуси у пруда:

«Га- га-га, га-га-га!»

Для развития лепета в то время, когда малыш лепечет, вызывайте перекличку, -овторяйте те звуки, которые он произносит, произносите новые звуки и слоги.

Для развития понимания речи и зрительного внимания поиграйте со светом: «Ваня, где огонек? Вот огонек!» Повторно погасите и зажгите свет, задавая тот же вопрос.

Для развития понимания названий нескольких предметов поставьте в определенное место два разных по звучанию предмета: один — знакомый малышу, а другой — но-зый. Постепенно увеличивайте их количество.

Для развития понимания речи накиньте прозрачную пеленку себе на голову, спра-пивайте при этом: «Где мама?» Затем стяните с лица пеленку с возгласом: «А-а-а, вот мама!»

Для развития эмоций поиграйте с малышом в народные игры (например, «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая»), показывайте заводные игрушки.

Для развития музыкальности продолжайте давать слушать классическую музыку.

8 месяцев

Для развития эмоций продолжайте вызывать у малыша радость, смех (игры «Прят­ки», «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню»).

Для развития понимания речи учите на слово «Где?» находить знакомые игрушки, например: «Где бубен та-та-та?», «Где барабан бам-бам-бам?». Малыш должен стучать по барабану, бубну самостоятельно, по подражанию или с вашей помощью.

9 месяцев

Для развития музыкальности поиграйте на металлофоне сначала спокойную мело­дию (примерно 1-1,5 мин.), затем плясовую (1-1,5 мин.). Возьмите другой подходя­щий для этого инструмент или напевайте мелодию (сначала грустную, затем веселую).

Для развития понимания речи расставьте по комнате несколько знакомых ребенку игрушек (предметов) с различным звучанием в разные места, независимо от их посто­янного местоположения. Поставьте их по одному так, чтобы они были хорошо видны малышу. Спросите ребенка: «Где собачка?», «Где Ляля?», «Где барабан?». Если ребе­нок найдет все предметы взглядом, поменяйте их местами и спросите еще раз. С этой же целью, обращаясь к малышу, называйте его по имени.


Для активизации речи озвучивайте свои действия: когда малыш просит что-нибудь жестом или звуком, вызывайте у него словесное оформление просьбы (например, если ребенок протягивает руку за игрушкой, надо приблизить ее к нему и произнести: «Скажи: дай-дай!») Увеличивайте количество понимаемых слов, показывайте и называйте раз­ные предметы, знакомьте ребенка с их звучанием (например, коробочки с камушками, монетками). Давайте ребенку игрушку, названия которой он раньше не знал, и проси­те дать ее. Называйте окружающих взрослых (детей) по именам, вызывайте у ребенка желание их найти.

10 месяцев

Для развития понимания речи продолжайте учить ребенка давать по вашей просьбе и находить знакомые игрушки и предметы.

Для развития эмоций продолжайте играть с малышом в игры «Поехали-поехали», «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», «Прятки», «Ку-ку!».

При игре в прятки прячьте игрушку, са­мого ребенка, прячьтесь сами. Приговари­вайте:

По кочкам, по кочкам По маленьким пенечкам И в ямку — бух! Провалился петух!

Для развития обобщения показывайте и называйте предметы, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешнему виду и качеству. Например, кук­ла — резиновая, целлулоидная, матерчатая. Попросите малыша найти, дать все куклы: «Дай мне Лялю! Где еще Ляля? Покачай Лялю».

Для активизации речи вызывайте малыша на подражание: «Споем Ляле песенку! А-а-а!», продолжайте играть с малышом так, как играли в 9 месяцев.

Месяцев

Для развития эмоций и обобщений повторяйте то, чем занимались в 10 месяцев.

Для развития понимания речи покажите малышу, как кормить игрушечную соба­ку, как покачать куклу, как поводить мишку. В дальнейшем просите (без показа) вы­полнять ранее разученные действия.

Для активизации речи вызывайте ребенка на подражания: «Скажи: дай-дай!», «Ска­жи: ав-ав! (кис-кис, Ляля и т. д.)».

Вызывайте выполнение простых поручений. Просите принести знакомый предмет, находящийся в поле зрения ребенка, но на некотором расстоянии от него. Существуют и другие поручения: «Дай», «Возьми», «Положи».

Сфотографируйте или нарисуйте игрушку и знакомьте малыша с новым предметом, одновременно показывая его изображение (например, игрушечная кошка и ее изобра­жение).


12 месяцев

Для развития эмоций продолжайте играть в игры-шутки: «Идет коза рогатая», «Со-го:-:а-ворона», «Поехали-поехали».

Ехали мы, ехали В город за орехами, Да в ямку — бух! Раздавили сорок мух!

Показывая игрушки, вызывайте к ним интерес и желание взять, стимулируйте у ре-:-енка повторение слов: «Скажи: на!», «Скажи: бах!», «Скажи: пока-пока!». Спраши­вайте: «Кто это?», «Что это?».

Продолжайте знакомить малыша с предметом, его изображением и звучанием (на­пример, с будильником).

Серьезные занятия по развитию слухового восприятия, внимания и памяти у малы­ша требуют достаточно много времени. Но каждая минута, потраченная вами сегодня, в будущем сэкономит вам дни!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.009 с.)